МБОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1».
  Преподаватель – Кузнецова Александра Васильевна
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  ТЕМА: "Звуки [д], [д'] и буква д"
  Методическая разработка урока обучения грамоте (чтение + письмо)
  по программе "Школа — 2100"
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  С. Кожевниково  
  
 
  Пояснительная записка.
  Если раньше главным занятием ребенка до школы была игра, то теперь - это учеба, которая требует внимания, сосредоточенной работы на уроках и дисциплины. Учение и сидение поглощают столько времени, что о движении почти и думать некогда, что может привести к перегрузкам и нервному срыву первоклассников.  
  Поэтому, составляя конспект урока, обращаю внимание на эту проблему. В течение урока выделяю этапы, которые проходят как в положении стоя на месте, так и в процессе движения. Это подвижные физминутки, танцевальные минутки, задания, которые выполняются стоя за партой, таким образом, меняется поза ребенка (сидя-стоя). Подвижный образ обучения позволяет увеличить двигательную активность, снижает утомляемость детей на уроке.  
  Первый закон зрения – это тоже движение. Когда глаз перемещается, он видит. Зрение глаза, который смотрит пристально, слабеет. Поэтому кроме динамических пауз, использую упражнения, которые направлены на расширение зрительно-пространственной активности. Цель упражнения - разрушить привычку пристального смотрения через физическое и психическое перемещение взгляда. Для выполнения данного этапа урока в режиме "стоя на месте" с правой и с левой сторон фиксируются плакаты с послоговой разбивкой слов. Главное требование к упражнению - 1 поворот головы в сторону сопровождается произношением 1-гo слога. В этих условиях слово оказывается разделенным на слоги, которые размещаются по разные стороны. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц. (Элемент здоровьесберегающей технологии “Технология раскрепощенного развития детей” В. Ф. Базарного).  
  В процессе урока для разминки на мышечно-телесную и зрительную координацию использую схему универсальных символов – “СУС”. Дети производят движения глазами по указанным им линиям. (Элемент здоровьесберегающей технологии “Технология раскрепощенного развития детей” В. Ф. Базарного).
  В целом, предложенный режим существенно повышает психическую активность детей на уроке, в том числе их учебно-познавательные способности.  
  Чтобы помочь детям полюбить уроки чтения, научить их читать с удовольствие и желанием, я использую в своей работе технологию обучения оптимальному чтению. Одним из главных ее достоинств является то, что она, помогает учащемуся преодолевать трудности с чтением и развитием речи. А значит, ребенок будет с удовольствием учиться. Комплекс технологических приемов помогает регулировать дыхание при чтении, развивать артикуляцию, речевой аппарат, внимание, волевые качества, расширять поле зрения, переключаться с одного вида деятельности на другой, повышать интеллект учащихся.  
  В работе использую упражнения, помогающие расширить поле зрения. На решение этой задачи направлено упражнение «Пирамида». Глядя в центр на точку, и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть две буквы одного слога. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать слог, а затем, глядя в точку, увидеть это слог одномоментно.  
  В течение урока у ребенка может быть слабая концентрация внимания. Чтобы помочь ему сконцентрироваться использую упражнение «Чтение с окошечком». Для него вам потребуется лист плотной бумаги, в котором вы вырежете небольшое окошечко. Вы берете лист бумаги размером 10 на 5 см. С правого края прямоугольника вырезаете небольшое отверстие - «окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы. Листок накладывается на строку и передвигается ребенком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться. Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.
 течение урока у ребенка может быть слабая концентрация внимания. Чтобы помочь ему сконцентрироваться использую упражнение «Чтение с окошечком». Для него вам потребуется лист плотной бумаги, в котором вы вырежете небольшое окошечко. Вы берете лист бумаги размером 10 на 5 см. С правого края прямоугольника вырезаете небольшое отверстие - «окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы. Листок накладывается на строку и передвигается ребенком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться. Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.
  Частая смена видов деятельности на уроке – залог активизации познавательных интересов учащихся. Все это позволяет проводить уроки интересно, разнообразно, так, что они нравятся всем детям, с удовольствием, погружающимся в мир литературы.  
  ТЕМА: "Звуки [д], [д'] и буква д"
  ЦЕЛИ УРОКА:  
  Обучающая (Образовательная):
    Развивающая:
   Воспитательная:  
   ТИП УРОКА: изучение нового материала
  МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный, практический, частично-поисковый.
  ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальные, парные, индивидуальные.
  ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, презентация 16 слайдов (среда POWER POINT), пластилин, касса с буквами, книжка-малышка.  
  Ход урока
  1. Организационный момент.  
  «Психологическая установка на работу»
  Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень! 
Не мешай трудиться, не мешай учиться!
  
 
  2. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.
  Учитель: Помогите мне закончить предложения.
  На слайде № 1 появляется картинка. (По щелчку мышки появляются остальные картинки.)
  Тут наш... (дом).
  Над домом ... (дым).  
  У дома … (дерево).  
  На дереве... (дупло).  
  У дупла... (дятел).  
  К дому ведет ... (дорожка).  
  У дома сидит … (дед).  
  -  Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста? 
-  Придумаем заглавие. Повторить весь текст с заглавием. 
-  Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли.   
-  Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем учиться? 
 
