Предмет: Математика, автор учебника В.Н.Рудницкая, УМК «Начальная школа 21 века»
Класс: 3
Тема: Умножение двузначного числа на однозначное.
Цель: создать условия для осмысления и нахождения учащимися способов умножения двузначного числа на однозначное.
Задачи: закрепить понятия: двузначное и однозначное число, разрядные слагаемые; сформировать умение применять рациональный способ при умножении двузначного числа на однозначное;
развивать навыки планирования и контроля своей деятельности, сотрудничества и самооценки деятельности; формулирования темы и цели урока с помощью учителя, определения успешности выполнения задания в диалоге с учителем, умение наблюдать и делать выводы;
воспитывать положительную учебную мотивацию, чувство уважения к мнению другого человека, умение выслушивать партнера.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: беседа, деятельностный метод обучения, проблемный диалог.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, карточки.
Ход урока
№п/п
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.Самоопределение к учебной деятельности
-Прочитайте записанное на доске высказывание.
( «Лучший способ изучить что-либо-это открыть самому.» Д. Пойа.) Как вы думаете, доска готова к уроку математики? Как узнать кто из вас прав? Посмотрим в конце урока.
-Вместе с нами сегодня будет работать наш гость- Снеговичок
( слайд 2)
Учащиеся читают и высказывают свое мнение.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений к деятельности
(слайд 3 Дан ряд чисел 7,12, 8, 36, 5, 49)
-Прочитайте числа. На какие группы их можно разделить?
-Что такое однозначное число? Двузначное?
-Все однозначные выписать в 1 столбик и умножить на 4, все двузначные- во 2 столбик и тоже умножить на 4.
Дети читают числа и предлагают свои варианты группировки чисел(по признаку четное-нечетное, однозначное-двузначное).
Дети называют признаки однозначных и двузначных чисел.
Дети самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради..
7*4=28 12*4=
8*4=32 36*4=
5*4=20 49*4=
Познавательные:логические-анализ объектов с целью выделения признаков, коммуникативные:сотрудничество с учителем и учащимися
3. Постановка учебной задачи
-Вы смогли выполнить все задания?
-Чем задания 2 столбика непохожи на задания 1 столбика?
-Значит, чему мы должны научиться сегодня на уроке?-Какая будет тема урока?
Дети говорят, что примеры 2 столбика не решили.В этих примерах двузначное число умножается на однозначное, а такие примеры не решали.Каждый озвучивает свою цель работы(моя цель- научиться решать примеры, где умножается двузначное число на однозначное), вместе формулируют тему урока.
Регулятивные: целеполагание, познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков
4. Построение проекта выхода из затруднения
12*4 –Как можно вычислить?
- Подумайте и предложите свой способ выполнения задания . Снеговик тоже подумает и предложит свои способы. За работу! (Работа в парах).
- Давайте посмотрим , какие способы нашёл Снеговик?
(Слайд 4
12*4=12+12+12+12=
12*4=(7+5)*4=7*4+5*4=
12*4=(10+2)*4=10*4+2*4=)
- Как рассуждал Снеговик ? (Дети объясняют).
- Есть среди решений ваш способ или похожий?
- Какой способ вы считаете самым лучшим? Объясните свой выбор.
-Давайте возьмем следующее выражение.
36*4- Какой способ здесь работает? Значит, какой способ наиболее эффективный?
- Какой можно сделать вывод?
-Сравните вывод, сделанный нами, с выводом на слайде.
(Слайд 5 Вывод: Чтобы умножить двузначное число на однозначное , нужно представить число в виде суммы разрядных слагаемых, а затем каждое слагаемое умножить на число и полученные результаты сложить.)Дети в процессе совместной работы предлагают свои способы решения.
(10+2)*4, 12+12+12+12+12
Дети проговаривают каждый способ Снеговика и находят третий способ решения
выражения.
Дети аргументируют свой выбор.
Дети работают в парах в тетрадях:
(30+6)*4=30*4+6*4=144 Делают вывод: Надо двузначное число сначала заменить суммой разрядных слагаемых, а потом 1 слагаемое и 2слагаемое умножить на 4 и полученные произведения сложить.
Дети читают вывод на слайде и делают обобщение: этот способ работает для всех выражений такого вида.
Регулятивные: планирование, прогнозирование; коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, познавательные: логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование
5. Первичное закрепление во внешней речи
(Слайд 6 Найди значение выражений: 23*6, 42*3)
(Работа в парах)
-Договоритесь, кто сначала будет проговаривать , а потом поменяетесь ролями.
Фронтальная проверка задания. (Слайд 7 Для проверки )
Дети решают оба примера с проговариванием и делают записи в тетради:23*6=(20+3)*6=20*6+3*6=138; 42*3=(40+2)*3=40*3+2*3=126
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; коммуникативные: управление поведением партнера; познавательные
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
Работа по карточкам.
На зеленой карточке задания, а на желтой эталон для проверки.
-Ребята, каждый выберите для себя задание, выполните его и проверьте по желтой карточке.
А) Если ты хорошо усвоил прием.
Реши задачу. На столе стояли 4 вазы с конфетами, по 23 конфеты в каждой. Сколько в вазах конфет?
Б) Если ты хорошо усвоил прием, но затрудняешься при счете.
Выполни умножение.13*6, 21*3
В) Если затрудняешься в применении этого приема.
Объясни, как найдено произведение: 19*5=(10+9)*5=10*5+9*5=50+45=95 и реши по образцу:36*5
Дети выбирают посильное для себя задание, выполняют в тетради и проверяют по эталону, исправляют ошибки, проговаривают правило.
Личностные: самоопределение; регулятивные: контроль, оценка, коррекция
7. Рефлексия деятельности
Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание разноуровневое.
(Слайд 8)
- Кто хочет проверить свои силы в трудном задании, выполните задание №7 и № 23 на стр.57
- Кто хочет выполнить задание полегче- стр.57,№10, №11.
- Задание творческого характера: стр.56 №3.
-Вернемся к началу урока. Скажите, выражение, записанное на доске подходит к уроку математики? Объясните.
-Добились поставленной цели?
-Молодцы! Спасибо за работу!
Дети оценивают свою работу по шкале Цукермана.
Дети находят задание в учебнике, выбирают и записывают в дневник
Дети доказывают, что большую часть работы выполняли сами, сами открыли новое знание.
Личностные: смыслообразование; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.