Урок окружающего мира по теме: «Ядовитые грибы и растения»
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления обучающихся с правилами обращения с несъедобными и ядовитыми грибами и растениями, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении, воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты: научиться отличать съедобные грибы от ядовитых и оказывать первую помощь при отравлении.
Личностные результаты осознают необходимость беречь своё здоровье.
УУД: познавательные осуществляют наблюдения, опыт, анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение, выделение главной мысли текста, чтение информации, отраженной на иллюстрациях, составляют рассказ – рассуждение, участвуют в игре-упражнении.
Регулятивные: осуществляют оценку жизненных ситуаций, контроль участия в совместной деятельности.
Коммуникативные: владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.
Ход урока.
1.Мотивирование к учебной деятельности
- Мы пригласили на урок гостей.
На них вы поглядите и кивните.
- Как здорово, что мы здесь собрались. Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому и скажите: «Я желаю тебе…»
Вот видите от ваших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе.
2. Актуализация знаний. Определение границ между знанием и незнанием
- Знания, полученные вами на прошлом уроке, мы проверим, выполнив тест.
Тест.
1) Опасность представляют:
а) любые животные
б) уличные животные
2)Уличные кошки могут быть заражены:
а) лишаём
б) клещами
в) ветрянкой
3) При общении с животными нужно:
а) гладить их во время приёма пищи
б) дёргать за хвост
в) целовать
4) Ядовитыми животными являются:
а) заяц
б) гадюка
в) скорпион
г) лев
5) При встрече с гадюкой нужно:
а) тихо, но быстро уйти
б) ударить её
7) Укус скорпиона:
а) безопасен для человека
б) может быть смертельным
8) При укусе пчелы нужно:
а) извлечь торчащее жало
б) обработать рану йодом
- А сейчас выполните взаимопроверку в парах. Поднимите руки дети, выполнившие тест без ошибок. Кто допустил 1-2 ошибки? Остальным нужно быть более внимательными.
Проводят взаимопроверку в парах. Оценивают.
На доске «5» - 0 ош.
«4» - 1-2 ош.
«3» - 3 ош.
«2» - более 3-х ош.
3. Целеполагание
- Но не только животные и насекомые могут представлять опасность для человека.
Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока.
Вкусный суп.
Ведьма суп сварить решила.
Змей сушёных покрошила,
Развела большой костёр
И поставила на стол.
Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор-
Отыскала мухомор,
Для приправы-бузины,
Для отравы - белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отличной свежей тины.
Супчик вышел то, что надо:
Целых двадцать литров яда!
- Почему суп оказался ядовитым?
- Назовите их.
- Сформулируйте тему урока (учащиеся предполагают тему «Ядовитые грибы и растения»).
- Исходя из темы, какие поставим перед собой цели урока?
4. Планирование
- Сегодня мы будем исследовать ядовитые грибы и растения. А изучать мы их будем по определённому плану. Давайте его составим вместе.
Для того, чтобы не перепутать ядовитый гриб от съедобного, нужно знать …. (Как они выглядят)
План исследования ядовитых грибов и растений.
1.Внешний вид.
- Если всё-таки случилось так, что ядовитый гриб или растение были употреблены человеком, и он отравился, нужно уметь … (оказывать первую помощь)
2.Первая помощь.
- И, конечно же, чтобы никогда ничего подобного с человеком не случилось, каждый человек должен соблюдать …. (Правила безопасного поведения)
4.Выработка правил безопасного обращения с ядовитыми грибами и растениями.
5. “Открытие” нового знания
- Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?
- Сбор даров леса и прежде всего грибов и ягод, является одним из самых массовых любимейших занятий людей всех возрастов .
Но чтобы поход в лес был здоровым и увлекательным отдыхом, каждый грибник должен знать лес, уметь отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.
- Какие названия грибов вы знаете?
- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.
Грибное коварство известно в природе?
Грибы - двойники существуют в природе.
Внимательным будь, в лес идя, не забудь:
Ошибка закончит твой жизненный путь.
Грибы ядовитые выучи, знай,
В лесу безошибочно их узнавай.
6. Учебные действия по реализации плана
- Работаем по первому пункту плана. Я знаю, что вы уже знаете некоторые грибы, отгадайте загадки съедобных грибов. На ваших столах лежат картинки с их двойниками - ядовитыми грибами. И попробуем сравнить их, найти различие.
1. Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
Снежной, бархатной прокладкой
(белый гриб)
Несъедобный двойник есть у белого гриба. Это желчный гриб. Вот как их различить. У «царя грибов» шляпка белая или желтовато- коричневая, мякоть на срезе остаётся белой. У его подражателя шляпка снизу розовая, на ножке чёрная сеточка, мякоть на срезе розовеет.
Сатанинский гриб – имеет красноватую окраску нижней части шляпки и красный сетчатый рисунок ножки. На изломе будет синеть.
Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их…(опята)
Двойники есть и у опят. Они ядовиты. При сборе опят нужно помнить правило: на ножке съедобных опят всегда есть «юбочка» на ложных опятах «юбочка» отсутствует.
Растут в лесу сестрички.
Рыжие…( лисички)
Ложная лисичка лишь по форме имеет сходство со съедобной лисичкой, но по окраске её нельзя спутать. Окраска шляпки у ложной лисички красновато-оранжевая или оранжево-жёлтая. Пластинки ярко-красные или оранжевые. Если сломать ножку ложной лисички, то выступает белый сок.
Люблю я в разных шапках быть,
То в жёлтой, то в зеленоватой,
То в красной или сероватой.
Собирай, не мешкай, это…(сыроежки)
Самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. У поганки в основании ножки есть разорванный мешочек, которого нет у сыроежек.
А это-красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки (мухомор)
Мухомор вонючий: цвет шляпки меняется от белого до грязно – белого, иногда с розоватым оттенком. Ножка бывает искривлённой.
А теперь подчеркните слова, которые показывают различие съедобного гриба от ядовитого
- А сейчас проверим как вы запомнили съедобные и несъедобные грибы. Я буду показывать и называть названия грибов.
Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладёте в воображаемую корзинку.
Если несъедобный гриб – разводите руки в стороны и делаете повороты головой.
( опёнок, подберёзовик, мухомор, подосиновик, белый гриб, бледная поганка, шампиньоны, маслёнок, желчный гриб, лисичка ложная, сыроежка)
-А теперь поговорим о ядовитых растениях.
-Откройте учебники на стр.25.
(Дети работают по странице учебника 25)
-Рассмотрите растения, изображенные на картинке.
Все эти растения ядовитые. Ребята, а какое растения у вас вызвало недоумение? (Ландыш)
Ребята нашего класса подготовили мини-доклады об этих растениях. Послушаем их.
(Подготовленные ученики делают мини-доклады о ядовитых растениях, показывая предметную картинку.)
Ландыш. Гуляя по лесу, мы видим темно- зелёные листья ландыша. А вот прекрасных белоснежных цветков - колокольчиков на тонкой ножке цветочной стрелке не видно нигде.
Ландыш первый раз цветёт в возрасте 7 лет. И за свою долгую жизнь растение цветёт всего 2-3 раза. Плод - круглая оранжево - красная ягода. Всё растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян - лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.
Белена. Белена встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. Ядовитое растение. Иногда дети поедают её семена, похожие на мак, и это приводит к тяжёлому отравлению. При отравлении ею появляется головная боль, дыхание затрудняется, сердце бьётся учащённо, появляется сильное психическое расстройство и нервное возбуждение. Это растение не едят даже животные.
Вороний глаз. Вороний глаз - опасное растение. Его единственная ягода сизовато-чёрного цвета, похожа на глаз вороны. Это растение ядовито. Никогда не срывай и не бери в рот. Просто пройди мимо. Вороний глаз не любит солнечного света, а если окажется на солнце, то долго не выдержит и погибнет. Вороний глаз легко узнать по 4 крупным листьям, расположенным друг против друга.
