Урок математики
Автор: Сарапульцева Ирина Александровна, учитель начальных классов.
Образовательное учреждение: МБОУ Курагинская СОШ № 3.
Класс: 4
Программа: «Гармония».
Тема: Скорость движения.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер; индивидуально-ориентированные планы; карточки с заданиями.
Форма использования: проецирование на экран при групповой, индивидуальной работе с классом.
Авторский медиапродукт: презентация.
Авторские комментарии: презентация создана с использованием Интернет - ресурсов.
Тип урока: Комбинированное учебное занятие № 1. Изучение нового материала.
Цель: усвоение понятия «скорость», как новой величины (в каких единицах измеряется, формулы нахождения скорости);
Построение нового способа действий, решение поставленной проблемы.
Задачи: 1. Построение нового способа действий решения поставленной проблемы составления формулы нахождения скорости.
2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия: умение у обучающихся ставить перед собой учебную задачу (целеполагание), планировать, контролировать, корректировать, оценивать и рефлектировать;
3. Развивать коммуникативные УУД
Ход учебного занятия
1. Психологический настрой.
- Ребята, сегодня вас ждёт новое открытие. Но на пути нам встретятся препятствия, которые мы преодолеем, если будем слажено, чётко и быстро работать.
- Чтобы вам наглядно было видно, как мы будем работать, нам поможет схема. Обратите внимание, напротив каждого этапа поставлено определённое время, которое отводится на выполнение разных заданий.
Организационно-деятельностная схема:
- Психологический настрой. (2 мин)
- Целеполагание. (2 мин)
- Актуализация знаний. (Работа в парах) (10 мин)
- Объяснение нового материала. (10 мин)
- Физминутка (3 мин)
- Повторение нового материала. (3 мин)
- Закрепление нового материала (работа в группах). (8 мин)
- Индивидуальная работа (работа по ИОУП) (10 мин)
- Рефлексия. (1 мин)
- Вспомним алгоритм работы в группе. (Распределение ролей, слушаем, помогаем, говорим тихо)
- Прочитайте тему урока в ИОУПе. (СЛАЙД 1)
- Можете ли вы доступным языком объяснить значения слов «движение, скорость»? Ответы детей.
- Вот вам и первая проблема.
-Что такое движение? (СЛАЙД 2)
Это перемещение в нужном направлении.
2. Целеполагание.
- А что вы знаете о скорости? Что хотите узнать?
- В ИОУПе найдите графу «Моя цель» выберите для себя цели на урок: что хотите узнать, обведите цифры. В течение всего урока вы в графе «Рефлексия» отмечайте те цели, которые уже достигли.
- В графе «Моя оценка» поставьте отметку, которую вы стремитесь получить на уроке.
- Приготовьтесь работать.
3. Актуализация знаний.
Начнём с математической разминки – это движение мысли.
Работа в парах. Карточки:
- Расставьте в порядке возрастания. Какой единицы длины не хватает?
18009м 6027дм 5407км 3080см (мм)
Единицы длины ещё называют расстоянием. Расстояние принято обозначать латинской буквой S ( вешается знак на доску). Напишите в тетрадь S.
2. Продолжите закономерность.
3ч 240 мин 5ч 360 мин …
- С какими величинами мы сейчас работали? (Времени.)
- Время движения в математике принято обозначать латинской буквой t
( вывешивается на доске). Напишите в тетрадь S.
- Допишите недостающие единицы измерения длины?
- Как называется тема урока? (Скорость.)
- Можно ли найти связь между величинами: расстоянием и временем, со скоростью? Порассуждайте.
3. Вычисли: ( СЛАЙД 3)
3дм +5 см
240 км : 4ч
38сек – 19 сек
6м4см + 3 м
240 км : 16мин.
8 мин 12сек + 48сек
- Всё ли у вас получилось?
Проверяем по щелчку мыши.
Почему не решили эти два выражения? (Разные величины)
- На какие группы можно разделить полученные выражения? (Единицы длины и времени)
(По клику мышки)
- Ребята, кто думает, что на этом уроке мы сможем найти значение оставшихся выражений, поставьте «плюс» на полях в тетради. Но для этого надо подумать над следующим заданием.
- Откройте учебники на с. 116.
4. Объяснение нового материала.
Задача № 379 нам поможет ответить на вопрос: Что такое скорость? Как найти скорость? В каких единицах измеряется скорость?
