Урок окружающего мира в 1 «А» классе.
УМК «Планета знаний»
Тип урока: изучение нового.
Тема: Береги природу, человек!
Цель урока: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы; создать условия для выведения правила поведения в природе, опираясь на опыт первоклассников; способствовать расширению знаний учащихся о Красной книге.
Планируемые результаты:
а)предметные : определяют способы взаимодействия человека и природы; формулируют правила поведения человека в природе.
б)личностные: осознают себя жителями планеты «Земля», испытывают чувство ответственности за сохранение её природы.
в) Метапредметные
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе, используют рисунки, фотографии для получения необходимой информации.
Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, приводят убедительные доказательства; умеют работать коллективно. паре. в группе.
Оборудование для учителя:
Презентация у к уроку, отрывок видеофильм «На Лесной тропе»
Оборудование для учителя:
-УМК «Планета знаний»; Рабочая тетрадь для 1 класса
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд)
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Ждет урок ребят сейчас!
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Ведь улыбка человека - одно из самых удивительных явлений в мире. Улыбка позволяет передать свои чувства, несёт доброту и нежность людям.
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы узнали много нового и интересного поднялись на ступеньку выше по лесенке знаний. Успеха вам!
2. Постановка учебной задачи.
Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую. слайд)
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться.
Змеи. Слоны. Черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте!
-Прошло время. Внимательно посмотрите на экран и скажите,(слайд)
Что изменилось на планете Земля?
-Какие проблемы вы видите на этих рисунках? (природа в опасности)
- Кто создаёт эти проблемы? (человек)
-Правильно ли поступает человек, совершая такие поступки?
(нет, он губит всё живое на планете)
-Ребята, тема нашего урока так и называется: «Береги природу, человек!»
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?(о том, как человеку нужно беречь природу)
-Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос: Как человек должен беречь природу?»
3. Формирование новых знаний.
-Ребята, скажите, а что такое природа? (то, что окружает нас вокруг)
-Скажите, а природа имеет какое то значение в жизни человека?(ответы)
1) Работа с учебником стр. 94.
-Посмотрите на страницу в учебнике 94 и скажите. Что даёт природа человеку? (слайд) (ответы детей)
-Правильно, она даёт пищу, воду, различное сырьё для промышленности и другие необходимые богатства)
-Какой же мы можем сделать вывод? (ответы)
-Наша жизнь невозможна без природы. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна к человеку.
-Любое живое существо зависит от других живых существ-растений, животных, человека, также окружающей среды-климата, почвы воды, воздуха. Причиной гибели растений и животных на земле являются не только природные явления: извержение вулканов, наводнение, засуха, но многие живые организмы гибнут по вине человека.
2) Работа в парах в тетради на печатной основе на с 30.
-Рассмотрите рисунок в тетради на с. 30.
-Закрасьте зелёным цветом кружок на том рисунке, где ребята поступают правильно. Можете работать в паре и советоваться с соседом по парте.
-Давайте проверим.
(спрашиваю)
-Какой вывод можно сделать?
(Нужно быть природе другом. Нужно бережно относиться к природе. С детства заботиться о ней).
3) Беседа о лесе.
Загадка о лесе.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем! (Лес)
-Мы сегодня уже говорили о пользе леса. А ещё лес –это «фабрика» чистого воздуха. Но лес не только производитель кислорода, он смягчает климат, сохраняет полноводность рек, препятствует росту оврагов и распространению песков.
-Что вы можете сделать, чтобы помочь сохранить лес?
( подкармливать зимой зверей и птиц, огораживать муравейники, помогать сажать молодые деревца, экономно расходовать бумагу и карандаши. Ведь они изготовляются из древесины, соблюдать правила поведения в лесу.
4) Работа с фрагментом из мультфильма «На лесной тропе»
-Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из мультфильма «на лесной тропе», где героями я являются не человек, а звери, но под ними, конечно, подразумеваются поступки людей.
-Правильно ли волк и лиса вели себя в лесу?(нет)
-Что они делали не так? (Ответы)
-Что необходимо знать героям этого мультфильма? (как вести себя в природе)
-Правильно, им необходимо знать правила поведения в природе.
5) Составление правил поведения в природе. Работа в группах.
- сейчас мы поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.(слайд)
-Задание. Восстанови правила поведения в природе. Из слов каждого конверта вы должны составить по одному правилу.
(Дети работают в группах)
- И какие же правила поведения в природе вы должны выполнять?
(ответы каждой группы.) Слайды )
Стихотворение читает ученица
Берегите, дети, лес
Гладь озёр и синь небес.
И цветы вы берегите
Их охапками не рвите.
Вы природу охраняйте
И костры не разжигайте.
Не ломайте тонких веток
Не пугайте птичьих деток.
Грибы, ягоды берите
Но в лесу вы не сорите.
Вы в лесу – всего лишь гости,
Злые вы замашки бросьте.
Родники вы охраняйте,
Ручейки не засоряйте.
И тогда тебе и мне
Природа всё воздаст вдвойне!
5.Знакомство с Красной книгой.
-Люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности и создали специальную Красную книгу. В нашем государстве принят ряд законов об охране природы. В Красную книгу внесены растения и животные, которые сейчас стали редкими. Есть Красная книга и нашей Ульяновской области.
-Найдите определение в справочнике на с. 141, что такое Красная книга?
-Как вы думаете. Почему выбран именно красный цвет? ( цвет опасности)
Красная книга -Красная!
Значит природа в опасности!
8. Этап закрепления нового материала.
- К сожалению, число записей в красной книге растёт.
-Как вы думаете, почему?
(человек продолжает нарушать правила поведения в природе и пагубно влиять на неё).
-Ребята. а если бы муравей. На которого вот-вот наступят. Что бы он сказал?
(слайд, ответы)
-А если бы рыбка из грязной речки могла говорить. Что бы она сказала?
(слайд, ответы)
-Представьте, что каждый живой организм, если бы умел говорить, то смог бы выразить всю свою боль и страдание, которые услышал бы человек.
-Давайте прочитаем их жалобы.
* Жалоба грибочка- не вырывайте меня с корнем, а срезайте, причём аккуратно. А то забудете, как хорошо в лесу пахнет грибами. (слайд)
*Жалобы первоцветов- мы такие хрупкие, нежные и нас так мало осталось! Не рвите нас! (Слайд)
9. Итог урока.
-Итак, давайте вернёмся к главному вопросу нашего урока: Как человек должен беречь природу? (слайд)
-Так давайте будем к тому стремиться,(слайд)
Чтобы нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
10. Домашнее задание.
На следующем уроке мы продолжим говорить о том. Как человеку нужно заботиться о природе. Узнаем что такое заповедники и для чего они нужны.
- В качестве домашнего задания предлагаю всем классом создать Красную книгу редких исчезающих растений Ульяновской области. Помощниками в этой работе вам могут стать рабочая тетрадь на с. 31. Интернет ресурсы, энциклопедии и другие источники информации.
11. Рефлексия.
- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас отличное настроение, то встаньте и подарите всем свою улыбку и похлопайте в ладоши.