Тема урока: Именительный и винительный падежи имён существительных
Цели урока: Актуализировать знания об именительном и винительном падежах; познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах.
До урока разбиться на группы. Организационный момент.
Итак, друзья. Внимание! Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее- начнём скорей урок!
В некотором царстве, в некотором государстве жил царь. Жил не тужил. Но в один из самых обычных дней случилось у него горе, украли сундук с золотыми монетами. Долго горевал царь, никто не мог его утешить. Но сегодня он решил обратиться за помощью к нам. Давайте поможем ему вернуть золотые монеты. А появляться они у нас будут за каждый правильный ответ на уроке. Чем лучше мы будем работать на уроке, тем полнее будет сундук у царя. Согласны? Ну тогда начнем наш урок русского языка. Запись числа.
II. Актуализация опорных знаний. 1.Повторение и систематизация знаний учащихся о падежах имени существительного. Вы знаете, в какой области мы живём? Слайд Сколько городов в области? Какой главный город нашей области?
В Калининградской области часто бывают в гостях жители других государств. Одна девочка из Германии своей подруге прислала письмо. Послушайте его и подумайте, все ли правильно в нём: (слайд) Калининград – красивый город. Я помню, как мы гуляли вечером по Калининград . Мой родной город меньше Калининград . Калининград можно гордиться. Я часто думаю о Калининград. Шлю привет из Германии. Лили.
Что не знала Лили о секретах русского языка?
-Для чего нужно знать падежи? (чтобы грамотно говорить, правильно выражать свою мысль)
А мы знаем падежи? Игра “Узнай падеж” в группе.
Организация диалога в группе, умение анализировать и доказывать. Выход на тему урока. Группы получают карточку с таблицей: слева подсказки, справа пишут название падежа. Обсуждают и заполняют карточку
ПОДСКАЗКА ПАДЕЖИ
НЕТ
КОМУ?
О, ОБ
ДВА ПРЕДЛОГА
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
БЕЗ ПРЕДЛОГА НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ
ЩЕДРЫЙ ПАДЕЖ
ПАДЕЖ- РАБОТЯГА
ЧТО?
-По часовой стрелке группы озвучивает свои ответы, остальные оценивают, прием «Большой палец».
Продолжаем работать в группе. Помогите исправить ошибки в письме из Германии. Определите падеж слова Калининград. Получают карточки с текстом письма, исправляют ошибки. Меняются карточками в парах и сравнивают по ключу (слайд)
III. Самоопределение к деятельности. Калининград- портовый город. В Калининградский порт заходят корабли с разных стран мира (Слайд)
Запишем 2 предложения со словом корабль. У доски ученик.
Корабль вошёл в порт. Капитан поднялся на корабль.
- Что общего в этих предложениях? (Слово корабль) В предложениях есть одинаковое слово. Корабль. Давайте, сравним, что общего у этих слов. Делается запись на доске и в тетрадях
1. [карабл,] = [карабл, ] одинаково звучит
2. сущ. = сущ.
3. м. р. = м. р.
4. ед. ч. = ед. ч.
5. ? = ?
6. И. п. = И. п. ? Значит и падеж должен быть одинаковый или нет? А как нам это доказать?
Ваша задача в группах доказать, в каких падежах стоит слово корабль в каждом предложении. Проверка.
Послушайте дальше сказку. У этого царя было 6 сыновей. Жили они дружно. Весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы ФОТО Винительный и Именительный падежи. Выставляются карточки ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ВИНИТЕЛЬНЫЙ
Они очень любили разыгрывать придворных. Потому что их часто путали и не могли различить. Можете ли объяснить, почему их не могли различить? (Они имеют одинаковый вопрос ЧТО?)
Выставляются карточки ЧТО? ЧТО?
- Сформулируйте тему и задачу урока. Слайд (Научиться распознавать имена существительные в именительном и винительном падежах)
Слайд «Что?» - вопрос двух падежей; Различить ты их сумей.
Именительный падеж – это подлежащие, а в винительном стоит, значит, дополнение.
Разберешься, если знаешь члены предложения
IV. Работа по теме. Наблюдения над признаками именительного и винительного падежей.
- Научим придворных различать близнецов. С чего мы начнём наше исследование? (Разберём предложения по членам) У доски и в тетрадях выполняется разбор предложений раньше.
-Какой вывод вы сделали? (в первом предложении слово корабль- главный член предложения – в И.П во втором- второстепенный – В.П.)
Выставляются карточки ПОДЛЕЖАЩЕЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЙ
- Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении? (с помощью предлога)
- имеет ли предлоги существительное в именительном падеже? (нет)
Выставляются карточки БЕЗ ПРЕДЛОГОВ ИМЕЕТ ПРЕДЛОГИ
- Работа по учебнику. Упр.185.(с.105) Сравните наше исследование с выводом в таблице на с. 105. учебника.
Слова помощники выставляются карточки ЕСТЬ ВИЖУ
Физкультминутка. Упражнения для развития мелкой моторики рук
-Похлопайте в ладоши. Постучите в кулачки. Покатайте ручку между ладонями.
-Помассируйте ручкой подушечку каждого пальца.
“Колечко”. Поочерёдно, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.
“Кулачок – ребро – ладошка”. Ребёнок выполняет три положения руки. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости стола.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо.
Представить большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против.
Упр. 187. (с.106) Прочитаем 2 предложения. Знакомы вам эти строчки? Что такое басня? Подберите синоним к слову пленил- обворожил. Списать эти 2 предложения. Когда мы пишем- думаем!
- Разбор по членам.
- Разбор как часть речи ЛИСИЦУ (в помощь памятка 4 стр.147)
Замена в группах
- Посмотрите на словосочетание. Слайд. Нужно в каждой группе найти «лишнее» и
это словосочетание записать. Обсуждение в группе. Действовать согласно теме урока.
- Расскажите в паре, как различать падежи И. и В.
Приём КАРУСЕЛЬ. Даю листы Именительный и Винительный. Писать признак падежа. По свистку передаётся лист другой группе. Читаете ответ и дописываете свой. Проверка
V. Закрепление изученного материала. Вы помогли мне вывести тему урока, сформулировали правило различия именительного и винительного падежей. Поэтому попробуйте сейчас выполнить мои задания (задания 3-х уровней сложности по теме урока – учащиеся выбирают одно, наиболее понравившееся). Слайд
1. Спиши предложения. Подчеркни главные члены предложения, определи падеж у имен существительных.
Строители возводят новую школу. Работники сельского хозяйства выращивают хлеб, овощи, фрукты.
2. Прочитай. В первый столбик выпиши имена существительные в именительном падеже, во второй – в винительном.
Льды закрыли озера, реки. Снега укутали землю, крыши домов.
3. Составьте предложения так, чтобы в нем были имена существительные в именительном и винительном падеже.
VI. Работа на ноутбуках. Выполнения задания по теме. Если всё верно- высвечивается МОЛОДЕЦ! Монеты.
VII. Начинаем готовиться к ГИА. ГИА – это государственная (итоговая) аттестация учащихся по русскому языку (экзамен), которая проводится в 9 классе. У нас с вами есть ещё время, чтобы хорошо подготовиться к экзамену. Мы попробуем уже сейчас выполнить задание, построенное по типу ГИА. Слайд.
1. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?
А. Кто? Что? Б. Кем? Чем? В. Кого? Что? Г. Кого? Чего?
2. Какие окончания имеют имена существительные в именительном падеже?
А –а,-я Б. –ой –ей В. –у,-ю Г. –ы, -и
3. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?
А. в, на, через Б. без предлогов
В. к, по Г. у, из, до, около
4. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?
А. подлежащим Б. сказуемым В. второстепенным членом
5. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании:
увидел сестру
А . И.п. Б. Д.п. В. Т.п. Г. В.п.
Листок контроля 1 - В 2- А 3- Б 4- В 5- Г
-Для чего мы проводили тест? (Чтобы проверить, как мы научились различать Именительный и Винительный падежи)
Д. з упр. 189, 190 на выбор
V. Подведение итогов урока. Итак, посмотрите, сколько золотых монет вернули мы царю. А скажите, чем для царя являются его золотые монеты? (Богатством).
- А для нас на уроке, что было нашим богатством? (Знания)
- А какое богатство ценнее царя или наше? Почему?
- Вот и подходит к концу наш урок. Какие открытия для себя вы сегодня сделали? Какие качества помогли нам выполнять задания на уроке? (логика, мышление, внимание, сообразительность).
Слайд Посчитайте, сколько монет набрал каждый, и оцените свою работу на уроке.
От 3 до 4 – «3» От 5 до 6 – «4» От 7 и выше – «5»
Рефлексия. Гора усвоения Знаний. В начале урока вы были у подножия горы. Отметьте какой высоты достиг каждый из вас на этом уроке.
Ученик отмечает уровень усвоения материала на уроке на горе Знаний.