1.Самопределение учебной деятельности. | Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу - В школу нынче тропинкой я шла Любовалась – зима хороша Солнце ласково в небе сияло И моя улыбалась душа. - Сейчас у нас урок чтения. Всё ли готово к уроку? Чем мы будем заниматься на уроке? | Отвечают на вопросы учителя Читать, составлять слова, предложения, учить новую букву. | Самопоределение (личностные УУД) Осознание того, что уже освоено, предполагают (Регулятивные УУД) |
Актуализация знаний и фиксация затруднения | - А у вас, ребята, какое сейчас настроение? - Давайте немного похохочем с вами. Ха – ха – ха - Какой звук услышали вначале? - Что можем о нём сказать? - А теперь тоненько похихикаем - хи – хи – хи . - А сейчас какой звук услышали вначале? - Каким стал согласный звук? | Выполняют задание учителя. Отвечают на вопросы учителя. | Проводят сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). |
Постановка учебной задачи. | Поиграем в игру «Твёрдый – мягкий». Я буду называть слова с новым звуком, а вы рукой показываете, какой звук услышали. Горох, мухи, хомяк, ходит, хитрый, хлопушка, лопух. - Что общего у всех этих словах? - Напечатаете слова хомяк, горох. - Давайте вместе определим тему урока . - Чем будем заниматься? -Откроем учебник на стр 124, проверим наши предположения. | Дети показывают - кулачок – твёрдый звук, ладонь – мягкий звук. - Звуки [х] и [х’]. - Мы не можем, так как ещё не изучали эту букву. Звуки [х] и [х’], буква Х. - Будем учить новую букву, с ней читать слоги, слова и предложения Проверяют | Проводят сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Определяют тему урока (Регулятив. УУД) |
4.Открытие нового знания. Первичное закрепление. | Показ буквы. Х . - На что похожа буква «Ха» ? Ха – забавная игрушка Деревянная вертушка. -Какие два звука она обозначает? Игра «Шкатулочка». 3) - Посмотрите на иллюстрацию -стр 125 Кто герой стихотворения? Что его рассмешило? Как он смеялся, зачитайте? 1)Чтение стр 124 –вверху: ха, хо, ху, хи, хе, хи, ах, ох, ух, их, ех . - Когда говорят «ах», «ох», «ух» ? Прочтите предложения под картинками (стр.124) 2) - Задание в парах – 1 ряд – выписать в тетрадь для печатания слоги со звуком [х], 2 ряд – со звуком [х’], Вывод : Буква «ха» обозначает….. 3) Рассказ учителя о хлебе. В русском языке тысячи слов, но среди них есть одно слово, которое надо поставить на первое место. Отгадаете загадку – узнаете, что это за важное слово: Вырос в поле колоском, На столе лежит куском, Отгадать легко и быстро – Мягкий, пышный и душистый. Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (ХЛЕБ) 4) Звуко – буквенный анализ слова. Хлеб – основа всей жизни. С огромным уважением относились люди к хлебу. Немыслимо было не то, что бросить кусочек хлеба, а даже сказать о нём плохое слово. - Гостей встречали с хлебом на красивом полотенце и говорили: -Добро пожаловать, гости дорогие, хлеб вам да соль. Давайте назовём наш хлеб ласково. -Что общего в этих словах? Как называют такие слова? 5) Чтение и обсуждение пословиц: А вот как о хлебе говорится в пословицах: (слайд) У кого хлебушко, у того и счастье. За обедом хлеб всему голова. Без труда хлеб не родится никогда. Объясните их смысл. | Представляют, перечисляют. Звуки [х] и [х’], они глухие. Дети называют слова со звуками [х] и [х’] и «складывают» их в шкатулку. Предполагают. Чтение стр 125 стих. О. Григорьева «Хо, хо, ха,ха» (хорошо читающие дети) Зачитывают. Читают слоги, договаривают слова. Предполагают. Читают Работают в парах. Продолжают «….два согласных звука- [х] и [х’], они глухие. Отгадывают загадку. Дети печатают слово хлеб, дают харктеристику. В слове 1 слог,4 буквы, 4 звука ХЛЕБУШЕК ХЛЕБУШКО Однокоренные. Работа в парах. Размышляют о смысле пословиц, высказывают свои мнения | Извлекают информацию, перерабатывают её (Познав. УУД). Извлекают информацию, перерабатывают её (Познав. УУД). Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регул.УУД) Умение оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регул.УУД) Умение оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
| 4) Разучивание заклички. - Но чтобы вырос колосок, надо подготовить землю – Вспахать, пробороновать, чтобы земля была мягкая, потом посеять зерно. - Без чего не прорастёт зёрнышко? В старину сочиняли заклички, и, когда было необходимо – звали дождь или солнышко. Дождик, дождик, поливай, Будет хлеба каравай. - Но много дождя зерну плохо, звали солнышко Послушайте закличку про солнышко. (Учитель демонстрирует, как серпом убирали жито – хлебные колосья) - А в наше время так убирают хлеб? - Лето – самая горячая пора. Надо быстро и без потерь убрать хлеб. Трудятся на наших полях и ваши родители. (показ страниц газеты «Перекрёсток России» Ртищевского района с фоторепортажами об уборке хлеба) (слайд) - Кого вы здесь узнали? | Отвечают –без воды, без солнца Повторяют, запоминают. Девочка в русском народном костюме говорит закличку: Солнышко – вёдрышко, Выгляни в окошко, Мы на поле идём, Мы серпы несём. Будем жито жать, Тебя в гости ждать. Рассказы детей о родителях- хлеборобах. Перечисляют все этапы выращивания хлеба. | Умение извлекать информацию (Познав. УУД) Умение извлекать информацию (Познав. УУД) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Составление правил обращения с хлебом - А раз столько труда вложено в кусочек хлеба, давайте вместе составим правила обращения с хлебом. -Предложите свои правила обращения с хлебом. | 1) Составление из слов предложений. Приложение 1. Проверка по слайду (Слайд) Не играй с хлебом! Не бросай хлеб на пол! Во время обеда съедай весь кусок. Остатки хлеба отдай птицам. Придумывают свои правила обращения с хлебом. | Умение самоопределяться в системе ценностей (Личностные УУД) Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регул.УУД) Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регул. УУД). |
8. Рефлексия | Наш урок подошёл к концу. Какие задачи ставили? - Удалось ли нам решить поставленные задачи? - Что интересного было на уроке? - Что запомнилось? - Как будете относиться к хлебу? Давайте сделаем салют из нашего настроения. - Красная фишка – отличное, бодрое. - Жёлтая – спокойное. - Зелёная – грустное. - Покажите, какое настроение получилось. - Что нужно сделать, чтобы настроение на уроке было отличное? | Отвечают на вопросы учителя. (Дети читают стихи) В каждом маленьком кусочке – хлебные поля, А на каждом колосочке – держится земля. Не мечтаем мы о чуде, К нам полей живая речь: - Берегите хлеб вы, люди, Научитесь хлеб беречь! Прикрепляют на доску фишки. Отвечают | Умение оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение самоопределяться в системе ценностей (Личностные УУД) |