kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Особый почерк автора.

Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»

Цель: при изучении сказки Д. Мамина - Сибиряка "Серая Шейка" отметить многогранность таланта автора как психолога и тонкого наблюдателя природы, его дар сказочника и поэта.

Задачи:

1.Давать детям разнообразные задания, рассчитанные на внимательное перечитывание текста с разными целями: представить характер персонажей; отследить логику развития сюжета.

2.Показать, что автор использует как сказочные приёмы описания нарастающего страха Серой Шейки, так и поэтические.

3.Учить детей отыскивать в тексте слова и выражения, в которых чувствуется присутствие автора-рассказчика: его пейзажные описания, его оценки происходящего к персонажам.

Формирование универсальных учебных действий.

1.Регулятивные УУД:

-произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку.

2.Познавательные УУД:

- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.

3.Коммуникативные УУД:

- выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные        речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

- участвовать в учебном диалоге.

4.Личностные УУД:

- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

(работа с лентой времени)

 

А. Пушкин

«Зимнее

утро»

 

 

 

 

 

200 лет назад

?

«Сказка о храбром зайце...»

 

 

 

 

 

100 лет назад

К. Паустовский

«Стальное колечко»

 

 

 

 

 

 

50 лет назад

 

- Ребята, вспомните, кто написал "Сказку о храбром зайце..."? (Д. Мамин - Сибиряк)

- Сегодня мы познакомимся с биографией писателя: Настоящая фамилия Мамин; 1852-1912 - прозаик, драматург. В литературном наследстве - 16 романов, множество повестей, рассказов, очерков. Родители писателя (отец был священником) хорошо знали и любили русскую литературу. В книжном шкафу можно было найти книги Гоголя, Некрасова, Жуковского, Пушкина, Крылова. Мамины организовали для детей поселка школу; в ней учился и будущий писатель со своим братом. Мамин - Сибиряк написал более ста рассказов для детей и о детях, сказок, легенд. Самым известным стал сборник "Аленушкины сказки" (1896 г.), созданный им для любимой дочери.

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением Мамина - Сибиряка. На доске записаны слова, которые встретятся в рассказе. Прочитайте. Все ли слова знакомы? Объясните значение.

1. вёрст

10. хлопотали

5. нянчится

3. чернозобики

6. черныши

8. зуйки

2. отмели

7. селезень

9. выводок

4. калека

- Расставьте подчеркнутые буквы в нужном порядке, и узнаете название произведения.

- Назовите тему урока. (Д. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка")

III. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение первой части рассказа учителем.

IV. Физминутка.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке. (На носочках ходьба на месте)

Посмотрел он вправо, влево, (повороты туловища)

Пощипал немного перья. (Наклоны туловища)

Оглянулся он вокруг

И с разбега в воду плюх! (Прыжок двумя ногами)

 

2. Повторное чтение учениками, работа с текстом.

 

1) Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью? (Она спасла жизнь свой дочери: смело бросилась на лису и отбила у нее Серую Шейку, хотя одно крылышко утенка оказалось сломанным. Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.)

 

2) А Селезень? (Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями, "всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке". Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела, все равно ей суждено погибнуть зимой.)

 

3) Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? (Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких.)

На доске оформляется характеристика (учащиеся распределяют таблички со словами в соответствующие столбики)

                                 утка                                                       селезень

 

(самоотверженность, эгоизм, равнодушие, забота, обыватель, любовь, сочувствие)

 

4) Какая из позиций ближе каждому из вас?

 

5) Как объяснить слова автора: «Оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умен и всегда лучше всех»? (В этой фразе есть и ирония, и горькая жизненная правда: если не помогать другим, не болеть душой за других, но заниматься исключительно разговорами о том, что целесообразно делать, а что нет (ведь волноваться за других и жертвовать собой всегда нецелесообразно!), философствовать о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, будешь выглядеть умным и рассудительным обывателем.) (Обыватель - это человек, который относится к окружающий сквозь призму собственного эгоизма, но всегда прикрывает свое полное равнодушие к жизни других рассуждениями о том, что не целесообразно вмешиваться в чужую жизнь. Обыватель руководствуется формальными правилами: выражение внешнего сочувствия, внешней заинтересованности в жизни других, - он никогда не пожертвует ни своим здоровьем, ни даже своим временем ради другого человека. Обыватель всегда старается сохранить внутреннее равновесие и быть предельно вежливым с окружающими, но за этой подчеркнутой вежливостью - эгоизм и равнодушие, неспособность чувствовать чужую радость и боль.)

 

IV. Итог.

- Можно ли сказать, что автор - тонкий наблюдатель жизни природы? (Отметить детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлетом)

     Рефлексия:

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-описание (по выбору) -  Утка, Селезень.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения, 3 класс »

Тема: Особый почерк автора.

Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»

Цель: при изучении сказки Д. Мамина - Сибиряка "Серая Шейка" отметить многогранность таланта автора как психолога и тонкого наблюдателя природы, его дар сказочника и поэта.

Задачи:

1.Давать детям разнообразные задания, рассчитанные на внимательное перечитывание текста с разными целями: представить характер персонажей; отследить логику развития сюжета.

2.Показать, что автор использует как сказочные приёмы описания нарастающего страха Серой Шейки, так и поэтические.

3.Учить детей отыскивать в тексте слова и выражения, в которых чувствуется присутствие автора-рассказчика: его пейзажные описания, его оценки происходящего к персонажам.

Формирование универсальных учебных действий.

1.Регулятивные УУД:

-произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку.

2.Познавательные УУД:

- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.

3.Коммуникативные УУД:

- выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

- участвовать в учебном диалоге.

4.Личностные УУД:

- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

(работа с лентой времени)


А. Пушкин

«Зимнее

утро»






200 лет назад

?

«Сказка о храбром зайце...»






100 лет назад

К. Паустовский

«Стальное колечко»






50 лет назад


- Ребята, вспомните, кто написал "Сказку о храбром зайце..."? (Д. Мамин - Сибиряк)

- Сегодня мы познакомимся с биографией писателя: Настоящая фамилия Мамин; 1852-1912 - прозаик, драматург. В литературном наследстве - 16 романов, множество повестей, рассказов, очерков. Родители писателя (отец был священником) хорошо знали и любили русскую литературу. В книжном шкафу можно было найти книги Гоголя, Некрасова, Жуковского, Пушкина, Крылова. Мамины организовали для детей поселка школу; в ней учился и будущий писатель со своим братом. Мамин - Сибиряк написал более ста рассказов для детей и о детях, сказок, легенд. Самым известным стал сборник "Аленушкины сказки" (1896 г.), созданный им для любимой дочери.

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением Мамина - Сибиряка. На доске записаны слова, которые встретятся в рассказе. Прочитайте. Все ли слова знакомы? Объясните значение.

1. вёрст

10. хлопотали

5. нянчится

3. чернозобики

6. черныши

8. зуйки

2. отмели

7. селезень

9. выводок

4. калека

- Расставьте подчеркнутые буквы в нужном порядке, и узнаете название произведения.

- Назовите тему урока. (Д. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка")

III. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение первой части рассказа учителем.

IV. Физминутка.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке. (На носочках ходьба на месте)

Посмотрел он вправо, влево, (повороты туловища)

Пощипал немного перья. (Наклоны туловища)

Оглянулся он вокруг

И с разбега в воду плюх! (Прыжок двумя ногами)


2. Повторное чтение учениками, работа с текстом.


1) Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью? (Она спасла жизнь свой дочери: смело бросилась на лису и отбила у нее Серую Шейку, хотя одно крылышко утенка оказалось сломанным. Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.)


2) А Селезень? (Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями, "всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке". Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела, все равно ей суждено погибнуть зимой.)


3) Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? (Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких.)

На доске оформляется характеристика (учащиеся распределяют таблички со словами в соответствующие столбики)

утка селезень


(самоотверженность, эгоизм, равнодушие, забота, обыватель, любовь, сочувствие)


4) Какая из позиций ближе каждому из вас?


5) Как объяснить слова автора: «Оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умен и всегда лучше всех»? (В этой фразе есть и ирония, и горькая жизненная правда: если не помогать другим, не болеть душой за других, но заниматься исключительно разговорами о том, что целесообразно делать, а что нет (ведь волноваться за других и жертвовать собой всегда нецелесообразно!), философствовать о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, будешь выглядеть умным и рассудительным обывателем.) (Обыватель - это человек, который относится к окружающий сквозь призму собственного эгоизма, но всегда прикрывает свое полное равнодушие к жизни других рассуждениями о том, что не целесообразно вмешиваться в чужую жизнь. Обыватель руководствуется формальными правилами: выражение внешнего сочувствия, внешней заинтересованности в жизни других, - он никогда не пожертвует ни своим здоровьем, ни даже своим временем ради другого человека. Обыватель всегда старается сохранить внутреннее равновесие и быть предельно вежливым с окружающими, но за этой подчеркнутой вежливостью - эгоизм и равнодушие, неспособность чувствовать чужую радость и боль.)


IV. Итог.

- Можно ли сказать, что автор - тонкий наблюдатель жизни природы? (Отметить детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлетом)

Рефлексия:

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-описание (по выбору) - Утка, Селезень.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения, 3 класс

Автор: Ильницкая Елена Алексеевна

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146793

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Н.Плещеева" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-o-viesnie-a-n-plieshchieieva"
    ["file_id"] => string(6) "107576"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403328649"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока литературного чтения, 3 класс ФГОС ОС «Школа - 2100» Авторы: «Бунеев Р.Н., Е.В.Бунеева.   Тема урока: Э.Н.  Успенский «Школа клоунов» "
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3-klass-fgos-os-shkola-2100-avtory-bunieiev-r-n-ie-v-bunieieva-tiema-uroka-e-n-uspienskii-shkola-klounov"
    ["file_id"] => string(6) "156878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421501156"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Конспект урока литературного чтения на тему "Песня про царя Ивана Васильевич, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniianatiemupiesniaprotsariaivanavasilievichmolodoghooprichnikaiudaloghokuptsakalashnikova4klass"
    ["file_id"] => string(6) "268546"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450637409"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "123459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414502947"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Конспект урока литературного чтения. Тема:  «Сказка  «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» "
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-tiema-skazka-kak-bratiets-krolik-zastavil-brattsa-lisa-brattsa-volka-i-brattsa-miedviedia-lovit-lunu"
    ["file_id"] => string(6) "186100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426272326"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства