Тема: « Путешествие пальчиков»
(развитие мелкой моторики,тактильного и зрительно-пространственного восприятия).
Цели:
развитие мышц кисти руки, способности управлять движением кисти
развитие координации и точности движений пальцев рук
развитие ориентировки в схеме тела
развитие осязательного восприятия объемных и плоскостных фигур
развитие графомоторных навыков
Оборудование: смайлики с различным настроением, набор одинаковых по размеру, но разных геометрических фигур, бумага А4, цветные карандаши.
Ход занятия.
-
Орг. момент
Здравствуйте ребята!
1.Какое сегодня число, день недели, месяц?
2. Назовите дни недели, которые вы знаете ?
3. Какой день недели был вчера ?
4. Какой будет завтра ?
5. Назовите времена года,которые вы знаете ?
6. Какое время года сейчас ?
7.Какой праздник скоро наступит ?
8.Какое зимнее дерево вы знаете ?
Сегодня с нами будут играть наши веселые ладошки.
2. Пальчиковая разминка.
А сейчас, как обычно, вспоминаем о наших незаменимых помощниках – пальцах. Приготовили руки:
У девочек и мальчиков на руке 5 пальчиков:
Палец большой – парень с душой,
Палец указательный, господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний,
Палец безымянный, с колечком ходит, чванный,
Пятый – мизинец – принес нам гостинец.
3 Сейчас перед вами смайлики- настроения. Выберите какое у вас настроение? А потом посмотрим как оно изменится.
II. Основная часть.
4. Пальчиковая гимнастика
Послушайте сказку. Поставьте руки на локти на стол. Слушайте внимательно и выполняйте движения вместе со мной.
Жили-были пальчики. Ночью они крепко спали (руки в кулачки). Наступило утро. Вышло солнышко. Пальчики проснулись (открыли ладошки), потянулись (пальцы расправить максимально и напрячь). Стали делать зарядку. Наклонились –выпрямились (сгибаем пальцы под углом 90 ), присели – встали (согнуть пальцы к ладони – разогнуть). Встряхнулись ( встряхнуть пальцы), оглянулись ( повертеть кистью). Увидели друг друга, обрадовались и стали здороваться :
5. Упражнение «Здравствуй пальчик!»
Пальцы поочередно касаются друг друга. Сначала на правой руке, потом на левой. Потом пальцы обеих рук соединяются вместе.
Получился домик. Но домик у пальчиков получился совсем летний. Скоро станет холодно. Пальчикам нужен теплый домик. И решили пальчики пойти его искать. Давайте им поможем.
6 . Развитие осязательного восприятия объемных фигур
А по дороге им встретилось ведерко с фигурками. Фигуры которые у меня в ящике волшебные. Какой же из них волшебный? Это помогут узнать чуткие пальчики. Чуткие ли у вас пальчики?. Надо проверить.
Учитель дает задание найти из ведерка только кубики. Ребенок с закрытыми глазами на ощупь находит нужный(предмет) кубик. ( упражнение выполняют все дети по очереди).
7. Физминутка
8 Развитие ориентировки в схеме тела.
Мы нашли волшебную фигуру. Она нам поможет узнать знаете ли вы где правая, а где левая сторона.
Дети встают и выполняют задания учителя.
Поднимите правую руку.( в правую руку дети берут кубик )
Поднимите левую руку.
Опустите левую руку.
Опустите правую руку.
Правую руку поднимите вверх, а левую – вперед.
Левую руку положите на живот, а правую на голову и т.п.
Молодцы, вы все выполнили правильно.
9. Игра «Внимание»
Правой рукой расстегнуть пуговицу, а левой поднять воротник рубашки
Правой рукой сложить карандаши в коробку, а левой сложить книги в стопку
10. Развитие осязательного восприятия плоскостных фигур
А вот теперь достанем крышу для нашего домика. Какой будет наша крыша ? (треугольник). Учитель заглядывает в ведерко. Да там и правда лежит то, что нам нужно для строительства домика. Вы должны достать на ощупь необходимую нам фигуру. Дети поочередно достают геометрическую фигуру по указанию учителя. В результате у каждого ребенка оказывается набор фигур.
Теперь мы можем построить домик. Посмотрите и запомните какой должен получиться домик. Учитель показывает рисунок. Затем убирает.
Молодцы. Домики получились очень красивые. Но пальчики не могут в таких домиках жить. Им нужны особые домики. Что же это за домики? Могут ответить только очень внимательные и умные дети.
11 Гимнастика для глаз.
12 .Развитие логического мышления
Вы можете отгадать загадку ?
Разошлись все пальчики
В разные карманчики
Каждый пальчик
В свой карманчик.
(перчатка)
Да самый лучший и самый теплый домик для пальчиков –это перчатка. Учитель показывает рисунок перчатки или настоящую перчатку.
Мы нарисуем нашим пальчикам красивые домики-перчатки.
13 Массаж кистей рук
Чтобы наши пальчики хорошо рисовали, сделаем им массаж. Дети делают массаж кистей рук. Ручки стали теплые, послушные, могут красиво рисовать.
14 Обводка по контуру и штриховка в различных направлениях прямыми и круговыми штрихами
Дети обводят на листе бумаги свою руку. Учитель помогает детям, которым трудно справиться.
Теперь перчатки надо раскрасить. Самые красивые перчатки с узором. Нарисуем узор.
Молодцы. Теперь нашим пальчикам не страшны холода.
15 Актуализация ранее имеющихся представлений у детей по данной теме. Беседа учителя и детей.
Цель: развитие представлений детей по заданной теме, формирование связной речи обучающихся.
– Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите праздник Новый год?
– А когда он наступает?
– В какое время года мы отмечаем этот праздник?
– В каком месяце?
– А как вы считаете, без чего не наступит настоящий Новый год? (Без ёлки).
16. Завершение занятия.
А теперь у нас есть вырезанные ваши ладошки и из них мы с вами сделаем елочку. Сейчас вы по очереди будете выходить к доске и клеить свои ладошки на этот планшет. Что у нас получилось? Елка, а я прикреплю звезду.
17. Проверка эмоционального состояния.
И снова перед вами смайлики-настроения. Какое у вас теперь настроение? Выберите такой смайлик.
Литература:
Нижегородцева Н.В., Шадрикова В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе – М., Владос, 2001
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: Аст-Астрель, 2004.