 
  3. Выделение звуков. Знакомство с буквой Д д.
  Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.
  Слайд №2
  -  Ч то видите на картинке? Произнесите слово - дом, сделайте звукобуквенный анализ этого слова. Работа в паре. Проверка. то видите на картинке? Произнесите слово - дом, сделайте звукобуквенный анализ этого слова. Работа в паре. Проверка.
 
-  Какой первый звук услышали в этом слове? Что о нем можете сказать? 
 Слайд №3
  -  Ч то видите на картинке? Произнесите слово – дятел, сделайте звукобуквенный анализ этого слова. Работа в паре. Проверка. то видите на картинке? Произнесите слово – дятел, сделайте звукобуквенный анализ этого слова. Работа в паре. Проверка.
 
-  Какой первый звук услышали в этом слове? Что о нем можете сказать? 
-  Сравните эти два звука. Какой буквой обозначим звуки [д], [д']? Слайд №4.   
-  Покажите букву Д. Назовите её место в алфавите. На что похожа буква Д? 
 
 
  4. Физминутка.  
  а) Встали. Посмотрите на предметы в классе.  Найдите предметы, в названии которых встречаются новые звуки. Назовите их.
  б). Игра "Поймай звук".
  [Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки.
  Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, стрелочка.
  в). Гимнастика для пальцев.
  Зарядка для пальчиков на аппликаторе Кузнецова.
  (в ритм постукивание тремя пальчиками правой и левой руки по аппликатору)
  Тили – тили – тили – бом. Сбил сосну зайчишка лбом.
  (темп нарастает) Жалко мне зайчишку, носит зайка шишку.
  (Указательный и безымянный пальчики правой и левой руки "бегут" по аппликатору.) Поскорее сбегай в лес,
  (кулачками по аппликатору) Сделай заиньке компресс.
  
 
  5. Прописи. Работа в прописи с. 14.
   Письмо элементов строчной буквы д.
  -  Чем отличается письменная буква от печатной?   
-  Из каких элементов состоит буква? (Овал и линия с петлей внизу). 
-  В каких буквах встречались эти элементы? (а, о, у).   
-  Откуда начнем писать? (Чуть выше нижней линии рабочей строки) 
 (При выполнении этого упражнения деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга).
   
 
  6. Физминутка.
  Отложите-ка тетрадки. Раз-два!
Становитесь на зарядку. – Раз-два!
Сладко-сладко потянулись, и прогнулись, и пригнулись. 
Ваши мышцы все проснулись? Да!
Ваши губки улыбнулись? Да!
Пальчики к письму готовы? Да!
Мы работать будем снова? Да!
  
 
  7. Азбука. Работа в азбуке.
  -  Чтение слогов на слайде. Упражнение «Пирамида». Слайд №5. 
-  Чтение слогов (стр.94).   
  -  Прочитай слоги, где согласный звук [д'] произносится мягко.   
-  Прочитай слоги, где гласная показывает, что согласный произносится твердо. 
-  Сравни первую строчку и вторую. Что заметили? 
-  Прочитай слоги, которые оканчиваются на звонкий согласный звук. (3 строка) 
-  Прочитай слоги, которые оканчиваются на глухой согласный звук. (4 строка)   
 
 
  8. Прописи. Работа в прописи (стр. 14).  
  Письмо слогов с буквой Д, отработка соединений.  
   
 
  9. Физминутка.  
  а). Зарядка для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий. Слайд №6.
  б). Работа над правильностью дыхания. (Дети выполняют стоя.)
  -  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.   
-  Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. 
-  Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье. 
 
 
  10. Азбука. Работа в азбуке.  
  1. Чтение столбиков слов. (На стенках класса слева и справа от учеников развешаны таблички с послоговой разбивкой слов, слова взяты из Азбуки.)  
  Объяснение непонятных слов.
  Дума – мысль;
  Душа - жизненное существо человека, воображаемое отдельно от тела и от духа;  
  Также качества духовные человека, внутреннее чувство, совесть и пр.
  Дол - низменность, природная впадина на земле, низ, край или бок.  
   2. Азбука (с. 94) 2 столбик.
  -  Прочитайте слова с мягким согласным звуком. 
-  Что заметили? На какие группы можно разбить? Выделите корень дом-, -дол-. 
-  Прочитайте слова, меняя интонацию. Дом – с интонацией таинственности, домик – грустно, дол – насмешливо, долина – радостно. 
 -  Прочитайте слово с небольшим числом букв, которое обозначает большой предмет. Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький.   
-  С помощью, какой части слова произошли такие превращения? 
 3 столбик.
  -  Какое слово лишнее? (дым - 1 слог).   
-  На какие группы разделите эти слова. Почему?   
-  Зачитайте слова с корнем дыр- , зачитайте слова с корнем дым-   
-  Выделите корень. Как называются такие слова? (однокоренными) 
 4 столбик.
  -  Прочитайте слова с радостью, с восторгом. 
-  Что заметили? Выделите корень дар- 
-  Что вы любите делать: дарить подарки или получать их? 
 5 столбик.
  -  Какое слово лишнее? Почему? 
-  А чем похожи все слова этого столбика? (слова употреблены во мн. числе)   
-  Прочитайте слова с теплотой в сердце, вспоминая маму. Какой корень? 
 
 
  11. Пальчиковая физминутка. (Подготовка руки к письму) Слайд №7  
  Моя семья.
  Этот пальчик - дедушка,  
  Этот пальчик - бабушка,
  Этот пальчик - папочка,  
  Этот пальчик - мамочка,
  А это кто? А это я! Вместе дружная семья!
  
 
  12. Прописи. Работа в прописи (стр. 15).
  1. Списывание слов с письменного образца по заданию.
  1 строчка.
  -  Прочитайте слова. Найти слова, которые отличаются одним звуком (дом, дым).   
-  На что обратим внимание при написании этих слов? (соединение с буквой М). 
-  Слово, в котором глухих согласных звуков больше, чем звонких (доска). Что заметили в этом слове? (опасное место). Устно подберите проверочное слово. 
 2 строчка.
  -  Прочитайте слова. Найди слово, состоящее из одного слога. Докажите. (Дно)   
-  Слово, в котором встречается мягкий согласный звук [д'] и два слога (один). 
-  Как сказать одним словом: замороженные на воздухе дождевые капли (градина).   
 2. Словообразование. Беседа о лексическом значении слов.
  -  Что значит «настоящий друг»? У кого есть такой друг? А подруга? 
-  Что можете сказать об этих словах: друг и подруга? (Однокоренные).   
-  Найдите эти слова в прописи, выделите корень. 
 Как сказать, одним словом?  
   -  Место рождения; земля, государство, где родился. (Родина) 
-  Поколения, из которых каждое вновь нарождается. Связь членов семьи. (Род)   
-  Исток реки. (Родник) 
 По происхождению эти слова однокоренные. Найдите их в прописи. Пропишите.
  3. Запись слов по картинкам (дома, домик, домики, домишко, дымок).
   4. Орфографическое чтение 2 столбика. Наблюдение над произношением и написанием.
  5. Списывание предложения с печатного образца.
  Чтение и анализ предложения. Запись с измененным порядком слов.
  
 
  13. Физминутка.
  -  Стихотворение сопровождается действиями. 
 Буратино потянулся.
  Раз – нагнулся, разогнулся.
  Руки в сторону развел,
  Видно ключик не нашел.
  Чтобы ключик нам достать,
  Надо на носочки встать.
  -  Зарядка для глаз. Слайд № 8-14 
 
 
  14. Азбука. Работа в Азбуке.
  1. Чтение текста. Наблюдение над предлогами.
  Чтение про себя. Чтение вслух.
  По ходу чтения подчеркивание пробела между предлогами и словами.
  2. Чтение текста Б. Хмельницкого "Дымок". Упражнение «Чтение с окошечком».  
  Рассмотрим картинку. Что видите? В каких сказках встречается печка?
  На доске ключевые слова:
  Дымок, труба, все-все увидеть, растаял.
  1. Прогнозирование содержания текста по ключевым словам, рисунку, заглавию.
  2. Чтение по предложениям с комментариями.
  1 предложение. Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый. Дымок - значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...)  
  2-е предложение. Автор оживил его. Заметили ли вы? (Осмотревшись, помчался).
  3-е предложение. Какой вопрос зададим тексту?  
   4-е предложение. Каким был Дымок? (Любознательным).
  А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, я все хочу увидеть.)
  5-е предложение. Почему так думает труба? А что ответит Дымок?
  6-е предложение. Каким образом ей ответил Дымок? Прочитайте.  
  -  Выпалил, что означает это слово? (Сказал очень быстро, громко). 
-  Что произойдет дальше с ним? Читайте седьмое предложение не спеша. 
 7-е предложение. И....(предупредить о выразительном чтении - длинная пауза).
  8-е предложение. Что же случилось с Дымком? Почему?  
  9-е предложение. Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял.
  -  А как текст об этом говорит? Размышляем дальше. 
-  Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш Дымок? 
-  Чему учит текст? За какие важные мысли можно тексту сказать «Спасибо!» Надо прислушиваться к мнению старших, более опытных и мудрых. 
 
 
  15. Итог урока. Рефлексия.  
  -  Что нового узнали, чему научились? 
-  Хотели ли вы быть похожими на главного героя прочитанного рассказа?   
-  Почему? 
 Самооценка собственной деятельности на уроке.
  -  Как вы сегодня поработали? 
-  Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал? 
-  Что интересного было на уроке?   
 
 
  Литература:
  -  http://www.it-n.ru 
 Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Физминутка коррекция зрения) Масько Л.Г. МОУ СОШ № 14 город Мончегорск
  -  Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Баласс, Москва, 2006   
-  Валентина Волина «Праздник букваря». АСТ пресс, Москва,1997 
  11