Конспект непосредственно образовательной деятельности
Направление развития: художественно-эстетическое
Доминирующая образовательная область: музыка
Тема непосредственно образовательной деятельности: «Краски музыки»
Возрастная группа: подготовительная.
Подготовила и провела:
Музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
Круглова Юлия Александровна
г. Орск – 2015г.
Ф.И.О., должность педагога: Круглова Ю.А.
Направление развития: художественно-эстетическое
Доминирующая образовательная область: музыка
Тема непосредственно образовательной деятельности: «Краски музыки»
Возрастная группа: подготовительная.
Методы и приемы:
Методы формирования сознания (рассказ, фронтальная беседа);
Методы организации деятельности и формирование опыта поведения (дидактические игры – упражнения, развитие эмоциональной сферы);
Методы стимулирования поведения (поощрения);
Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки игровой деятельности).
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «познание», «чтение художественной литературы», «музыка».
Вид детской деятельности: художественно-эстетическая деятельность, игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель: создавать условия для художественно-эстетического развития и эмоционально-чувствительной сферы детей.
Задачи:
1.Воспитательная: воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, толерантность общения, учить чувствовать других, поддерживать и сопереживать.
2. Развивающая: развивать мышление, коммуникативные умения и навыки индивидуальных и групповых работ, внимание и восприятие, координация речи с движениями. Развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Образовательная: знакомить детей со средством музыкальной выразительности – тембром; уточнить и закрепить восприятие таких средств музыкальной выразительности, как динамика, ритм, регистр, мажорный и минорный лад; учить детей петь выразительно,
передавая ладовые изменения в музыке, слышать темповые изменения в музыке, отражать их в движении; расширять словарный запас детей новыми понятиями: мажор, минор, темп, тембр; продолжить знакомство с творчеством Э. Грига.
Планируемые результаты:
Личностные: активный, любознательный, коммуникативный и эмоционально отзывчивый.
Интеллектуальные: узнают творчество Э. Грига, умеют петь, выразительно передавая ладовое изменение в музыки, слышат изменения темпа, динамики, тембра, ритма, расширили словарный запас понятиями мажор и минор.
Физические: двигательная активность.
Организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности детей: аудиозаписи, карточки светофориков, тематические пазлы, дидактические карточки, музыкальные инструменты.
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности в режимные моменты: разучивание валеологической песенки-приветствия, песни данной тематики, игра на музыкальных инструментах, слушанье музыки Э. Грига, работа над ритмом, танцевальные движения.
Дифференцированный подход: модули по теме.
Время проведения: 30 минут.
Конспект содержания непосредственно образовательной деятельности
Вводная часть:
Дети, входят в зал под музыку.
Муз.руководитель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их по приветствуем (дети здороваются). А сейчас я предлагаю вам спеть нашу песенку – распевочку
«Доброе утро»(с движениями).
(после песни садятся на места).
Ребята, посмотрите как украшен наш зал! Это ваши рисунки, вы со Светланой Геннадьевной говорили о красках в природе. А сегодня я хочу по говорить с вами о красках музыки! Для этого я предлагаю вам путешествие в сказку.
Основная часть:
Закройте глазки (звучит волшебная музыка)
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаю колдовать.
(в этот момент накидываю накидку феи).
Раз, два, три, четыре, пять
Открывайте их опять!
(в руках у феи волшебная палочка в форме скрипичного ключа)
Фея: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие любители музыки! В музыке тоже есть краски, чтобы она нас удивляла, радовала, заставляла прислушиваться.
Музыка не всегда звучит одинаково. Она может звучать высоко и низко, отрывисто и плавно, громко и тихо. (Сопровождать игрой на фортепиано). «Громко» и «тихо» — это динамические краски, или динамические оттенки (показ модуля «Динамика»). Самое время пригласить вас в другую сказку, и поможет это сделать моя волшебная палочка. Видите, на ней главный музыкальный знак(дети называют: скрипичный ключ)…
Во мгле поднялась средь деревьев гора,
Пещерой под землю уходит она,
Горбатый король в той пещере живёт,
Со свитой своею сюда он идёт.
Вы догадались, о какой сказочной музыке идёт речь? Вспомните. Кто её написал? (показываю портрет Э. Грига). Сейчас вы будете слушать музыку и выполнять задание. Вы должны обозначить цветом краски музыки, её динамические оттенки. Помогут вам в этом волшебные светофорики. Возьмите их в руки. Откройте синий цвет, когда услышите очень тихую музыку, зелёный – когда музыка будет звучать не очень тихо, жёлтый – умеренно громко, ну а красный цвет – когда музыка будет звучать очень громко!
По взмаху волшебной палочки начинает звучать пьеса «В пещере горного короля»
Э. Грига.
С новым заданием вы справились хорошо. Молодцы! Следующая сказка, про кота. Я расскажу вам, каким он был и что с ним приключилось. А вас я попрошу помочь мне рассказать эту сказку. Слушайте внимательно: я буду менять силу голоса, а вы мне будете помогать игрой на музыкальных инструментах. Когда я буду тихо читать, вам я предлагаю играть на маленьких маракасах, а когда громко – на погремушках (дети берут музыкальные инструменты).
Подготовились? А теперь слушаем всю сказку:
Жил кот Василий. Ленивый был кот.
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда ходил,
Громко, настойчиво кушать просил
Да потихоньку на печке храпел –
Вот вам и всё, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой:
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Громко воскликнул тут Васенька: «Брысь»! –
И врассыпную они понеслись.
А на самом деле, пока кот Василий спал, происходило вот что:
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом, очень тихо смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, очень громко чихнул,
Потом повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались!(Е. Королёва)
Положите инструменты на место. Выразительно рассказать сказку нам помогли сила голоса и звучание инструментов. Но каждый инструмент, да и голос человека имеют свою окраску – тембр(модуль со второй краской «Тембр»). Угадайте по тембру, какой инструмент будет звучать?(звучат рояль, скрипка, баян,балалайка).
Игра: «Сложи музыкальный инструмент»(разрезные пазлы).
Как я говорила, человеческий голос то же имеет тембр. И я предлагаю вам спеть песню, а во время пения внимательно слушайте друг – друга и музыкальные инструменты.
Песня о волшебных красках.
Ну, а сейчас мы отправимся на нотный бал! Кого же можно встретить на нотном балу? (ноты, скрипичный ключ). А самые важные гости на этом балу – мажор и минор! Давайте мы споём одну песню для мажора, а другую для минора.
(дети поют на мелодию восходящего и нисходящего звукоряда следующие строки)
в мажорном ладу:в минорном лад):
Вот мы дружно встали в ряд,Мы – минорный звукоряд,
Получился звукоряд,Грустных звуков длинный ряд.
Светлый и просторный –Песню грустную споём,
Это лад мажорный!Погрустим с тобой вдвоём.(Е. Королёва)
Что вы слышите сейчас? (исполняю несколько звуков на фортепиано). Я сыграла вам несколько музыкальных звуков, но это ещё не музыка. Позовём на помощь краску музыки – ритм (модуль с краской «Ритм»). Ритм – это долгие и короткие звуки, которые мы можем простучать или прохлопать. У каждой мелодии свой ритм, по ритму можно узнать мелодию. Ритм какой знакомой вам мелодии я сейчас прохлопаю?(ответы детей).
Мелодия «Веселые ладошки».
Когда музыка звучит то медленно, то быстро, такая краска называется темпом(модуль с краской «Темп»).
А сейчас на балу для вас будет звучать танцевальная, бальная музыка. Но будьте внимательны, слушайте, когда музыка звучит медленнее, когда быстрее, и все изменения темпа вы должны показать в своих движениях.
Танец «Вальс» (дети импровизируют).
Вы молодцы, услышали изменения темпа в музыке. Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Посмотрите, какие краски музыки мы с вами собрали! (модуль со всеми красками: динамика, тембр, ритм, темп). Знакомство с музыкальными красками мы будем продолжать при каждой встрече с музыкой.
Есть у радуги семь красок,
А у музыки семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живёт!(Е. Зитта)
Возьмите музыкальные инструменты, мы сейчас исполним музыку, где будут звучать все краски с которыми мы сегодня познакомились.
«Старый извозчик»(играет оркестр детей).
Заключительная часть:
На этом разрешите мне от кланяться, но на прощание я хочу вас посвятить в юные музыканты и подарить на память о нашей встречи эти медальки! (раздаю медальки).
Закройте глазки (звучит волшебная музыка)
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаю колдовать.
(в этот момент снимаю накидку феи).
Раз, два, три, четыре, пять
Ухожу теперь от вас …
Муз.руководитель:ребята, скажите вам понравилось ваше путешествие?
Что именно вам понравилось? Что нового вы узнали?