kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира по теме: "Птицы - лесные жители"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века". Тип урока: открытие новых знаний. Разработан в соответсвии с ФГОС.   Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная и групповая. Цель урока: познакомить  с особенностями птиц. Формировать  умения самостоятельно  строить и применять новые знания. Методы -обучения:  объяснительно -  иллюстрационный,  частично -поисковый,  исследовательский.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме: "Птицы - лесные жители" »

Технологическая карта урока


Тема: Птицы – лесные жители


Тип урока: Урок открытия нового знания


Цель: Познакомить с особенностями птиц. Формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание


Задачи:

  1. Познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения

  2. Развивать умение находить взаимосвязь в природе; способствовать формированию умений: выделять признаки предметов, проводить простые наблюдения. Развивать познавательный интерес к изучению нового материала

  3. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.


Планируемые результаты.

Предметные:

                  • называть признаки птиц, выделять главный из них;

                  • учиться слушать и находить ответы в рассказе;

                  • учиться работать с информацией, выводить умозаключения из полученной информации,преобразовывать одну информацию в другую;

                  • учиться сравнивать, находить общее и различное.



Универсальные учебные действия.

Личностные:

                  • развитие навыка сотрудничества с учителем и сверстниками;

                  • учиться вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.



Коммуникативные:

                  • уметь озвучивать правила и следовать им;

                  • уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной речи;

                  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;

                  • учиться использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих ответов.



Познавательные:

                  • уметь ориентироваться в своей системе знаний;

                  • умение давать определение понятиям;

                  • учиться анализировать и сравнивать;

                  • учиться выделять необходимый материал из текста, устного рассказа;

                  • учиться делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.



Регулятивные:

                  • уметь определять и формулировать с помощью учителя цель урока;

                  • уметь планировать в соответствии с поставленной задачей.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.


Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс, «Начальная школа 21 века», конверты с заданиями, плакат, рисунки детей, выставка, шаблоны, ватман с изображением Дерева.



Содержание урока


Этапы урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Цель: мотивация к учебной деятельности

Слайд 2

Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности


Здравствуйте, ребята.


Наш урок – урок секретов

Сто вопросов – сто ответов

Отвечай по одному

И научишься всему!


- Как вы считаете, что нам может пригодиться для успешной работы на уроке?

Я надеюсь, что всё то, что вы назвали, вы будете использовать на уроке. Улыбнитесь друг другу. Если вы научитесь улыбаться друг другу, красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое зеркало.

Включаются в учебную деятельность.






Знания, дружба, усердие, дисциплина, хорошее настроение

Актуализация знаний учащихся.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднения в индивидуальной деятельности.

Слайд 3




































































Слайд 4


Предметные:

Знать представителей животного и растительного сообщества – лес, уметь находить их.

Личностные:

Осуществлять самоконтроль, применять приобретённые навыки в практике, коррекция,

самооценка

Звучит музыка леса.


Много на нашей земле разных чудес:

И высокие горы, и глубокие реки, и ледяное море, и жаркие пустыни.

Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес!

Зайдёшь в прохладную зелёную чащу и столько всего услышишь и увидишь!

Листья зашелестели, птицы поют, кто – то в траве шуршит.

Сколько же здесь всяких тайн!


- Ребята, закройте глаза и представьте следующую картину.


Мы сегодня входим в лес,

Полон сказок и чудес,

Кто в лесу таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Всё узнаем без утайки!

Разгадаем леса тайны!


- Где мы с вами оказались?

Я приглашаю Вас, ребята, совершить экскурсию по лесу.

В лесу живут и растут представители многих видов животных и растений. С некоторыми мы уже знакомились на прошлых уроках. Сегодня наше знакомство состоится ещё одним из них.

А вот с какими представителями Вы мне назовёте, выполнив мини – тест.

У Вас на партах у каждого лежат тесты. Возьмите их. Ваша задача ответить на вопросы, выбрать один правильный ответ и занести его в таблицу с нужной буквой. В результате у Вас должно получится какое –то слово.



