Урок обучения грамоте в 1 классе
Проводится в период обучения грамоте, УМК «Гармония». Материал подобран с учётом особенностей сельской местности, разного уровня дошкольной подготовки детей. Используются вариативные задания, работа в парах, хоровое чтение, взаимопроверка, работа на компьютере, интерактивной доске.
Тема:
Буква непарного по глухости – звонкости согласного Х х.
Цель:
Познакомить с буквой непарного по глухости – звонкости согласного Хх.
Задачи:
образовательные:
Обучать детей чёткому произношению звуков [ х] и [х’], обозначать звуки
[ х] и [х’], буквой Х;
автоматизировать произношение звука и развивать психомоторику на данном звуковом материале;
учить определять место звука в словах;
формировать устойчивый навык сознательного чтения;
развивающие:
развивать мышление, память, речь;
воспитательные:
воспитывать духовно-нравственные ценности: уважительное отношение к труду, хлебу, храмам.
Оборудование: индивидуальные зеркала, магнитные дощечки, презентации «Как хлеб на стол пришёл», «Храмы России», компьютеры, проектор, интерактивная доска, «говорящая азбука».
I. Организационный момент
- Учебная мотивация и целеполагание.
– Ребята, нас пригласила в гости новая буква. Как вы думаете, для чего?
(учитель подводит учеников к осознанию темы (формулируют сами учащиеся)
- Планирование
– Сегодня мы с вами к концу урока постараемся заполнить и озвучить вот эту схему.
(показ схемы на интерактивной доске, которая заполняется по ходу урока)
II. Практическая деятельность
- Знакомство со звуком.
– Ребята, покажите свои глаза.
Нас встречают «хлебом-солью».
–Что изображено на первом рисунке?
(Здесь изображён хлеб.)
– Какой первый звук в слове х –х – х – хлеб?
– Приготовьте зеркало. Дайте характеристику звука [ х]
(согласный, глухой, потому что произносится глухо, без голоса, слышим только шум и приложив ладонь к горлу, мы не чувствуем вибрации)
– Кто согласен?
(дети показывают на пальцах своё согласие + или несогласие – )
2. Беседа « Как хлеб на стол пришёл»
Просмотр презентации « Как хлеб на стол пришёл» слайды №4-13)
Вывод: Хлеб надо беречь.
– «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»
– Как вы понимаете значение этой пословицы?
– В каком слове есть звук [х ] ?
– Какой он?
(согласный, твёрдый, глухой)
3. Знакомство с большой и малой буквами Х, х
– Ребята, кто знает какой буквой обозначается звук [х ]?
(Работа с «Говорящей азбукой» слогов, алфавита №23 )
4.Печатание и чтение слогов с буквой Х и буквами гласных
(на магнитных дощечках, взаимопроверка)
Родилась новая буква, пойдём к ней на день рождения. Готовьте подарки.
(Упражнение в узнавании звуков на слух в различных позициях, определение места звука, его характеристика:
Хризантемы, халат, пуховый платок, меха, халва, уха, холодильник, яхта, стихи, петух)
Где находятся звуки [х ] [х’]? Какие они?
– Кто согласен?
Вывод : звук [х] может быть и твёрдым и мягким.
(Заполнение схемы)
5. Работа по учебнику.
Звуковой анализ слов хомяк и орехи . Выделение звуков [х ], [х’]., наблюдение за произнесением, их характеристика.
(согласные, глухие, потому что произносятся глухо, мало голоса, но много шума, и приложив ладонь к горлу, мы не чувствуем вибрации, [х] – глухой твёрдый, обозначается одной чёрточкой, без точки, [х’] – глухой мягкий, обозначается двумя чёрточками тоже без точки)
– Произнесите звуки, «включив голос»
(не получается)
Вывод: [ х] и [х’] не имеют звонких пар, они непарные по глухости, хотя парные по твёрдости-мягкости. Звуки [х] и [х’] обозначаются одной буквой Ха.
(Буквой непарных по глухости – звонкости глухих согласных звуков)
Работа над скороговоркой.
Хохотушки хохотали: Ха! Ха! Ха! –подсказка правильного названия буквы
- Осуществление контроля.
Работа с диском (находится на ЦОРе «Букварина» и установлен на каждом компьютере.)
- Физпауза.
Музыкальная гимнастика для глаз.
« Я хороший, я пригожий, я люблю тебя …»(дети гладят себя по голове и обнимают за плечи)
8. Работа в парах.
(Дети берутся за руки и поднимают их вверх, показывая тем самым, что готовы работать вместе и по одному учебнику)
- Проверка
(Хоровое чтение парами слов в столбиках по учебнику, последнее слово - храм)
10. Просмотр слайдов »Храмы» (находятся в презентации слайды №14-26)
– Какое слово требует уточнения значения?
– Кто был в церкви?
– Какое у вас было настроение?
(покой, тишина, смирение, умиротворение, красиво, хорошо)
– Храмы собирают людей в дни радости и печали. Колокольный звон возвещает о праздниках и звучит в дни испытаний.
1. Работа над предложением
– Прочитайте предложение
(На холме храм.)
– В каких словах есть звук [х ]
–Составить схему этого предложения, отметить опасные места.
|__ _________ _____ .
(на магнитных дощечках)
– Обозначить сколько в каждом слове слогов и поставить ударение.
(Нахождение букв гласных, деление на слоги, выделение голосом удивления ударного слога. Проверка с помощью и/а доски)
– Кто согласен?
– Поднимите руку, кто сделал правильно.
12. Оценивание
- Раскрасьте, пожалуйста, звёздочки в определённый цвет:
Красный, если с заданием справился самостоятельно, зелёный, если справился с помощью учителя, синий, если с заданием не справился.
- Осуществление коррекции
(Озвучивание схемы, характеристика звуков)
- Итог урока– Продолжи предложение
На уроке я узнал….
Я научился….
Самое трудное на уроке…
- Рефлексия.
– Выбрать выражение лица, соответствующее вашему настроению.
(показать одноклассникам и учителю)
14. Домашнее задание
– Рассказать дома, с какой буквой познакомились и что нового узнали на уроке.
– Урок окончен, всем спасибо.
Литература:
- «Начальная школа. Всё для учителя»;
«Проектирование современного урока по формированию УУД»
2. «Начальная школа. Всё для учителя»
«Учебная мотивация как основной компонент учебной деятельности» ;