Урок литературного чтения (УМК «Перспектива) 3-й класс
Тема урока: Д. Н.Мамин - Сибиряк «Серая Шейка» Анализ произведения.
Цели урока:
- Познакомить детей с авторской сказкой. Обучать анализу текста сказки, используя различные виды работы над текстом: отвечать на вопросы; уметь формулировать вопросы к тексту; читать по ролям; составлять план пересказа.
- Развивать речь; навык правильного, плавного, выразительного чтения; умение выражать при чтении свои чувства и отношение к прочитанному.
- Воспитывать любовь и чувство сострадания к животным; эмоциональную отзывчивость и рефлексию при восприятии художественного произведения.
Планируемые результаты:
Ø Развитие этических чувств, нравственной отзывчивости, сопереживания, любви к природе, животным.
Ø Овладение навыками смыслового чтения текста, анализа текста, оценки характеров и поступков героев произведения.
Ø Готовность слушать собеседника, излагать свою точку зрения.
Оборудование: Учебник Литературного чтения А.Ф. Климанова, презентация к уроку, карточки для групповой работы, кроссворд, цветные сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организация начала урока:
– Начинаем урок литературного чтения.
II. Подготовка к восприятию:
Со сказкой всегда интересно,
Сказки все любят читать.
Сегодня попробуем вместе
Смысл авторской сказки понять.
III. Сообщение темы урока: Слайды №2,3
- Сегодня мы продолжим работу над произведением Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».
- К какому литературному жанру его можно отнести? (Сказка)
- К какому виду относится эта сказка? (о животных).
- По каким признакам вы определили, что это сказка? Докажите! (Законченность сюжета, фантастический вымысел, занимательность, воспитательная направленность).
- В чём отличия авторской сказки от народной? Слайд №4
Народная сказка
Авторская сказка
Нет автора. Автор - народ
Есть автор
Устная форма
Письменная форма
Изменяемый текст
Неизменяемый текст
Нет даты
Есть дата
Небольшая по объему
Больший объём
Неопределенное пространство и время
Пространство и время определено
События более волшебные
События приближены к реальности
1. В отличие от народной, литературная сказка принадлежит конкретному автору и имеет неизменный текст, не бытовавший до публикации в устной форме.
2. Литературной сказке, особенно в прозаической форме, свойственна изобразительность. Автор детально и красочно описывает место действия, облик и характер героев, их переживания. Но всё же, в большей мере автор уделяет внимание необыкновенным, волшебным приключениям, происходящим с героями сказки.
3. Для литературной сказки свойственна чётко выраженная авторская позиция. Читатель сразу понимает, кому из героев автор симпатизирует, кому сопереживает, а к кому относится отрицательно.
4. В литературных сказках автор очень часто проводит параллели между реальным и сказочным миром. Нередко, таким образом, автор стремится подчеркнуть негативные стороны существующей действительности.
- Что вы узнали об авторе?
- Как назывался сборник его сказок?
IV. Целеполагание
-Какой главный вопрос мы задаём при знакомстве с произведением? (понять автора, его точку зрения, его мысли и чувства, понять его отношение к тому, что он рассказал)
Это будет нашей задачей на уроке (раскрыть загадки писателя, понять автора, в чем его особенность)
V. Анализ произведения
- Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью?
(Она спасла жизнь своей дочери. Утка всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.)
- А Селезень? ( Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса её съела, всё равно ей суждено погибнуть зимой.)
- Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? (Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, не способный ни на какую жертву ради близких.)
- Слайд №6
- Какая из позиций ближе каждому из вас?
- Как объяснить слова автора: «Оказывалось как – то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён и всегда лучше всех»? ( В этой фразе есть и ирония, и горькая жизненная правда – если не помогать другим, не болеть душой за других, философствовать о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, - есть возможность выглядеть умным и рассудительным обывателем)
- Можно ли утверждать, что автор – хороший психолог, то есть человек, который умеет анализировать переживания других людей ? (НЕ важно, что в сказке речь идёт не о людях, переживания персонажей вполне человеческие!)
- Кого вам больше жалко – старую Утку или Серую Шейку?
Чтение по ролям разговора С.Ш. и Утки.
-Как называет автор С.Ш.? (Бедняжкой).
-Вспомним, что сам Дмитрий Наркисович был очень добрым человеком и заботливым отцом. Докажите словами из текста, что автор очень переживает. («Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от разных случайностей». Автор говорит от имени Утки.)
-Как Вы думаете, изменится ли что-нибудь в этом произведении. Если мы вместо С.Ш. героиню будем звать просто уткой, как зайца и лису?
-Проведём эксперимент. Прочитайте начало 3 части, заменив С.Ш. на слово «утка».
Вывод. Имя очень значимо и несёт в себе отношение автора к героине. Автор заботится о ней и переживает.
Можно ли сказать, что автор – тонкий наблюдатель жизни природы?
(Отметить детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлётом.)
Описание природы (работа в группах)
- Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки.
1 группа.
- Сравните описание реки и состояние Серой Шейки.
«…и сама река казалась больше…»
Серой Шейке страшно, одиноко, жутко. Большая река и маленькая Серая Шейка одна. (Приём контраста)
2 группа
- Сравните описание берегов и состояние Серой Шейки.
«…берега оголились…» – она одна. Утки прячутся в случае опасности в прибрежный камыш Серой Шейке негде спрятаться. Получается, она беззащитна.
3 группа
- Сравните описание ветра и состояние Серой Шейки.
«…ветер обрывал листья и уносил их…»Листья улетают, и так же улетает кто? Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.
4 группа
- Сравните описание дождя и состояние Серой Шейки.
«…мелкий осенний дождь…»Дождь плачет. А вместе с ним плачет Серая Шейка и её мама-утка.
-С какой целью автор так подробно описывает первые признаки зимы? (Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.)
Автор сам подводит итог.
«Вообще, хорошего было мало…»
VI. Физкультминутка
VII. Сильный характер Серой Шейки.
-Какая она, Серая Шейка?
-Найдите отрывки, в которых показано, как менялось настроение С.Ш. с приходом холодов.
Почему же сама Серая Шейка тоже пришла к мысли о том, что лучше было бы, если бы Лиса ее съела? Что ей пришлось пережить, чтобы прийти к такому страшному выводу?
Найдите отрывки, в которых показывается, как меняется настроение Серой Шейки.
Так почему же она пришла к такому страшному выводу? (Её пугали одиночество и неизвестность, т.к. никто не мог объяснить, что такое зима)
-Как бы могла сложиться судьба С.Ш.?
-Как автор показывает, что С.Ш. придётся трудно? Почему в 3 части он часто обращается к описанию природы? Прочитайте. (Описание природы - это описание борьбы. Передаёт состояние тревоги. Природа нас готовит к опасности.)
-Между кем идёт борьба? (Река и холод.) Река днем – бурлит - не замерзает. Ночью - засыпает – замерзает - тишина несет опасность. Слайд №7
Найдите отрывки, в которых показано, как менялось настроение уточки с приходом холодов (Отчаяние, огорчение)
Вывод. Серой Шейке нужно бороться за жизнь. Нужно быть стойкой и сильной.
Помощь для Серой Шейки.
-Смогла бы С.Ш. одна пережить холода и одиночество? Кто поддерживал её в тяжёлую минуту? (Заяц.)
Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.
-А как вела себя лиса? (Она пользовалась беспомощностью С.Ш.)
Подтекст: ласковые слова Лисы лицемерны. Она говорит одно, а думает другое: «Жаль, что полынья ещё не замёрзла».
Смысл: Лиса проверяет, в каком состоянии полынья и Серая Шейка, ждёт удобного случая.
-Расставьте слова, подходящие к героям сказки.
Слайд №8
. Какой новый персонаж появляется в опасную минуту? (Охотник Акинтич.)
Характеристика Акинтича.
-Найдите в тексте как Акинтич говорит: (работа в паре)
зайцы - …(лукавцы)
утка - …(глупая)
прыгать - …(сигать)
Убежали зайцы - … (убежала наша шуба)
Лиса ползёт - … (сам воротник к шубе ползёт)
- Охарактеризуйте Акинтича? (работа в группе)
Слова подсказки: добрый, злой, заботливый, шутник, любил животных, равнодушно относился к животным.
-Почему именно человек спасает С.Ш.? (Люди должны заботиться о тех, кто слабее.)
-Подумайте, почему Дмитрий Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки? (Он оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку) Это и будет ваше домашнее задание.
VIII. Обобщение. Кроссворд. Ключевое слово «Мужество» Храбрость, присутствие духа в опасности
- Не теряй веры
- Будь сильным и мужественным
- Не плыви по течению
- Имей активную жизненную позицию.
- Без борьбы не сдавайся
- Не теряй воли к жизни.
IX. Итог урока.
Какая была наша задача на уроке (раскрыть загадки писателя, понять автора, в чем его особенность)
Автор является хорошим психологом, который разбирается в чувствах и переживаниях, тонким наблюдателем природы, добрым и внимательным человеком. Он хотел, чтобы мы, прочитав его сказку стали добрее и отзывчивее к тем, кому нужна наша помощь.
Авторская позиция убеждает нас в том, что даже на краю гибели надо верить и надеяться. Не стоит ждать чудес, но не надо терять мужество.
X. Рефлексия. Оцените вою работу на уроке:
Активные – синий цвет
Внимательные – желтый цвет
Артистичные – зелёный цвет