Тест «Лес и его обитатели»


  1. Какие растения образуют «верхний» ярус:

Б) кустарники

К) травянистые растения

П) деревья


  1. Ягоды этого травянистого растения красного цвета, но они очень ядовиты. Как называется это растение?

Т) ландыш

Л) папоротник

Ч) ветреница


  1. Этот грызун питается плодами, орехами, небольшими насекомыми. Он похож на белку, только меньше. Кто это?

А) медведь

И) бурундук

Е) заяц


  1. Подземный житель, который плохо видит. Кто это?

Г) лиса

В) бурундук

Ц) крот


  1. Это животное живёт в дупле, может ловко прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево. Кто это?

Ы) белка

У) бурундук

И) рысь


1

2

3

4

5









Какое слово у Вас получилось?

А всё ли вы знаете о птицах?
















Закрывают глаза, представляют картину леса.






В лесу.
















Индивидуально работают с тестом.














































Птицы

Да/ нет

Формулирование темы и целей урока.

Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока

Слайд 5

Регулятивные: целеполагание.


А знаете ли вы:

                  • Какие птицы не летают?

                  • Какие птицы не вьют гнёзда?

                  • Звуки каких птиц нельзя назвать пением?

                  • Почему мы не может ответить на все эти вопросы?

                  • Чего мы ещё не знаем?

                  • Какова тема нашего урока?

                  • Что мы должны знать к концу урока?


Нет, не знаем.

Мы не можем ответить на эти вопросы, так как мало знаем о птицах.

Строение птиц, какие птицы обитают в лесу.


Тема нашего урока: Птицы – лесные жители».

К концу урока мы должны знать: строение птиц, какие птицы обитают в лесу. Каково значение птиц в жизни человека.

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения».

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения.


Слайд 6








Слайд 7
































Работа по учебнику стр. 69.













Слайд 8, 9,10,11














































Физминутка

Слайд 12
















































Работа по учебнику стр. 70







Слайд 13















Слайд 14 – кукушка

Слайд 15 –сова

СЛАЙД 16 – СИНИЧКА

Слайд 17 –токование тетерева


















Слайд 18



















Слайд 19




Слайд 20


Работа в паре



Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса






















Коммуникативные:

умение договариваться,

взаимопроверка.

уметь озвучивать правила и следовать им;

уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной речи;

учиться оформлять свои мысли в устной форме;

учиться использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих ответов.


Предметные :

называть признаки птиц, выделять главный из них;

учиться слушать и находить ответы в рассказе;

учиться работать с информацией, выводить умозаключения из полученной информации, преобразовывать одну информацию в другую;

учиться сравнивать, находить общее и различное.





















Для того, чтобы обладать чёткими и полными знаниями, необходимо работать по плану или алгоритму. Чтобы наша работа была более успешная мы организуем её в группе.

                  • Вспомните правила работы в группе

Работать будем по плану. Вам предстоит ответить на вопросы:

  1. Для чего птицам перья?

  2. Какие птицы обитают в лесах?

  3. Зачем птицы летают?

  4. Почему птицы поют?

  5. Создание коллективного панно «Птицы - лесные жители»


  1. Какое значение птиц в жизни человека?


Откройте конверт №1.– прочитайте текст, выделите опорные слова для ответа на вопрос и выберите из карточек необходимые варианты

Для чего птицам перья»

Текст для работы

Найдите слова-действия, которые относятся к слову «перья»


Зачем птице перья? Перьевой покров птиц прочный, лёгкий, надёжный. Он защищает птицу от перегрева, холода и ушибов. Перья помогают птицам летать. Яркая расцветка перьев привлекает самочек. Перья служат маскировкой. Перья у водоплавающих птиц покрыты жировой плёнкой. Это помогает птицам нырять и оставаться сухими. Постель у птицы всегда с собой: перья на брюшке – перинка, на спине – одеяло.

Карточки:

добывают пищу

строят гнёзда

кормят птенцов

чистят перья

защищает от перегрева, холодом и ушибов

издают звуки

привлекают самочек

служат маскировкой

не служит ни для какой цели

помогают птицам летать

защищаются от врагов

служат в качестве постели

Пришло время познакомиться с птицами леса.

