- знать , почему грибы выделены в особое царство природы, строение грибов,определения : симбиоз, плодовое тело, споры; - уметь – отличать ядовитые грибы от съедобных, находить в природе место, где растут грибы, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения. | -способствовать развитию умения анализировать, сравнивать грибы по внешнему виду, самостоятельно рисовать схему строения гриба, - использовать практические методы познания (наблюдение), развитие навыка исследовательской работы учащихся; вести наблюдение; - способствовать формированию умения ставить проблему, искать пути ее решения, работать с разнообразными источниками информации для решения проблемы. | - формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; - осознание необходимости самосовершенствования; - способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении природы; - корректировка своего поведения на уроке в соответствии с моральной нормой; - формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе; - умение работать в группе |
1этап. Мотивация к учебной деятельности 2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. 3 этап. Выявление места и причины затруднения. \ 4 этап. Построение проекта выхода из затруднения. 5 этап. Реализация проекта. 6 этап. Первичное закрепление во внешней речи. 7 этап. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. 8 этап. Включение в систему знаний. 9 этап. Рефлексия. | Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание. Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. | -Прозвенел и смолк звонок Всех собрал он на урок. Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор. Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Что мы делаем перед этим? -Древний философ Аристотель считал, что ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать эти знания на деле. Вот я и предлагаю сегодня применить ваши знания на практике. | -Повторяем уже пройденное. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Проводят анализ, сравнение, классификацию. Ведут запись в маршрутных листах по ходу чтения. Сравнивают свою запись с эталоном и ценивают себя на маршрутном листе в таблице под номером один. Самостоятельная работа с индивидуальной карточкой. Отвечают на вопросы учителя. Планируют свою деятельность. Анализирут объекты и сравнивают их. Делают выводы. Чтение информации в учебнике. Подписывают части гриба и проговаривают соседу. Оценивают свою работу на маршрутном листе в таблице под номером два. Оценивают свою работу на маршрутных листах в таблице под номером три. Выполняют движения согласно словам текста песни Читают парами, обсуждают записывают ответ на листах. Оценивают свою работу на маршрутных листах в таблице под номером четыре. Работают в группах. Оценивают себя на маршрутных листах в таблице под номером пять. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою деятельность на протяжении всего урока. |
Познавательные: извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение и синтезирования; Коммуникативные сотрудничество с учителем и сверстниками, умение оформлять свои мысли в устной форме Личностные: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. | -Все мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас на планете есть еще очень много жителей. Наш общий дом – природа. А какая бывает природа? - Какие признаки живой природы вам известны? - Какие факторы неживой природы влияют на рост и развитие объектов живой природы? - На какие царства делится живая природа? - Вспомните отличительные признаки растений и животных. ( В ходе ответов детей на доске оформляется таблица) - Молодцы! Можно за партой тихонько сидеть, а можно отправиться в лес – чудеса посмотреть. Если внимательны будете, дети, тайны чудные откроете эти. Итак, отправляемся в лес! Послушайте стихотворение и назовите объекты живой природы, о которых услышите. Мы пришли в осенний лес. Сколько здесь вокруг чудес! На поляне дуб могучий Задевает кроной тучи. А внизу грибы растут, Их так много нынче тут! Елки рядышком стоят. Ветки в стороны торчат. Белки прыгают по елкам, Не пугают их иголки. Вот и заяц проскакал, От лисы он убежал. Проверьте себя по слайду. Оцените себя. -Какие объекты живой природы вами записаны? Пробное действие. - А что мы делаем после повторения пройденного? -Зачем оно нужно? - Возьмите карточку для пробного действия и попробуйте разделить объекты живой природы на группы. | -Природа бывает живая и неживая. - Рождается, питается, растет, дышит, имеет потомство, умирает. - Влага, тепло, свет. - На царство растений и царство животных. - Растения зеленые и могут сами приготовить себе пищу с помощью солнечного света, а животные питаются готовой пищей. - Растения неподвижны, а животные могут передвигаться. - Растения состоят из корней, стеблей, листьев, цветов и плодов с семенами, а животные имеют конечности, рот, желудок и т. д. -Объекты живой природы – дуб, елки, грибы, белки, заяц и лиса. - Пробное действие. - Чтобы выяснить, чего мы не знаем. |
Регулятивные: умение ставить цель, планировать деятельность. Личностные: формирование интеллектуальных умений. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: формированиие умения способности к саморазвитию. Регулятивные: умение ставить цель, планировать деятельность. Познавательные: извлечение необходимой информации, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков. Обобщение и синтезирование. Личностные: формированиие умения способности к саморазвитию. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре. Познавательные: умение извлекать информацию из текста, анализировать ее, подводить итоги. Регулятивные: умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности. Коммуникативные: умение работать в паре. |
- Что вы делали? - На какие группы разделили объекты?
- Что показало пробное действие?
- Что будем делать дальше?
- Назовите тему сегодняшнего урока. - Какова наша цель? - Что бы вы еще хотели узнать о грибах.
- Что нам нужно, чтобы вы могли сказать, к какому царству относятся грибы?
( Продолжается работа с таблицей на доске. Дополняется графа «Грибы».) - Разберемся, являются ли грибы растениями или животными. Укажем признаки, которые их делают похожими или отличными от них. - Сравните их с растениями.
- Значит они растения?
