Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте по теме: "Звуки [х], [х'], буквы Х, х"»
Урок обучения грамоте по теме: "Звуки [х], [х'], буквы Х, х"
Цели: познакомить с новыми звуками и буквами, их обозначающими; продолжить формирование навыков чтения; упражнять в звукобуквенном анализе; пополнение словарного запаса и развитие речи. Развитие фонематических процессов, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики. Формировать умение сравнивать, устанавливать черты сходства и различия. Воспитывать умение слушать и слышать, анализировать. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным.
Оборудование: лента букв, касса букв, слоговые таблицы, зеркальце, таблица для интонирования гласных, пейзаж луга, леса, иллюстрация петуха, хомяка; фонограммы: «Финская полька», «Лесные звуки»; мешочек с сушками.
Ход урока.
I. Организационный момент. Речевая разминка. (слайд 3)
Ём-ём – утром рано мы встаём. Ду-ду – быстро в школу я иду. Ра-ра – заниматься нам пора. Им-им – правильно мы говорим.
II. Актуализация знаний.
- Сегодня у нас урок-знакомство с новыми звуками и буквой. А для этого мы отправляемся в гости. (Физминутка под музыку.) Сразу после физминутки звучит фонограмма «Лесные звуки». (слайд 4)
- Куда мы с вами попали? (В лес).
- Что вы слышите? (Лесные звуки: шелест листьев, голоса птиц).
- А на уроке обучения грамоте о каких звуках мы ведем речь? (О звуках речи).
- Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).
- Назовите признаки гласных звуков.
- Чем звук обозначается на письме? (Буквой).
- Что значит прочитать гласную букву? (Назвать её).
Интонирование гласных: (слайд 5)
А! О! У! Ы!
И? Е? Я?
- Что вы знаете о гласных нижнего ряда? (Обозначают мягкость согласного на письме).
- Чтение наизусть диалога «Лиса и волк»
III. Изучение нового материала
1. Выделение согласных звуков [х], [х’].
- Молодцы! Смотрите, лес расступился. Вот и тропинка, по которой мы попадем на луг (слайд 6)
Кто же нас встречает? (слайд 7)
Я устраиваюсь ловко: У меня во рту кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! (Хомяк).
- А встречает Хомка нас весёлым стихотворением. Давайте поможем его прочитать. (Дыхательная гимнастика).
Жил на свете хомячок Маленького роста, И смеялся хомячок Чрезвычайно просто:
Вдох: «Ха-ха-ха, Да хе-хе-хе, Хи-хи-хи Да бух-бух!»
Вдох: «Ху-ху-ху, Да хе-хе-хе, Динь-динь-динь Да трюх-трюх!»
Раз, увидя паука, Страшно испугался, Но, схватился за бока, Громко рассмеялся:
Вдох: «Хи-хи-хи, Да ха-ха-ха, Хо-хо-хо, Да буль-буль!»
Вдох: «Хи-хи-хи, Да ху-ху-ху, Хо-хо-хо, Да гуль-гуль!»
Раз, увидя стрекозу, Страшно рассердился, Но от смеха на траву Так и повалился:
Вдох: «Хы-хы-хы, Да ху-ху-ху,, Хо-хо-хо, Да бах-бах!»
Вдох: «Ох, ребята, не могу! Ой, ребята, Ах-ах!»
- Какой звук слышим и произносим чаще всего? ([х]).
- Произнесите звук еще раз, глядя в зеркало и опираясь на речевой профиль, объясните артикуляционный уклад. (Губы разомкнуты; между верхними и нижними резцами некоторое расстояние; кончик языка опущен и отодвинут от нижних зубов; задняя часть спинки языка почти смыкается с нёбом, посередине щель; мягкое нёбо поднято; голосовые связки сомкнуты.)
- Что изменяется в артикуляционном укладе звука [х’]?
2. Игра «Кто внимательный»
- Звуки [х], [х’] очень хитрые, они стали прятаться в словах. Я буду называть слова, если вы услышите звуки [х], [х’] хлопайте в ладоши, если нет звуков, то прячьте руки за спину:
- Сколько слогов в слове? Почему? Объясните. Назовите мягкий согласный звук. Назовите твердые согласные звуки. Назовите ударный слог. Назовите слог со звуком [х].
- Измените слово так, чтобы звук [х’] стал мягкимПЕТУХИ - [п’] [и] [т ] [у ] [х’] [и]
- Как изменилось слово? (стало 3 слога, ударение падает на 3-ий слог).
6. Индивидуальное чтение слов с доски: (слайд 10)
стихи хомяк хвост орехи хлеб хоровод сахар мухомор
хорёк петух хобот хвоя муха мех холод хижина
- назови слова, где буква Х обозначает мягкий согласный звук.
lV. Физминутка: Дети поют под фонограмму и выполняют движения. (слайд 11)
Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку. 1, 2, 3, 4, 5! Хомка хочет сильным стать!
V. Закрепление изученного
1.Упражнение на развитие пространственной ориентации.
- Вот и пришло время Хомке и Петушку подкрепиться. Что же у них на обед? Рассмотрите картинки. Назовите предметы (хлеб, банан, яблоко, груша).(слайд 12)
- Внимательно посмотрите на карточки. Что в этом наборе лишнее? Почему? (Хлеб, т.к. банан, яблоко и груши – фрукты).
2. Работа в парах.
- Буква Х поселилась в некоторых словах, а эти слова живут на волшебных облачках.
Задание на облачках:
Хомяк зимою, в холод лютый,
Не хочет мерзнуть ни минуты.
Хитрец холодною порой
Храпит в хоромах под землей.
- найдите и подчеркните букву Х в словах, посчитайте сколько раз встретилась буква Х;
- прочитайте слова, в которых встретилась буква Х, объясни смысл (Работа со словарём)
- ПРОВЕРЬТЕ!!! (слайд13)
3. Работа по учебнику с. 92 – 93
- чтение слогов, слов по нарастающей;
- «Волшебное превращение слов»
- Работа над скороговоркой:
- Чтение и отгадывание загадок
- В каких словах встречаются звуки [х], [х’]?
Vl. Обобщение и выводы.
- Вот и заканчивается наш урок. Чему мы научились? С чем нас познакомил Хомка?
-Что узнали нового?
- У Хомки есть для вас подарок. Он в этом мешочке. На ощупь определить, что же это? (Сушки).
- Молодцы! Вам понравился наш урок? А теперь возвращаемся в класс (Под музыку дети имитируют возвращение в класс, а затем покидают кабинет).