kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обучения грамоте по теме: "Звуки [х], [х'], буквы Х, х"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте по теме "Звуки [х], [х'], буквы Х, х" будет полезен учителям начальных классов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте по теме: "Звуки [х], [х'], буквы Х, х"»

Урок обучения грамоте по теме: "Звуки [х], [х'], буквы Х, х"


Цели: познакомить с новыми звуками и буквами, их обозначающими; продолжить формирование навыков чтения; упражнять в звукобуквенном анализе; пополнение словарного запаса и развитие речи. Развитие фонематических процессов, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики. Формировать умение сравнивать, устанавливать черты сходства и различия. Воспитывать умение слушать и слышать, анализировать. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным.

Оборудование: лента букв, касса букв, слоговые таблицы, зеркальце, таблица для интонирования гласных, пейзаж луга, леса, иллюстрация петуха, хомяка; фонограммы: «Финская полька», «Лесные звуки»; мешочек с сушками.

Ход урока.

I. Организационный момент. Речевая разминка. (слайд 3)

Ём-ём – утром рано мы встаём.
Ду-ду – быстро в школу я иду.
Ра-ра – заниматься нам пора.
Им-им – правильно мы говорим.

II. Актуализация знаний.

- Сегодня у нас урок-знакомство с новыми звуками и буквой. А для этого мы отправляемся в гости. (Физминутка под музыку.) Сразу после физминутки звучит фонограмма «Лесные звуки». (слайд 4)

- Куда мы с вами попали? (В лес).

- Что вы слышите? (Лесные звуки: шелест листьев, голоса птиц).

- А на уроке обучения грамоте о каких звуках мы ведем речь? (О звуках речи).

- Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).

- Назовите признаки гласных звуков.

- Чем звук обозначается на письме? (Буквой).

- Что значит прочитать гласную букву? (Назвать её).

Интонирование гласных: (слайд 5)

А! О! У! Ы!

И? Е? Я?

- Что вы знаете о гласных нижнего ряда? (Обозначают мягкость согласного на письме).

- Чтение наизусть диалога «Лиса и волк»

III. Изучение нового материала

1. Выделение согласных звуков [х], [х’].

- Молодцы! Смотрите, лес расступился. Вот и тропинка, по которой мы попадем на луг (слайд 6)

Кто же нас встречает? (слайд 7)

Я устраиваюсь ловко:
У меня во рту кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (Хомяк).

- А встречает Хомка нас весёлым стихотворением. Давайте поможем его прочитать. (Дыхательная гимнастика).

Жил на свете хомячок
Маленького роста,
И смеялся хомячок
Чрезвычайно просто:

Вдох: «Ха-ха-ха,
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бух-бух!»

Вдох: «Ху-ху-ху,
Да хе-хе-хе,
Динь-динь-динь
Да трюх-трюх!»

Раз, увидя паука,
Страшно испугался,
Но, схватился за бока,
Громко рассмеялся:

Вдох: «Хи-хи-хи,
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо,
Да буль-буль!»

Вдох: «Хи-хи-хи,
Да ху-ху-ху,
Хо-хо-хо,
Да гуль-гуль!»

Раз, увидя стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился:

Вдох: «Хы-хы-хы,
Да ху-ху-ху,,
Хо-хо-хо,
Да бах-бах!»

Вдох: «Ох, ребята, не могу!
Ой, ребята,
Ах-ах!»

- Какой звук слышим и произносим чаще всего? ([х]).

- Произнесите звук еще раз, глядя в зеркало и опираясь на речевой профиль, объясните артикуляционный уклад. (Губы разомкнуты; между верхними и нижними резцами некоторое расстояние; кончик языка опущен и отодвинут от нижних зубов; задняя часть спинки языка почти смыкается с нёбом, посередине щель; мягкое нёбо поднято; голосовые связки сомкнуты.)

- Дайте характеристику звука [х]. (Согласный, глухой, твердый, имеет мягкую пару [х’])

- Что изменяется в артикуляционном укладе звука [х’]?

2. Игра «Кто внимательный»

- Звуки [х], [х’] очень хитрые, они стали прятаться в словах. Я буду называть слова, если вы услышите звуки [х], [х’] хлопайте в ладоши, если нет звуков, то прячьте руки за спину:

хомяк, лисица, петух, бобриха, куница, хорёк, стрижи,

зайчиха, лось, мухомор, волк, орехи, белка, муха,

3. Знакомство с буквой.

Работа с кассой и лентой букв.

- На что похожа буква х? (ответы детей)

-Демонстрация картинки «На что похожа буква Х»

Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольная подружка. 

- Давайте попробуем сделать букву из листа бумаги (Сложить лист пополам и вырвать лишнее).

