Урок окружающего мира в 1 классе.
Разработала: Злобина Ольга Федоровна, учитель начальных классов первой категории.
Тема: Богатства природы.
Цель: создание условий для формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.
Задачи:
- расширить круг понятий, которые связывают жизнь человека с окружающим миром;
- показать, что человек зависит от компонентов природы, используемых человеком природных богатств.
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать культуру групповых взаимоотношений.
Организация урока: групповая.
Оборудование: ММП, экран, сопроводительная презентация, «Карта понятий», исследовательские кейсы (по числу групп), шесть шляп.
Планируемые результаты:
Метапредметные.
Познавательные УУД: формирование умений объяснять мир – называть окружающие предметы и их взаимосвязи; учить понимать взаимосвязи в природе; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; учиться высказывать свое предположение на основе работы с текстами и иллюстрациями.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, совместно договариваться о правилах общения, учиться выполнять различные роли в группе.
Личностные результаты: умение объяснять свое отношение к миру, оценивать правильность поведения людей в природе.
Предметные результаты: называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
Этапы, цели
Деятельность учителя
Предполагаемая деятельность учащихся
Формы организации, наглядность
- Орг.момент
- создать позитивный настрой;
- мотивирование учащихся на урок.
1. – Посмотрите фрагмент мультфильма.
- Какое настроение вызвал этот мультфильм?
- Кто главный герой?
- Этот цыпленок только вылупился и познает мир. Он радуется, удивляется окружающему миру. Вы тоже познаете окружающий мир, как этот цыпленок. Желаю вам это делать с радостью и прекрасным настроением. Этого цыпленка предлагаю сделать эмблемой нашего урока. А маленькие эмблемки, жетонами для оценки ваших достижений на уроке.
Просмотр видеофрагмента мультфильма «Веселый цыпленок»
- Веселое, задорное.
- Цыпленок.
Мультфильм «Веселый цыпленок»
Беседа.
Эмблема, жетоны.
II. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы.
- актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках;
- определить тему, составить план.
- – Чем восхищался цыпленок?
- А что такое природа, вспомним?
- Но помимо природных объектов нас окружает бесчисленное количество предметов. Откуда они взялись?
Верно, об это вы узнали на прошлом уроке.
- – НО! Только ли благодаря человеку появились эти вещи?
- Принимаю эту гипотезу, но ее еще нужно доказать)
3. Поднос с предметами: бижутерия.
- Как одним словом можно назвать то, что здесь находится? (драгоценности, богатства).
Добавить на поднос кусочек мела, яблоко, помидор, кусочек гранита, фигурки животных.
- Почему эти предметы я положила рядом на поднос? Это можно назвать богатством?
-Это тоже богатства. Чьи это богатства? ( богатства природы)
- Какая у нас будет тема урока?
Открываю ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА. - На какие вопросы должны ответить, изучая новое понятие? (определяют под руководством учителя)
- Как человек использует природные богатства?
- - Что мы составили? (план урока)
- Какой план? (вопросный)
- Все полученные знания продолжаем фиксировать на карте понятий.
- Природой.
- Все, что нас окружает и не сделано руками человека.
- Создал человек.
Гипотезы детей.
Природные богатства.
Часть кластера с прошлого урока.
?
План урока.
1. Что такое природное богатство?
2. Какие бывают богатства природы?
3. На какие группы делятся природные богатства?
5.Как человек использует природные богатства?
ΙIΙ. Совместное открытие знания
- расширить круг понятий;
-учить анализировать информацию;
- развивать коммуникативные навыки.
- - Итак обратимся к плану «Что такое природные богатства?». К каким источникам можем обратиться? (словарь, справочник, энциклопедия).
Верно, перед вами определение природных богатств из словаря (но не все так просто, вы же исследователи), соберите его сами
2. Все, что дает человеку- а что она дает человеку, какие именно богатства? Предлагаю найти ответ на этот вопрос, выполняя задание в группе, сообща, помогая друг другу.
- Руководители групп организуйте выполнение задания по инструкции.
3. Работа в группах.
4. Защита групп.
- Представители от каждой группы сделайте вывод.
Ответы групп. После каждого ответа на карте понятий – богатства природы.
На какой вопрос вы сейчас ответили? (Возвращение к плану - какие бывают богатства?) Что нужно сделать сейчас?
5. Нужно классифицировать, т.е. разделить на группы все природные богатства.
- Ваши предложения.
На какие группы их можно разбить? (Все природные богатства можно разделить на живые и неживые природные богатства)
Живые природные богатства – растения, животные.
Неживые природные богатства – воздух, почва, полезные ископаемые.
- Сравните результат своей работы с выводом на слайде.
6. - Итак, вы выделили две группы природных богатств. Но есть еще одна, третья группа (показываю на стрелку), как вы думаете, какая? (Силы природы).
- Вам помогут загадки.
- О какой силе природы сказано «ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе»?
- Как человек использует силу ветра? (Используют мореплаватели).
-Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь, улыбаешься в оконце и зовут тебя все…солнце.
- Что солнце дает человеку? Тепло, энергию.
- Течение рек. Как его использует человек?
Учащиеся формулируют понятие.
Работа в группах.
Фронтальная работа.
ММП
Дает
Все
Природа
Что
Человеку
Синтез и обобщение.
(Природные богатства – все, что дает природа человеку) – слайд.
Анализ и классификация.
Вода, почва, растения, животные, воздух, полезные ископаемые.
Растения
Животные
Почва
Воздух
Вода
Подземные недра
Слайд:
Живые природные богатства – растения, животные.
Неживые природные богатства – воздух, почва, полезные ископаемые.
(Дети отгадывают загадки я на кластер вывешиваю отгадки)
Ветер
Вода (течение рек)
Солнце (солнечный свет)
Презентация.
ΙV. Применение нового знания.
Физминутка.
1. - Давайте обратимся к плану нашего урока. На какие вопросы уже ответили?
- Итак, вернемся к проблемному вопросу только ли заслуга человека в создании этих вещей? (Ответы детей)
Вывод: (Дети с помощью учителя ОБОБЩАЮТ, ПОКАЗЫВАЮТ НА «Карте понятий»).
- Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у нее человеком. Природа щедро отдает свои богатства человеку. На какие вопрос плана ответили?
2. - Вы сделали вывод, что человек зависим от природы. Попробуем установить обратную связь (кластер). А какое влияние человек оказывает на природу? Вот вопрос который вы исследуете и создадите творческий продукт.
- Предлагаю изучить ситуацию и может найти выход из нее. Руководители групп получите исследовательские кейсы.
- ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Выявление и обсуждения проблемы сохранения природных богатств. Технология «Кейс».
- Напоминаю: 1 карман- знакомство с ситуацией, 2 карман- обсуждение, выводы, 3 карман- предложение решения проблемы.
4. Работа в группах.
5. Защита групп.
На защиту выходит одна группа (первая справившаяся).
- Что нужно было сделать? (Выделить проблему, обсудить и найти решение).
- Кто может помочь природе? (Ученые, взрослые, дети).
-Если разместить ваши памятки на ватмане, макет чего получится? (Плакат). листочки с призывами беречь природу - Какая от него польза? (Обратить внимание людей на проблему). Где повесим плакат? (В школьном коридоре).
V. Итог урока
VI. Рефлексия
1. - Обратимся к плану, на все ли вопросы вы получили ответ? (Карта понятий).
- Ответили на главный вопрос урока? (Вывод).
-Вспомните, кто помог нам создать хорошее рабочее настроение в начале урока? (Возвращение к эмблеме).
Цыпленок учился познавать мир. А вы узнали, научились?
Рефлексия «6 шляп» (Что удалось, что нет).
Белая шляпа- что узнали.
Желтая шляпа-что удалось.
Черная- что было трудным, что не удалось.
Красная- что понравилось.
Зеленая- что еще хотел бы узнать по теме.
Синяя- общий вывод.
Самооценка жетонами.
- Ребята, цыпленок хочет дать вам напутствие о том, как надо относиться к природе.
- Давайте прочитаем. (Стихотворение на слайде).
- Пусть эти слова станут вашим девизом. Спасибо за работу!
Прием «6 шляп».
Слайд (стихотворение).