Урок обучения грамоте (чтение)
Тема: «Знакомство с буквой Х, х.»
УМК « Начальная школа XXI века»
Цель и ожидаемый результат: Знакомство с новыми звуками [х], [х,] и буквой «Х», «х»
Задачи в деятельности учителя: 1. Научить выделять звук в исходных словах, давать его характеристику, обозначать звуки буквой.
2. Обеспечить приобретение умения отличать звук от других.
3. Помочь в формировании умения применять полученные знания при чтении слогов, слов, предложений.
4. Организовать самооценку учащихся на уроке.
Задачи в деятельности учащихся: 1. Учиться выделять звук в исходных словах, давать его характеристику, обозначать звуки буквой.
2. Научиться отличать звук от других.
3. Применять полученные знания при чтении слогов, слов, предложений.
Оборудование: иллюстративный материал, фишки для моделей слов,презентация.
.
Этапы
урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Мотивация к учебной деятельности
2.Актуализация знаний учащихся
3.Целеполагание
4. Открытие новых знаний
Физминутка
5.Формирование первичных умений на основе самоконтроля
6. Оценочный
7. Рефлексия.
Слайд№1
- Сегодня у нас гости. Пришли посмотреть, как вы занимаетесь и чему вы уже научились. Поэтому я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и удачи!
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
У нас урок обучения грамоте. Как мы будем работать, чтобы достичь цели?
- Что мы можем пожелать друг другу на уроке?
Вспомним, чему учились на прошлых уроках.
Поиграем в игру «Доскажи словечко»
Наша речь состоит из …
Звуки бывают…
Согласные бывают…
Гласные звуки а, о, у, ы, э обозначают…
Гласные звуки я, ё, ю, и, е обозначают…
Буквы е, ё, ю, я в начале слова…
-Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку.
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернем,
На четыре – развернем.
Буква спряталась внутри,
Кто догадлив – назови!
- Какова тема урока? (слайд №2)
- Какую цель поставим в соответствии с темой урока?
- Зачем нужно знакомиться с новым звуком и буквой?
- Откройте учебник на странице 135-137,
посоветуйтесь в парах и составьте план урока.
- С чего начнем работу по плану?
- Как работаем со звуком?
-Верно ли, что нам предстоит работа со словами «слон» и «лиса»?
- Объясните, почему эти слова не подходят?
Хвост вороны иль барана
Не похож на хвост фазана
Хвост мышиный, хвост совиный
Не такой, как петушиный.
Но однако зверь иль птица-
Всяк своим хвостом гордится!
1 вариант – составляет схему слова «хобот», 2 – «хвост».
- Дайте характеристику звуку.
- Есть ли у твердого согласного мягкая пара?
- Проверьте, соответствует ли схема слову «орехи»?
- Дайте характеристику звуку.
-Разделите слова на слоги. Определите ударный слог.
Слайд №3
- На что похожа буква Х?
1 ученик
«Х» на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь – режешь,
Хочешь – шьешь,
Хочешь сам себя стрижешь.
2 ученик
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка,
Деревянная вертушка,
Ветру вольному подружка.
3 ученик
Х- хромая хромоножка,
Прихромала понемножку,
Хочет хорошо ходить,
Храброй буквой хочет быть.
-А сейчас внимательно послушайте, о чем расскажет нам мудрая сова.
Слайд №4
-В каких словах встретилась буква х?
- Для записи каких слов потребуется «Х», «х»?
- Если услышите в слове твердый звук, ставите на стол кулачок, если мягкий – кладете руки под голову, как подушечку: поход, хитрец, успех, хомяк, схема, хихикать, храбрость, хор, хитрый.
-Отгадайте загадку
Вырыл дом подземный ловко,
Натаскал пшена в кладовку.
Вечно в сумке за щекой
Носит зернышки с собой.
Кто же он?- наверняка
Вы узнали…(хомяка)
Слайд №5
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5 –
Хочет хомка сильным стать.
- В каких словах услышали новый звук? Какой он?
Слайд№6
- Приготовьтесь прочитать слоги на демонстрационной таблице:: мальчики – с твердым согласным, девочки – с мягким согласным.
- Работаем на странице 135 со столбиками слов.
Чтение цепочкой
- Прочитайте слова в парах друг другу. Приготовьтесь прочитать слова, в которых 2 слога, 3 слога.
- Как работал товарищ? Оценим по критерию: умение правильно сливать в слог.
- Прочитайте слова, в которых 2 слога, 3 слога
- Назовите слова, которые имеют противоположное значение.
- Подберите слово с противоположным значением к слову «тихо», плохо.
- Установите соответствие между словами правого и левого столбиков.
- Каким еще может быть хлеб?
-Прочитайте и объясните пословицы о хлебе Слайд №7
Нет хлеба- нет обеда.
Хлеб всему голова.
Вывод: хлеб- вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.
- Поработаем с зашифрованным словом (стр. 136).Прочитайте слова, записанные красочными буквами. Найдите в этих словах спрятанные слова.
- Объясните значение слова «храбрость».
Слайд №8
Найдите это слово в толковом словаре (задание для хорошо читающих детей).
- Разгадывание кроссворда с. 136.
Чистоговорки:повторите и продолжите
Ха-ха-ха,
На обед у нас …(уха)
Хи-хи-хи,
Дай попробовать…(ухи)
Хе-хе-хе,
Соль одна в твоей…(ухе)
Хи-хи-хи,
Не хочу такой…(ухи)
Дифференцированное задание (на выбор):
- Прочитать сказку Л. Толстого «Белка и волк» и выполнить задания по карточке:
- Почему волку было скучно?
- Почему белке было весело?
- Чему нас учит эта сказка?
Слайд №9
- Все ли задачи выполнены?
-Какие звуки обозначает буква х?
Оценивание урока цветными кружочками.
«Прозвени-ка, дружок, голосистый звонок.
Перемену ждут ребята, поиграть, попрыгать надо».
– Урок окончен.
Слайд №10
- Слушают учителя.
-Выполняют действия.
Отвечают на вопросы игры.
На сгибах получилась буква «х».
Знакомство с буквой «Х, х»
Познакомиться с новыми звуками [х], [х] и буквой «Х», «х»
Будем читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
1. Учиться делать звуковой анализ слова и обозначать звуки буквами.
2. Научиться слышать звуки в словах и отличать их от других.
3. Учиться читать слоги,слова с букой Х,х
Нужно узнать новый звук.
Нужно найти звук в слове, а потом узнать, какой он.
Нам предстоит работа со словами «хобот» и «хвост»
Разное количество звуков.
[х]-согласный, твёрдый, непарный, глухой
[х]-согласный, мягкий, непарный, глухой
Заглавную букву будем писать в начале предложения, в именах, названиях рек, городов и других названиях.
Хорек, хомяк, ходил, хлопушка,втихомолку,храпит,холодною
Запомнить и назвать слова с новым звуком.
Работать дружно.
Выслушать товарища.
Быть вежливым.
Тихо-громко, плохо-хорошо
Свежим, душистым, хрустящим, румяным, теплым.
Смех – мех, лопух – пух, хлопушка – пушка, храбрость - рос
Личностные, регулятивные, коммуникативные.
КУУД: владение диалоговой формой коммуникации.
РУУД: принятие и сохранение цели, постановка учебных задач, планирование.
ПУУД: поиск информации.
ПУУД: анализ, сравнение, обобщение, моделирование.
КУУД: аргументация собственного мнения.
РУУД: планирование, самоконтроль, самооценка
КУУД: сотрудничество в паре.
ЛУУД: самоопределение при выражении собственного мнения.
РУУД: оценка выполнения плана, самооценка, удержание цели.