Дурман. Дурман очень ядовитое растение. Высокое до 1 метра. Растёт на пустырях, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных канавах. Крупные белые цветки и плоды с шипами привлекают внимание. Неприятно пахнут. Но прикасаться к ним не нужно. Ядовиты все части растения, даже семена. Колючки этого растения действуют механически, нанося раны.
Волчье лыко. Волчье лыко - маленький лесной кустарник, очень красивый, но и очень ядовитый. Цветёт ранней весной. А летом созревают его красные плоды. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом. Если ты случайно прикоснулся к нему, хорошо вымой руки с мылом. Даже животные обходят его стороной.
Игра «Узнай меня».
-Ребята нам с вами рассказали о ядовитых растениях. Сейчас я и узнаю, как вы внимательно слушали докладчиков.
1) У этого растения 4 крупных листа и одна ягода сизовато-чёрного цвета (вороний глаз).
2) Кустарник, на котором созревают красные плоды. Эти плоды даже животные не едят (волчье лыко).
3)Зацветает растение на 7 год и цветёт 2-3 раза за свою жизнь (ландыш)
4) Цветы белые и неприятно пахнут. Растёт на пустырях, свалках (дурман)
5) Дети иногда пробуют семена этого растения, похожие на мак (белена).
- Ну и пришло время нам выработать правила безопасного обращения с несъедобными и ядовитыми растениями и грибами. Для этого вы будете работать в группах. Перед вами различные утверждения, если вы согласны с ними нужно ставить +, если не согласны -.
Прочитай утверждения. Если ты с ним согласен, то поставь в клетке «+», если нет – то поставь «−».
1. Собирай только те грибы, ягоды и растения, которые хорошо знаешь.
2. Когда ищешь грибы, разрывай и раскидывай в стороны листву, мох.
3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5. Можно собирать грибы возле шоссейных дорог. В этих грибах накапливаются полезные вещества.
6.Обязательно нужно советоваться со взрослыми, которые лучше вас разбираются в грибах и растениях.
7. Не уничтожате несъедобные грибы.
8. Ни в коем случае не пробовать на вкус незнакомые грибы и ягоды.
9.Никогда не собирайте грибы у дорог и предприятий. (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества).
10. Не собирай старые, перезрелые грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви.)
- Ребята, ну, а если всё же случилась беда. Вы отравились грибами. Что делать?
Первая помощь при отравлениях грибами.
- Слушайте внимательно и запоминайте!
При всяком грибном отравлении, даже лёгком, необходимо немедленно вызвать «скорую помощь» по телефону 03;
Промыть желудок и дать больному выпить подряд 5-6 стаканов воды. Затем вызвать рвоту 3-5 раз, для этого можно дать больному соленой воды;
непрерывно давать ему теплое питье, а при резкой слабости — крепкий чай;
Остатки грибов, вызвавшие отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории .
7. Рефлекси.
-Что больше всего запомнилось на уроке?
-О чём самом главном мы должны помнить?
-Зачем нам нужно знать ядовитые растения и грибы?
У вас на столе лежат листочки. Оцените свою работу и ощущения на уроке:
Кому было интересно, комфортно на уроке – приклейте солнышко.
Кому было, что-то не понятно, чувствовал себя не очень комфортно, или не всё получалось, как хотелось – приклейте солнышко с тучкой.
Кому было не интересно, чувствовал себя не комфортно — приклейте тучку тёмную.
- Спасибо всем за урок!
8. Домашнее задание
Дома ещё раз повнимательней рассмотрите ядовитые растения и грибы, запомните как они называются, как выглядят. Подготовьте сообщения о других растениях и грибах, нарисуйте одно из растений. Можно составить кроссворд.
9. Итог урока
Оценки
Мы сегодня с вами говорили о ядовитых растениях и грибах, но мы должны помнить, что для нас они ядовиты, а кому – приносят пользу.
Прошу, природу берегите!
Не рвите ландыши, прошу!
Их мало на земле осталось,
Храните леса красоту.
Она не даром нам досталась,
Сегодня все должны понять:
Природу надо охранять.
Она, как малое дитя,
К тебе протягивает руки.
И дарит всем нам красоту,
Чтоб мы не знали в жизни скуки!