- Вы вспоминали части растений. А есть ли они у грибов? Давайте попробуем разобраться со строением гриба.
- Какой вывод сделаем? - Может мы отнесем грибы к царству животных?
- Сформулируем вывод из всего сказанного.
- Вот наш эталон. А где мы можем проверить наш вывод?
- Откройте учебник на с. 86 и проверьте правильность нашего вывода.
- Верны ли наши рассуждения?
- Найдите строение гриба в учебнике на с. 87 и сравните с нашим эталоном. - Что надо добавить в наш эталон?
- Подпишите все части шляпочного гриба в ваших маршрутных листах и еще раз повторите это соседу по очереди.
- Сравните с нашим эталоном.
-Оцените себя.
- (Показываю корзинку) А для чего нам корзинка? - Какие грибы вы знаете? (Дети называют. Вырезанные иллюстрации после показа складываются в корзинку: мухомор, боровик, поганка, лисички…)
- Много грибов в нашей корзинке. А можно их разделить на группы? - Молодцы. А если мы заглянем под шляпку? - Правильно. Шляпочные грибы бывают пластинчатые и трубчатые. - Запишите на какие группы делятся шляпочные грибы. Прочитайте, что записали соседу. -Проверьте по эталону.
-Оцените себя.
Физминутка Песня Ю. Селиверстова «Грибочки»
- А задумывались ли вы над названием грибов? Почему один назван «подосиновиком», а другой «подберезовиком»? - А почему? -Для кого нужны грибы? -Где мы можем найти информацию? - Прочтите третью часть текста на с. 87, где есть ответ на данный вопрос, обсудите в парах и заполните соответствую графу в маршрутных листах.
- Кому грибы приносят пользу?
-Какую помощь оказывают грибы деревьям? - А деревья нужны грибам? - Сделайте вывод. - Такой взаимообмен называется «Симбиоз» - Нарисуйте схему симбиоза на маршрутных листах. - Как называется «дружба» деревьев и грибов?
Проверьте свои записи по эталону. Оцените себя.
| - Разбивали на группы. (Возможные ответы: грибы отнесли к растениям, грибы остались без группы) - Мы не знаем, в какую группу отнести грибы? - Разобраться, в какое царство относятся грибы. - Грибы. - Выяснить, к какому царству относятся грибы. ( Возможные ответы: какие бывают грибы; как их правильно собирать; из каких частей состоит гриб; какие грибы съедобные, а какие опасные; какую роль играют грибы в природе…) - Назвать их отличительные признаки и сравнить с признаками растений и животных. - Они неподвижны, растут как растения, всасывают влагу из почвы. - Но они могут расти и ночью, без света. У них нет хлорофилла. Они не похожи на растения. ( Дети скорее всего назовут шляпку и ножку, грибницу Еще возможны ответы: корень стебель…) - Их строение отличается. Нет, грибы это не растения. - Они и на животных не похожи. Нет рта. желудка. Они не ловят, не двигаются. - Грибы – это не растения и не животные. Грибы – это грибы. А значит они отдельное царство. - Можем посмотреть в учебнике. - Да. Грибы – это отдельное царство природы. - Да, почти совпадает с эталоном. - Шляпка и ножка вместе называются плодовым телом. Еще у грибов есть споры. - Чтобы грибы собирать. Называют грибы. - Да. На съедобные и несъедобные. - У одних есть пластинки, у других дырочки как в губке. - Растут под этими деревьями. Варианты ответов детей. - В учебнике. - Деревьям, животным, людям. - Помогают всасывать из почвы воду и витаминные добавки. - Да, грибы получают питание от них. - Грибы и деревья «дружат». Грибы необходимы деревьям, животным и людям. -Симбиоз. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения Личностные: формирование интеллектуальных умений. Познавательные: умение работать по алгоритму, анализировать информацию, подводить итоги. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. | - А сейчас заработают лесные экспериментальные площадки. (Каждая группа получает конверт, в который входит: задание-алгоритм, рабочие листы для выполнения задания, клей. Слова и иллюстрации для наклеивания предварительно вырезаны) 1 группа – «Дружные» (С помощью текста выяснить, с какими деревьями «дружат» определенные грибы, соединить стрелками их названия и подготовить сообщение.) 2 группа «Знатоки» (С помощью иллюстраций запомнить названия съедобных и несъедобных грибов, изучить, какие грибы путают с ядовитыми, распределить в группе, кто о чем будет говорить) 3 группа «Конструкторы» (Наклеить названия всех частей гриба, если надо соединить стрелками, дорисовать споры, выбрать того, кто сделает сообщение о строении гриба) 4 группа «Экологи» (Извлечь из текста информацию о том, кому нужны грибы, наклеить возле стрелок картинки, подготовить выступление) 5 группа «Теоретики» (Прочитать текст и слова для справок, обсудить, куда надо вставить слова, наклеить слова в нужные места и подготовить сообщение) 6 группа «Практики» (Прочесть памятку грибника, выбрать в ходе обсуждения обоснования этих правил, наклеить их и подготовить сообщение) -Для групп, которые закончат работу раньше, отведенного времени есть дополнительное задание: 1) Собрать пословицу: нет, не, родится, и. гриб, Лесу 2)Составить по схеме загадку о грибе: Не________, не________, но объект живой природы. Оцените свою работу | Презентация выступлений групп. |