kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики в основной школе на примере изучения темы: "Деление дробей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Развитие творческого потенциала учащихся в основной школе на примере изучения темы: "Деление дробей"

Тема урока: «Деление с остатком».

Предмет: математика.

Класс: 5.

Автор урока: Москаева Марина Вячеславовна, учитель математики.

Образовательное учреждение: государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 «ОЦ» села Большая Черниговка

Методическая информация

Методологическая база:

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый,

эвристический.

Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и

способов деятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

УМК:

  1. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5 – 6

классы /автор – составитель В.И.Жохов. – М.: Мнемозина, 2009 год;

  1. «Математика»: Учебник для 5 класса общеобразовательных

учреждений: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков,

С.И.Шварцбурд, 22-е издание – Мнемозина, 2009г.;

Используемая литература:

  1. П.М.Эрдниев. Математика: Учебник для 5 – 6 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1993 г.

2. «Математика»: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, 22-е издание – Мнемозина, 2009г.;

3.Фридман Л.М. Изучаем математику: Книга для учащихся 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995 г.

4. А.С.Чесноков, К.И.Нешков. Дидактические материалы по математике 5 класс. – М.: Просвещение, 1995 г.

5. В.А.Гусев, А.Г.Мордкович. Математика. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1996 г.

Интернет источники:

http;//files.school-collection.edu.ru.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование навыков деления с остатком, нахождения делимого при делении с остатком.

Образовательная цель: изучение и систематизация учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения, формирование образовательной компетентности.

Развивающая цель: развитие умений анализировать, обобщать изучаемые факты.

Воспитательная цель: воспитание настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с правилом делении с остатком; научить находить делимое при делении с остатком; совершенствовать вычислительные навыки;

  • развивать у детей уверенность в своих силах, память; воспитывать любовь к животным, скромность, навыки культуры сбережения собственного здоровья.

  • способствовать активизации познавательной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

  • знание правила деления с остатком и правила нахождения делимого при делении с остатком;

  • умение выполнять деление с остатком, находить делимое при делении с остатком.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, дистанционная мышь для управления презентацией.

Мотивация учащихся: использование ярких образов, игровых элементов мотивирует учащихся к осознанному освоению темы;

Этапы урока

Этапы урока

Время, мин.

Универсальные учебные действия

  1. Организационный момент

Здравствуйте! Прошу присаживаться! Посмотрите, все ль в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Все ль готовы вычитать, и делить и умножать?

Все готовы?

ΙΙ. Актуализация опорных знаний

1. Устный счет

Ребята, сегодня во время устного счета мы с вами побываем в цирке, где встретимся с любимыми артистами. Но чтобы попасть на представление, нам необходимо приобрести билеты, которые я вам сейчас выдам, а стоимостью билета будет являться ответ на вопрос, который написан на билете.

  1. Как называются числа при делении?

  2. Как называются числа при умножении?

  3. Как найти неизвестное частное?

  4. Как найти неизвестный делитель?

  5. Как найти неизвестный множитель?

  6. Как проверить деление умножением?

Все получили билеты? Можно начинать представление.

Встречайте первого артиста ( слайд № 1)

- Кто это? (зебра)

- Где вы ее могли видеть?

- Пешеходный переход? (беседа о правилах дорожного движения, предупреждение детского травматизма)

- Зебра предлагает вам перейти дорогу, а для этого нужно выполнить действия:

( слайд № 2)

А вот перед вами тюлень – жонглер (слайд № 3)

Он считает себя самым ловким из всех. Скромно ли это? (нет)

А действительно ли он так ловок? Давайте проверим, все ли правильно он посчитал. (слайд №4)

76 : 2 = 38 13 ? 5 = 68 (65)

87 : 3 = 27 (29) 23 ? 3 = 69

96 : 6 = 21 (16) 32 ?2 = 54 (64)

- Самый ли ловкий тюлень? (нет)

-Сколько раз он ошибся, а значит уронил мяч ? (4 раза)

На арене цирка выступает слоненок.

(слайд № 5)

Он лопоухий, смешной, хочет с вами подружиться. Он подружиться с вами, если вы справитесь с его заданием.

- Определите, сколько ему лет? А ему столько, сколько изображено на рисунке?

- 40, правильно.

- Назовите делители числа 40 (2,4,5,8,10,20).

- На какие числа оно не делится? (3,6,7,9,11,12,13,14, …)

Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление.

ΙΙΙ. Работа над новым материалом

1. Объяснение (1 часть)

А теперь, ребята, мы с вами побываем на лесной полянке и попробуем решить такую задачу 

«Сошлись на полянке 17 зайчат,

Парами прыгать они захотят.

