Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема: Звук и буква Ф.
Цель и задачи: 1) Знакомство со звуком (ф.), и буквой эф, показать мягкость и твердость этого звука.
2) Умение работать в содружестве: учитель-ученик.
3) Умение слогового чтения, работа над осознанным чтением.
4) Навык работы в парах, коллективно.
Оборудования:
- Карта путешествия с названиями остановок: стадион, фотосалон, ярмарка, цирк, кафе, зоопарк.
- Иллюстрации: фазан, филин, футбольные ворота, фотоснимки детей, буква Ф.
- Карточки с загадками, потешками, скороговорками, пословицами, сценками.
- Текст объявления у замка.
- Рецепты блюд.
Ход урока:
- Организация класса
- Наблюдение над звуком (фонетическая зарядка).
- Дети сегодня нам предстоит проделать путь до красивого старинного замка. Путь будет долгим и трудным, поэтому кое-где нам придется сделать остановку. Освещать наш путь будет волшебный фонарик и фотоаппарат, повстречаем филина и фазана, улыбнемся фикусу и фиалке, покажем фокусы, услышим звуки флейты, полакомимся фирменным блюдом из фруктов. А самое главное познакомимся со звуком и буквой Ф. Ребята нам навстречу идет кот. «Ф, ф, ф!» - испуганно зафыркал кот. – Давайте повторим за ним. Как Вы думаете, можно этот звук петь? Широко открываем рот, произнося этот звук? Значит, этот звук … Согласный! Ребята, давайте произнесем этот звук испуганно, удивленно и радостно. Кот очень доволен и уже не фырчит.
3. Мы попадаем в зоопарк. Здесь нас встречает филин и фазан. (показ иллюстрации) про филина рассказывают дети в стихотворении. Фазан – многоцветная, длиннохвостая царская птица. Питается только листьями, почками, плодами растений. Это куриные птицы. Эти птицы бывают пышнохвостые, чернохвостые, желтохвостые, рогатые, хохлатые, ушастые, алмазные, золотые, серебряные. Филин и фазан поспорили о том, что у них неодинаковые первые звуки. Так ли это? Мягкие и твердые звуки. У детей сигнальные сине-зеленные кружки. Учитель называет слова, дети показывают кружком, какой звук Ф. Федя, фикус, шофер, фабрика, фуфайка, светофор.
4. Стадион. В какую игру мы будем играть? Футбол. Фут (англ.) – стопа, бол (англ.) – мяч. Это означает, что в эту игру играть ногами. Выступают футболисты. Первые звуки похожи, но какая разница? (попробовать оба звука на звучание, определение звонкости и глухости). В – звонкий, Ф – глухой. Поиграем футбол. 2 команды глухой звук Ф. кофта, ваза, шарф, Вася, ферлис, вагон, фазан, вилка.
5. Попадаем в цирк. Здесь показывают удивительные фокусы. Мы тоже покажем ФОКУС. Перед вами буква Р. Она превратится в букву Ф. филин в книжку залетел превратился в букву Ф. На что похожа эта буква?
Фотосалон. Кто быстрее рисует? (фотоаппарат) Поэтому фотография это светопись. Раньше, чтобы фотографировать, нужно было просидеть перед фотоаппаратом несколько минут, за это время можно было просмотреть мультфильм. Сейчас очень быстро, что могут стрелять летучую пулю, и так зорко, что сфотографировать луну и солнце. Фотограф заснял детей и снимки повесил в витрине издания. Кто из детей самый веселый? Кто ленивый?
6. Физкультминутка (под фонограмму)
7. Ярмарка работала над плавным чтением. На ярмарке каждый артист. Выступления детей с загадками, потешками, пословицами, сценками.
- у носатого, у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит. (самовар)
Спят мирно дочки
В фанерном домочке.
У сонь, у тихонь
В головах огонь (спички).
- Шутки любишь над Фомой –
Так люби и над собой.
- У Фомушки денежки – Фомушка, Фома.
У Фомушки нет денежек - Фомка, Фома.
Федя-медя съел медведя
Утром рано съел барана
На закуску съел лягушку,
Съел 15 поросят.
Только хвостики свистят.
Федот в лесу полол лебеду,
Ловил пичужку, поймал лягушку.
Федот худ
Головка с пуд, нос крючком
Хохол с клочком.
Фома, у тебя в избе тепло?
Тепло! На печи в шубе терпеть можно.
Филя, есть хочешь! – да съел кусок пирога, горшок сметаны и решето калачей.
Федул, что губы надул?
- Да кафтан прожег.
Зачинить можно?
Да иглы нет.
А велика дыра?
Да один ворот остался.
По нас Афанас
Пусть он у нас.
А не по нас Афанас
Пойди прочь от нас.
8. Мы подходим к замку. Там живет удивительный мальчик-музыкант. Он немой. У него была единственная возможность что-то сказать так, чтобы его поняли – сыграть мелодию на флейте. Это был самый необыкновенный инструмент. Во-первых, воздух попавший в флейту, становился таким густым и удивительно вкусным, что его можно было, есть маленькой ложечкой. Иногда музыка была малиновой, иногда клубничной. Иногда кремовой, леденцовой. Во-вторых, звуки, издаваемые флейтой, становились видимыми – одновременно с мелодией рядом с инструментом возникала картина, дополняющая музыку. Если мальчик играл грустную осеннюю мелодию, из отверстий флейты выползали печальные насекомые и начинали танцевать вальс. Если день подходил к концу, и солнце соскальзывало за горизонт, мальчик прятал флейту под рубашку. И там, превращаясь в крошечный огонек, флейта грела немного музыканта своей неземной тишиной. А когда мальчик засыпал, флейта скручивалась в счастливый сон: малышу снилось, что он умеет говорить. Так же хорошо, как играть на флейте.
9. Кафе. Вам предстоит по рецепту изготовить блюдо из фруктов.
10. В замке увидели большое объявление «Спешите видеть» (текст из «Занимательного Азбуквоведения»). Коллективное чтение.
- О ком говорится в объявлении?
- Что удивительного он может?
11. Итог по уроку. Домашнее задание читать по букварю. Большое спасибо звуку и букве Ф.