4. Поучимся читать слоги с новой буквой. (слайд 8)

ах

ха

хан

нах

ох

хо

хок

кох

ух

ху

хур

рух

их

хи

хит

тих

ех

хе

хем

мех

- К какому слогу из первого столбика нужно добавить букву М, чтобы получилось слово, называющее лесную подстилку? (мох).

- К какому слогу из второго столбика нужно добавить слог ЛВА, чтобы получилось название восточной сладости? (халва).

- К какому слогу из третьего столбика нужно добавить слог КЕЙ, чтобы получилось название зимнего вида спорта? (хоккей).

- Какой слог из четвертого столбика уже является словом? (мех – шерсть животного).

5. Звуко-буквенный анализ.

Есть у Хомки верный друг: (слайд 9)

Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом – и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (Петух)

- Составьте звуковую схему слова ПЕТУХ - [п’] [и] [т ] [ у ] [х]

- Сколько слогов в слове? Почему? Объясните. Назовите мягкий согласный звук. Назовите твердые согласные звуки. Назовите ударный слог. Назовите слог со звуком [х].

- Измените слово так, чтобы звук [х’] стал мягким ПЕТУХИ - [п’] [и] [т ] [у ] [х’] [и]



- Как изменилось слово? (стало 3 слога, ударение падает на 3-ий слог).

6. Индивидуальное чтение слов с доски: (слайд 10)

стихи хомяк хвост орехи хлеб хоровод сахар мухомор

хорёк петух хобот хвоя муха мех холод хижина

- назови слова, где буква Х обозначает мягкий согласный звук.

lV. Физминутка: Дети поют под фонограмму и выполняют движения. (слайд 11)

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5!
Хомка хочет сильным стать!

V. Закрепление изученного

1.Упражнение на развитие пространственной ориентации.

- Вот и пришло время Хомке и Петушку подкрепиться. Что же у них на обед? Рассмотрите картинки. Назовите предметы (хлеб, банан, яблоко, груша). (слайд 12)

- Внимательно посмотрите на карточки. Что в этом наборе лишнее? Почему? (Хлеб, т.к. банан, яблоко и груши – фрукты).

2. Работа в парах.

- Буква Х поселилась в некоторых словах, а эти слова живут на волшебных облачках.

Задание на облачках:

Хомяк зимою, в холод лютый,


Не хочет мерзнуть ни минуты.


Хитрец холодною порой


Храпит в хоромах под землей.

- найдите и подчеркните букву Х в словах, посчитайте сколько раз встретилась буква Х;

- прочитайте слова, в которых встретилась буква Х, объясни смысл (Работа со словарём)

- ПРОВЕРЬТЕ!!! (слайд13)

3. Работа по учебнику с. 92 – 93

- чтение слогов, слов по нарастающей;

- «Волшебное превращение слов»

- Работа над скороговоркой:

- Чтение и отгадывание загадок

- В каких словах встречаются звуки [х], [х’]?

Vl. Обобщение и выводы.

- Вот и заканчивается наш урок. Чему мы научились? С чем нас познакомил Хомка?

-Что узнали нового?

- У Хомки есть для вас подарок. Он в этом мешочке. На ощупь определить, что же это? (Сушки).

- Молодцы! Вам понравился наш урок? А теперь возвращаемся в класс (Под музыку дети имитируют возвращение в класс, а затем покидают кабинет).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Урок обучения грамоте по теме: "Звуки [х], [х'], буквы Х, х"

Автор: Фисенко Ольга Васильевна

Дата: 20.10.2017

Номер свидетельства: 433442

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект  урока обучения грамоте.  Тема: "Звук и буква Тт"."
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-tiema-zvuk-i-bukva-tt"
    ["file_id"] => string(6) "250912"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447161119"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звук и буква Тт"."
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-tiema-zvuk-i-bukva-tt-1"
    ["file_id"] => string(6) "250929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447163044"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок обучения грамоте. Тема «Звук [ж]. Буквы Ж ж» "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-obuchieniia-ghramotie-tiema-zvuk-zh-bukvy-zh-zh"
    ["file_id"] => string(6) "116764"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412607611"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока обучения грамоте. Тема урока:  «Гласные звуки и буквы» (УМК « Система Л.В.Занкова») "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-tiema-uroka-glasnyie-zvuki-i-bukvy-umk-sistiema-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "172882"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423895300"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Открытый урок по обучению грамоте Тема: Звук I П I , буквы Пп "
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-po-obuchieniiu-ghramotie-tiema-zvuk-i-p-i-bukvy-pp"
    ["file_id"] => string(6) "179257"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424965418"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства