Урок математики в 3-м классе по теме "Скорость, время, расстояние" по программе "ПНШ"
Цель:
- сформировать представление о новой величине «скорость» и единицах ее
измерения;
- выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел -
скоростью, временем и расстоянием, и научить строить формулы, выражающие
эти зависимости;
- научиться использовать выведенные формулы для решения задач;
- отрабатывать вычислительные навыки, логическое мышление, внимание;
- развивать умение доказывать свою точку зрения, слушать своих оппонентов.
Планируемые достижения учащихся на уроке:
знать понятие скорости как новой единицы измерения, уметь решать задачи на нахождение скорости движения по известным расстоянию и времени движения;
закрепить табличные и внетабличные случаи умножения и деления, знание единиц длины и времени.
Метапредметные умения:
1. Познавательные умения: использовать приобретённые знания для выполнения заданий.
2. Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью, самооценка деятельности на уроке.
3. Коммуникативные умения: оказывать сотрудничество, необходимую взаимопомощь, уметь работать в парах.
Предметные умения: решать задач на движение одного объекта, вырабатывать и совершенствовать вычислительные навыки, развивать практический навык работы с величинами.
Личностные умения: позитивное отношение к решению проблемы, накопление опыта в решении задач, решение житейские ситуации, требующие знаний структурных компонентов задачи и умения решать задачу, понимание собственных достижений.
Оборудование: Демидова Т.Е. и др. Математика. Учебник. З класс, часть 3; А.Г. Ванцян Материалы курса «Об особенностях обучения математике в начальной школе в свете требований новых образовательных стандартов»; мультимедийный проектор, карточки с заданиями, таблицы для заполнения, жетоны.
Ход урока:
I.Орг. момент.
Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712-1778гг.): "Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…”
-Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в этих словах, ведь вас ждёт открытие новых знаний при решении задач.
II. Актуализация знаний. Запись числа. Классная работа.
Преобразовать в более мелкие единицы измерения.
3ч 28 мин = …мин (208) 7 м 5 дм = …см (750)
25 км 300 м = …м (1300) 4 сут.16 ч = …ч (112)
- Что мы называем величиной? (Это то, что можно измерить и сравнить.)
- А как называется величина, которая измеряет быстроту движения человека,
машины или самолета? А как ее измеряют? А если нет специального прибора?
IV. Постановка проблемы.
- Какие величины вы знаете?
- В чем они измеряются?
( На доску вывешиваю таблички с надписями: Длина, Объём, Масса, Время, под ними записываю единицы измерения)
– А теперь представьте, что вам надо куда-либо доехать быстро, что вы выберите: велосипед или автомобиль? (Автомобиль.)
– Почему? (Так как он движется быстрее, с большей скоростью.)
– Значит, что мы сравниваем? (Скорость движения.)
– А измерить скорость можно? (Можно. В машинах устанавливают спидометр.)
– Если скорость можно сравнить и измерить, то какой вывод напрашивается? (Скорость – это величина.)
Слайд 1.
- Помогите мне решить задачу: Два веселых человечка Чих и Пых решили проверить кто из них бегает быстрее. Чих пробежал 60 м за 4мин, а Пых 45м за 3 мин. Каждый себя считал победителем, Пых кричал, что он меньше времени потратил на свой путь, а Чих с ним не соглашался - у него было большее расстояние.
- Какие будут ваши предложения?
( дети высказывают свои версии, гипотезы)
- Какая проблема перед нами встала? Чем будем заниматься на уроке?
( подвести детей к теме урока - «Скорость. Время. Расстояние»)
- Можно ли сказать, что время 4 мин и 3 мин показатели скорости? (Нет.)
- А 60 м или 45 м? (нет)
- Ни время, ни расстояние не являются характеристиками скорости, но скорость зависит от них.
- Как вы сформулируете задачу нашего урока? (Высказывания детей.)
V. Сообщение темы и цели урока
– Значит, тема сегодняшнего урока “Скорость. Время. Расстояние.” (вывешиваю табличку на доску) и мы установим как скорость связана со временем и расстоянием.
- Сегодня нам предстоит узнать как скорость движения связана со временем движения и расстоянием, научиться решать задачи на нахождение скорости движения.
VI.Физкультминутка
VII. Открытие детьми новых знаний.
Послушайте задачу:
(слайд№2)
Молния за 4 часа проехал 200 км. С какой скоростью он двигался? Давайте посмотрим, как он двигается.
( работаем по слайду, обязательно проговорить, что с прохождением каждого часа путь делится на части)
- Запишите условные обозначения: s-путь; v–скорость; t–время и формулу
V=s:t
-Что обозначает запись км/ч?
- Так что же такое скорость? Как ее можно найти?
- Давайте убедимся, что ваше мнение сходится с мнением учебника. Откройте учебник с. 34, найдите выделенное слово "скоростью”. Прочитаем определение скорости. (Скоростью называют расстояние, пройденное в единицу времени.)
- Так что же называют скоростью?
- Какими величинами будем пользоваться для определения скорости? (Расстоянием и временем)
Расстояние – это промежуток между двумя пунктами, точками, между чем-нибудь. В чём измеряется расстояние? (В единицах длины).
-Время – это продолжительность, длительность чего-нибудь. В чём измеряется время? (В единицах времени).
- И в качестве единиц измерения скорости мы будем пользоваться и единицами длины и единицами времени.
- Обычно используют такие единицы скорости, как метр в секунду, метр в минуту, километр в час, а записывают так: м/с, м/мин, км/ч. Обратите внимание, что предлог "в” в математике заменили чёрточкой " / ”.
- Прочитайте единицы скорости км/с м/мин км/ч м/с
- Из каких единиц измерения образуются названия единиц скорости? (Из единиц длины и единиц времени).
Слайд 3,4,5.
(Работа на листочках)
VIII. Первичное закрепление.
Выполнение задания на листочках с. 2 - № 1, 3 Слайд про Таню, № 2.
- Молодцы, вы справились с этим заданием
- Какие единицы измерения скорости существуют?
- У кого какая скорость?
Верно
IX. Закрепление.
- Мы не можем двигаться дальше, пока не решим наш проблемный вопрос, с которым мы столкнулись в начале урока.
- Вернемся к нему.
( слайд № 3)
-Так как же решить, кто из ребят бегает быстрее? У кого скорость больше?
- Какой вывод можно сделать?
- Кто сможет сейчас сказать, как находится скорость? Слайд 9
- Давайте проверим ваш жизненный опыт, знаете ли вы как, двигаются предметы, с какой средней скоростью?
XI. Итог урока.
- С какой новой темой мы сегодня познакомились на уроке?
- Что для себя нового узнали?
- Какие величины нужно знать, чтобы найти скорость?
- У кого есть затруднения?
XI.Домашнее задание
Составьте две задачи и решите их про ваше движение пешком до школы и про поездку на дачу. Посчитайте, с какой скоростью вы двигаетесь пешком и на машине.
Кто не доволен своей работой – "зажжёт” синий. Кто доволен своей работой на уроке, понял новую тему – "зажгите” красный фонарик.
- Ваши фонарики мне говорят о том, что сегодня вы достигли успеха на уроке - Благодарю за урок.