Шаяхметова Зульфия Муратовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1
города Межгорье
Цели и задачи урока
Образовательные:
- Дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег.
- Выявить требования, которые предъявляются к деньгам.
- Рассмотреть виды денег: банкноты и монеты.
- Определить функции денег.
Развивающие:
- Учить анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы, объяснять схему, работать в группах, с учебником.
- Развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
- Формировать умения сравнивать и анализировать, аргументировать свою точку зрения.
- Совершенствовать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации:
- Развивать фантазию и творческое воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к изучению окружающего мира, уважение к людям, трудолюбие, чувство взаимопомощи, любовь к жизни, бережное отношение к окружающей среде, школьному имуществу.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок исследования понятия с творческим заданием
Продолжительность урока: 45 минут
Оборудование:
Информационный материал:
Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 157 с.
Демонстрационный материал:
наборы иллюстраций: евро (банкноты), доллар (банкноты), древние китайские монеты и банкноты, старинные российские монеты и банкноты.
виды современных российских денег: банкноты (10 рублей, 50 рублей, 100 рублей), монеты (1 копейка, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 10 рублей).
Интерактивный материал: презентация на тему «Что такое деньги»
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Методы работы: рассказ, беседа, работа с учебником, исследовательский метод, творческая работа.
Ход урока
I.Орг. момент.
-Ребята, сегодня на уроке мы исследуем новое понятие, но известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе.
-Что необходимо человеку в современной жизни, чтобы жить в достатке?
Как у наших у ворот чудо дерево растёт.
Чудо ,чудо, чудо расчудесное!
Не цветочки на нём растут, а денюшки.
-Существует ли такое дерево, на котором вырастают деньги? Посмотрите-ка, ребята, а что ещё есть на нём? А в какое время года распускаются листочки?
А сейчас послушаем Айнура.
Изменилась ли продолжительность светового дня с приходом весны? Вы, наверное заметили, что с увеличением светового дня постепенно снижается потребление электроэнергии. Мы стараемся в школе и дома экономить электроэнергию. А почему нужно экономить электроэнергию? Как называют науку, которая учит рационально жить, учит экономно и бережно вести хозяйство? Продолжаем открывать тайны экономики. Какое экономическое понятие будем сегодня исследовать?
II. Актуализация.
Какие вопросы могут нас интересовать, связанные с этим понятием?
– что такое деньги?
– как появились деньги?
– какими были первые деньги?
Готовы ли вы принять участие в нашем исследовании, чтобы найти ответы на вопросы?
Каков же главный вопрос?
ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ.
Это и есть тема урока.
III. Открытие нового знания.
Попробуйте ответить на главный вопрос урока, предположить, что такое деньги?
Каково их значение?(ответы детей)
А вот какое определение денег в словаре Ожегова: читают дети
« Деньги- металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле- продаже, средством платежей и предметом накоплений». С.И.Ожегов.
Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы узнать побольше, нам предстоит совершить виртуальное путешествие в далекое прошлое и найти ответы на поставленные вопросы.
Готовы? Тогда отправляемся.
Итак, мы попали в далекое прошлое.
Кто же это? (первобытные люди)
Как вы думаете, существовали ли деньги во времена первобытных людей?
Конечно, нет. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.
Инсценирование . Анечка и Вовочка оказались у вождя древнего племени.(выступление детей)
Давайте послушаем их разговор.
Вождь. Раньше мы все делали сами, а теперь приходиться выменивать у соседних племен то, чего у нас нет.
Вова. Ага, это как два бизнесмена договариваются друг с другом вагон повидла на вагон пряников сменять.
Вождь. Да, может у вас в племени это и удобно, а у нас, пока нужный обмен совершишь, состаришься.
Аня. А это почему?
Вождь. Гляди сама. Например, нам нужно зерно. Мы предлагаем в обмен на него шкуры. Но племени, у которого есть зерно, нужны не шкуры, а топоры. Племя, которое может дать топоры, меняет их только на горшки. Племя, которое делает горшки, готово поменять их на шкуры. Так и приходится меняться: шкуры на горшки, горшки на топоры и только топоры на зерно. Голова закружиться.
Вова. Я у Андрюхи из 4 класса так рыбок выменивал. Намучился – ужас! Пришлось сначала выменять фонарик на двух крыс в клетке. Потом двух крыс в клетке – на диск с играми. Диск с играми – на картридж. А картридж – на рыбок!
Вождь. Да-а-а…, значит у вас в племени обмен проходит еще тяжелее, чем у нас.
Аня. Да уж, эти мальчишки, все, что хочешь, могут запутать. А всего-то нужно найти вещь, которая нужна всем и всегда. И на нее все выменивать. Мы с девчонками так и делаем.
Вождь. Вот здорово! А чего бы нам такое найти, на что можно менять?
Аня. Я думаю, это мог бы быть скот. Его выгодно долго держать, животные сами передвигаются и могут возить хозяина.
Вова. А еще из кожи можно делать одежду, обувь и барабаны. А из кости- оружие и украшения.
Вождь. Хау! Я решил! Пусть будет так!
(артисты уходят)
Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи –заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д.
Что же получалось в таком обществе?
Появились излишки своего труда и необходимость владения продуктами труда других людей.
Как же стали поступать люди?
Верно, они стали обмениваться различными изделиями и товарами. Ведь денег тогда тоже не было.
Они осуществляли ОБМЕН. (торговые сделки)
Например, лошадь меняли на 2 мешка зерна, телегу– на барана.
Приведите свои примеры такого обмена.
Как вы думаете, существуют ли такие торговые сделки в современной экономике?
- Каждую секунду на Земле производится бесчисленное множество товаров. Причем разные люди и предприятия производят разные товары. А, чтобы товар попал к тому, кто в нем нуждается, происходит обмен.
- Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли?
-Такой вид обмена называется бартер
- Найдите на стр. 68 определение, что такое бартер. ( Это прямой обмен одних товаров на другие
- Кажется, все просто и удобно. Но хорошо, когда 2 человека совершают бартер, а вот если возникает такая ситуация когда, например:
У Светы есть груша, а она хочет морковку.
У Вовы есть морковка, а хочет он банан.
У Миши есть банан, а хочет он грушу.
- Как быть? (Решение экономической задачи)
- Согласитесь, это заняло больше времени, чем бартер между двумя людьми. Еще труднее совершить бартер между большим количеством людей. А представьте, что вам требуется выменять у кого – то все, что необходимо для жизни: и зубную пасту, и обувь, и еду. Сложно. Очень сложен бартер и для предприятий. При этом очень хочется, чтобы обмен был равноценным. Гораздо удобнее другой вид обмена, который называется купля – продажа.
- На стр. 69 найдите определение, что такое купля – продажа. ( Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги)
- Покупка – это тоже обмен, при котором вы меняете деньги на вещи.
- Какие бывают способы обмена? (бартер и купля – продажа).Таблица.
- На какие товары можно обменять деньги? На какие услуги?
(Высказывания детей)
Учитель
: Всегда ли существовали деньги?
(Высказывания детей)
Учитель
: Послушаем сообщение ребят
Из истории денег.