Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое деньги»
Тема урока
Что такое деньги
Тип урока
Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
Дидактическая задача
Организовать деятельность обучающихся, направленную на формирование представления о деньгах. как средстве приобретения товаров и осуществления платежа, для знакомства с новыми понятиями «бартер», «купля – продажа», «обмен», «деньги», «цена» и некоторыми денежными единицами.
Задачи урока
Личностные
Формировать уважительное отношение к точке зрения одноклассников при работе в группе
Метапредметные
Формировать:
- познавательные
- приёмы работы с учебником (поиск и выделение необходимой информации в учебнике, извлечение информации из иллюстрированного материала учебника)
- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников)
- умение приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
- регулятивные
умение формулировать и удерживать учебную задачу
умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- коммуникативные
- умение договариваться и распределять обязанности при работе в группе,
- умение высказывать свою точку зрения, слушать собеседника и учитывать его позицию, вступить в диалог
Предметные
Дать представление о деньгах, как средстве приобретения товаров и осуществления платежа, познакомить с новыми понятиями «бартер», «купля – продажа», «обмен», «деньги», «цена» и некоторыми денежными единицами.
Этапы урока(учебные ситуации)
Характеристика деятельности учителя
Характеристика деятельности обучающегося
Формируемые УУД на каждом этапе
Постановка цели урока
Организует просмотр отрывка из мультфильма «Трое из Простоквашино»
( герои мультфильма нашли клад)
-Что может быть в сундуке героев мультфильма?
- Что такое деньги? А что бы вы хотели узнать о деньгах?
Смотрят мультфильм, определяют тему урока и ставят задачи на урок.
Личностные: уважительное отношение к чужой точке зрения.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
Организует деятельность обучающихся по странице учебника
- Ребята, как вы думаете, всегда ли у людей были деньги?
-Что им приходилось делать, чтобы получить нужный предмет? Например, корову, оружие, посуду и т.д.
Игра «Давайте поменяемся»
- Ребята, сейчас мы представим себя жителями Древней Руси. Мне нужен купец, сапожник, земледелец, скотовод ( каждому я даю карточку с изображением предмета и задание, что нужно привезти домой с ярмарки). Попробуйте сейчас обменять свой товар на необходимый.
- Понравилось ли вам на ярмарке?
- Кто не мог произвести обмен?
- Какие сложности возникли при обмене?
- Сделайте вывод.
- Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
Организует работу групп .
1 группа - историки
2 группа – нумизматы.
3 группа – знатоки языка
4 группа – современники.
Открывают учебник, находят нужную страницу, самостоятельно читают, работают над понятиями «обмен», «бартер»
Ребята играют, делают вывод, что обменивать товары было очень сложно.
1 группа – историки, работа со страницей учебника, словарём
2 группа – нумизматы. Работа с учебником «Окружающий мир» А.А.Плешакова с.69-70 Практическая работа.
3 группа – знатоки языка. Работа с пословицами и поговорками о деньгах.
Сложить их и объяснить их смысл.
4 группа – современники. Работа с книгами из библиотеки и словарём.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников, обработка информации.
Регулятивные: выбирать действия в с вязи с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
Личностные: уважительное отношение к иному мнению
Динамическая пауза
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Монетки, видно не нашёл.
Чтоб монетки нам достать
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетки,
Закопать их в поле редко,
Чтобы выросли они.
Дети выполняют упражнения
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
Консультирует работу групп
Отчёт групп.
1.»Историки»
2.«Знатоки языка»
Деньги не в деньгах рубля не стоит
Деньги не грибы лишние заботы
Где денежкам счёт можно и зимой найти
Кто не бережёт копейку там добро не утечёт
Лишние деньги кто деньги бережёт
Тот без труда живёт а в делах
3.«Нумизматы»
Проводят практическую работу, объясняют тему. (с.70)
4.«Современники» делают сообщение по своей теме.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников, обработка информации.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях
Подведение итогов
- Вспомните, какие цели вы ставили на сегодня на урок.
- Достигли ли вы своих целей?
- Продолжите, пожалуйста, предложения.
Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, уважительное отношение к иному мнению.
Домашнее задание
С. 68 – 71 ответить на вопросы «Подумай!»
С 68 – 71 составить самим вопросы по тексту
Нарисовать деньги будущего
Познавательные: поиск и выделение информации из различных источников, анализ информации,
Использованные источники и литература:
– Дмитриева О.И. Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир": 3 класс: Вариативность изучения тем. Тесты, практические проверочные работы и др.: Новый комплект уроков. Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Просвещение, 2008 г.
– Арефьева И.П., Лазарев Т.В. Копилочка активных методов обучения. – Международный институт развития “ЭкоПро”, 2008 г.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Что такое деньги" »
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов
пгт.Пижанка Кировской области
Что такое деньги?
Выполнила учитель начальных классов
МКОУ СОШ с УИОП пгт.Пижанка Кировской области
Шабалина Нина Фёдоровна, высшая категория.
Стаж работы 30 лет
Тема урока Что такое деньги
Тип урока
Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
Дидактическая задача
Организовать деятельность обучающихся, направленную на формирование представления о деньгах. как средстве приобретения товаров и осуществления платежа, для знакомства с новыми понятиями «бартер», «купля – продажа», «обмен», «деньги», «цена» и некоторыми денежными единицами.
Задачи урока
Личностные
Формировать уважительное отношение к точке зрения одноклассников при работе в группе
Метапредметные
Формировать:
- познавательные
- приёмы работы с учебником (поиск и выделение необходимой информации в учебнике, извлечение информации из иллюстрированного материала учебника)
- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников)
- умение приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
- регулятивные
умение формулировать и удерживать учебную задачу
умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- коммуникативные
- умение договариваться и распределять обязанности при работе в группе,
- умение высказывать свою точку зрения, слушать собеседника и учитывать его позицию, вступить в диалог
Предметные
Дать представление о деньгах, как средстве приобретения товаров и осуществления платежа, познакомить с новыми понятиями «бартер», «купля – продажа», «обмен», «деньги», «цена» и некоторыми денежными единицами.
А что бы вы хотели узнать о деньгах?
Что такое деньги?
Как люди жили, когда не было денег?
Откуда появились деньги?
Какие деньги у разных народов?
Где хранятся деньги?
ОБМЕН
БАРТЕР
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Люди просто обменивались друг с другом различными предметами.Например:
1 баран = 2 топора = 4 кувшина или 1 телега
Надо поменять рыбу на корову.
Во – первых надо наловить много рыбы, чтобы обмен был равным
Во – вторых, найти человека, которому нужно такое количество рыбы
В – третьих надо сделать так, чтобы рыба не испортилась
Историки
Что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь? Если вас заинтересовала эта тема, давайте разделимся на группы
Современники
Знатоки языка
Историки
Какими были первые деньги?
Каковы преимущества металлических денег?
Как появилась копейка, рубль?
Первые бумажные деньги.
Что такое деньги? (словарь Ожегова)
Знатоки языка
Какие пословицы и поговорки о деньгах существовали у разных народов?
Нумизматы
Как называют людей, которые коллекционируют деньги?
Что изображено и написано на монетах?
Какое название имеют стороны монеты и ребро?
Современники
Современные деньги
Валюта, евро.
Что такое сберкнижка, пластиковая карта?
Что такое сбербанк?
А какие деньги других стран вы знаете?
Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении или переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтоб они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.
Раковины морского моллюскаКАУРИ
Одними из первых денег были раковины каури – моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку, как бусы.
За одного быка надо было отсчитать 1000 раковин .
ДЕНЬГИ
ГРИВНА
РУБЛЬ
КОПЕЙКА
Самыми удобными оказались металлические деньги.
Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.
У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места .
Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали в дорогу бумажные расписки на золото.
Так впервые появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству золота они равны.
Бумажные деньги появились в Китае в VIIвеке.
В России бумажные деньги появились в 1769 году. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II.
Деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
Такой обмен, в котором участвуют деньги , называется купля-продажа . Купить или продать товар- это значит обменять его на какое-то количество денег.
=150 руб
=100 руб
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл.
Монетки видно не нашёл.
Чтоб монетки нам достать
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко,
Чтобы выросли они.
Монеты.
Легенда
Аверс
(орел)
Реверс
(решка)
Гурт
(ребро)
9
Нумизматы.
От латинского слова «нумисма»- монета
Деньги Российской империи
В старину деньги измерялись по весу, и память об этом кое-где сохранилась в их названиях. Например, в Великобритании и некоторых других странах денежная единица называется "фунт", в Италии и Турции - "лира", что в переводе тоже означает "фунт". Национальная валюта ряда стран Латинской Америки - "песо", что переводится как "вес" или "тяжесть". А испанская "песета" - это уменьшительная или ласковая форма от слова "гиря" (pesa), то есть "гирька".
В Чехии денежная единица называется "крона", потому что на ней была изображена королевская корона. А на "кронах" Швеции и Дании короны изображены и сейчас. Польская денежная единица называется "злотый", а болгарская - "лев".
9
История одного рубля
САМЫЕ_САМЫЕ…Самым старым из найденных археологами монет почти три тысячи лет.
Самые-самые…Самые редкие монеты в России
Самые-самые…Самые дорогие монеты России
КУПЮРЫ
Создание единой денежной системы Европы
Каждая из стран-участниц будет самостоятельно печатать бумажные евро и чеканить металлические в заранее согласованных количествах. Выпущенные в обращение евро будут свободно ходить во всех этих странах. Бумажные евро будут одинаковыми по рисунку для всех стран, а на оборотной стороне монет каждая страна делает такое изображение, какое захочет.