ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
(2 класс)
ТЕМА: «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
ЦЕЛЬ: дать ученикам представления о диких и домашних животных;
отрабатывать умения выделять признаки диких и домашних
животных;
развивать память, внимание, речь;
воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки с изображением диких и домашних
животных; презентация «Дикие и домашние животные»;
листочки-задания разного цвета.
ХОД УРОКА.
1.ОРГМОМЕНТ.
Сегодня я вас приглашаю в путешествие в осенний лес. Для успешного путешествия вам понадобиться: наблюдательность, внимание, умение рассуждать. У вас есть такие качества? Тогда в путь.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Работа в парах. Карточка-листочек « Допиши нужную информацию»
Ветер сорвал листочки с деревьев. Возьмите красный листочек. Допишите нужную информацию. Можно совещаться в парах.
Выделяют 4 основные группы животных:
звери,птицы, рыбы,__________________.
А также 2 группы растений:дикорастущие
и___________________.К зверям относят
животных, у которых 4 ноги и ___________
у птиц 2 крыла, 2 ноги и _________________
у рыб -плавник и _______________________.
Давайте проверим,что у нас получилось. Читаем по предложениям,( ответы появляются на экране-слайд) если вы не согласны или есть уточнения поднимайте руку.
3.ПОДГОТОВКА К ВВЕДЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
( на доске картинки растений, диких и домашних животных)
У:-Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить предложенные картинки.
(растения и животные)
У:-А группу животных можно еще разделить по другому признаку. Какому?
(дикие и домашние)
У:- Это и будет тема нашего сегодняшнего урока.
У:- По каким признакам можно отнести животных к диким или домашним?
(……………………)
У:- Сегодня на уроке мы проверим и докажем правильность своих предположений.
4.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
Придя в лес каких животных мы можем встретить? Познакомимся с некоторыми из них поближе.
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой
(медведь)
У:-Все вы знаете лесного жителя- медведя.
Работа по желтым карточкам-информаторам.
У: -Возьмите желтую карточку и прочтите информацию. Кому трудно- можно работать в парах.
. Говорят: "Неуклюжий, как медведь". Это неправда. Бурый медведь - быстрый, ловкий и очень сильный зверь. А почему его так назвали, знаете? Вот послушайте. "Мед-ведь" - значит "мёд ведающий". Знает, где мёд в лесу спрятан. Нашёл мёд, поел и сыт. А ещё медведь ест клубни растений, муравьёв, червей, мышей и даже рыб.
Вопросы после прочтения.
1.Откуда появилось название этого животного?
2.Скажите, ребята, а кто медведю еду добывает?
3.Только ли медом питается мишка?
У: -Все лето кормится медведь, жир накапливает.
-А зимой, что он делает?
(спит)
-Где?
(в берлоге)
-Кто ему берлогу готовит?
(сам)
-Выстилает медведь берлогу медведь еловыми ветками, а сверху мох кладет, чтобы мягко и тепло было. Мишка самостоятельный сам о себе заботится.
Помещаем картинку в раздел дикие
У: - А этого зверька знаете?
На ветке не птичка -
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка,
Кто это?
(Белка)
У:-Белочка к зиме готовится: грибы сушит, орехи собирает. Давайте послушаем стихотворение о белочке-хозяйке.
Ученик
Не привык трудиться зайка,
Барсуку работать лень,
Только белочка-хозяйка
За работой целый день.
По орешнику шныряет,
Ловкая, проворная,
И орехи собирает,
Крупные, отборные.
Сядет, хвостик распушит,
Быстро шишку шелушит.
Спрыгнет вниз, сорвёт грибок -
Заготавливает впрок.
Собирает мягкий мох -
Для подстилки он неплох.
Наработалась, устала,
День, закончив трудовой,
Но зато добра немало
У хозяйки в кладовой.
Как наступят холода -
Есть и домик и еда.
У: Вот какая белочка - хорошая хозяйка, всё у неё к зиме готово. Кто о ней заботится? Сама о себе заботится.
Помещаем картинку в раздел.
У:-А о каком зверьке идёт речь в загадке?
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка)
У:Зайчик тоже к зиме готовится, шубку серую на белую меняет
-А зачем он это делает?
-Давайте послушаем стихотворение "Хитрый зайчишка"
Ученик: ( Милитан н.)
Вот глядите: в лесу
Заяц встретил лису
Нет, не ждал он, косой,
Этой встречи с лисой.
Он присел на снежок,
Сделал первый прыжок,
А за первым - второй
И помчался стрелой!
