kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира "Ядовитые грибы и растения" 4 класс по программе "Начальная школа XXI века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира по теме: «Ядовитые грибы и растения»

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления обучающихся с правилами обращения с несъедобными и ядовитыми грибами и растениями, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты: научиться отличать съедобные грибы от ядовитых и  оказывать первую помощь при отравлении.

Личностные результаты осознают необходимость беречь своё здоровье.

УУД: познавательные осуществляют наблюдения, опыт, анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение, выделение главной мысли текста, чтение информации, отраженной на иллюстрациях, составляют рассказ – рассуждение, участвуют в игре-упражнении.

Регулятивные: осуществляют оценку жизненных ситуаций, контроль участия в совместной деятельности.

Коммуникативные: владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

Просмотр содержимого документа
«окружающий мир 4 класс»

Урок окружающего мира по теме: «Ядовитые грибы и растения»

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления обучающихся с правилами обращения с несъедобными и ядовитыми грибами и растениями, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты: научиться отличать съедобные грибы от ядовитых и оказывать первую помощь при отравлении.

Личностные результаты осознают необходимость беречь своё здоровье.

УУД: познавательные осуществляют наблюдения, опыт, анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение, выделение главной мысли текста, чтение информации, отраженной на иллюстрациях, составляют рассказ – рассуждение, участвуют в игре-упражнении.

Регулятивные: осуществляют оценку жизненных ситуаций, контроль участия в совместной деятельности.

Коммуникативные: владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.


Ход урока.

1.Мотивирование к учебной деятельности

- Мы пригласили на урок гостей.

На них вы поглядите и кивните.

- Как здорово, что мы здесь собрались. Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому и скажите: «Я желаю тебе…»

Вот видите от ваших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе.

2. Актуализация знаний. Определение границ между знанием и незнанием

- Знания, полученные вами на прошлом уроке, мы проверим, выполнив тест.

Тест.

1) Опасность представляют:

а) любые животные

б) уличные животные

2)Уличные кошки могут быть заражены:

а) лишаём

б) клещами

в) ветрянкой

3) При общении с животными нужно:

а) гладить их во время приёма пищи

б) дёргать за хвост

в) целовать

4) Ядовитыми животными являются:

а) заяц
б) гадюка

в) скорпион

г) лев

5) При встрече с гадюкой нужно:

а) тихо, но быстро уйти

б) ударить её

7) Укус скорпиона:

а) безопасен для человека

б) может быть смертельным

8) При укусе пчелы нужно:

а) извлечь торчащее жало

б) обработать рану йодом

- А сейчас выполните взаимопроверку в парах. Поднимите руки дети, выполнившие тест без ошибок. Кто допустил 1-2 ошибки? Остальным нужно быть более внимательными.

Проводят взаимопроверку в парах. Оценивают.

На доске «5» - 0 ош.

«4» - 1-2 ош.

«3» - 3 ош.

«2» - более 3-х ош.

3. Целеполагание

- Но не только животные и насекомые могут представлять опасность для человека.

Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока.

Вкусный суп.

Ведьма суп сварить решила.

Змей сушёных покрошила,

Развела большой костёр

И поставила на стол.

Между сосен и полянок

Собрала ведро поганок,

Поскакала за бугор-

Отыскала мухомор,

Для приправы-бузины,

Для отравы - белены,

Волчьих ягод полкорзины

И отличной свежей тины.

Супчик вышел то, что надо:

Целых двадцать литров яда!


- Почему суп оказался ядовитым?

- Назовите их.

- Сформулируйте тему урока (учащиеся предполагают тему «Ядовитые грибы и растения»).

- Исходя из темы, какие поставим перед собой цели урока?



4. Планирование

- Сегодня мы будем исследовать ядовитые грибы и растения. А изучать мы их будем по определённому плану. Давайте его составим вместе.

Для того, чтобы не перепутать ядовитый гриб от съедобного, нужно знать …. (Как они выглядят)

План исследования ядовитых грибов и растений.

1.Внешний вид.

- Если всё-таки случилось так, что ядовитый гриб или растение были употреблены человеком, и он отравился, нужно уметь … (оказывать первую помощь)

2.Первая помощь.

- И, конечно же, чтобы никогда ничего подобного с человеком не случилось, каждый человек должен соблюдать …. (Правила безопасного поведения)

4.Выработка правил безопасного обращения с ядовитыми грибами и растениями.


5. “Открытие” нового знания

- Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?
- Сбор даров леса и прежде всего грибов и ягод, является одним из самых массовых любимейших занятий людей всех возрастов .

Но чтобы поход в лес был здоровым и увлекательным отдыхом, каждый грибник должен знать лес, уметь отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

- Какие названия грибов вы знаете?

- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

Грибное коварство известно в природе?

Грибы - двойники существуют в природе.

Внимательным будь, в лес идя, не забудь:

Ошибка закончит твой жизненный путь.

Грибы ядовитые выучи, знай,

В лесу безошибочно их узнавай.

6. Учебные действия по реализации плана

- Работаем по первому пункту плана. Я знаю, что вы уже знаете некоторые грибы, отгадайте загадки съедобных грибов. На ваших столах лежат картинки с их двойниками - ядовитыми грибами. И попробуем сравнить их, найти различие.

1. Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой

Снежной, бархатной прокладкой

(белый гриб)

Несъедобный двойник есть у белого гриба. Это желчный гриб. Вот как их различить. У «царя грибов» шляпка белая или желтовато- коричневая, мякоть на срезе остаётся белой. У его подражателя шляпка снизу розовая, на ножке чёрная сеточка, мякоть на срезе розовеет.

Сатанинский гриб – имеет красноватую окраску нижней части шляпки и красный сетчатый рисунок ножки. На изломе будет синеть.


  1. Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их…(опята)


Двойники есть и у опят. Они ядовиты. При сборе опят нужно помнить правило: на ножке съедобных опят всегда есть «юбочка» на ложных опятах «юбочка» отсутствует.

  1. Растут в лесу сестрички.
    Рыжие…( лисички)

Ложная лисичка лишь по форме имеет сходство со съедобной лисичкой, но по окраске её нельзя спутать. Окраска шляпки у ложной лисички красновато-оранжевая или оранжево-жёлтая. Пластинки ярко-красные или оранжевые. Если сломать ножку ложной лисички, то выступает белый сок.

  1. Люблю я в разных шапках быть,

То в жёлтой, то в зеленоватой,

То в красной или сероватой.
Собирай, не мешкай, это…(сыроежки)

Самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. У поганки в основании ножки есть разорванный мешочек, которого нет у сыроежек.

А это-красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки (мухомор)


Мухомор вонючий: цвет шляпки меняется от белого до грязно – белого, иногда с розоватым оттенком. Ножка бывает искривлённой.

А теперь подчеркните слова, которые показывают различие съедобного гриба от ядовитого

- А сейчас проверим как вы запомнили съедобные и несъедобные грибы. Я буду показывать и называть названия грибов.

Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладёте в воображаемую корзинку.

Если несъедобный гриб – разводите руки в стороны и делаете повороты головой.

( опёнок, подберёзовик, мухомор, подосиновик, белый гриб, бледная поганка, шампиньоны, маслёнок, желчный гриб, лисичка ложная, сыроежка)

-А теперь поговорим о ядовитых растениях.

-Откройте учебники на стр.25.

(Дети работают по странице учебника 25)

-Рассмотрите растения, изображенные на картинке.

Все эти растения ядовитые. Ребята, а какое растения у вас вызвало недоумение? (Ландыш)

Ребята нашего класса подготовили мини-доклады об этих растениях. Послушаем их.

(Подготовленные ученики делают мини-доклады о ядовитых растениях, показывая предметную картинку.)

Ландыш. Гуляя по лесу, мы видим темно- зелёные листья ландыша. А вот прекрасных белоснежных цветков - колокольчиков на тонкой ножке цветочной стрелке не видно нигде.

Ландыш первый раз цветёт в возрасте 7 лет. И за свою долгую жизнь растение цветёт всего 2-3 раза. Плод - круглая оранжево - красная ягода. Всё растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян - лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.

Белена. Белена встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. Ядовитое растение. Иногда дети поедают её семена, похожие на мак, и это приводит к тяжёлому отравлению. При отравлении ею появляется головная боль, дыхание затрудняется, сердце бьётся учащённо, появляется сильное психическое расстройство и нервное возбуждение. Это растение не едят даже животные.

Вороний глаз. Вороний глаз - опасное растение. Его единственная ягода сизовато-чёрного цвета, похожа на глаз вороны. Это растение ядовито. Никогда не срывай и не бери в рот. Просто пройди мимо. Вороний глаз не любит солнечного света, а если окажется на солнце, то долго не выдержит и погибнет. Вороний глаз легко узнать по 4 крупным листьям, расположенным друг против друга.

