Урок окружающего мира. Как человек познает окружающий мир
Урок окружающего мира. Как человек познает окружающий мир
Как человек познает окружающий мир.
Для чего люди путешествуют.
Что изучает наука археология
Цели:
– систематизировать знания, полученные в 1–3 классах;
– сформировать представление о путешествии как способе познания окружающего мира, о науках, использующих результаты путешествий: геологии, географии, археологии;
– повторить понятия: исторические источники, краеведческий и исторический музеи;
– продолжить развитие мышления, любознательности, умений добывать знания из иллюстративного материала;
– воспитывать уважение к трудной и интересной профессии археолога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира. Как человек познает окружающий мир »
Как человек познает окружающий мир. Для чего люди путешествуют. Что изучает наука археология
Цели:
– систематизировать знания, полученные в 1–3 классах;
– сформировать представление о путешествии как способе познания окружающего мира, о науках, использующих результаты путешествий: геологии, географии, археологии;
– повторить понятия: исторические источники, краеведческий и исторический музеи;
– продолжить развитие мышления, любознательности, умений добывать знания из иллюстративного материала;
– воспитывать уважение к трудной и интересной профессии археолога.
Оборудование: предметы, необходимые путешественникам; письменные и вещественные исторические источники, обнаруженные археологами; предметы, необходимые археологам (кисточки, скребки, лопатки, скальпели); репродукция К. Брюллова «Последний день Помпеи».
Ход урока
I. Организационный момент.
Окружающая среда
Все – от тополя у забора
До большого темного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А еще и медведь, и лось,
И котенок Васька, небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь
И в пруду отраженья крыш,
Брать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису.
Я люблю тебя – навсегда! –
Окружающая среда!
Л. Фадеева
II. Повторение и систематизация полученных учащимися в 1–3 классах знаний о живой и неживой природе, о человеке.
Учитель демонстрирует на доске рисунки: солнце, гора, озеро, медведь, бабочка, воробей, кувшин, дом, книга и т. д.
– Перед вами предметы окружающего мира.
– На какие три группы можно разделить все предметы окружающего мира? (Неживая, живая природа и изделия человека.)
На доске появляется схема 1.
– Что относится к неживой природе?
Учитель обобщает ответы учащихся и записывает на доске схему 2.
– Назовите небесные тела.
– Назовите формы рельефа суши.
– Назовите водоемы.
– На какие группы можно разделить водоемы? (Естественные и искусственные.)
– Какие природные явления связаны с неживой природой? (Облака, ветер, осадки, гроза, радуга, цунами, наводнения, смерч и др.)
– Какие правила безопасности следует соблюдать, бывая на природе?
– Что мы относим к живой природе?
Учитель обобщает ответы учащихся и демонстрирует на доске схему 3.
– Какие группы растений мы узнали?
– Какие явления происходят с растениями в связи со сменой сезонов? (Листопад, цветение, созревание плодов, образование семян, прорастание и др.)
– Чем важны растения для всего живого на Земле? (Они производят питательные вещества, образуют кислород.)
– Что надо знать о растениях, чтобы соблюдать меры безопасности?
– С какими группами животных мы познакомились?
– Какие явления происходят с животными при смене сезонов? (Спячка, линька, перелеты, смена стадий развития.)
– Какие меры безопасности надо соблюдать при встрече с разными животными?
– Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.)
– Что мы узнали о человеке?
Учитель демонстрирует схему 4.
– Что мы узнали об организме человека?
– Какие органы информируют человека о состоянии окружающей среды? (Это органы чувств: орган зрения, орган слуха и т. д.)
– Назовите важные внутренние органы человека. (Сердце, легкие, почки, желудок и т. д.)
– Что такое здоровый образ жизни?
III. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.
1. Для чего люди путешествуют?
– Как человек познает окружающий мир?
Учитель демонстрирует на доске схему 5.
– Как человек использует наблюдения? (Человек анализирует, обобщает свои наблюдения и делает выводы об объектах окружающего мира.)
– Как человек использует эксперимент? (Экспериментируя, проводя опыты, человек изучает свойства веществ, течение разных процессов и природных явлений, объясняет их.)
– Как человек использует полученные знания? (Для своих нужд и для научных открытий.)
– А для чего люди путешествуют?
– Какие задачи ставит перед собой путешественник? (Открытие новых земель, описание географического положения новых стран, описание земной поверхности, водоемов, растительного и животного мира и др.)
– Значит, цель путешествия зависит от задач, которые ставит перед собой путешественник.
– Какое же снаряжение необходимо для путешествий по суше? По воде? В космос?
– Выполните задание 1 в рабочей тетради.