- Прочитайте задачу. Ответьте на вопросы:
Сколько км проходит поезд за 1 ч?
Сколько км может пролететь самолёт за 1 мин?
Начертить схему (8 клеток). Это расстояние. Чему равно? (240 км).
За какое время проходит поезд это расстояние? (За 4 часа)
- Как узнала Маша скорости движения поезда и самолёта? Прочитайте, объясните.
РЕШЕНИЕ в тетради. 240 : 4 = 60 (км в час) – скорость поезда.
- Скорость самолёта найдите самостоятельно.
(240 : 16 = 15 (км в мин.) – скорость самолёта.
- В каких единицах измеряется скорость?
- Скорость – это тоже величина. Надо договориться, в каких единицах мы будем её измерять (км/ч) (СЛАЙД 4)
ДЕТИ: Вывод: Скорость – это расстояние за 1 единицу времени.
Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.
4. Повторение нового материала. (3 мин)
(Лист А-4)
Работа в группах: 1. Что такое скорость?
2. Подобрать самим формулу нахождения скорости.
(V = S : t)
3. В чём измеряется скорость? (км/ч)
(фломастером писать на листе) Все работы показать. Выбрать правильный ответ.
Прочитать правило на с. 116, 117
Rf ЕСЛИ вы ответили на вопросы, поставленные в начале урока, в рефлексии отметьте.
- Закрепление нового материала (работа в группах). (5 мин)
Работа в группе:
Задача по программе «Кирилл и Мефодий».
РЕШЕНИЕ в тетради.
ВОПРОС: Где в жизни мы встречаемся со скоростью? (в парах). Если вы ответили на этот вопрос, обведите в рефлексии соответствующую цифру.
- Индивидуальная работа (работа по ИОУП) (10 мин)
Если вы не выполнили запланированные задания, то дорешаете их дома.
7. Рефлексия.
- Посмотрите в свои ИОУПы. Сравните: Какие цели ставили в начале урока. Достигли их? Если не достигли, то почему?
Просмотр содержимого документа
«ИОУЗ»
Урок математики
Автор: Сарапульцева Ирина Александровна, учитель начальных классов.
Образовательное учреждение: МБОУ Курагинская СОШ № 3.
Класс: 4
Программа: «Гармония».
Тема: Скорость движения.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер; индивидуально-ориентированные планы; карточки с заданиями.
Форма использования: проецирование на экран при групповой, индивидуальной работе с классом.
Авторский медиапродукт: презентация.
Авторские комментарии: презентация создана с использованием Интернет - ресурсов.
Тип урока: Комбинированное учебное занятие № 1. Изучение нового материала.
Цель: усвоение понятия «скорость», как новой величины (в каких единицах измеряется, формулы нахождения скорости);
Построение нового способа действий, решение поставленной проблемы.
Задачи: 1. Построение нового способа действий решения поставленной проблемы составления формулы нахождения скорости.
2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия: умение у обучающихся ставить перед собой учебную задачу (целеполагание), планировать, контролировать, корректировать, оценивать и рефлектировать;
3. Развивать коммуникативные УУД
Ход учебного занятия
1. Психологический настрой.
- Ребята, сегодня вас ждёт новое открытие. Но на пути нам встретятся препятствия, которые мы преодолеем, если будем слажено, чётко и быстро работать.
- Чтобы вам наглядно было видно, как мы будем работать, нам поможет схема. Обратите внимание, напротив каждого этапа поставлено определённое время, которое отводится на выполнение разных заданий.
Организационно-деятельностная схема:
Психологический настрой. (2 мин)
Целеполагание. (2 мин)
Актуализация знаний. (Работа в парах) (10 мин)
Объяснение нового материала. (10 мин)
Физминутка (3 мин)
Повторение нового материала. (3 мин)
Закрепление нового материала (работа в группах). (8 мин)
Индивидуальная работа (работа по ИОУП) (10 мин)
Рефлексия. (1 мин)
- Вспомним алгоритм работы в группе. (Распределение ролей, слушаем, помогаем, говорим тихо)
- Прочитайте тему урока в ИОУПе. (СЛАЙД 1)
- Можете ли вы доступным языком объяснить значения слов «движение, скорость»? Ответы детей.
- Вот вам и первая проблема.
-Что такое движение? (СЛАЙД 2)
Это перемещение в нужном направлении.
2. Целеполагание.
- А что вы знаете о скорости? Что хотите узнать?
- В ИОУПе найдите графу «Моя цель» выберите для себя цели на урок: что хотите узнать, обведите цифры. В течение всего урока вы в графе «Рефлексия» отмечайте те цели, которые уже достигли.
- В графе «Моя оценка» поставьте отметку, которую вы стремитесь получить на уроке.
- Приготовьтесь работать.
3. Актуализация знаний.
Начнём с математической разминки – это движение мысли.
Работа в парах. Карточки:
Расставьте в порядке возрастания. Какой единицы длины не хватает?
18009м 6027дм 5407км 3080см (мм)
Единицы длины ещё называют расстоянием. Расстояние принято обозначать латинской буквой S ( вешается знак на доску). Напишите в тетрадь S.
2. Продолжите закономерность.
3ч 240 мин 5ч 360 мин …
- С какими величинами мы сейчас работали? (Времени.)
- Время движения в математике принято обозначать латинской буквой t
( вывешивается на доске). Напишите в тетрадь S.
- Допишите недостающие единицы измерения длины?
- Как называется тема урока? (Скорость.)
- Можно ли найти связь между величинами: расстоянием и временем, со скоростью? Порассуждайте.
3. Вычисли: ( СЛАЙД 3)
3дм +5 см
240 км : 4ч
38сек – 19 сек
6м4см + 3 м
240 км : 16мин.
8 мин 12сек + 48сек
- Всё ли у вас получилось?
Проверяем по щелчку мыши.
Почему не решили эти два выражения? (Разные величины)
- На какие группы можно разделить полученные выражения? (Единицы длины и времени)
(По клику мышки)
- Ребята, кто думает, что на этом уроке мы сможем найти значение оставшихся выражений, поставьте «плюс» на полях в тетради. Но для этого надо подумать над следующим заданием.
- Откройте учебники на с. 116.
4. Объяснение нового материала.
Задача № 379 нам поможет ответить на вопрос: Что такое скорость? Как найти скорость? В каких единицах измеряется скорость?
Прочитайте задачу. Ответьте на вопросы:
Сколько км проходит поезд за 1 ч?
Сколько км может пролететь самолёт за 1 мин?
Начертить схему (8 клеток). Это расстояние. Чему равно? (240 км).
За какое время проходит поезд это расстояние? (За 4 часа)
- Как узнала Маша скорости движения поезда и самолёта? Прочитайте, объясните.
РЕШЕНИЕ в тетради. 240 : 4 = 60 (км в час) – скорость поезда.
- Скорость самолёта найдите самостоятельно.
(240 : 16 = 15 (км в мин.) – скорость самолёта.
- В каких единицах измеряется скорость?
- Скорость – это тоже величина. Надо договориться, в каких единицах мы будем её измерять (км/ч) (СЛАЙД 4)
ДЕТИ: Вывод: Скорость – это расстояние за 1 единицу времени.
Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.
4. Повторение нового материала. (3 мин)
(Лист А-4)
Работа в группах: 1. Что такое скорость?
2. Подобрать самим формулу нахождения скорости.
(V = S : t)
3. В чём измеряется скорость? (км/ч)
(фломастером писать на листе) Все работы показать. Выбрать правильный ответ.
Прочитать правило на с. 116, 117
Rf ЕСЛИ вы ответили на вопросы, поставленные в начале урока, в рефлексии отметьте.
Закрепление нового материала (работа в группах). (5 мин)
Работа в группе:
Задача по программе «Кирилл и Мефодий».
РЕШЕНИЕ в тетради.
ВОПРОС: Где в жизни мы встречаемся со скоростью? (в парах). Если вы ответили на этот вопрос, обведите в рефлексии соответствующую цифру.
Индивидуальная работа (работа по ИОУП) (10 мин)
Если вы не выполнили запланированные задания, то дорешаете их дома.
7. Рефлексия.
- Посмотрите в свои ИОУПы. Сравните: Какие цели ставили в начале урока. Достигли их? Если не достигли, то почему?
4
Просмотр содержимого документа
«ИОУП по формированию регулятивных УУД»
Тема урока | Моя цель | Способы моих действий | «3» | «4» | «5» | Рефлексия | Оценка моя | Оценка учителя |
Получилось | Не получилось |
Скорость движения | Я хочу узнать: Обведи кружком: 1.Что такое скорость? 2.В каких единицах измеряется скорость? 3.Как найти скорость? 4.Где в жизни мы встречаемся со скоростью? | Я буду работать: | Реши задачу: Аист пролетел расстояние 160 метров за 4 секунды. С какой скоростью летел аист? | Тест 28, с.64 № 1 Реши задачи, выбрав правильный ответ. Начерти схему к задаче. | № 382 Реши задачу с изменённым вопросом. Приготовься доказать решение | 1. 2. 3. 4. | 1. 2. 3. 4. | | |
Индивидуально-ориентированный учебный план по формированию регулятивных универсальных учебных действий
Урок математики в 4 классе по теме «Скорость движения», УМК «Гармония» Урок № 1 изучения нового материала
Пояснительная записка.
Регулятивные универсальные учебные действия формируются посредством индивидуально-ориентированного учебного плана. ИОУП – неотъемлемая часть учебного занятия при закреплении нового учебного материала по технологии ИОСО. Но использовать ИОУП необходимо уже на первом этапе урока, когда учитель знакомит учащихся с новой темой. Она прописана в плане. Тема может даваться в готовом виде, а лучше - через проблемную ситуацию, которая подведёт к формулированию темы урока.
Прочитав тему, учащиеся ставят перед собой учебную цель на урок. Это регулятивное УУД – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. В графе «Моя цель» индивидуального учебного плана есть подсказка «Я хочу узнать» и предлагаются вопросы-помощники для составления цели учебного занятия.(Смотри ИОУП). Тут надо сразу обратить внимание детей на графу «Рефлексия» и объяснить, что в течение всего занятия учащиеся будут заполнять данную графу по мере решения вопросов. Все вопросы пронумерованы, а, значит, если ребёнок усвоил понятие «скорость», то в нужной графе «Получилось» обводит кружком цифру 1, так как вопрос был под таким же номером. А вот, если не запомнил, в каких единицах измеряется скорость, то обводит цифру 2, но в графе «Не получилось». После сдачи рабочей тетради, в которую вкладывается ИОУП, учитель наглядно видит, у какого ученика пробел в знаниях по данной теме и на какой конкретно вопрос ещё затрудняется ответить.
Учащимся необходимо чётко представлять этапы занятия, которые будут их учить действовать по плану. Средством для формирования ПЛАНИРОВАНИЯ является организационно-деятельностная схема, которая включена в ИОУП. Обучающиеся планируют пути достижения своих целей, согласно этой схеме. В парах или индивидуально обсуждают формы и виды предстоящей работы. На такой схеме просматривается сотрудничество всех участников образования.
Важные моменты учебного занятия – ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА. В ИОУПе есть графа «Моя оценка», которую можно назвать «отметкой-предвосхищения» конечного результата по пятибалльной шкале. Детям даётся задание: оценить свои возможности, способности и спрогнозировать отметку за урок. Ребёнок нацеливается на получение только положительного результата (из практики). Она будет складываться из микроотметок на разных этапах урока по мере выполнения заданий.
Вторая оценка – это «оценка своих действий» по результатам выполнения каждого задания. Результат выполнения заданий можно отразить в графе «Способы моих действий» условно-символическими знаками: «!» - всё получилось, не было затруднений; «?» -ничего не понял, требуется помощь; «!?» - больше понял, чем не понял, но есть сомнения; «?!» -больше не понял, чем понял, требуется помощь. Эти знаки расставляются напротив этапов организационно-деятельностной схемы в ИОУПе. Подводя итоги учебного занятия, дети сравнивают эти две оценки и складывается конечная адекватная отметка, которая может не совпасть с первоначальной и тогда происходит её коррекция или самостоятельно, или под руководством учителя.
Ребёнка необходимо научить умению КОНТРОЛИРОВАТЬ свои действия. Сложность самоконтроля в начальной школе заключается в том, что ученик одновременно выполняет учебные действия и контролирует их. Нужно научить ребёнка действовать согласно алгоритму контроля. Это может быть свод правил самоконтроля, когда сравнивается способ действия и результат с данным образцом. Выявляются ошибки и планируется дальнейшая работа по их устранению, вносятся дополнения (отмечается ручкой в каком задании нужны изменения). По ИОУПу можно наглядно увидеть, на каком этапе надо скорректировать индивидуальную работу с конкретным учеником. Это шла речь о КОРРЕКЦИИ.
На протяжении всего занятия ребёнок постоянно возвращается к начальным этапам урока, отмечая в ИОУПе, какие цели ставил, что (не)получилось, какими способами действовал, прогнозировал, оценивал и контролировал. Ученика нужно научить умению задавать себе вопросы и отвечать на них. Это можно сделать с помощью ИОУПа, где виден весь урок от начала до конца. Наблюдение себя со стороны – это и есть РЕФЛЕКСИЯ.
Главное в системно-деятельностном подходе – включённость каждого обучающегося в образовательную деятельность и системность проведения учебных занятий по формированию регулятивных УУД по индивидуально-ориентированной системе обучения.
Просмотр содержимого документа
«конкурс ИОСО»
За последнее время поток информации о введении новых стандартов в начальное образование обрушился на рядового учителя. Перестроиться за короткий срок достаточно сложно. Прежде всего, необходимо создать условия для психологических внутренних изменений с позиционной роли учителя-информатора на учителя-организатора учебной деятельности. Ведь, в первую очередь, учитель организует планирование не своей собственной деятельности, а деятельности обучающегося, когда ученик умеет выделить конкретную задачу и удерживать её на протяжении всего урока. Теперь учитель формирует не ЗУНы (знания, умения и навыки), а формирует УУД (универсальные учебные действия), используя продуктивные методы и средства. Конечным результатом для каждого обучающегося является главная компетенция – «умение учиться».
Остановимся подробнее на регулятивных УУД.
Проблему осветили, а вместе с ней возникли вопросы и задачи:
Как можно в короткий срок перестроиться на позицию учителя, соответствующего новым стандартам?
Как формировать регулятивные УУД у конкретного учащегося и у класса в целом?
3. Разработать и апробировать учебное занятие, формирующее регулятивные УУД по технологии ИОСО (индивидуально-ориентированной системы обучения).
Для тех, кто работает в технологии ИОСО, спроектировать учебное занятие, формирующее регулятивные УУД не составляет особого труда. Это делают учителя-«иосошники» как стажисты, так и новички, пробующие себя в данной технологии.
Выделяют следующие регулятивных УУД:
- целеполагание;
- планирование;
- контроль и самоконтроль;
- корректировка собственных действий;
- рефлексия.
Урок (Приложение 1)
Заключение.
В ходе нашего разговора мы решили главные задачи, поставленные перед современным учителем.
Портрет учителя-ФГОС складывается из важных критериев:
-профессионализма, творчества в профессии, обеспечение качества образования;
-повышение образовательного квалификационного уровня;
-применение инновационных технологий, соответствующих новым стандартам;
- повышение информационной культуры;
-учитывающий индивидуальный и дифференцированный подход в образовании;
- позиция «учитель-партнёр»
Работающий педагог по технологии ИОСО соответствует портрету учителя ФГОС начального образования, а, значит, новым потребностям и запросам общества.
На второй вопрос мы ответили, предоставив проект учебного занятия по математике в 4 классе. Данные ученики не обучаются по новым стандартам. Но на уроках используется в системе (из урока в урок) технология ИОСО, которая формирует не только регулятивные, но и личностные, познавательные и коммуникативные УУД, Образовательные стандарты нового поколения я внедряю с 2002 года.
Практическая направленность данной работы:
Я давно работаю по принципу: «Расскажи ты мне - и я забуду, покажи ты мне – и я запомню, привлеки меня – и я пойму».
Поэтому, эффективным способом введения ФГОСов в начальную школу - это включение самих участников в образовательный процесс. В данном случае, ученики вовлечены в учебное занятие-ФГОС. А с педагогами-коллегами проводится мастер-класс с практическим применением методических приемов и средств, формирующих регулятивные УУД. Педагоги выступают в роли учеников. Такой мастер-класс, когда учитель через себя пропускает эмоциональные переживания учеников на уроке, может изменить отношение к уроку, к позициям ученика и учителя. Здесь может произойти перестройка учителя на новую формацию:
ИОСО - УЧИТЕЛЬ - ФГОС
Что и осуществилось на семинарах-практикумах для учителей начальных классов Курагинского района. Заинтересованность учителей была на высоком уровне, а, значит, результат будет положительным. Пример для подражания есть.