Откройте конверт №2

Соберите картинку птицы. Название, получившиеся птицы найдите по рисунку в учебнике на стр. 69.

Подробнее об этих птицах нам расскажут сейчас ребята.

Синица.

Эту птичку называют циркачкой. Острые цепкие коготки помогают ей ловко лазать по коре и ветвям деревьев и кустарников, высматривая насекомых. Весной она перебирается подальше на север, а к зиме – ближе к югу. Если ли ты положишь в птичью кормушку кусочек сала, то обязательно увидишь синичку. Ты узнаешь её по жёлтым пёрышкам на брюшке.

Свиристель.

Свиристель очень нарядная птичка. Её украшают крылья с красными пятнами и чёрной каймой, а также коричнево – серый хохолок. Птички любят есть любые ягоды, но особенно любят рябину, голубику, калину.

Трясогузка.

Если понаблюдать, как она передвигается, то станет ясно, почему её так назвали. Во время движения по земле она всё время потряхивает хвостиком. Получается очень весело и забавно. Питается трясогузка насекомыми, которых ловит на лету.

Ласточка.

Эту птицу легко отличить от любой другой по хвосту. Он похож на двузубую вилочку. Она умеет кувыркаться в воздухе, может на лету попить из водоёма. Легко пролезает в узкие отверстия. Живёт ласточка рядом с человеком. Говорят, что если ласточка поселяется под крышей дома, то в него войдёт счастье.


Физминутка

Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета! Вот бы и нам посмотреть на него сверху! Попробуем взлететь. 

Физкультминутка выполняется под запись звуков птичьих голосов .






Взмахните руками! Сильнее! Машем! Машем! Не получилось? 
 Не вышло? Почему, ведь мы так старались! 

Мы – люди. Люди не летают, как птицы. 

Садитесь. Молодцы.

Люди давно хотели научиться летать, как птицы. Делали крылья, подобные птичьим, нашивали на них перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных средств позволило человеку осуществить мечту о полете. Тогда возникает вопрос: «Зачем же птицы летают»?


Откройте конверт №3 и ответим на вопрос.– прочитайте текст, выделите опорные слова для ответа на вопрос и выберите из карточек необходимые варианты

Текст для работы

Найдите слова-действия, которые относятся к слову «летать»


Может быть, птицам и не обязательно уметь летать? Ведь пингвины не летают и хорошо приспособились к этому! Нет, полёт для птицы необходим так же, как для нас возможность ходить. Птицы летают для того, чтобы спастись от врагов. Чтобы поймать добычу в воздухе. Чтобы строить гнёзда повыше от земли, а значит защитить птенцов от хищников. Для того, чтобы высматривать добычу на земле. А так же, чтобы добираться до тёплых мест, где больше корма.

Карточки

строит гнёзда повыше

спасаться от врагов

ловить в воздухе добычу

добираться до тёплых стран

высматривать добычу на земле

защищать птенцов от хищников

не служит ни для какой цели

издавать звуки

охранять территорию

-Ребята, в какое время года птицы улетают в тёплые края?

- Как вы думаете, почему?

Ответим на этот вопрос и выскажем своё мнение по учебнику стр. 70. Чтение текста сильным учеником.

Согласны ли вы с мнениями Егора и Даши.

Как называют птиц, которые не улетают в тёпле края?

Как мы можем помочь им в зимнее время?

Как называются птицы, которые улетают в тёплые края?

С приходом весны к нам из тёплых стран возвращаются перелётные птицы. Чем же человек может помочь птицам весной?

У птиц даже есть свой праздник «День птиц», который будет отмечаться со всем скоро – 1 апреля.

Я надеюсь, вы приготовите для птиц скворечники и будете ждать заселение птиц в них.

Помните, ребята, что птицам всегда нужна ваша помощь. Ведь как прекрасно услышать в лесу чудесное пение птиц. В мае и начале июня подолгу слышится в тёплые вечера

пение кукушки. (пение кукушку)

А ночью в лесу тихо. Только страшно ухает хищная птица сова (ухание совы)

Как чудесно поёт синичка свои песенки. Они похожи на звук колокольчика. (пение синички).