– Сейчас мы узнаем о событиях в мире, об обычаях разных народов из телепередач, сообщений радио, газет, книг. Но в древности рассказать народам друг о друге могли только путешественники. Это хорошо подметил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Царь Салтан в его сказке спрашивает заморских купцов:
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
Если почитать легенды и сказки любого народа, там обязательно будут путешествия, которые проникли туда из реальной жизни.
– О каких путешествиях рассказывают древнегреческие мифы? (Путешествия аргонавтов, плавание царя Одиссея.)
– Путешествие корабля «Арго» с греческими героями-аргонавтами на борту полно встреч со сказочными чудесами, но сама цель его достаточно прозаична: аргонавты плывут за золотым руном на Кавказ. А что такое золотое руно? Руно – это обыкновенная баранья шкура. Золотой же она становится потому, что жители Колхиды – Кавказского побережья Черного моря – использовали шкуры при добыче золота. Бурные реки Кавказа, протекая по золотоносным районам, захватывали мельчайшие крупицы золота. Бараньи шкуры раскладывали по речному дну, чтобы такие крупицы запутывались в шерсти. Руно становилось «золотым», то есть насыщенным золотыми крупинками, которые потом выбирались из шерсти, просто вытряхивались. Сказка же само руно превратила в золотое.
– О каких путешествиях вы читали книги, смотрели телепередачи?
– Что ищут в своих профессиональных путешествиях охотники, рыбаки, геологи, географы, ботаники, зоологи, экологи? (Историки путешествуют в поисках живых свидетелей или документов, связанных с важными событиями, с деятельностью знаменитых людей и т. д.)
– Какова цель путешествия обычных туристов? (Расширить свои представления о природных и рукотворных богатствах, о своеобразии населяющих ее народов.)
– Как вы думаете, при всех трудностях все же где легче путешествовать – по морю (океану) или по суше?
– Что являлось в Древней Руси основными дорогами путешествий? (Реки. Летом – по воде на кораблях – ладьях, а зимой – по льду на санях люди путешествовали.)
– А сейчас пофантазируйте. Расскажите о возможных путешествиях в будущем. (Путешествие к новым планетам, к затонувшей стране Атлантиде и др.)
– Поделитесь своими личными впечатлениями об уже совершенных путешествиях.
– О каких будущих путешествиях вы мечтаете? Что хотите узнать, где хотите побывать?
– А как можно путешествовать в прошлое?
– Какая наука изучает прошлое, древний мир?
2. Что изучает наука археология.
– Науку, которая изучает прошлое человечества, называют археологией. Что же изучает наука археология?
Далее работа ведется по учебнику: чтение статьи «Что изучает наука археология» (с. 7–9).
– Археолог ставит перед собой другие задачи. Ему интересно, какие вещественные исторические источники можно обнаружить при раскопках. Археолог ищет остатки древних поселений, наскальные рисунки первобытных людей и др. Поэтому он путешествует по местам древних поселений. Тщательно их обследует, бережно собирая даже маленькие кусочки разбитых глиняных сосудов, чтобы восстановить их первоначальную форму, увидеть орнаменты, которые использовали наши предки для их украшения. По таким вещественным источникам историки узнают, какие народы населяли этот край, какова была их культура, какими предметами быта и орудиями труда они пользовались в повседневной своей жизни.
– Что же может оказаться в рюкзаке археолога?
– Нарисуйте предметы, необходимые археологу для раскопок (задание 2 в тетради).
– Что называют «историческими источниками»? (Исторические источники помогают узнать, как изменилось человеческое общество, чем занимались люди.)
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 8. Назовите письменные и вещественные исторические источники.
– Запишите в тетради (задание 3) письменные и вещественные источники.
– Где бы вы проводили археологические раскопки в своей местности, если бы были археологами? Что бы вы смогли найти?
– Где хранятся памятники древности? (В историческом, краеведческом музеях.)
– О каких важных археологических раскопках вам известно?
– В 1748 г. в Италии начались раскопки античного города Помпеи, засыпанного вулканическим пеплом в 79 году во время извержения вулкана Везувия.
В Русском музее в Санкт-Петербурге находится картина К. Брюллова «Последний день Помпеи».
(Учитель демонстрирует репродукцию.)
Извержение вулкана Везувий в окрестностях Неаполя погребло под потоками лавы и пепла города Помпеи и Геркуланум, а их жители, застигнутые врасплох, были заживо похоронены. Археологические раскопки Помпеи, письма Плиния Младшего к Тациту рассказали о катастрофе, опера Джакомо Пучини «Последний день Помпеи», искусство античности и Высокого Возрождения послужило материалом для картины К. Брюллова, в которой он в 1833 году изобразил это историческое событие. В этой картине на ступенях храма с коробкой кистей художник изобразил самого себя.
А. С. Пушкин посвятил этой картине такие строки:
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным крахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
V. Итог урока.
– Чем занимаются археологи?
– Какие исторические источники могут быть обнаружены в слоях земли?