Конспект урока обучения грамоте в 1 классе Тема урока:"Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц"
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе Тема урока:"Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц"
Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема урока:"Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц"
Автор: Литвинцева Наталья Николаевна учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ № 9
Задачи:
Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познакомить с обозначением его буквой ц, развивать умение читать слоги, слова, предложения.
Содействовать развитию фонематического слуха, произвольного внимания, связной речи, воображения, развивать умение классифицировать звуки и давать им характеристику.
Прививать интерес к чтению, самостоятельно давать определение слова, опираясь на жизненный опыт.
Продолжать учить работать в парах.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
– учиться высказывать своё мнение
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме
– слушать и понимать речь других
– выразительно читать текст
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
– учиться работать в паре
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте в 1 классе Тема урока:"Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц"»
Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема урока:"Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц"
Автор: Литвинцева Наталья Николаевна учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ № 9
Задачи:
Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познакомить с обозначением его буквой ц, развивать умение читать слоги, слова, предложения.
Содействовать развитию фонематического слуха, произвольного внимания, связной речи, воображения, развивать умение классифицировать звуки и давать им характеристику.
Прививать интерес к чтению, самостоятельно давать определение слова, опираясь на жизненный опыт.
Продолжать учить работать в парах.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
– учиться высказывать своё мнение
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме
– слушать и понимать речь других
– выразительно читать текст
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
– учиться работать в паре
Оборудование:
презентация «Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»;
компьютер, экран, мультимедийный проектор;
цветы из малиновой и синей бумаги, лист с изображением вазы.
Ход урока
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Будьте все внимательны, Умны и старательны. Глубоко сейчас вздохнем И работать все начнем.
2. Актуализация опорных знаний
- Отгадайте загадку:
Нарядные сестрички Головками качают, Всех медом угощают.
- Что это? (Цветы.)
- Верно! А посмотрите, какой необычный букет прислали нам сегодня.
- Что особенного заметили? (Красные цветочки обозначают гласные звуки, зеленые и синие - согласные.)
Работа по ленте букв: - назвать гласные буквы (что их объединяет?)
- назвать буквы в синих цветах (какие звуки они обозначают?)
- назвать буквы в зеленых цветах (какие звуки обозначают они?)
- Какие еще вы знаете «цветочные» слова? (Цветочек, цветик, цветной, цветочный, цветет ...)
3. Постановка цели урока.
- С какого звука начинаются все эти слова? (Со звука [ц].)
- Как думаете, чему будем учиться?
- Итак, сегодня мы будем говорить об этом звуке и букве, которой он обозначается.
4. Работа над новым материалом.
- Ребята, а в букете записка! Давайте ее прочтем.
- Куда нас приглашают?
- А кто – угадайте.
Я веселый коротышка, Хоть и ростиком малышка. Я люблю озорничать, И картины рисовать. Могу музыку писать, На трубе большой играть. Ну-ка, кто я, угадай-ка! А зовут меня … (Незнайка.) (Слайд 4)
- Знаком вам этот герой?
- А кто автор произведений о Незнайке? (Носов.)
- Верно, Носов написал замечательные книги о приключениях Незнайки и его друзей. Отправимся к нему в гости?
1. Называние опорного слова
- А полетим мы на воздушном шаре. Но чтобы шар поднялся в воздух, нам нужно составить схему слова цветы.
2. Выделение нового звука, его анализ.
(Приготовили схемы) – 1 у доски
- Произнесите слово по слогам. Сколько слогов? (Два слога.)
- Назовите первый слог (цве-), второй (-ты).
- На какой слог падает ударение? (На второй.)
- Выделите слоги-слияния. (Ве, ты.)
- Какое слияние содержит мягкий согласный звук? (Ве.)
- Назовите звук вне слияния. ([ц])
- Давайте проанализируем новый звук. Какой он? (Согласный, глухой непарный, твердый.)
- Молодцы! А еще этот звук особый. Он не имеет пары по твердости-мягкости. Звук [ц] – всегда твердый.
- Ну, вот наш шар поднялся в воздух, и путешествие началось. Пока мы летим, давайте потренируемся произносить новый звук.
3. Артикуляция и фонетическая зарядка.
- Как зовут цыплят? (Цып-цып-цып.)
- А кто сможет быстро произнести скороговорку?
- Потренируйтесь произносить ее в парах, расскажите друг другу.
Разучивание скороговорки: «В цветнике цветут цветы».
Физкультурная минутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Потянулся, улыбнулся, Взвился вверх и полетел.
4. Упражнение в слышании нового звука.
- Вы сегодня очень активно работаете. А теперь выясним, научились ли вы выделять новый звук в словах. Я буду произносить слова, а вы хлопаете в ладоши, если в слове есть звук [ц].
Отец, щука, молодцы, крыльцо, щетка, цыпленок, курица, число, цепь.
5. Обозначение звука буквой.
- За работой мы и не заметили, как прилетели. Наш шар опустился у города.
На доске надпись: веточный город.
- Прочитайте его название. Чего не хватает? (Буквы Ц.)
- Давайте с ней познакомимся
- На что похожа буква Ц?
- Теперь мы можем поставить букву Ц на ее место в названии города. А нас уже встречает Незнайка. Он что-то хочет сказать.
6. Чтение слогов-слияний.
- Поможем Незнайке?
- Что заметили? (Нет слияний с буквами я, ё, ю.)
- А почему? ([ц] – всегда твердый.)
7. Чтение слов с дополнительными пометами.
Умницы! А помните, Незнайка любил изучать разные профессии? Он похвастался, что теперь хочет стать кузнецом. А вы знаете, кто такие кузнецы и чем они занимаются? (Из раскалённого куска железа они куют разные предметы: подковы, гвозди, ключи и другие вещи.Это тяжелая профессия.)
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 51. Что общего на фотографии и на рисунке?
- Давайте прочитаем слова в учебнике на странице 51 (ученики читают слова с дополнительными пометами).
Чтение стих –я С. Маршака.
- Для чего подковывать лошадей? Подчеркните слова с б. Ц
- Очень хорошо! Устали? Пора отдохнуть!
Физкультурная минутка.
Очень трудно так стоять, Ножку на пол не спускать И не падать, не качаться, За соседа не держаться
Повторяем два раза: на одной и на другой ноге.
- А теперь – сюрприз! Незнайка приглашает нас отдохнуть… а где – угадайте!
- Куда мы попали? (В цирк.)
- А вы были в цирке? Вам понравилось? Почему?
- Кого можно там увидеть? Рассмотрите внимательно иллюстрацию на странице 50, она поможет вам ответить на вопрос. Найдите слова, в которых есть новый звук. (Мотоцикл, кольца, ...)
- Где происходит действие в цирке? (На арене.)
- Кто знает, что такое арена? (Арена – это большая круглая площадка, расположенная в центре цирка, на которой даются представления.)
8. Чтение текста.
- Давайте узнаем, чем заняты животные в цирке
- В каком предложении выражается отношение к цирку?
- А теперь покажем Незнайке, как хорошо мы научились читать (чтение 2-3 ребят)
5. Закрепление.
- Мы сегодня очень хорошо поработали. А хотите поиграть? Незнайка принес нам целый букет игр.
1. Игра «Что кому?»
Нужно соотнести профессии и необходимые в работе предметы
Голубцы
Цветы.
Цифры.
Ножницы
Продавец.
Портниха.
Повар.
Математик.
2. «Отгадай загадку».
Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо. (Цыпленок.)
Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете. (Цифры.)
На одной ноге стоит. В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. (Цапля.)
3. «Составьте слово».
(Положить перед собой кассу букв)
Из первых букв названий предметов нужно составить новое слово.
6. Обобщение.
- Какие вы сегодня молодцы! Давайте еще раз повторим, что мы узнали сегодня о новом звуке и букве и выясним, куда же мы поселим букву Ц на «ленте букв».
- Незнайка благодарен вам за помощь и говорит: Спасибо!
7. Итог урока, рефлексия.
- Наше путешествие подошло к концу. Что вам понравилось и запомнилось? Что не понравилось?
- Возьмите цветок и раскрасьте его тем цветом, который соответствует вашему настроению (светлый – темный).