КГУ «Урицкая средняя школа отдела образования акимата Сарыкольского района»
Учитель начальных классов Репич Елена Ивановна
Разработка урока по теме:
Д.Н. Мамин-Сибиряк. Сказка "Серая шейка"
4 класс
Цель: формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста
Задачи:
обучающие - продолжить работу с текстом большого объема: ознакомить с содержанием II главы сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»;
развивающая - развивать творческие способности, мышление, речь.
воспитывающая - способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания.
Оборудование: компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке); портрет Д.Н. Мамина – Сибиряка; карточки-подсказки: лексическое значение слов, учебник; карточки самооценки учащихся.
Тип урока: изучение новой темы.
1.Организационный момент. Посмотрели друг на друга, улыбнулись, и сразу на ум пришли знакомые строчки «от улыбки станет всем светлей».
Слова Леонардо да Винчи «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться.» позволяют вспомнить общую тему раздела, который мы сейчас изучаем «Мы и природа» и подумать о том «Чему можно научиться у природы?».
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться у природы. В этом нам поможет прекрасное произведение Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».
Используя незаконченные предложения, дети определяют цели урока:
«Я хочу узнать …,
Я хочу научиться …,
Мне интересно …,
Чтобы достичь цели надо….
2. Поверка домашнего задания.
Составление «Корзины идей». (корзины 3 – по количеству групп)
Что вы узнали о героях из первой части. Запишите и поместите в корзину идей. В конце урока вы постараетесь написать, что нового узнали о героях из второй части.
Учащиеся читают характеристики героев и помещают в корзину.
3. Изучение новой темы
Обратимся к последнему абзацу первой части. Почему для Серой шейки, по мнению Селезня было бы лучше, если бы её съела лиса?
Как вы думаете, приходила ли такая мысль Серой Шейке? Об этом мы узнаем, прочитав следующую главу.
Чтение хорошо читающим учеником
Беседа
- Кого вам больше жалко – старую Утку или Серую Шейку? Почему?
Почему же сама Серая Шейка тоже пришла к мысли о том, что лучше было бы, если бы Лиса ее съела? Что ей пришлось пережить, чтобы прийти к такому страшному выводу?
- Почему это произведение мы относим к жанру сказки?
- Похожи ли отношения птиц с отношениями людей? Как автор сравнивает состояние природы и состояние Серой Шейки? Рассмотрим эти вопросы в группах.
Работа в группах:
1 группа. Работа с текстом.
Используя отрывки из текста, сравните и докажите связь, состояния природы и состояния Серой Шейки.
«…берега оголились…» «…ветер обрывал листья и уносил их…» «…мелкий осенний дождь…»
2 группа. Составление дискуссионной карты.
Да
Нет
- Должна ли была Старая утка оставлять Серую Шейку зимовать на речке?
Почему?
Почему?
3 группа. Составление синквейна.
Посмотрите на жизненные позиции селезня и утки. Одинаковы ли они? Составьте синквейн, который поможет нам раскрыть взгляд на жизнь селезня, утки.
Защита проектов.
Оценивание. Прикрепите свои листочки на корзинку группы, защита проекта, которого больше понравилась.
Рефлексия.
Напишите, что нового вы узнали о героях сказки в корзину идей.
- Расскажите о своих чувствах, которые возникали у вас в процессе работы в мастерской.
Чему учит природа?
-Зимой не только Серой Шейке из сказки Мамина-Сибиряка грозит опасность. Может ли каждый из вас стать спасителем для птиц?
Чтение стихотворения:
Как птице перезимовать?
Как птице перезимовать? Но если долго снег идет
Известно, что у птах И долго длится вьюга,
Нет ни халатов ватных, Тогда, друзья, приходится
Ни байковых рубах. Пичугам нашим туго.
У многих даже нет гнезда: Сугробами засыпаны
Они в грозу, и в град, Бугры, дворы, дорожки,
И под дождем, и в холода Не могут пташки отыскать
На ветках сидя спят. Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Но кто же им дает приют, Ворона, галка, воробей…
Когда снега метут?
Бывают птицы разными: Скорей на помощь, дети!
Одни боятся вьюг Вот в этот самый трудный час
И улетают на зиму Спасенье птицы ждут от вас.
На добрый, теплый юг. Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Другие – те народ иной: Рассыпьте крошки на снегу,
В мороз над лесом кружат, А то и манной кашки…
Для них разлука с родиной И оживут бедняжки!
Страшнее лютой стужи.
По небу весело скользя,
К их перышкам взъерошенным Взлетят пернатые друзья
Не пристают снежинки, И пропоют, чирикая:
Они и под порошами «Спасибо вам великое!»
Резвятся для разминки.
Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки, (К.Мухаммади)
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.