-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у нас необычный. У нас присутствуют гости.
Слайд №2.
Повернитесь, сначала улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям! Ведь улыбка-это залог хорошего настроения, а хорошее настроение-это залог хорошего здоровья. Сам себе я помогу и здоровье сберегу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!
Дети открывают учебник на странице 87.
2
Определение темы и цели урока
Сформулировать тему и цель урока.
-Как вы думаете, глядя на оформление и на то, что у вас лежит на парте, какой у нас сейчас с вами будет урок?
-Почему вы так решили?
-Чем мы с вами занимаемся на уроке литературного чтения?
-что нам помогает в том, чтобы мы научились правильно, красиво читать?
-Ребята, а я сегодня вам предлагаю стать режиссёрами мультфильма. Какие вы любите мультфильмы?
-А теперь я хочу представить вам героя на экране Маша из мультфильма «Маша и медведь».
Слайд №3.
Но для того, чтобы построить мультфильм-это дело сложное. Мы с вами должны пройти определённые этапы. ( этапы вывешиваются на доску) –Как вы, ребята, думаете, что мы будем делать? Какие этапы урока?
Составим продолжение мультфильма.
Итак, у Маши первое задание.
Слайд №4.
Прочитайте слова, которые записаны на экране.
Слон, крот, лось, волк.
Задание:
-Какое слово лишнее?
Маша говорит, лишнее слово крот, потому что он живёт под землёй, а слон, лось и волк живут на земле.
-Ребят, кто согласен с Машей?
-Ребят, а с позиции литературного чтения, с позиции русского языка, какое слово лишнее?
-Лось
Почему?
-Лось-это слово, единственное из четырёх, имеет мягкий согласный звук (с). В этом слове четыре буквы, но три звука.
-Итак, абсолютно верно.
-Цель создания нашего мультфильма помочь детям узнавать, что мягкий знак-показатель мягкости предшествующего согласного звука и научит этому Машу.
-Итак, прошли первый этап урока, узнали, что мягкий знак-показатель мягкости предшествующего согласного звука. На этом этапе урока отличились…..Как вы считаете, справились мы в целом? (сигнал на 1-ый этап урока)
Дети, выполняя задания учителя определяют тему и цель урока.
3
Актуализация знаний.
Закрепить и систематизировать полученные знания
-Переходим ко второму этапу урока. Мы учим работать Машу с книгой. На какой странице?
Слайд №5. (Маша с медведем с удочкой пошли на рыбалку)
- Ребят, вот у нас тоже в учебнике есть про рыбалку.
-Сравните рисунки слева и справа.
Прочитайте предложения. Назовите слова с противоположными значениями.
-Можно ли одного большого окуня превратить во множество маленьких окуньков? (Нет)
-можно ли слово, обозначающее одного окуня, «преобразовать» в другое слово, которое будет означать «много маленьких окуней»? (да)
Слайд №6.
Анализ звуковых схем.
- Как вы считаете, первая схема подходит к таким словам: день, пень, лень?
-Поднимите сигналы, кто согласен? (жёлт. сигнал)
- В первой схеме 3 звука. Все согласные звуки мягкие
-Ко второй схеме соответствуют такие слова: окунь, огонь?
-Поднимите, кто согласен?
-У Маши какой ответ?
Слайд №7 ( Маша с сигналом в руке)
-Кто согласен с Машей?
-Маша молодец! Ты уже справляешься наравне с ребятами.
Слайд №8
-Давайте прочитаем по цепочке
окунь-окуньки
огонь-огоньки
зверь-зверьки
день-деньки
пень-пеньки
лень-?
Последнее слово преобразовать нельзя.
-Почему нельзя?
Работа с букварём.
Дети тренируются в словообразовании.
Дети проводят анализ звуковых схем.
4
Физминутка
Провести смену деятельности.
Дети выполняют упражнения на расслабление мышц под музыку
5
Работа со стихотворением В. Ланцетти.
Совершенствовать знания и умения детей в работе со стихотворением. Стимулировать мыслительную деятельность учащихся, развивать логическое мышление, уметь обобщать, делать выводы.
-Ребят, скажите, пожалуйста, что такое лень?
-Было ли когда-нибудь кому-нибудь лень?
Перед вами стихотворение, написанное в форме диалога.
-Читаем его про себя.
-Маша хочет посмотреть, как вы ей это всё проинсценируете.
-Давайте попробуем прочитать это стихотворение по ролям (участвуют три человека, так как последняя строка в стихотворении-это слова автора).
Один из «разговаривающих»-это тюлень. А вот кто второй участник диалога, попробуйте догадаться сами.
-Спрашивающим может быть кто угодно: и человек, и какое-либо животное.
-нужно ли её бояться?
-Можно ли её победить? Как? Пофантазируйте, как может выглядеть лень. Как бы вы её нарисовали?
-Сейчас я вам раздам кружочки. Цветом попробуйте нарисовать лень. Какой цвет вы воспринимаете. Когда говорите. Слышите слово лень?
-Каким цветом вы определяете это слово?
Воспитательный момент:
-Чем страшна лень? Ты её боишься?
-Известные художники вот так выражают лень.
Слайд №9 ( картины художников про лень)
-Посмотрите, как замечательно! Мы с вами узнали, что такое лень. Даже Маше стало не лень. Справились с этим этапом урока?
-Раз мы лени не боимся, то переходим к последнему заданию.
-Итак, ребята, собрались. И у нас с вами ещё один этап. Маша живёт в волшебном лесу. Ей дали подсказку, вот эти слова нужно разделить на три группы.
животные-олень, медведь;
птицы-голубь, снегирь;
деревья-ель, тополь, ясень.
А Маша говорит, что хочет всё объединить. А можно ли объединить эти слова?
-Можно. Всё относится к лесу.
6
Подведение итога урока
Выяснить степень овладения материалом учащимися.
Слайд №10.
-Получился ли у нас мультфильм? Как же его мы можем назвать? «Маша на уроке в 1-м классе».
-А что мы делали на уроке вместе с Машей?
-А что вам было сложно?
-Что у вас вызвало удивление?
-Что нового вы узнали?
7
8
Рефлексия
Обобщить знания детей о мягком знаке. Развивать мышление детей.
Слайд №11.
-Я вам предлагаю разгадать ребусы, которые даны у вас в учебнике и нарисовать лень. На следующем уроке мы с вами начнём с этого.
Слайд №12.
- Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз. - Мягкий знак в вашу честь и с вашей помощью устраивает праздничный салют.
-Посмотрите ещё раз на все этапы.
-Оцените свою работу, как вы работали на каждом этапе.
В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную звёздочки. Если было трудно – синюю. - Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, затем – мальчики. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и покажем звёздочки. Как много детей, которым легко было выполнять задания урока.