Цель: знакомство с новой буквой
Задачи: познакомить учащихся с буквой х и со звуками, которые она обозначает, учить различать эти звуки в словах, читать и записывать буквосочетания, слова со строчной буквой х, предложения со словами с буквой; способствовать развитию мелкой моторики рук, способствовать развитию фонематического слуха, развитию монологической речи, навыков плавного, выразительного чтения, наблюдательности, развивать умение оценивать свою работу; способствовать привитию культуры общения и активной жизненной позиции.
Оборудование: рисунок хлебного поля, тексты для чтения, презентация.
Вид урока: сообщение нового материала.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы: игровой метод, метод беседы.
Технологии: по А.С.Границкой, здоровьесберегающие технологии.
Ход урока.
- Организационный момент.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И читать и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
И хотим мы на уроке
Много нового узнать.
- Ребята, мы сегодня совершим путешествие по городу Букваринску. Это огромный город, которого нет на карте, но он существует для всех учащихся, которые учатся и хотят стать грамотными. Какой вид транспорта мы выберем для путешествия, узнаете, когда отгадаете загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И, помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд).
Станция «Проверялкино»
Задание первое.
Слоговая куча: ко ра мок ска за ма рка тон ка ша ры ба
Составить слова.
Задание второе.
Лабиринт: с-он-асос-оус-ок-от-ок-ран-ос-ом
оса-аист-ок-от-ут-ам-ост-ок-рот-ом
Прочитать слова.
Задание третье:
Работа по карточкам
Воро… Соро…
Дописать слова, разделить на слоги.
Взаимопроверка, проверка по методике А.С.Границкой.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Ах как долго мы искали,
Глазки у ребят устали. (поморгать глазами)
Посмотрите все в окно. (посмотреть влево)
Ах, как небо высоко. (посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим, (очертить глазами дугу) влево и вправо
Вверх по радуге пойдём,
Вправо, влево повернём, (движение вправо, влево)
А потом покатим вниз, (посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись. (зажмурить, открыть и поморгать)
Станция «Букваренок»
Сообщение темы и цели урока:
Ну - ка сделаем зарядку.
Раз - листочек поднимаем,
Два - листочек разгибаем,
Три - ещё раз развернули,
На четыре - развернули.
Буква спрятана внутри
Кто догадлив?
Назови!
- Правильно, мы сегодня знакомимся с буквой Х.
Станция «Игралкино»
Хлеб, халва, хитрый, ухо, химия, пряхи, хомяк, холод, хищник, хижина, хихикать.
Хлопните, если услышите мягкий звук.
Станция «Загадкино»
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Информация о хлебе. Много- много труда вкладывают хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай. За посевами хлебов бережно ухаживают: поливают, подкармливают, рыхлят землю, оберегают от сорных трав и вредных насекомых, пока из каждого зерна не вырастит колос. Обыкновенный колос, тысячи которых летом колышутся в поле. Но в нем их несколько десятков. Когда колосья созреют, покроются бронзовым загаром, а зерна станут твердыми, начинается уборка урожая. С полей хлеб везут на элеватор. Там его сушат и сортируют. Дальше зерно везут на мукомольный завод. Там зерно перемалывают, и получают муку. Муку везут на хлебозаводы, где пекарь выпекает хлеб. Дальше хлеб отвозят в магазины, где мы с вами покупаем его. Вот какой путь проделал хлеб, прежде чем попал к нам на стол.
Стихи о хлебе.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Каравай земли и хлеба
На твоем столе-
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
В малом зернышке пшеницы,
Летом и зимой,
Сила солнышка хранится,
И земли родной.
И растет под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина, бессмертный,
Хлебный колосок.
Звуковой анализ: хлеб
Станция: «Рассказчиков»
Составим рассказ по картинкам.
Станция «Читалкино»
ХА, ХО, ХЕ, ХИ, АХ, ОХ, УХ, ИХ, ЕХ
халат хобот хлеб мех
халва холод хвост смех
Озимый хлеб.
Вокруг деревни голые поля. А одно поле, будто зеленой краской залито. Такое яркое! Такое веселое! Будто умылось холодной водой. Это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, осенью. Зимой хлеб снегом накрыло. Морозы студили землю. А хлеб терпел этот холод. Дождался весны. Ожил, стал расти. Хороший хлеб уродился.
Станция «Отдыхайка»
Эй, ребята, не ленитесь!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все – в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Станция « Угадайка»
Логические задания в картинках
Физкультминутка для пальцев
Пять воробьев на заборе сидели.
Один улетел, а четыре запели.
И пели, пока не сморила усталость.
Один улетел – и их трое осталось.
Сидели втроем и немного скучали.
Один улетел, а двое остались.
Попели, напелись и вдруг разлетелись.
Станция: «Напиши-ка»
Работа в прописях: письмо строчной х, письмо слов с буквой х.
Станция «Итоговая»
Наше путешествие не заканчивается, оно будет продолжаться каждый раз, когда будет урок русской грамоты. Понравился ли вам город Букваринск? Я очень рада. Если вам понравился урок – поднимите «радостную мордашку», если нет – «грустную». Спасибо за работу. Отдохните. Все молодцы и умницы.