Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Задачи на движение" »
Урок математики. 4 класс.
Тема: Задачи на движение.
Цель урока: закрепление умения решать задачи на движение.
Задачи:
Образовательные:
формировать умение решать задачи на движение; учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое мышление; развивать математическую речь учащихся.
Воспитывающие:
воспитывать трудолюбие, ответственность; умение работать в паре и классом, слушать и слышать других.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинаем мы урок.
Слушайте внимательно,
Работайте старательно.
II. Сообщение темы урока.
- Посмотрите на экран, что объединяет все эти объекты? (Движение)
(На экране движущиеся объекты: велосипедист, самолет, лодка, машина, лыжник, ракета.)
- Как думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Решать задачи на движение)
- Где нам может пригодиться умение решать задачи на движение?
(В жизни. Чтобы не опаздывать на встречи, спланировать время выхода, рассчитать скорость движения)
- Мы не просто будем решать задачи, а отправимся в путешествие. Мы поедем в нашу столицу Астану. Перед дальней дорогой нам надо немного размяться.
III. Актуализация знаний.
1. - Какие величины используются в задачах на движение? (Расстояние, скорость, время)
- Какой буквой обозначается расстояние? S - Как его найти? ( Расстояние равно скорости, умноженной на время.)
S =V ∙ t
- Какой буквой обозначается скорость? V - Как ее найти? (Скорость равна расстоянию, деленному на время.) V = S : t
- Какой буквой обозначается время? t - Как его найти? (Время движения равно расстоянию, деленному на скорость)
t = S : V
2. Раздели данные единицы измерения на три группы.
Км/мин мм сек неделя см м/сек - По какому признаку вы их разделили на 3 группы? (Единицы измерения расстояния, скорости, времени)
- Какими еще единицами измерения можно добавить каждую группу?
3. Математический диктант.
Мы летели на самолёте 3 часа со скоростью 900км/ч. Какое расстояние мы пролетели?
Поезд за 4 часа прошёл 360 км. С какой скоростью он двигался?
За какое время прошел турист 28 км, если он шел со скоростью 4 км/ч?
Какое расстояние проплывет катер за 4 часа, если он движется со скоростью 30 км/ч?
Мотоциклист за 4 часа проехал 320 км. С какой скоростью он двигался?
Крейсер проплыл 80 км со скоростью 40 км/ч. Сколько времени он затратил?
За 2 часа вертолет пролетел 600 км. С какой скоростью он летел?
Какое расстояние пройдет лыжник за 5 часов, если будет двигаться со скоростью 15 км/ч?
Расстояние от города до поселка 30 км. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти это расстояние со скоростью 6 км/ч?
4. - Какие существуют виды задач на движение?
Движение навстречу друг другу (на сближение)
Движение в противоположные стороны (на удаление)
Движение друг за другом
- Что общего в этих задачах?
(Есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние)
- Чем отличаются эти задачи?
(Направление движения объектов)
IV. Решение задач
- Я вижу, вы готовы отправиться в путешествие. Нам необходимо узнать, какое расстояние мы с вами должны преодолеть, для этого вы должны решить задачу.
1. Самостоятельная работа.
Задача.
Расстояние от г. Петропавловска до г. Кокшетау можно преодолеть за 2 ч со скоростью 90км/ч и расстояние от г. Кокшетау до г. Астаны за 4 ч со скоростью 75км/ч. Найди расстояние между г. Петропавловском и г. Астаной.
Проверка решения.
- Что находили? (Расстояние)
- Как находили? (S =V ∙ t )
90∙2=180 (км) – расстояние между Петропавловском и Кокшетау
75∙4=300 (км) – расстояние между Кокшетау и Астаной
180+300=480 (км) – расстояние между Петропавловском и Астаной
2. Физкультминутка.
- Мы сегодня говорим о движении, и мы должны знать правила дорожного движения. Вот мы сейчас с вами и повторим эти правила в нашей физкультминутке. Да – хлопать в ладоши, нет – топать.
Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам.
Выезжать за пределы дворовой территории можно детям с 7 лет.
Можно играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
Переходить улицу можно только при зеленом свете светофора.
Переходя через улицу, сначала посмотри направо.
Нельзя обходить автобус, троллейбус, трамвай ни спереди, ни сзади. Для того чтобы перейти дорогу, необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода.
Красный сигнал светофора означает: движение транспорта запрещено.
3. Работа в группах.
- Итак, мы отправляемся в путь. А сейчас будем работать в группах. На столе лежит карточка с задачей и план работы.
Задача.
Мы выехали из Петропавловска, навстречу нам из Астаны выехали наши друзья. Через сколько часов мы встретимся, если мы будем ехать со скоростью 85 км/ч, а наши друзья со скоростью 75 км/ч? Расстояние между городами мы нашли в первой задаче.
План работы:
Определить вид задачи.
Сделать чертёж и соответствующие надписи на чертеже.
Решить задачу по действиям с пояснениями.
Проверка решения.
Ответы учащихся. (Эта задача на встречное движение. Для того чтобы решить задачу такого вида, нам необходимо, сначала найти скорость сближения, а затем расстояние разделить на полученный результат.)
75+85=160 (км/ч) – скорость сближения
480:160=3 (ч) – время
4. Коллективный разбор задачи и самостоятельная запись решения.
- Продолжаем наше путешествие. По дороге мы встретили двух велосипедистов. Они выехали одновременно из поселка в одном направлении. Скорость первого 13км/ч, скорость второго 11км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
- В каком направлении двигаются велосипедисты? (Одновременно, в одном направлении.)
- Какова скорость первого велосипедиста? (13км/ч)
- А скорость второго?( 11км/ч)
- Что еще известно в задаче? (Время)
- Что нужно найти в задаче? (Расстояние)
- Как будем решать? Что сначала узнаем в задаче? (Скорость удаления)
- Как найти скорость удаления при движении в одном направлении? (Из скорости первого вычесть скорость второго)
- Как найти расстояние? (Расстояние равно скорости, умноженной на время)
13-11=2 (км/ч) – скорость удаления
2∙3=6 (км) – расстояние между велосипедистами через 3 часа
5. Решение задачи вдогонку.
- По дороге мы встретили водителей легкового и грузового автомобилей. Они обратились с просьбой. Мы должны помочь им узнать скорость грузовика.
Задача.
Из двух пунктов, расстояние между которыми 150 км, выехали одновременно в одном направлении легковой автомобиль и грузовик. Через 5 часов легковой автомобиль догнал грузовик. Найдите скорость грузовика, если скорость легкового автомобиля 80 км/ч.
- Как двигаются объекты? (Вдогонку.)
- Какую скорость находим? (Скорость сближения.)
- Как найдем скорость сближения?
- Как найдем скорость грузовика?
150:5=30 (км/ч) – скорость сближения
80-30=50 (км/ч) – скорость грузовика
V. Подведение итогов
- Вот наше путешествие подходит к концу. Вы молодцы! Справились со всеми заданиями. Ребята, понравился вам наш урок?