Не попался зайчишка
Лисе на обед,
Потеряла она
За кустарником след.
Не желая бежать
За косым наугад,
Огорчённо лиса
Повернула назад.
У: Почему, ребята, лиса осталась недовольной?
Помещаем картинку в раздел.
ОБОБЩЕНИЕ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ.
У: Какой признак является общим для этой группы животных?
Давайте обратимся к учебнику. Учебник с.66, вверху
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
У:Мы уже знаем признаки диких животных. А откуда появились домашние животные?
(…………)
У:-Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам.
Работа по зеленым карточкам-информаторам.
Давным-давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. К их жилищу часто подходили волки. Люди стали подкармливать их. Волки становились добрее, а их детёныши привязались к человеку и остались жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Громким лаем, они предупреждали об опасности.
Вопросы после прочтения:
- Догадались ли вы, как люди приручили собаку?
- Когда это было?
У:- Число друзей человека среди животных росло. Кто они наши друзья?
Отгадайте?
У: Спереди - пятачок, сзади - крючок,
Посредине - спинка, а на ней щетинка. (свинья)
Помещаем картинку.
У:- Докажите, что свинка домашнее животное.
- О ком следующая загадка?
У:-Стоит копна.
Спереди вилы,
сзади метла. (Корова.)
У:-А знаете ли вы, ребята, что предком наших коров был - дикий тур. (слайд) Уже 10 тысяч лет назад люди стали приводить и держать в загонах молодых турят. Понятно, что с взрослым животным им было, не справится.
Видите, какие рога у тура. Он очень сильный. Даже с молодыми турятами было очень трудно. Одни убегали обратно в леса, другие становились такими свирепыми. Оставляли только самых смирных. От них и пошли первые домашние коровы. Около пятисот миллионов коров-потомков туров живёт сейчас у человека. И дают они не только вкусное и полезное молоко. Из молока люди получают масло, сыр, творог и другие молочные продукты. Вот какая коровка-кормилица. А вы любите молоко? Пейте дети молоко - будете здоровы.
Помещается картинка.
-С кем же мы дальше встретимся?
У: По горам, по долам
ходит шуба, да кафтан. (Овца)
У:- Овечка сейчас, пожалуй, самое робкое животное на свете. Она боится грома и молнии. Она страшится даже лая собак. И трудно поверить, что когда-то овца была сильным и гордым животным, умевшим постоять за себя и своих детенышей. Дикие прапрабабушки и прапрадедушки наших овечек и сейчас живут высоко в горах, а зовут их муфлоны
(фото муфлона)
У:-Но овца приносит человеку много пользы. Какое отношение имеет этот предмет (валенок) к теме нашего урока? Как вы думаете какую пользу приносит овечка?
Овца приносит человеку много пользы. Мы ходим в одежде, сотканной из овечьей шерсти, носим валенки и тулупы. Овцы дают молоко, из него готовят знаменитые овечьи сыры и брынзу. А какое вкусное мясо - баранина. Вы видите, ребята, как много пользы приносит нам робкая овечка.
Физминутка.
Игра с мячом « Животные и их детеныши»
Кошка- лошадь верблюд свинья
Собака- корова овца верблюд
У: -И так, что же мы узнали о домашних животных?
Обобщение по учебнику (с.66 абзац 2.)
Рабочая тетрадь с.26 задан№1
С.26 задан№2
ВЫВОД: (общий слайд о диких и домашних животных)
Ребята, какой вывод мы можем сделать по теме нашего урока?
РЕФЛЕКСИЯ.
Прогулка наша подходит к концу.Давайте оценим свою работу. Сейчас,я хочу еще раз к нашем разноцветным листочкам.
Зеленый листочек поднимут те дети, которые считают, что у них сегодня все получалось и они работали в полную силу.
Желтый листочек- многое получалось, но могу работать лучше.
Красный листочек- не доволен своей работой, потому что могу гораздо лучше.
Учитель: Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Художники создают картины, писатели пишут книги. И у нас с вами в классе выставка книг о животных, которые вы читали. Вы принесли фотографии своих домашних любимцев, нарисовали рисунки. Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: "Мир - прекрасен!" ( слайд)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Чтобы продолжить наше удивительное путешествие в мир животных запишем домашнее задание. Дома вам нужно выполнить задание в Р.Т. с.26 №3, НО чтобы его выполнить, вам нужно внимательно прочитать текст учебника с.66-69.
УРОК ОКОНЧЕН.