kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики в 3 классе "Деление с остатком",

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деление с остатком – заключительный этап в работе над умножением и делением чисел в пределах 100. Деление с остатком – случай, который наиболее часто встречается при решении практических задач.  Деление с остатком также необходимо знать для того, чтобы иметь возможность производить в дальнейшем деление многозначных чисел. Данный урок первый в серии уроков по теме: «Деление с остатком».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 3 классе "Деление с остатком",»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Шумихи







Урок математики

3 класс

УМК «Школа 2100»

Тема: «Деление с остатком»

(Урок введения нового знания)



Учитель: Романова Р.Н.


Аннотация

Деление с остатком – заключительный этап в работе над умножением и делением чисел в пределах 100. Деление с остатком – случай, который наиболее часто встречается при решении практических задач. Деление с остатком также необходимо знать для того, чтобы иметь возможность производить в дальнейшем деление многозначных чисел. Данный урок первый в серии уроков по теме: «Деление с остатком».


Цель: познакомить с делением с остатком


Формирование УУД

Познавательные УУД

Развиваем умения:

1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.

6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту.


Регулятивные УУД:

Развиваем умения:

1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после

предварительного обсуждения;

2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3 – составлять план решения отдельной учебной задачи

совместно с классом;

4 – работая по плану, сверять

свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Коммуникативные УУД

Развиваем умения:

1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения;

4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить

вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя;

отделять новое от известного;

выделять главное; составлять план;

5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


Личностные результаты:

1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.





















Ход урока:

    1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

- Сегодня мы продолжаем преодолевать трудности математики вместе с героями рассказов Виктора Драгунского Денисом Кораблёвым и его друзьями. Они помогут нам познакомиться с новым видом деления.

2. Актуализация знаний

Цель: - создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

а) Минутка чистописания.

- Дениска загадал Мишке число. Хотите его узнать? Его можно узнать, решив логическую цепочку (получают ученики в парах):

х 2 :6 +67 :8 х 3




Самопроверка (на доске)

Ответ: 27.

х 2 :6 +67 :8 х 3



Дети записывают число в тетрадь:

Учитель объясняет правило написания цифр 2 и 7.

- Что можно сказать о числе 27? (Число двузначное, чётное, состоит из 2 дес. 7 ед., предшествующее число 26, последующее число 28)

Записать: 27 октября. Классная работа.

б) Повторение нумерации на числовом концентре в пределах 100

- Составьте возможные двузначные числа, используя цифры 2 и 7, одну цифру можно повторить.

Запишите числа:

1 вариант – в порядке возрастания,

2 вариант – в порядке убывания.

(1 в. – 22, 27, 72, 77; 2 в. – 77, 72, 27, 22).

Самопроверка.

- Какое из этих чисел делится на 9, на 8, на 3?

- Какое самое большое число до 22 делится на 7 и на 3?

- Какое самое большое число до 77 делится на 9 и на 8?

в) Подготовка к введению деления с остатком на основе решения жизненной задачи.

- Дениска сделал из проволоки квадрат со стороной 5см. Мишка решил сделать из этой проволоки треугольник со стороной 6см. Хватит ли ему проволоки?

(Хватит. 1) 5 х 4 = 20 (см) – периметр квадрата

2) 6 х 3 = 18 (см) – периметр треугольника

18см

- Останется ли проволока у Мишки? Сколько?

(Да. 20 – 18 = 2см)

  1. Физминутка

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Сколько раз ногою топнем (8:4)

Сколько раз руками хлопнем (9:3)

Мы присядем столько раз (36:9)

Мы наклонимся сейчас (80:40)

Мы подпрыгнем ровно столько (40:10)

Ай да счёт! Игра и только.

(Карточки с примерами показывает учитель)

  1. Пробное учебное действие

(создание проблемной ситуации)

Цель: - повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

(на доске математические выражения на карточках)

50 : 10 15 : 5 х 2 6 х (3 : 3)

20 : 6 2 х (15 : 5) 13 : 2

- Какую работу можно выполнить с этими выражениями?

(Разбить на группы)

- Разбейте выражения на группы. Дайте обоснование.

(Дети на листочках разбивают выражения на группы. Работа в парах.)

- На как группы вы разбили математические выражения?

(Дети объясняют, на какие группы разбили:

- по наличию скобок;

- по количеству действий;

- по числам в записи;

- по равенству значений;

- в одних выражениях – частное делится без остатка, а в других – с остатком:

50 : 10 = 5 20 : 6 = 3 (ост.2)

15 : 5 х 2 = 6 13 : 2 = 6 (ост.1)

6 х (3 : 3) = 6

2 х (15 : 5) = 6

- Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем? (Деление с остатком)

- Чему должны научиться на уроке?

(Научиться делить с остатком)

- Где нам в жизни может пригодиться деление с остатком?

- Может кто-то сможет объяснить, как делить с остатком?

(13 : 2 = 6 останется 1 20 : 6 = 3 останется 2)



5. Открытие нового знания

(совершается на основе подводящего диалога)

Цель: - познакомиться с делением с остатком;

- учить читать и понимать значение каждого знака в записи деления с остатком;

- представить деление нацело как особый вид деления с остатком.

- Сегодня мы познакомимся, как записывать примеры с остатком. Мне поможет Дима.

Дима разыгрывает ситуацию:

- У меня 14 шариков. Я их раздам одноклассникам по 5 штук.

(Сопровождается практическими действиями: 14 шариков разделить по 5. Получили 2 ученика и 4 шарика осталось.)

Дима:

- Почему у меня так получилось?

- Постарайтесь объяснить запись:

14 : 5 = 2 (ост.4)

- Что означает каждое число в этой записи?

(14 – обозначает количество всех шариков.

5 – количество шариков, выданных каждому ученику.

2 – количество учеников, которым досталось по 5 шариков.

Число 4, записанное в скобках, - шарики, которые остались не поделёнными.

Эту запись можно прочитать так:

«14 разделить по 5, получится 2 и в остатке 4» или

«Делимое 14, делитель 5, частное 2, остаток 4».)

- Давайте попробуем разделить эти шарики по-другому, как делили Денискины друзья.

(Сопровождается практическими действиями: 14 шариков разделить по 4, по 3, по 2.)

Запись на доске и в тетради:

14 : 4 = 3 (ост.2) 14 : 3 = 4 (ост.2)

14 : 2 = 7 (ост.0)

- Почему в последнем равенстве в остатке записан 0?

- Кто из ребят сумел поделить шарики без остатка?

(Последний ученик 14 : 2 = 7 (ост.0)

Вывод: Когда одно число без остатка делится на другое, то значит, что в остатке получается ноль, и такой остаток не записывается.

6. Открытие нового знания

(совершается на основе подводящего диалога)

Цель: - формировать представление о том, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя.

- Алёнка разделила так: 14 : 3 = 3 (ост. 5)

- Правильно ли разделила Алёнка?

- Какое самое большое число до 14 делится на 3? (12)

(Сопровождается практическими действиями: 14 шариков разделить по 3 с остатком больше делителя.)

- Может ли остаток быть равен делителю или быть больше него?

Вывод: Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя. Если остаток больше или равен делителю, то, значит, мы неверно нашли частное.

  1. Первичное закрепление с проговариванием

Цель: - учиться производить деление с остатком практическим способом.

а) Фронтальная практическая работа

Задание № 3, стр. 60 (1 и 2 пример)

15 : 3 = 5 (ост. 0) 16 : 3 = 5 (ост. 1)

- Сравните делитель и остаток. Расскажите, какие остатки могут получиться при делении на 3? (0, 1 или 2)

б) Самостоятельная работа

Задание № 3 (3 и 4 примеры)

Проверка.

- Какое наибольшее число до 19 делится без остатка на 3? (18) Чему равно частное? (6) Остаток? (1)

- Какое наибольшее число до 11 делится без остатка на 3? (9) Чему равно частное? (3) Остаток? (2)


  1. Физминутка

Мы сейчас все дружно встанем (встали)

И немножко отдохнём (потягиваются)

Влево, вправо повернитесь (повороты)

Наклонитесь, поклонитесь! (наклоны)

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бегом вприпрыжку (бег),

Молодцы вы, ребятишки!


9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание № 5, стр. 63

«Мишка и Костик искали ответ на вопрос: сколько команд по 4 человека выйдет из 15 теннисистов? Сколько человек не войдёт в команду? У кого из них получилось истинное высказывание?

Мишка: 15 : 4 = 2 (ост. 7) Костик: 15 : 4 = 3 (ост. 3)



  1. * Включение в систему знаний и повторение

Задание № 5 стр. 56

Решение уравнений с объяснением и проверкой

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цель: - осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Какую цель мы перед собою ставили?

(Научиться делить с остатком)

- Может ли остаток быть равен делителю или быть больше него?

(Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя. Если остаток больше или равен делителю, то мы частное нашли неверно.)

- Кто научился выполнять деление с остатком и может объяснить, как это делается, поднимите красный кружок.

- Кто научился выполнять деление с остатком, но пока не может объяснить, как это делается, поднимите жёлтый кружок. Кто ничего не понял – поднимите зелёный кружок.

- Дениска с друзьями оставили вам шифрограмму. Подумайте, как найти ключ к шифру. Кто сможет её прочитать?


16

9

5

11

3

8

1

7

2

12

15

4

10

13

6

14

!

м

т

л

б

ы

Р

в

е

о

ы

я

о

д

а,

ц


Ребята, вы молодцы!


  1. Домашнее задание

Дифференцированные задания:

1 уровень № 5 а) стр. 61

5 : 2 = 8 : 3 = 9 : 4 =


2 уровень № 5 б), № 6 (устно) стр. 61

15 : 2 = 14 : 3 = 34 : 8 =


3 уровень № 5 б), № 4, № 6 (устно) стр. 61

15 : = 3 (ост.3) 14 : = 2 (ост.2) 34 : = 5 (ост.4)


(Дети самостоятельно оценивают свои возможности и выбирают для себя задание на дом)




ПРИЛОЖЕНИЕ 1


2 :6 +67 :8 3




_______________________________________________________________________________________________________________________________



2 :6 +67 :8 3




_______________________________________________________________________________________________________________________________


2 :6 +67 :8 3




_______________________________________________________________________________________________________________________________


2 :6 +67 :8 3




_______________________________________________________________________________________________________________________________


2 :6 +67 :8 3




_______________________________________________________________________________________________________________________________


2 :6 +67 :8 3




_______________________________________________________________________________________________________________________________



2 :6 +67 :8 3




_______________________________________________________________________________________________________________________________



2 :6 +67 :8 3



50 : 10

________________________________________________________________________________________________________

20 : 6


__________________________________________________________________________________________________________________________________ 2 (15 : 5)



________________________________________________________________________________________________________________________

13 : 2



________________________________________________________________________________________________________________________

6 (3 : 3)

15 : 5 2


_________________________________________________________________________________________________________________________

8 : 4 9:3

______________________________________________________________________________________________________________________________

36:9 3:1


__________________________________________________________________________________________________________________________


35:7 5:1



_________________________________________________________________________________________________________________________

27:9 6:2



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 уровень

(88 : 44) + 8

100 – 72 : 9

70: (60 : 6)







2 уровень

88 : 4 3 =



11 3 + 62 =




10 3 – 72 : 9=

3 уровень

80 : 10 + 17 3




28 : 7 – 66 : 22





70 : 7 – 60 : 10




Остаток при делении должен быть меньше делителя

Деление с остатком

15

4

10

13

6

ы

я

о

д

а,

14

16

9

5

11

ц

!

м

т

л

3

8

1

7

2

б

ы

Р

в

е

12





о









х 2 :6 +67







:8 х 3






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок математики в 3 классе "Деление с остатком",

Автор: Романова Римма Николаевна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311919

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "«Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики в основной школе на примере изучения темы: "Деление дробей" "
    ["seo_title"] => string(144) "razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-v-osnovnoi-shkolie-na-primierie-izuchieniia-tiemy-dielieniie-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "105417"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402850142"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок математики в 3 классе по теме "Деление с остатком""
    ["seo_title"] => string(60) "urok-matiematiki-v-3-klassie-po-tiemie-dielieniie-s-ostatkom"
    ["file_id"] => string(6) "303150"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457444633"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по математике в 3 классе "Деление с остатком" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-v-3-klassie-dielieniie-s-ostatkom"
    ["file_id"] => string(6) "224960"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439302129"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему "Деление с остатком" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dielieniie-s-ostatkom"
    ["file_id"] => string(6) "177175"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424597079"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по математике 4 класс "Деление нацело и с остатком""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekturokapomatiematikie4klassdielieniienatsieloisostatkom"
    ["file_id"] => string(6) "298719"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456394488"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства