МБОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1».
Преподаватель – Кузнецова Александра Васильевна
ТЕМА: "Звуки [д], [д'] и буква д"
Методическая разработка урока обучения грамоте (чтение + письмо)
по программе "Школа — 2100"
С. Кожевниково
Пояснительная записка.
Если раньше главным занятием ребенка до школы была игра, то теперь - это учеба, которая требует внимания, сосредоточенной работы на уроках и дисциплины. Учение и сидение поглощают столько времени, что о движении почти и думать некогда, что может привести к перегрузкам и нервному срыву первоклассников.
Поэтому, составляя конспект урока, обращаю внимание на эту проблему. В течение урока выделяю этапы, которые проходят как в положении стоя на месте, так и в процессе движения. Это подвижные физминутки, танцевальные минутки, задания, которые выполняются стоя за партой, таким образом, меняется поза ребенка (сидя-стоя). Подвижный образ обучения позволяет увеличить двигательную активность, снижает утомляемость детей на уроке.
Первый закон зрения – это тоже движение. Когда глаз перемещается, он видит. Зрение глаза, который смотрит пристально, слабеет. Поэтому кроме динамических пауз, использую упражнения, которые направлены на расширение зрительно-пространственной активности. Цель упражнения - разрушить привычку пристального смотрения через физическое и психическое перемещение взгляда. Для выполнения данного этапа урока в режиме "стоя на месте" с правой и с левой сторон фиксируются плакаты с послоговой разбивкой слов. Главное требование к упражнению - 1 поворот головы в сторону сопровождается произношением 1-гo слога. В этих условиях слово оказывается разделенным на слоги, которые размещаются по разные стороны. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц. (Элемент здоровьесберегающей технологии “Технология раскрепощенного развития детей” В. Ф. Базарного).
В процессе урока для разминки на мышечно-телесную и зрительную координацию использую схему универсальных символов – “СУС”. Дети производят движения глазами по указанным им линиям. (Элемент здоровьесберегающей технологии “Технология раскрепощенного развития детей” В. Ф. Базарного).
В целом, предложенный режим существенно повышает психическую активность детей на уроке, в том числе их учебно-познавательные способности.
Чтобы помочь детям полюбить уроки чтения, научить их читать с удовольствие и желанием, я использую в своей работе технологию обучения оптимальному чтению. Одним из главных ее достоинств является то, что она, помогает учащемуся преодолевать трудности с чтением и развитием речи. А значит, ребенок будет с удовольствием учиться. Комплекс технологических приемов помогает регулировать дыхание при чтении, развивать артикуляцию, речевой аппарат, внимание, волевые качества, расширять поле зрения, переключаться с одного вида деятельности на другой, повышать интеллект учащихся.
В работе использую упражнения, помогающие расширить поле зрения. На решение этой задачи направлено упражнение «Пирамида». Глядя в центр на точку, и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть две буквы одного слога. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать слог, а затем, глядя в точку, увидеть это слог одномоментно.
В течение урока у ребенка может быть слабая концентрация внимания. Чтобы помочь ему сконцентрироваться использую упражнение «Чтение с окошечком». Для него вам потребуется лист плотной бумаги, в котором вы вырежете небольшое окошечко. Вы берете лист бумаги размером 10 на 5 см. С правого края прямоугольника вырезаете небольшое отверстие - «окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы. Листок накладывается на строку и передвигается ребенком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться. Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.
Частая смена видов деятельности на уроке – залог активизации познавательных интересов учащихся. Все это позволяет проводить уроки интересно, разнообразно, так, что они нравятся всем детям, с удовольствием, погружающимся в мир литературы.
ТЕМА: "Звуки [д], [д'] и буква д"
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающая (Образовательная):
Развивающая:
Воспитательная:
ТИП УРОКА: изучение нового материала
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный, практический, частично-поисковый.
ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальные, парные, индивидуальные.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, презентация 16 слайдов (среда POWER POINT), пластилин, касса с буквами, книжка-малышка.
Ход урока
1. Организационный момент.
«Психологическая установка на работу»
Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!
2. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.
Учитель: Помогите мне закончить предложения.
На слайде № 1 появляется картинка. (По щелчку мышки появляются остальные картинки.)
Тут наш... (дом).
Над домом ... (дым).
У дома … (дерево).
На дереве... (дупло).
У дупла... (дятел).
К дому ведет ... (дорожка).
У дома сидит … (дед).
Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста?
Придумаем заглавие. Повторить весь текст с заглавием.
Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли.
Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем учиться?
3. Выделение звуков. Знакомство с буквой Д д.
Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.
Слайд №2
Что видите на картинке? Произнесите слово - дом, сделайте звукобуквенный анализ этого слова. Работа в паре. Проверка.
Какой первый звук услышали в этом слове? Что о нем можете сказать?
Слайд №3
Что видите на картинке? Произнесите слово – дятел, сделайте звукобуквенный анализ этого слова. Работа в паре. Проверка.
Какой первый звук услышали в этом слове? Что о нем можете сказать?
Сравните эти два звука. Какой буквой обозначим звуки [д], [д']? Слайд №4.
Покажите букву Д. Назовите её место в алфавите. На что похожа буква Д?
4. Физминутка.
а) Встали. Посмотрите на предметы в классе. Найдите предметы, в названии которых встречаются новые звуки. Назовите их.
б). Игра "Поймай звук".
[Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки.
Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, стрелочка.
в). Гимнастика для пальцев.
Зарядка для пальчиков на аппликаторе Кузнецова.
(в ритм постукивание тремя пальчиками правой и левой руки по аппликатору)
Тили – тили – тили – бом. Сбил сосну зайчишка лбом.
(темп нарастает) Жалко мне зайчишку, носит зайка шишку.
(Указательный и безымянный пальчики правой и левой руки "бегут" по аппликатору.) Поскорее сбегай в лес,
(кулачками по аппликатору) Сделай заиньке компресс.
5. Прописи. Работа в прописи с. 14.
Письмо элементов строчной буквы д.
Чем отличается письменная буква от печатной?
Из каких элементов состоит буква? (Овал и линия с петлей внизу).
В каких буквах встречались эти элементы? (а, о, у).
Откуда начнем писать? (Чуть выше нижней линии рабочей строки)
(При выполнении этого упражнения деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга).
6. Физминутка.
Отложите-ка тетрадки. Раз-два!
Становитесь на зарядку. – Раз-два!
Сладко-сладко потянулись, и прогнулись, и пригнулись.
Ваши мышцы все проснулись? Да!
Ваши губки улыбнулись? Да!
Пальчики к письму готовы? Да!
Мы работать будем снова? Да!
7. Азбука. Работа в азбуке.
Чтение слогов на слайде. Упражнение «Пирамида». Слайд №5.
Чтение слогов (стр.94).
Прочитай слоги, где согласный звук [д'] произносится мягко.
Прочитай слоги, где гласная показывает, что согласный произносится твердо.
Сравни первую строчку и вторую. Что заметили?
Прочитай слоги, которые оканчиваются на звонкий согласный звук. (3 строка)
Прочитай слоги, которые оканчиваются на глухой согласный звук. (4 строка)
8. Прописи. Работа в прописи (стр. 14).
Письмо слогов с буквой Д, отработка соединений.
9. Физминутка.
а). Зарядка для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий. Слайд №6.
б). Работа над правильностью дыхания. (Дети выполняют стоя.)
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
10. Азбука. Работа в азбуке.
1. Чтение столбиков слов. (На стенках класса слева и справа от учеников развешаны таблички с послоговой разбивкой слов, слова взяты из Азбуки.)
Объяснение непонятных слов.
Дума – мысль;
Душа - жизненное существо человека, воображаемое отдельно от тела и от духа;
Также качества духовные человека, внутреннее чувство, совесть и пр.
Дол - низменность, природная впадина на земле, низ, край или бок.
2. Азбука (с. 94) 2 столбик.
Прочитайте слова с мягким согласным звуком.
Что заметили? На какие группы можно разбить? Выделите корень дом-, -дол-.
Прочитайте слова, меняя интонацию. Дом – с интонацией таинственности, домик – грустно, дол – насмешливо, долина – радостно.
Прочитайте слово с небольшим числом букв, которое обозначает большой предмет. Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький.
С помощью, какой части слова произошли такие превращения?
3 столбик.
Какое слово лишнее? (дым - 1 слог).
На какие группы разделите эти слова. Почему?
Зачитайте слова с корнем дыр- , зачитайте слова с корнем дым-
Выделите корень. Как называются такие слова? (однокоренными)
4 столбик.
Прочитайте слова с радостью, с восторгом.
Что заметили? Выделите корень дар-
Что вы любите делать: дарить подарки или получать их?
5 столбик.
Какое слово лишнее? Почему?
А чем похожи все слова этого столбика? (слова употреблены во мн. числе)
Прочитайте слова с теплотой в сердце, вспоминая маму. Какой корень?
11. Пальчиковая физминутка. (Подготовка руки к письму) Слайд №7
Моя семья.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А это кто? А это я! Вместе дружная семья!
12. Прописи. Работа в прописи (стр. 15).
1. Списывание слов с письменного образца по заданию.
1 строчка.
Прочитайте слова. Найти слова, которые отличаются одним звуком (дом, дым).
На что обратим внимание при написании этих слов? (соединение с буквой М).
Слово, в котором глухих согласных звуков больше, чем звонких (доска). Что заметили в этом слове? (опасное место). Устно подберите проверочное слово.
2 строчка.
Прочитайте слова. Найди слово, состоящее из одного слога. Докажите. (Дно)
Слово, в котором встречается мягкий согласный звук [д'] и два слога (один).
Как сказать одним словом: замороженные на воздухе дождевые капли (градина).
2. Словообразование. Беседа о лексическом значении слов.
Что значит «настоящий друг»? У кого есть такой друг? А подруга?
Что можете сказать об этих словах: друг и подруга? (Однокоренные).
Найдите эти слова в прописи, выделите корень.
Как сказать, одним словом?
Место рождения; земля, государство, где родился. (Родина)
Поколения, из которых каждое вновь нарождается. Связь членов семьи. (Род)
Исток реки. (Родник)
По происхождению эти слова однокоренные. Найдите их в прописи. Пропишите.
3. Запись слов по картинкам (дома, домик, домики, домишко, дымок).
4. Орфографическое чтение 2 столбика. Наблюдение над произношением и написанием.
5. Списывание предложения с печатного образца.
Чтение и анализ предложения. Запись с измененным порядком слов.
13. Физминутка.
Стихотворение сопровождается действиями.
Буратино потянулся.
Раз – нагнулся, разогнулся.
Руки в сторону развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Зарядка для глаз. Слайд № 8-14
14. Азбука. Работа в Азбуке.
1. Чтение текста. Наблюдение над предлогами.
Чтение про себя. Чтение вслух.
По ходу чтения подчеркивание пробела между предлогами и словами.
2. Чтение текста Б. Хмельницкого "Дымок". Упражнение «Чтение с окошечком».
Рассмотрим картинку. Что видите? В каких сказках встречается печка?
На доске ключевые слова:
Дымок, труба, все-все увидеть, растаял.
1. Прогнозирование содержания текста по ключевым словам, рисунку, заглавию.
2. Чтение по предложениям с комментариями.
1 предложение. Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый. Дымок - значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...)
2-е предложение. Автор оживил его. Заметили ли вы? (Осмотревшись, помчался).
3-е предложение. Какой вопрос зададим тексту?
4-е предложение. Каким был Дымок? (Любознательным).
А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, я все хочу увидеть.)
5-е предложение. Почему так думает труба? А что ответит Дымок?
6-е предложение. Каким образом ей ответил Дымок? Прочитайте.
Выпалил, что означает это слово? (Сказал очень быстро, громко).
Что произойдет дальше с ним? Читайте седьмое предложение не спеша.
7-е предложение. И....(предупредить о выразительном чтении - длинная пауза).
8-е предложение. Что же случилось с Дымком? Почему?
9-е предложение. Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял.
А как текст об этом говорит? Размышляем дальше.
Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш Дымок?
Чему учит текст? За какие важные мысли можно тексту сказать «Спасибо!» Надо прислушиваться к мнению старших, более опытных и мудрых.
15. Итог урока. Рефлексия.
Что нового узнали, чему научились?
Хотели ли вы быть похожими на главного героя прочитанного рассказа?
Почему?
Самооценка собственной деятельности на уроке.
Как вы сегодня поработали?
Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?
Что интересного было на уроке?
Литература:
http://www.it-n.ru
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Физминутка коррекция зрения) Масько Л.Г. МОУ СОШ № 14 город Мончегорск
Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Баласс, Москва, 2006
Валентина Волина «Праздник букваря». АСТ пресс, Москва,1997
11