Дурман. Дурман очень ядовитое растение. Высокое до 1 метра. Растёт на пустырях, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных канавах. Крупные белые цветки и плоды с шипами привлекают внимание. Неприятно пахнут. Но прикасаться к ним не нужно. Ядовиты все части растения, даже семена. Колючки этого растения действуют механически, нанося раны.

Волчье лыко. Волчье лыко - маленький лесной кустарник, очень красивый, но и очень ядовитый. Цветёт ранней весной. А летом созревают его красные плоды. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом. Если ты случайно прикоснулся к нему, хорошо вымой руки с мылом. Даже животные обходят его стороной.

Игра «Узнай меня».

-Ребята нам с вами рассказали о ядовитых растениях. Сейчас я и узнаю, как вы внимательно слушали докладчиков.

1) У этого растения 4 крупных листа и одна ягода сизовато-чёрного цвета (вороний глаз).

2) Кустарник, на котором созревают красные плоды. Эти плоды даже животные не едят (волчье лыко).

3)Зацветает растение на 7 год и цветёт 2-3 раза за свою жизнь (ландыш)

4) Цветы белые и неприятно пахнут. Растёт на пустырях, свалках (дурман)

5) Дети иногда пробуют семена этого растения, похожие на мак (белена).

- Ну и пришло время нам выработать правила безопасного обращения с несъедобными и ядовитыми растениями и грибами. Для этого вы будете работать в группах. Перед вами различные утверждения, если вы согласны с ними нужно ставить +, если не согласны -.

Прочитай утверждения. Если ты с ним согласен, то поставь в клетке «+», если нет – то поставь «−».

1. Собирай только те грибы, ягоды и растения, которые хорошо знаешь.

2. Когда ищешь грибы, разрывай и раскидывай в стороны листву, мох.

3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Можно собирать грибы возле шоссейных дорог. В этих грибах накапливаются полезные вещества.

6.Обязательно нужно советоваться со взрослыми, которые лучше вас разбираются в грибах и растениях.

7. Не уничтожате несъедобные грибы.

8. Ни в коем случае не пробовать на вкус незнакомые грибы и ягоды.

9.Никогда не собирайте грибы у дорог и предприятий. (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества).

10. Не собирай старые, перезрелые грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви.)

- Ребята, ну, а если всё же случилась беда. Вы отравились грибами. Что делать?

Первая помощь при отравлениях грибами.

- Слушайте внимательно и запоминайте!

При всяком грибном отравлении, даже лёгком, необходимо немедленно вызвать «скорую помощь» по телефону 03;

Промыть желудок и дать больному выпить подряд 5-6 стаканов воды. Затем вызвать рвоту 3-5 раз, для этого можно дать больному соленой воды;

непрерывно давать ему теплое питье, а при резкой слабости — крепкий чай;

Остатки грибов, вызвавшие отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории .

7. Рефлекси.

-Что больше всего запомнилось на уроке?

-О чём самом главном мы должны помнить?

-Зачем нам нужно знать ядовитые растения и грибы?

У вас на столе лежат листочки. Оцените свою работу и ощущения на уроке:

Кому было интересно, комфортно на уроке – приклейте солнышко.

Кому было, что-то не понятно, чувствовал себя не очень комфортно, или не всё получалось, как хотелось – приклейте солнышко с тучкой.

Кому было не интересно, чувствовал себя не комфортно — приклейте тучку тёмную.

- Спасибо всем за урок!

8. Домашнее задание

Дома ещё раз повнимательней рассмотрите ядовитые растения и грибы, запомните как они называются, как выглядят. Подготовьте сообщения о других растениях и грибах, нарисуйте одно из растений. Можно составить кроссворд.

9. Итог урока

Оценки

Мы сегодня с вами говорили о ядовитых растениях и грибах, но мы должны помнить, что для нас они ядовиты, а кому – приносят пользу.

Прошу, природу берегите!

Не рвите ландыши, прошу!

Их мало на земле осталось,

Храните леса красоту.

Она не даром нам досталась,

Сегодня все должны понять:

Природу надо охранять.

Она, как малое дитя,

К тебе протягивает руки.

И дарит всем нам красоту,

Чтоб мы не знали в жизни скуки!





Просмотр содержимого презентации
«Ядовитые грибы и растения»

От нас  природа  тайн своих не прячет, Но учит быть внимательнее к ней.  Н.Рыленков

От нас  природа  тайн

своих не прячет,

Но учит быть

внимательнее к ней.

Н.Рыленков

Ответы а а, б г б, в а а а

Ответы

  • а
  • а, б
  • г
  • б, в
  • а
  • а
  • а

Проверка домашнего задания  Тест «5»  -  0 ошибок «4»  - 1-2 ошибки «3» - 3 ошибки «2» - более 3-х ошибок  

Проверка домашнего задания Тест

«5» - 0 ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3 ошибки

«2» - более 3-х ошибок

 

Урок окружающего мира  по теме:  «Ядовитые грибы и растения»

Урок окружающего мира по теме: «Ядовитые грибы и растения»

План исследования ядовитых грибов и растений Внешний вид;  2 . Правила безопасного обращения с ядовитыми грибами и растениями 3. Первая помощь при отравлении;

План исследования ядовитых грибов и растений

  • Внешний вид;

2 . Правила безопасного обращения с ядовитыми грибами и растениями

3. Первая помощь при отравлении;

Грибное коварство известно в природе? Грибы - двойники существуют в природе. Внимательным будь, в лес идя, не забудь: Ошибка закончит твой жизненный путь. Грибы ядовитые выучи, знай, В лесу безошибочно их узнавай.

Грибное коварство известно в природе?

Грибы - двойники существуют в природе.

Внимательным будь, в лес идя, не забудь:

Ошибка закончит твой жизненный путь.

Грибы ядовитые выучи, знай,

В лесу безошибочно их узнавай.

ВНИМАНИЕ! Белый гриб  Сатанинский гриб

ВНИМАНИЕ!

Белый гриб

Сатанинский гриб

ВНИМАНИЕ!  Белый гриб   Желчный гриб

ВНИМАНИЕ!

Белый гриб

Желчный гриб

ВНИМАНИЕ!

ВНИМАНИЕ!

ВНИМАНИЕ!  Ложные лисички   лисичка

ВНИМАНИЕ!

Ложные лисички

лисичка

ВНИМАНИЕ! сыроежки  Мухомор вонючий   Бледная поганка

ВНИМАНИЕ!

сыроежки

Мухомор вонючий

Бледная поганка

ВНИМАНИЕ !  Ландыш Плоды ландыша

ВНИМАНИЕ !

Ландыш Плоды ландыша

Белена

Белена

ВНИМАНИЕ !  Вороний глаз

ВНИМАНИЕ !

Вороний глаз

ВНИМАНИЕ !  Дурман Плоды

ВНИМАНИЕ !

Дурман Плоды

Волчье лыко

Волчье лыко

ВНИМАНИЕ !  Борщевик

ВНИМАНИЕ !

Борщевик

ПРИ  ОТРАВЛЕНИИ  НЕОБХОДИМО: 1. НЕМЕДЛЕННО ВЫЗВАТЬ «СКОРУЮ ПОМОЩЬ» ПО ТЕЛЕФОНУ «03».   2. ДО ПРИБЫТИЯ ВРАЧА ОКАЗАТЬ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ:  - ДАВАТЬ МАЛЕНЬКИМИ ГЛОТКАМИ СОЛЕНУЮ ХОЛОДНУЮ ВОДУ В БОЛЬШОМ КОЛИЧЕСТВЕ ДО ПОЯВЛЕНИЯ РВОТЫ;  - ДАТЬ ХОЛОДНЫЙ КРЕПКИЙ ЧАЙ ИЛИ КОФЕ;   3. ОСТАТКИ ГРИБОВ СОХРАНИТЬ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ПРИ ОТРАВЛЕНИИ НЕОБХОДИМО:

1. НЕМЕДЛЕННО ВЫЗВАТЬ «СКОРУЮ ПОМОЩЬ» ПО ТЕЛЕФОНУ «03». 2. ДО ПРИБЫТИЯ ВРАЧА ОКАЗАТЬ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ: - ДАВАТЬ МАЛЕНЬКИМИ ГЛОТКАМИ СОЛЕНУЮ ХОЛОДНУЮ ВОДУ В БОЛЬШОМ КОЛИЧЕСТВЕ ДО ПОЯВЛЕНИЯ РВОТЫ; - ДАТЬ ХОЛОДНЫЙ КРЕПКИЙ ЧАЙ ИЛИ КОФЕ; 3. ОСТАТКИ ГРИБОВ СОХРАНИТЬ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Теперь я могу…  Нужно знать ядовитые грибы и растения потому что …  Было интересно …  Нужно запомнить…

Теперь я могу…

Нужно знать ядовитые грибы и растения потому что …

Было интересно …

Нужно запомнить…

Всё в природе взаимосвязано!   Уничтожая одно,  вы наносите вред другому

Всё в природе взаимосвязано!

Уничтожая одно,

вы наносите вред другому


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дудина Елена Михайловна

Дата: 25.03.2016

Номер свидетельства: 310131

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства