Тогда, когда денег совсем не существовало, человек еще жил в пещерах, вооружен был дубиной и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно не были нужны. Но прошло много лет, и эти первобытные люди стали жить иначе. Они уже научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи –заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д. -Что же получалось в таком обществе? Появились излишки своего труда и необходимость владения продуктами труда других людей. -Как же стали поступать люди? 3. Верно, они стали обмениваться различными изделиями и товарами. Ведь денег тогда тоже не было. Постепенно обмен развивался все больше и больше. Приходили из разных окрестностей и приносили с собой для обмена те вещи, которых у них было много. Выработались и правила для обмена. Во многих местах обменом служил живой скот: овцы, коровы, быки. В других местах деньгами служили птичьи перья, зерно, соль, сушеная рыба. Мексика является одним из крупнейших производителей в мире, поэтому там обменом служили какао-бобов . Сибирь – прекрасный суровый край с богатым растительным и животным миром. Сибири обитают не только известные всем медведи, волки, лоси и олени, соболь и белки, но множество видов редких и удивительных животных. Сибири в ходу были «меховые» деньги - шкуры зверей. - Как вы думаете, чем же расплачивались в древности жители нашего города Набережные Челны? - Территория нынешнего города Набережные Челны была большим и богатым торговым селом, окруженный со всех сторон лесами. Поэтому какой мы можем сделать вывод? - Жители обменивались товарами, приобретенные путем своего труда: зерно, шкуры зверей, глиняные посуды, копья, топоры, живность и многое другое. - Итак, каждый товар должен попасть к тому, кто в нём нуждается. И для этого происходит: обмен товарами. (запишем по середине это понятие и отведем 2 стрелочки в разные стороны) - Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли? - Такой вид обмена называется бартер. Запишите под первой стрелкой это понятие. - Ребята, откройте книгу на с.68 и прочитаем определение этого понятия. Бартер - это прямой обмен одних товаров на другие. - Кажется, все просто и удобно. Но хорошо, когда 2 человека совершают бартер, а если возникает такая ситуация, когда, например, несколько человек: ИГРА: Найди и поменяй На столах у учащихся лежат карточки. На одной стороне карточки нарисована картинка - это тот товар, который есть у ребенка. На другой - написано, что ему нужно получить в обмен на этот товар. Карточки составлены таким образом, что обмен может состояться только через посредника. 1 ученик имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица; 2 ученик: есть курица, нужна собака; 3 ученик: есть собака, нужен цыпленок. Цель игры: поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар. Игра: дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение. Выводы по игре: Какие возникают трудности в таком обмене? 1. Затрачивается много времени. 2. Сложность и неудобство поиска. 3. Обмен может сорваться.
Запишите под понятием «бартер» в скобочках , что выступает обменом во время бартера (товары) - Но всё было слишком неудобно. Человек понял, что нужно что-то, которое можно всегда носить с собой, и при этом они не будут портиться при использовании и хранении. - Первой удачной находкой оказались раковины. Эти деньги были похожи на бусы: просверленные раковины собирали на верёвочку, чтобы носить с собой. Но их нужно было очень много, так как стоимость раковин невелика Первые мировые деньги. Служили деньгами во многих странах Азии, Африки и Европы. Постепенно стало ясно, что удобнее всего металлические деньги. И появились монеты. Они не сразу приняли круглую форму, но суть осталась: кусочек металла, имеющий определённый вес. Монеты изготавливали из золота, серебра и меди.т.е из металла. Каждая страна имела свою монету. - Имеют ли монеты какой-нибудь недостаток? У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги Первые бумажные деньги в России появились при императрице Екатерине Второй. Работа с учебником с.69 Прочитайте материал учебника на с.69 и найдите ответ на вопрос: 1.Как называется другой способ обмена, в котором участвуют деньги? 2.Что такое цена товара? - этот способ обмена - купля-продажа. Это такой обмен, в котором участвуют: (деньги). (запишем понятие «купля –продажа») Купить или продать товар - это значит обменять его на какое-то количество денег. На какое именно - указывает: цена товара. Цена товара – стоимость одной вещи, одного предмета. - что мы запишем под понятием «купля-продажа»?что выступает обменом во время купля-продажи? понятие «деньги». - мы с вами выявили 2 вида денег: металлические и бумажные. Металлическими деньгами выступают монеты, а бумажными деньгами называются банкноты. - Как вы думаете, что же такое деньги? - Давайте прочитаем определение на с.69. ( Деньги - особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. ) - Скажите мне, пожалуйста, все ли страны имеют одинаковую денежную единицу? - В разных странах сейчас используются различные денежные единицы. Их объединяет лишь то, что каждая страна имеет монеты и банкноты, но различаются денежными единицами. - Назовите денежные единицы России.(рубль) - А кто знает денежную единицу многих стран Европы? (Евро.) - а кто-нибудь знает еще денежные единицы каких –либо стран? - Я вам предлагаю разделится на 2 команды. У вас на столе лежат купюры нескольких стран, вы должны написать в чем их различие и в чем сходство. У вас на это 1 минута. - Для сравнения я вам принесла египетские деньги и российские. Чем они отличаются? (возможные ответы: цвет, рисунки, надписи и ценность). - А в чем же сходство? (особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. ) - В качестве чего получают деньги большинство людей? (В качестве заработной платы, то есть платы за работу (сокращённо - зарплата).) - Что покупает человек на заработанные деньги? (Товары и услуги.) - Но всегда ли человек что-то покупает на деньги? Нет, он может часть денег отложить на будущее, сберечь. Такие деньги мы будем называть сбережения и хранить их мы можем дома либо в банке. - Ребята, какие банки вы знаете в нашей стране? - а какие банки вы видели у нас в городе, в Набережных Челнах? (Сбербанк, Акбарс банк, Почта Банк, Аки Банк, ВТБ, Альфа Банк, Хоум Кредит Банк и т.д.) - люди упрощают процесс покупки и поэтому они придумали кредитные деньги, в виде пластиковой карты, где хранятся наши деньги. |