Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
I. Мотивация учебной деятельности | Ну-ка, посмотри, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке Книжки, ручки и тетрадки? (проверка готовности к уроку) - Ребята, хотели бы вы научиться новому? - Мне очень приятно это слышать. Ни к чему стоять на месте, От безделья скучать, Мы попробуем все вместе Что-то новое узнать. Всех внимательных, пытливых Важные открытья ждут. По дороге школьных знаний Всех к успеху приведут! (психологический и эмоциональный настрой) Под таким девизом и проведем наш урок. - Ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число. | Демонстрируют готовность к уроку Отвечают на вопросы Списывают с доски число и слова «Классная работа» | Регулятивные: умение контролировать свои действия Личностные: формирование позитивной мотивации к учебной деятельности через психологический и эмоциональный настрой на урок Регулятивные: умение контролировать свои действия |
II. Каллиграфическая минутка | - Послушайте 2 стихотворения и запишите те цифры, о которых в них говорится. Сколько солнышек за тучкой, Сколько стержней в авторучке, Сколько у слона носов, Сколько на руке часов? Сколько ног у мухомора, Красных глаз у светофора, Знает и собой гордится Цифра-столбик… (единица) Круглый ноль такой хорошенький. Но не стоит ничегошеньки! Если ж слева, рядом с ним Единицу примостим Он побольше станет весить. Потому что это - ... (десять). - Что можете сказать о числе 1 ? А о числе 10? - Как записать каждое из чисел? Прописывает образец на доске: 11111 /... 10 10 10 10 10 10 | Слушают учителя. Записывают цифры 1 и 10 в тетради, отвечают на вопросы, анализируют их. Сверяют написанное с образцом. | Познавательные: умение выделять необходимую информацию Коммуникативные: умение слушать и слышать, стараться точно выражать свои мысли Регулятивные: умение контролировать свою деятельность и оценивать её. |
III. Устный счёт | А сейчас нас ждет интересная работа – устный счёт. Игра «Найди пару» - Найдите примеры с одинаковыми ответами. 15 – 1 13 – 4 5 + 8 14 – 9 12 + 1 11 – 6 7 + 7 17 – 8 - Посмотрите на доску. Что вы увидели? Назовите верные равенства. 9 – 2 = 8 2 + 0 = 3 7 – 3 = 4 5 + 4 = 9 5 + 3 = 8 0 + 0 = 0 9 – 5 = 4 7 – 1 = 5 - Неверные равенства измените так, чтобы они стали верными. постарайтесь сделать это несколькими способами (напр.: 9 – 2 = 8 10 – 2 = 8, 9 – 1 = 8, 9 – 2 = 7) | Считают устно, выполняя действия сложения и вычитания, анализируют, сравнивают, логически рассуждают, овладевают математическими терминами Изменяют неверные равенства разными способами, рассматривают все варианты | Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своей деятельности и деятельности своих одноклассников;. при необходимости корректировать свою деятельность и деятельность других учащихся. Познавательные: умение владеть математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, равенство, верное равенство, неверное равенство. Коммуникативные: умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; развивать наблюдательность, мыслительные операции: анализа. сравнения, обобщения |
IV. Самоопределение к деятельности | - Образуйте пары 6 дес., 4 ед 65 5 десятков 6 единиц 47 7 единиц 70 1 десяток 7 единиц 6 6 десятков 5 единиц 7 4 десятка 7 единиц 64 7 десятков 17 6 единиц 56 - Что показывает первое справа число? - На каком месте стоит число, обозначающее десятки? - В записи каких чисел цифра 7 обозначает количество единиц? - В каком числе 7 десятков? - На какие группы можно разделить все числа? - Кто знает, как называются числа, в записи которых одна цифра? Две цифры? - Назовите тему урока. - Откройте учебник на с. 9. Посмотрите, верно ли мы определили тему урока? - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? - Верно, вы будете выполнять арифметические действия с однозначными и двузначными числами. сравнивать их, находить место числа в числовом ряду. Готовы к такой деятельности? | Выполняют задание Вступают в диалог с учителем и со сверстниками; обосновывают свою точку зрения. Делят числа на 2 группы и объясняют свою точку зрения. Называют тему урока и сравнивают свои догадки с учебником. | Регулятивные: под руководством учителя дети учатся формулировать учебную задачу; осознавать то, что уже известно и усвоено, и то, что предстоит узнать. Познавательные: умение выделять и формулировать познавательную цель; анализировать с целью выделения существенных признаков, сравнивать, группировать, обобщать. Коммуникативные: умение доносить свои мысли до учителя и одноклассников. |
V. Работа по теме урока. | Работа по учебнику. - Чем похожи все однозначные числа? - Чем похожи все двузначные числа? - Выполним № 1 на с. 9 - Прочитайте задание. Как вы будете его выполнять? (Числа в записи которых одна цифра, запишем в первую строку, а числа, в записи которых две цифры, - во вторую) - выполните задание самостоятельно. - Проверьте друг у друга Задание 2 (с. 9 учебника, ч. 1) - Какие числа пропущены в верхнем ряду? - Допишите их. Проверьте работу друг друга. - Вставьте пропущенные числа в нижней строке. - Что у вас получилось? - Каждая из записанных строк чисел является отрезком числового ряда? Обоснуйте свое мнение. Задание 3 (с. 9 учебника, ч. 1). - Что вы увидели (задание 3 записано на доске)? (Числа и именованные числа.) - Какую работу предстоит выполнить? - Что значит «сравнить числа»? - Чем отличаются числа последнего столбика от чисел, записанных в других столбиках? - Как сравнить именованные числа, если их единицы измерения разные? Выполните данное задание с подробным объяснением. При сравнении чисел важно, чтобы вы объясняли состав каждого из сравниваемых чисел. Например: !) 16*60. 16 - это 1 десяток и 6 единиц. 60 - это 6 десятков. 1 десяток 6 единиц меньше 6 десятков. значит, 16 2) 7 дм* 70 см. 7 дм - это 70 см (или: 70 см - это 7 дм). значит, 7 дм = 70 см. | отвечают на вопросы, повторяют понятия «однозначные» и «двузначные числа» читают задание, осмысливают его, выполняют самостоятельно проверяют правильность выполнения задания в парах Сравнивают числа и именованные числа, объясняют выбор знака сравнения, повторяют, что 1 дм = 10 см. | Регулятивные: умение выполнять задание с поставленной задачей, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность и деятельность сверстников. Познавательные: умение выделять и формулировать познавательную цель; анализировать, сравнивать, делать выводы. Коммуникативные: умение слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до других. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; развивать навыки сотрудничества, личную ответственность. Регулятивные: умение контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность и деятельность других детей. Познавательные: умение строить логическую цепочку рассуждений; анализировать, сравнивать, делать выводы. Коммуникативные: умение достаточно полно и четко выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения; знать правила речевого общения. |
VI. Физкультминутка | Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. Покрутили головой, - И усталость вся долой! Раз-два-три-четыре-пять, Шею надо разминать. Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад. Потянулись. Распрямились. Повторяем все подряд. А потом мы приседаем. Это важно сами знаем. Мы колени разминаем, Наши ноги упражняем. А теперь на место сели, Принимаемся за дело. | Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем: | Регулятивные УУД: умение контролировать свои действия, соотнося их со стихотворным текстом, а также с действиями учителя и одноклассников Личностные УУД: мотивация к здоровому образу жизни |
VII. Решение задач | -Выполним задание № 5. 1) У Коли было 6 книг. В день рождения ему подарили ещё 4 книги. Сколько книг стало у Коли? 2) У Коли 10 книг. Он отнёс 2 книги в классную библиотеку. Сколько книг у него осталось? - Прочитайте задачи из задания 5. - Как вы думаете, связаны ли задачи между собой? - Каким образом? (Ответ первой задачи во второй стал условием) - Как проверить справедливость вашего мнения? (Решить первую задачу.) - Какое действие выберете для решения первой задачи? (Сложение.) Почему? - Запишите краткую запись, выполните решение. Было - 6 книг Подарили -4 книги Стало-? - Сформулируйте ответ задачи и запишите его. (Ответ: у Коли стало 10 книг.) - Аналогично разберите и решите вторую задачу. Было - 10 книг Отдал - 2 книги Осталось - ? 10-2 = 8 (книг). Ответ: у Коли осталось 8 книг. Задание № 4 (с. 9 учебника) Миша выиграл 6 партий в шашки, а Ваня – на 2 партии больше. поставь вопрос и реши задачу. - Прочитайте условие задачи. - Какой вопрос можно поставить? - Выберите вопрос, на который вы хотите ответить, выполните краткую запись и решите задачу. (проверка) - Рассмотрите рисунки в задании 7. Что вы увидели? - Как вы думаете, сколько разных пар можно составить из этих овощей? - Зарисуйте получившиеся у вас пары таким образом, чтобы в каждой паре были различные овощи. - Сколько способов у вас получилось? (б способов: 1) свекла - морковь; 2) свёкла - огурец: 3) свёкла -помидор: 4) морковь - огурец; 5) морковь - помидор; 6) огурец - помидор.) | Слушают учителя, отвечают на вопросы, сравнивают тексты задач; выделяют условие, вопрос, называют данные и искомое числа; составляют краткую запись; обосновывают выбор знака действия; самостоятельно решают задачу, дают ответ на поставленный вопрос. Читают задание, подбирают вопрос к задаче. Составляют краткую запись, решают задачу. Рассматривают рисунки в задании 7. Составляют различные пары из данных предметов и зарисовывают их в тетрадь. | Регулятивные: умение планировать собственную деятельность, осуществлять контроль и оценку своей деятельности и деятельности других детей, при необходимости вносить корректировки. Познавательные: умение создать алгоритм деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепочку рассуждений, использовать знаково-символические средства для решения задачи Коммуникативные: умение понимать друг друга, обосновывать свою точку зрения. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений; проявлять самостоятельность, личную ответственность. Регулятивные: умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. Познавательные: умение создавать алгоритм деятельности; строить логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные: умение доносить свое мнение. Личностные: умение проявлять внимание, наблюдательность, навыки сотрудничества |
VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока. | - Что нового узнали на уроке? - Запишите числа от 1 до 15. - подчеркните однозначные числа одной чертой, а двузначные – двумя. - Напишите два однозначных числа. - Напишите два двузначных числа. (Фронтальная проверка) - Какую бы работу вам еще хотелось выполнить? - Какова ваша роль на уроке? - Оцените свою работу. - Какое у вас настроение? Какое эмоциональное состояние испытываете? - Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям. Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. Ведь не зря говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться». | Отвечают на вопросы, выполняют задание, делают выводы, обобщения | Регулятивные: осознавать важность полученных знаний, понимать причины успеха или неуспеха, способность к самооценке. Коммуникативные: умение полно и грамотно выражать свои мысли. Личностные: выражать эмоции, умение осваивать личностный смысл учения, адекватно воспринимать свои ошибки |
Домашнее задание | Учебник: № 6, задание на полях с. 9 Тетрадь с печатной основой: № 16, 17 | Записывают в дневник | Регулятивные: умение контролировать свои действия. |
1. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. В 2-х ч. Ч. 1 / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. , - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.
2. Математика. 2 класс: система уроков по учебнику М.И.Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой / авт.-сост. С. В. Савинова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 351 с.
3. Ситникова, Т.Н., Яценко, И. Ф. Поурочные разработки по математике. 2 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 480 с.