Обобщающий урок по разделу «Человек и его строение»
Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся о строении организма человека, повторить изученные анатомо–физиологические понятия
Тип урока: обобщающий урок
Форма урока: игра «Познай себя».
Задачи урока:
· образовательные
- создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся обобщат и систематизируют знания о строении организма человека, повторят изученные анатомо–физиологические понятия;
· развивающие
- создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы;
- развивать умение работать в группе, укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы, умение считаться с мнением товарищей;
- развивать умение оценивать свою работу, рефлексировать;
- развивать произвольное внимание и умение классифицировать объекты по разным признакам;
- воспитательные
- на основе понимания связи всех систем органов человеческого организма сформировать бережное отношение к своему здоровью, воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности за здоровье своего организма.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация,
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к игре.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости.
Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь. Садитесь!
- Сегодня наш урок я хочу начать с притчи.
Одного мудреца спросили:
- Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?
Подумав, мудрец ответил:
- Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!
- Как вы понимаете это высказывание?
2. Целеполагание
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- На этом уроке мы проверим, как вы знаете свой организм, как о нём заботитесь с помощью интеллектуальной игры «Познай себя». А также будем учиться работать в командах. А итогом работы станут мини – проекты, которые помогут маленьким первоклассникам чувствовать себя в полной безопасности.
На перемене с помощью жеребьёвки ребята разбились на три команды и выбрали названия. Давайте знакомиться.
Первая команда – «ВИТАМИНКИ», капитан…
Вторая команда «КРЕПЫШИ», капитан…
Третья команда «ГИМНАСТЫ», капитан…
С командами мы познакомились.
-Как нужно работать в группе?
КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ:
1) Работать надо дружно.
2) Спокойно высказывать своё мнение и выслушивать мнения других, не перебивая.
3) Вместе находить правильное решение.
-Да, ребята, мы вывели свод правил, которого и будем придерживаться.
(Слайд № 2)
3. Знакомство с правилами игры (Слайд № 3)
Перед вами представлены категории вопросов: «Узнай орган человека», «Удивительные факты», «Попробуй, угадай!» и их стоимость. Команды по очереди выбирают категорию и стоимость вопроса. Вместе обсуждаете и через 30 секунд должны дать ответ. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Перед началом игры проведём разминку.
4. Разминка
- Составная часть скелета (кость)
- Цветная оболочка глаза (радужка)
- Основа скелета и всего тела (позвоночник)
- Орган, расположенный внутри черепа (головной мозг)
- Что придаёт цвет красным кровяным клеткам? (гемоглобин)
- Внутренняя часть глаза (глазное яблоко)
- Где расположен орган равновесия? (во внутреннем ухе)
- Как называется невосприимчивость организма к болезням? (Иммунитет)
- Какие клетки покрывают поверхность кожи? (Мертвые)
- Подвижное соединение костей (сустав)
- Какой орган помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов? (орган обоняния – нос)
- Когда сытый он молчит, когда голоден – урчит (желудок)
5. Игра «Познай себя»
КАТЕГОРИЯ «Узнай орган человека»
10 баллов
- Это сильная мышца, которая всё время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту (Сердце)
Сердце действует как сложный мышечный «насос», сокращаясь 60 – 80 раз в минуту, независимо от нашего желания. Сердце за год проталкивает через себя 3000 тонны крови. Этот объём мог бы занять целый товарный поезд.
20 баллов
- Он снабжён вкусовыми сосочками. Они способны узнавать некоторые вещества (Язык)
В сосочках имеются окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.
30 баллов
- Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост (Нос)
Вспомните фразеологизмы с этим словом.
С гулькин нос – очень мало
Задирать нос – зазнаваться
Вешать нос – отчаиваться
Водить за нос – обманывать
Клевать носом – засыпать
Остаться с носом – без того, на что рассчитывал
Зарубить на носу – запомнить
40 баллов
- Парные губчатые органы, расположенные в грудной клетке (Лёгкие)
К органам какой системы относятся лёгкие? (дыхательной)
50 баллов
- Этот орган называют ещё диспетчером, потому что он внимательно следит за составом крови. Как только состав крови начнет изменяться, он тотчас добавляет в нее нужные вещества (Печень)
Какой орган нашего тела самый горячий? Его название помогает правильно ответить на вопрос. Слово «печень» происходит от корня «печь». Это самый крупный орган, имеющий массу 1,5 – 2 кг.
КАТЕГОРИЯ «Удивительные факты»
- баллов
- Чем занимались в одном из мультфильмов Мартышка, Слонёнок, Попугай и Удав? Это никогда не делали ни Баба Яга, ни Кощей Бессмертный.
20 баллов
- Эта внутренняя кухня человека тянется почти на 8 метров! Но она свернута так плотно, что целиком помещается в животе. Как она называется?
Какие органы проходит пища до попадания в кишечник?
(Ротовая полость – глотка – пищевод – желудок)
30 баллов
- Ты думаешь, у тебя их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри.
Как называются невидимые части? (среднее и внутреннее)
40 баллов
- Она помогает человеку освободится от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых желёз, выделяющих капли пота (кожа)
50 баллов
- Какие клетки крови изобразил художник?
Красные кровяные клетки – эритроциты
белые кровяные клетки – лейкоциты
кровяные пластинки – тромбоциты
КАТЕГОРИЯ «Попробуй, угадай!»
10 баллов
- Соедини линиями
Глаза Орган осязания
Уши Орган вкуса
Нос Орган зрения
Кожа Орган обоняния
Язык Орган слуха
- баллов
- Отгадайте загадку
В одной комнатушке
Соседи живут:
Одни всё кусают,
Другие – жуют (зубы)
30 баллов
- Когда строители начинают воздвигать высокое здание, они прежде всего сооружают каркас – громадную клетку из стальных форм. Такой же крепкий каркас есть и в нашем теле. Назовите его (скелет)
Из какого количества костей состоит скелет человека?
(более 200 различных костей)
40 баллов
- Почему «ночью все кошки серы?»
Сетчатку образуют – палочки и колбочки. Колбочки воспринимают цвет, когда светло. А с наступлением темноты их сменяют – палочки. Они не обеспечивают цветовое зрение.
- Так называется гибкая, горизонтальная перегородка, которая лежит внутри твоего туловища, как раз посередине. Она помогает тебе дышать (диафрагма)
6. Создание мини – проекта
Итак, вы всё вспомнили, обобщили свои знания по теме: «Человек и его строение», и теперь предлагаю перейти к созданию проектов в форме листовок.
Обратимся к словарю и узнаем тайну слова «листовка»
Листовка – печатный или рукописный листок с информацией.
- агитационные
- поздравительные
- информационные
Задача вашей команды создать информационно – агитационную листовку (по заготовленным шаблонам)
7. Представление проекта капитанами (защита)
8. Релаксация
Сейчас вам необходимо оценить работу своей команды:
v Если вы считаете, что ваша команда работала дружно (красный символ)
v Если команда работала хорошо, но не очень дружно (жёлтый)
v Если команда могла бы работать лучше (синий символ)
Мы хорошо потрудились, затратили силы, энергию, а для восстановления предлагаю – ВИТАМИНЫ.
9. Разноуровневое домашнее задание