А вот по дереву стучит дятел. (пение дятла)

Наступает весна, и песню заводят самцы, чтобы привлечь внимание самочки. Например, так поступает тетерев. (токование тетерева).

Пением птицы также дают понять, что территория уже занята. Звуками предупреждают об опасности. Пение – это сигнал к тому, чтобы птицы собрались все вместе, в стаю. Перелётные птицы издают звуки для того, чтобы никто не потерялся и не отстал во время перелёта.

Как прекрасны и необычны птицы леса!!!

- Ребята, посмотрите на доску.

- Что вы видите?

- Кого не хватает на ветках деревьев и в небе?

-Давайте заселим птиц. У вас на парте лежат раскраски – птиц. Вам нужно их раскрасить. Работайте в паре.

Звучит музыка леса

Молодцы, ребята! Как красиво получилось

Птицы – красота природы. Отличные певцы. Помощники в борьбе с вредителями и семенами сорных растений. Птицы, собирая нектар – опыляют растения. Перенося семена, помогают расселяться растению на других территориях. В прошлые века существовала специальная «голубиная почта» - голуби помогали доставлять почту. Весёлое воркование, щебетание и чириканье помогает людям отдыхать.



Наша экскурсия подходит к концу.

Какая была наша тема урока?

Какую цель ставили?

Удалось ли нам её решить?

Посмотрите на наше панно. Что ещё не хватает на деревьях?

Давайте оценим свою работу и приклеим листочки на ветки деревьев.

Для этого возьмите листочки и напишите, выбрав любой вариант предложения:


  1. Мне понравился урок.

  2. Мне не понравился урок.

  3. У меня всё получилось.

  4. У меня были трудности.

  5. Я узнал (а) много нового.

  6. Теперь я знаю…

  7. Свой вариант.

Вы можете написать свой вариант.

Приклеим листочки к веточкам деревьев

Домашним заданием будет по выбору:

  1. Подготовить сообщение про любую птицу.

  2. Составить кроссворд «Птицы – лесные жители».

  3. Подготовить пересказ по учебнику.



Правила работы в группе:

  1. Работать дружно.

  2. Не выкрикивать

  3. Не мешать друг другу

  4. Слушать своего товарища











Карточки:

добывают пищу

строят гнёзда

кормят птенцов

чистят перья

защищает от перегрева, холодом и ушибов

издают звуки

привлекают самочек

служат маскировкой

не служит ни для какой цели

помогают птицам летать

защищаются от врагов

служат в качестве постели






















Синица, свиристель, трясогузка, ласточка.








































Физминутка


















Мы – люди. Люди не летают, как птицы. 
















Карточки

строит гнёзда повыше

спасаться от врагов

ловить в воздухе добычу

добираться до тёплых стран

высматривать добычу на земле

защищать птенцов от хищников

не служит ни для какой цели

издавать звуки

охранять территорию






















Птицы улетают в тёплые края осенью.






Да, ребята верно высказали своё мнение.

Зимующие птицы


Построить кормушки, подкармливать птиц.

Перелётные птицы.


Построить скворечники, подкармливать.




































Деревья леса.


Птиц


Раскрашивают птиц. Клеят на поно.




2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира по теме: "Птицы - лесные жители"

Автор: Семиченко Виктория Сергеевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по окружающему миру по теме  "Береги природу, человек!""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokapookruzhaiushchiemumirupotiemiebierieghipriroduchieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "283542"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453834540"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока окружающий мир: "Дикие и домашние животные" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-dikiie-i-domashniie-zhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "230133"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441993519"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Леса России" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-liesa-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "115723"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412093078"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта урока по окружающему миру "Берегите лес-кладовую здоровья" "
    ["seo_title"] => string(97) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-bierieghitie-lies-kladovuiu-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "127425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415300282"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК  ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РУССКОГО ЯЗЫКА  4 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "intiegrirovannyi-urok-oznakomlieniia-s-okruzhaiushchim-mirom-i-russkogo-iazyka-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "124375"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689727"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства