Деление с остатком – заключительный этап в работе над умножением и делением чисел в пределах 100. Деление с остатком – случай, который наиболее часто встречается при решении практических задач. Деление с остатком также необходимо знать для того, чтобы иметь возможность производить в дальнейшем деление многозначных чисел. Данный урок первый в серии уроков по теме: «Деление с остатком».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 3 классе "Деление с остатком",»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Шумихи
Урок математики
3 класс
УМК «Школа 2100»
Тема: «Деление с остатком»
(Урок введения нового знания)
Учитель: Романова Р.Н.
Аннотация
Деление с остатком – заключительный этап в работе над умножением и делением чисел в пределах 100.Деление с остатком – случай, который наиболее часто встречается при решении практических задач. Деление с остатком также необходимо знать для того, чтобы иметь возможность производить в дальнейшем деление многозначных чисел. Данный урок первый в серии уроков по теме: «Деление с остатком».
Цель: познакомить с делением с остатком
Формирование УУД
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.
6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваемумения:
1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3 – составлять план решения отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваемумения:
1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять план;
5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Ход урока:
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
- Сегодня мы продолжаем преодолевать трудности математики вместе с героями рассказов Виктора Драгунского Денисом Кораблёвым и его друзьями. Они помогут нам познакомиться с новым видом деления.
2. Актуализация знаний
Цель: - создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
а) Минутка чистописания.
- Дениска загадал Мишке число. Хотите его узнать? Его можно узнать, решив логическую цепочку (получают ученики в парах):
х 2 :6 +67 :8 х 3
Самопроверка (на доске)
Ответ: 27.
х 2 :6 +67 :8 х 3
Дети записывают число в тетрадь:
Учитель объясняет правило написания цифр 2 и 7.
- Что можно сказать о числе 27? (Число двузначное, чётное, состоит из 2 дес. 7 ед., предшествующее число 26, последующее число 28)
Записать: 27 октября. Классная работа.
б) Повторение нумерации на числовом концентре в пределах 100
- Составьте возможные двузначные числа, используя цифры 2 и 7, одну цифру можно повторить.
Запишите числа:
1 вариант – в порядке возрастания,
2 вариант – в порядке убывания.
(1 в. – 22, 27, 72, 77; 2 в. – 77, 72, 27, 22).
Самопроверка.
- Какое из этих чисел делится на 9, на 8, на 3?
- Какое самое большое число до 22 делится на 7 и на 3?
- Какое самое большое число до 77 делится на 9 и на 8?
в) Подготовка к введению деления с остатком на основе решения жизненной задачи.
- Дениска сделал из проволоки квадрат со стороной 5см. Мишка решил сделать из этой проволоки треугольник со стороной 6см. Хватит ли ему проволоки?
(Хватит. 1) 5 х 4 = 20 (см) – периметр квадрата
2) 6 х 3 = 18 (см) – периметр треугольника
18см
- Останется ли проволока у Мишки? Сколько?
(Да. 20 – 18 = 2см)
Физминутка
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Сколько раз ногою топнем (8:4)
Сколько раз руками хлопнем (9:3)
Мы присядем столько раз (36:9)
Мы наклонимся сейчас (80:40)
Мы подпрыгнем ровно столько (40:10)
Ай да счёт! Игра и только.
(Карточки с примерами показывает учитель)
Пробное учебное действие
(создание проблемной ситуации)
Цель: - повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
(на доске математические выражения на карточках)
50 : 10 15 : 5 х 2 6 х (3 : 3)
20 : 6 2 х (15 : 5) 13 : 2
- Какую работу можно выполнить с этими выражениями?
(Разбить на группы)
- Разбейте выражения на группы. Дайте обоснование.
(Дети на листочках разбивают выражения на группы. Работа в парах.)
- На как группы вы разбили математические выражения?
(Дети объясняют, на какие группы разбили:
- по наличию скобок;
- по количеству действий;
- по числам в записи;
- по равенству значений;
- в одних выражениях – частное делится без остатка, а в других – с остатком:
50 : 10 = 5 20 : 6 = 3 (ост.2)
15 : 5 х 2 = 6 13 : 2 = 6 (ост.1)
6 х (3 : 3) = 6
2 х (15 : 5) = 6
- Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем? (Деление с остатком)
- Чему должны научиться на уроке?
(Научиться делить с остатком)
- Где нам в жизни может пригодиться деление с остатком?
- Может кто-то сможет объяснить, как делить с остатком?
(13 : 2 = 6 останется 1 20 : 6 = 3 останется 2)
5. Открытие нового знания
(совершается на основе подводящего диалога)
Цель: - познакомиться с делением с остатком;
- учить читать и понимать значение каждого знака в записи деления с остатком;
- представить деление нацело как особый вид деления с остатком.
- Сегодня мы познакомимся, как записывать примеры с остатком. Мне поможет Дима.
Дима разыгрывает ситуацию:
- У меня 14 шариков. Я их раздам одноклассникам по 5 штук.
(Сопровождается практическими действиями: 14 шариков разделить по 5. Получили 2 ученика и 4 шарика осталось.)
Дима:
- Почему у меня так получилось?
- Постарайтесь объяснить запись:
14 : 5 = 2 (ост.4)
- Что означает каждое число в этой записи?
(14 – обозначает количество всех шариков.
5 – количество шариков, выданных каждому ученику.
2 – количество учеников, которым досталось по 5 шариков.
Число 4, записанное в скобках, - шарики, которые остались не поделёнными.
Эту запись можно прочитать так:
«14 разделить по 5, получится 2 и в остатке 4» или
«Делимое 14, делитель 5, частное 2, остаток 4».)
- Давайте попробуем разделить эти шарики по-другому, как делили Денискины друзья.
(Сопровождается практическими действиями: 14 шариков разделить по 4, по 3, по 2.)
Запись на доске и в тетради:
14 : 4 = 3 (ост.2) 14 : 3 = 4 (ост.2)
14 : 2 = 7 (ост.0)
- Почему в последнем равенстве в остатке записан 0?
- Кто из ребят сумел поделить шарики без остатка?
(Последний ученик 14 : 2 = 7 (ост.0)
Вывод: Когда одно число без остатка делится на другое, то значит, что в остатке получается ноль, и такой остаток не записывается.
6. Открытие нового знания
(совершается на основе подводящего диалога)
Цель:- формировать представление о том, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя.
- Алёнка разделила так: 14 : 3 = 3 (ост. 5)
- Правильно ли разделила Алёнка?
- Какое самое большое число до 14 делится на 3? (12)
(Сопровождается практическими действиями: 14 шариков разделить по 3 с остатком больше делителя.)
- Может ли остаток быть равен делителю или быть больше него?
Вывод:Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя. Если остаток больше или равен делителю, то, значит, мы неверно нашли частное.
Первичное закрепление с проговариванием
Цель: - учиться производить деление с остатком практическим способом.
а)Фронтальная практическая работа
Задание № 3, стр. 60 (1 и 2 пример)
15 : 3 = 5 (ост. 0) 16 : 3 = 5 (ост. 1)
- Сравните делитель и остаток. Расскажите, какие остатки могут получиться при делении на 3? (0, 1 или 2)
б) Самостоятельная работа
Задание № 3 (3 и 4 примеры)
Проверка.
- Какое наибольшее число до 19 делится без остатка на 3? (18) Чему равно частное? (6) Остаток? (1)
- Какое наибольшее число до 11 делится без остатка на 3? (9) Чему равно частное? (3) Остаток? (2)
Физминутка
Мы сейчас все дружно встанем (встали)
И немножко отдохнём (потягиваются)
Влево, вправо повернитесь (повороты)
Наклонитесь, поклонитесь! (наклоны)
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бегом вприпрыжку (бег),
Молодцы вы, ребятишки!
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Задание № 5, стр. 63
«Мишка и Костик искали ответ на вопрос: сколько команд по 4 человека выйдет из 15 теннисистов? Сколько человек не войдёт в команду? У кого из них получилось истинное высказывание?
Цель: - осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Какую цель мы перед собою ставили?
(Научиться делить с остатком)
- Может ли остаток быть равен делителю или быть больше него?
(Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя. Если остаток больше или равен делителю, то мы частное нашли неверно.)
- Кто научился выполнять деление с остатком и может объяснить, как это делается, поднимите красный кружок.
- Кто научился выполнять деление с остатком, но пока не может объяснить, как это делается, поднимите жёлтый кружок. Кто ничего не понял – поднимите зелёный кружок.
- Дениска с друзьями оставили вам шифрограмму. Подумайте, как найти ключ к шифру. Кто сможет её прочитать?