Сколько мы в паре увидим зайчат?

Сколько уныло в сторонке сидят?»

- Сколько было зайчат? (17)

- «Парами» - это значит по сколько? (по 2)

- Сколько зайчат будут в танце? (16)

- А в сторонке сколько? (1)

- Сколько пар? (8)

- Как записать?

Запись на доске учащимся

17 : 2 = 8 (ост.1)

 

17 – делимое

2 – делитель

8 – неполное частное

1 – остаток

2. Сообщение темы и цели урока

- Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке? (добиться сообщения темы урока от учащихся)

  1. Объяснение (2 часть)

Деление натуральных чисел на натуральное число

- Может ли остаток быть больше делителя? (нет)

- Если остаток равен нулю? (то делимое делится на делитель без остатка) т.е нацело.

- Как найти неизвестное делимое?

- Как найти неизвестное делимое при делении с остатком?

пример 

26 : 4 = 6 (ост.2)

- Рассуждения учащихся по данному примеру.

6 * 4 = 24

24 + 2 = 26

Т.е. нужно неполное частное умножить на делитель и к полученному произведению прибавить остаток.

(верность утверждения подтвердить чтение правила нахождения делимого при делении с остатком в тексте учебника на стр. 81)

3 способа проверки деления с остатком

1. вычислить делимое, используя делитель, частное и остаток;

2. вычислить частное, используя делимое, делитель и остаток;

3. вычислить делитель, используя делимое и частное.

4. Закрепление

Деление натуральных чисел на натуральное число

1. № 532, заполнить таблицу на доске и в тетради

Физкультминутка

Закройте глаза и представьте, что ваш нос вырос, как у Буратино. Обмакните его, как в сказке, в чернила и напишите как можно красивее носом в воздухе слово делимое, сделайте это с движением головы; зафиксируйте слово перед глазами. Где можно допустить орфографическую ошибку? Подберите однокоренные слова.

IV. Повторение.

1.Работа в группах: Составить задачу о животных по выражению

(124 + 82): 2

2. Приближается зима. Мы постоянно должны заботиться о своем здоровье.

Самый лучший способ выздороветь – не заболевать.

Решив, предложенные уравнения вы узнаете самый эффективный способ борьбы с простудными заболеваниями.

Решение уравнений

Из предложенных ответов выберите тот, который является решением данного уравнения: (слайд7)

Самый эффективный способ борьбы с простудными заболеваниями – это закаливание.

V.Самостоятельная работа

Тест по теме «Деление»

Деление натуральных чисел на натуральное число

VI. Итог урока.

- Может ли остаток быть больше делителя?

-Может ли он быть равен делителю?

VII. Домашнее задание

1. п.13 стр.81

2. № 550(а,б), № 552, № 555 (а,б), № 556 (а).

3. по желанию (узнать у бабушек, мам народные средства для профилактики заболеваний)

Оцените себя, сдайте оценочные карточки, оценки получите после просмотра карточек.

VIII. Рефлексия.

У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.

Карточка зеленого цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке».

Карточка желтого цвета обозначает: «урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».

Карточка красного цвета означает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это не интересно, к ответам на уроке я был не готов».

Спасибо за урок!

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики в основной школе на примере изучения темы: "Деление дробей" »

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

СИПКРО



Зачетная работа

по курсам повышения квалификации по ИОЧ

Вариативный блок

с 12.03-16.03.2012 г.

«Развитие творческого потенциала личности в обучении»



Тема работы:

«Развитие творческого потенциала учащихся в условиях интегрированного обучения»

Выполнила:

учитель математики

ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Большая Черниговка

Москаева Марина Вячеславовна



















г. Самара, 2012





Тема урока: «Деление с остатком».

Предмет: математика.

Класс: 5.

Автор урока: Москаева Марина Вячеславовна, учитель математики.

Образовательное учреждение: государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 «ОЦ» села Большая Черниговка

Методическая информация

Методологическая база:

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый,

эвристический.

Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и

способов деятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.


УМК:

  1. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5 – 6

классы /автор – составитель В.И.Жохов. – М.: Мнемозина, 2009 год;

  1. «Математика»: Учебник для 5 класса общеобразовательных

учреждений: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков,

С.И.Шварцбурд, 22-е издание – Мнемозина, 2009г.;

Используемая литература:

  1. П.М.Эрдниев. Математика: Учебник для 5 – 6 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1993 г.

2. «Математика»: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, 22-е издание – Мнемозина, 2009г.;

3.Фридман Л.М. Изучаем математику: Книга для учащихся 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995 г.

4. А.С.Чесноков, К.И.Нешков. Дидактические материалы по математике 5 класс. – М.: Просвещение, 1995 г.

5. В.А.Гусев, А.Г.Мордкович. Математика. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1996 г.

Интернет источники:

http;//files.school-collection.edu.ru.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование навыков деления с остатком, нахождения делимого при делении с остатком.

Образовательная цель: изучение и систематизация учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения, формирование образовательной компетентности.

Развивающая цель: развитие умений анализировать, обобщать изучаемые факты.

Воспитательная цель: воспитание настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с правилом делении с остатком; научить находить делимое при делении с остатком; совершенствовать вычислительные навыки;

  • развивать у детей уверенность в своих силах, память; воспитывать любовь к животным, скромность, навыки культуры сбережения собственного здоровья.

  • способствовать активизации познавательной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

  • знание правила деления с остатком и правила нахождения делимого при делении с остатком;

  • умение выполнять деление с остатком, находить делимое при делении с остатком.



Необходимое оборудование: компьютер, проектор, дистанционная мышь для управления презентацией.

Мотивация учащихся: использование ярких образов, игровых элементов мотивирует учащихся к осознанному освоению темы;

Этапы урока

Этапы урока

Время, мин.

I.Вводно – мотивационная часть.

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний.

3.Сообщение темы урока.



13

1

10

4


II.Основная часть.

1.Изучение нового материала.

2.Закрепление знаний, умений и навыков

3.Физкультминутка.


37

15

20

2



III.Заключительная часть.

1.Повторение

2.Самостоятельная работа.

3.Инструктаж домашнего задания.

27

10

15

2

IV.Рефлексия

1

Продолжительность урока

80















Содержание урока

Специальные учебные действия

Универсальные учебные действия


  1. Организационный момент


Здравствуйте! Прошу присаживаться! Посмотрите, все ль в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Все ль готовы вычитать, и делить и умножать?

Все готовы?


ΙΙ. Актуализация опорных знаний

1. Устный счет

Ребята, сегодня во время устного счета мы с вами побываем в цирке, где встретимся с любимыми артистами. Но чтобы попасть на представление, нам необходимо приобрести билеты, которые я вам сейчас выдам, а стоимостью билета будет являться ответ на вопрос, который написан на билете.

  1. Как называются числа при делении?

  2. Как называются числа при умножении?

  3. Как найти неизвестное частное?

  4. Как найти неизвестный делитель?

  5. Как найти неизвестный множитель?

  6. Как проверить деление умножением?

Все получили билеты? Можно начинать представление.

Встречайте первого артиста ( слайд № 1)

- Кто это? (зебра)

- Где вы ее могли видеть?

- Пешеходный переход? (беседа о правилах дорожного движения, предупреждение детского травматизма)

- Зебра предлагает вам перейти дорогу, а для этого нужно выполнить действия:

( слайд № 2)



А вот перед вами тюлень – жонглер

 (слайд № 3)

Он считает себя самым ловким из всех. Скромно ли это? (нет)

А действительно ли он так ловок? Давайте проверим, все ли правильно он посчитал. (слайд №4)

76 : 2 = 38 13 ∙ 5 = 68 (65)

87 : 3 = 27 (29) 23 ∙ 3 = 69

96 : 6 = 21 (16) 32 ∙2 = 54 (64)

- Самый ли ловкий тюлень? (нет)

-Сколько раз он ошибся, а значит уронил мяч ? (4 раза)


На арене цирка выступает слоненок.

(слайд № 5)

Он лопоухий, смешной, хочет с вами подружиться. Он подружиться с вами, если вы справитесь с его заданием.

- Определите, сколько ему лет? А ему столько, сколько изображено на рисунке?


- 40, правильно.

- Назовите делители числа 40 (2,4,5,8,10,20).

- На какие числа оно не делится? (3,6,7,9,11,12,13,14, …)

Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление.

ΙΙΙ. Работа над новым материалом

1. Объяснение (1 часть)

А теперь, ребята, мы с вами побываем на лесной полянке и попробуем решить такую задачу 

«Сошлись на полянке 17 зайчат,

Парами прыгать они захотят.

Сколько мы в паре увидим зайчат?

Сколько уныло в сторонке сидят?»

- Сколько было зайчат? (17)

- «Парами» - это значит по сколько? (по 2)

- Сколько зайчат будут в танце? (16)

- А в сторонке сколько? (1)

- Сколько пар? (8)

- Как записать?

Запись на доске учащимся

17 : 2 = 8 (ост.1)


17 – делимое

2 – делитель

8 – неполное частное

1 – остаток


2. Сообщение темы и цели урока

- Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке? (добиться сообщения темы урока от учащихся)

  1. Объяснение (2 часть)

Деление натуральных чисел на натуральное число

- Может ли остаток быть больше делителя? (нет)

- Если остаток равен нулю? (то делимое делится на делитель без остатка) т.е нацело.

- Как найти неизвестное делимое?

- Как найти неизвестное делимое при делении с остатком?

пример 

26 : 4 = 6 (ост.2)

- Рассуждения учащихся по данному примеру.

6 * 4 = 24

24 + 2 = 26

Т.е. нужно неполное частное умножить на делитель и к полученному произведению прибавить остаток.

(верность утверждения подтвердить чтение правила нахождения делимого при делении с остатком в тексте учебника на стр. 81)

3 способа проверки деления с остатком

1. вычислить делимое, используя делитель, частное и остаток;

2. вычислить частное, используя делимое, делитель и остаток;

3. вычислить делитель, используя делимое и частное.

4. Закрепление

Деление натуральных чисел на натуральное число



1. № 532, заполнить таблицу на доске и в тетради

Делимое

Делитель

Неполное частное

Остаток

647

81



397


10



84

25

11


Физкультминутка

Закройте глаза и представьте, что ваш нос вырос, как у Буратино. Обмакните его, как в сказке, в чернила и напишите как можно красивее носом в воздухе слово делимое, сделайте это с движением головы; зафиксируйте слово перед глазами. Где можно допустить орфографическую ошибку? Подберите однокоренные слова.

IV. Повторение.

1.Работа в группах: Составить задачу о животных по выражению

(124 + 82): 2

2. Приближается зима. Мы постоянно должны заботиться о своем здоровье.

Самый лучший способ выздороветь – не заболевать.

Решив, предложенные уравнения вы узнаете самый эффективный способ борьбы с простудными заболеваниями.

Решение уравнений

Из предложенных ответов выберите тот, который является решением данного уравнения: (слайд7)

Самый эффективный способ борьбы с простудными заболеваниями – это закаливание.

V.Самостоятельная работа

Тест по теме «Деление»

Деление натуральных чисел на натуральное число


VI. Итог урока.

- Может ли остаток быть больше делителя?

-Может ли он быть равен делителю?

VII. Домашнее задание

1. п.13 стр.81

2. № 550(а,б), № 552, № 555 (а,б), № 556 (а).

3. по желанию (узнать у бабушек, мам народные средства для профилактики заболеваний)

Оцените себя, сдайте оценочные карточки, оценки получите после просмотра карточек.

VIII. Рефлексия.

У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.

Карточка зеленого цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке».

Карточка желтого цвета обозначает: «урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».

Карточка красного цвета означает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это не интересно, к ответам на уроке я был не готов».


Спасибо за урок!






































Правила нахождения неизвестного компонента при различных арифметических действиях







































Отработка навыков счета, определения порядка действий




































































































Нахождение делителей натурального числа













Построение математической модели


























Выработка алгоритма действий при делении с остатком









Правило нахождения неизвестного делимого





































Решение примеров по плану





































Создание ситуации по математической модели


















Решение уравнений




























– осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П);

– подведение под понятие (П);

– фиксирование индивидуального затруднения в

пробном действии (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затрудне-

ния (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной пол-

нотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в ком-

муникации (К);













– анализ, синтез, сравнение, обобщение, анало-

гия, классификация, сериация (П);

– использование знаково-символических

средств (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в

пробном действии (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затрудне-

ния (Р);

– аргументация своего мнения и позиции в ком-

муникации (К);
































– извлечение необходимой информации из

текстов (П);

– использование знаково-символических

средств (П);


– выполнение пробного учебного действия (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной пол-

нотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в ком-

муникации (К);


























– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– подведение под понятие (П);

–определение основной и второстепенной информации (П);

– постановка и формулирование проблемы (П);

– выражение своих мыслей с достаточной пол-

нотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в ком-

муникации (К);































































– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,

сериация, классификация (П);

– извлечение из математических текстов необходи-

мой информации (П);

– моделирование и преобразование моделей раз-

ных типов (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– построение логической цепи рассуждений, дока-

зательство (П);

– использование критериев для обоснования сво-

его суждения (К).

– осознание ответственности за общее дело (Л);







– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

– использование знаковосимволи-ческих средств

(П);

– установление причинно-следственных связей

(П);

– построение логической цепи рассуждений, вы-

ведение следствий (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– доказательство (П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);







– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– использование знаково-символических

средств (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения

(Р);















– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов дея-

тельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности

(Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

–формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования сво-

его суждения (К);

– планирование учебного сотрудничества (К);

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям (Л).










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Москаева Марина Вячеславовна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105417


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства