Урок обучения грамоте и развитию речи в 1-м классе
Рассадина Светлана Васильевна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 5
Цели:
- Закрепить знание буквы Б,б, обозначающей звуки [б], [б,].
- Формировать навык правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами.
- Воспитывать трудолюбие.
- Развивать речь и коммуникативные навыки на основе приёмов интерпретации и взаимодействия обучающихся.
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним основные правила поведения на уроке.
Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс.
Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
На уроках не болтай,
Как говорящий попугай.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
2. Постановка целей урока.
На уроке мы продолжим учиться правильно, плавно читать слова, в которых встречается буква « б»; выразительно читать предложения с этими словами; учиться понимать их смысл; будем выделять звуки [б], [б,] в словах.
- Прочитайте пословицу, которая будет девизом нашего урока.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Сегодня на уроке вы должны работать так, чтобы никто без дела не сидел.
- С какой буквой вы вчера познакомились?
- Назовите слова из пословицы, в которых встречается буква « б».
- Какой звук обозначает буква б в словах без и любит?
- Какой это звук?
- Какой ещё звук обозначает буква «Б»? Назовите слова с этим звуком.
- Что вы знаете об этом звуке?
3. Отработка изученного на предыдущих уроках материала.
1. Выделение звуков [б], [б`] в словах. Игра «Хлопушки».
- Продолжим выделять звуки {б} и {б’} и поиграем в игру «Хлопушки».
- Я называю слово, если в нем встречается звук [б] или [б`], вы хлопаете в ладоши.
- Всем ясно задание?
ЗЕБРА
ПИОН
БАНКА
БИЛЕТ
КОБРА
РОЗА
ВАЗА
БЕЛКА
Ребята, мы с вами немного поработали. А теперь давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Как, дружок, живёшь?
Как, дружок, идёшь?
Как же ты бежишь?
Ночью как ты спишь?
А как даёшь?
А как грозишь?
А как молчишь?
2. Чтение слогов, слов и предложений.
Звуки вы знаете хорошо, а теперь посмотрим, как вы умеете сливать эти звуки в слоги, из них составлять слова, а из слов предложения.
Лиза, Настя, Юля и Арина подготовят выразительное чтение рассказа «Бобры», а мы будем читать слоги, слова и предложения, которые будут высвечиваться на экране.
БО – ОБ
ЗЕБРА
БИ – ИБ
СОБАКА
БУ – УБ
БЕЛКА
БА – АБ
БАРСУК
БЕ - БЫ
БОБРЫ
А, теперь, откройте, пожалуйста, учебники на странице 104. Мы прочитаем слова, выделенные жирным шрифтом.
БРАТ
БУКВА
КУБИКИ
БАРАНЫ
БРАЛ
БУКВЫ
КУБИК
БАРАН
Какая одинаковая буква встречается во всех словах?
- Послушайте внимательно рассказ, который приготовили девочки, и ответьте на вопрос.
- О ком этот рассказ? (Чтение по предложениям парами).
Анализ:
- О ком этот рассказ?
- Посмотрите на картинку. Можно ли назвать бобров трудолюбивыми?
- Почему?
- Посмотрите на схему слов «бобры».
- Сколько слогов в этом слове?
- Сколько звуков [б] мы слышим в слове бобры? В каком слоге они находятся?
- Что вы можете сказать о звуке [б]?
А в вашем классе дети трудолюбивые? Я вижу, что вы действительно умеете трудиться, а теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать.
3. Чтение текста стр. 104.
У БОРИ КУБИКИ С БУКВАМИ.
БОРИС СОБРАЛ ИЗ БУКВ СЛОВО «БАРАБАН».
4. Беседа по вопросам.
- Что было у Бори? Какое слово он собрал?
- Какой звук чаще всего встречается в этих предложениях?
4. Дополнительный материал. Игра «Составь слово».
К нам в гости пришел Буратино. С какого звука имя этого героя?.
Буратино: - Ребята, здравствуйте! От своих сказочных друзей я принес вам письмо. В нем для вас задание.
Учитель: - Давайте посмотрим, какое задание принес Буратино?
БЕЛ -
КЛЕТ - КА
БУЛ -
БАН -
Чего не хватает, чтобы получилось слово? Буратино, а у тебя нет еще конверта? Давайте посмотрим, что в этом конверте.
- Дети читают вторую часть слова и находят свою половинку.
- Слова появляются на экране.
- Посмотрите на экран и скажите какое слово лишнее? (клетка).
- Почему? (нет буквы «б»)
5. Итог урока.
- Какую букву закрепляли на уроке?
- Какие звуки закрепляли?
- Вернемся к девизу урока: « Кто любит трудиться, тому без дела не сидится».
- Как вы сегодня потрудились?