kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" Анализ произведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  литературного чтения (УМК «Перспектива) 3-й класс

Тема урока: Д. Н.Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»  Анализ произведения.

Цели урока:

  • Познакомить детей с авторской сказкой. Обучать анализу текста сказки, используя различные виды работы над текстом: отвечать на вопросы; уметь формулировать вопросы к тексту; читать по ролям; составлять план пересказа.
  • Развивать речь; навык правильного, плавного, выразительного чтения; умение выражать при чтении свои чувства и отношение к прочитанному.
  • Воспитывать любовь и чувство сострадания  к животным; эмоциональную отзывчивость и рефлексию при восприятии художественного произведения.

Планируемые результаты:

Ø Развитие этических чувств, нравственной отзывчивости, сопереживания, любви к природе, животным.

Ø Овладение навыками смыслового чтения текста, анализа текста, оценки характеров и поступков героев произведения.

Ø Готовность слушать собеседника, излагать свою точку зрения.

Оборудование: Учебник Литературного чтения А.Ф. Климанова, презентация к уроку, карточки для групповой работы, кроссворд, цветные сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организация начала урока:

– Начинаем урок литературного чтения.

II. Подготовка к восприятию:

Со сказкой всегда интересно,

Сказки все любят читать.

Сегодня попробуем вместе

Смысл авторской сказки понять.

III. Сообщение темы урока: Слайды №2,3

- Сегодня мы продолжим работу над произведением Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

- К какому литературному жанру его можно отнести? (Сказка)

- К какому виду относится эта сказка? (о животных).

- По каким признакам вы определили, что это сказка? Докажите! (Законченность сюжета, фантастический вымысел, занимательность, воспитательная направленность).

- В чём отличия авторской сказки от народной? Слайд №4

Народная сказка           

Авторская сказка

Нет автора. Автор - народ

Есть автор

Устная форма

Письменная форма

Изменяемый текст

Неизменяемый текст

Нет даты

Есть дата

Небольшая по объему

Больший объём

Неопределенное пространство и время

Пространство и время определено

События более волшебные

События приближены к реальности

1.   В отличие от народной, литературная сказка принадлежит конкретному автору и имеет неизменный текст, не бытовавший до публикации в устной форме.

 2.   Литературной сказке, особенно в прозаической форме, свойственна изобразительность. Автор детально и красочно описывает место действия, облик и характер героев, их переживания. Но всё же, в большей мере автор уделяет внимание необыкновенным, волшебным приключениям, происходящим с героями сказки.

3.    Для литературной сказки свойственна чётко выраженная авторская позиция. Читатель сразу понимает, кому из героев автор симпатизирует, кому сопереживает, а к кому относится отрицательно.

4.     В литературных сказках автор очень часто проводит параллели между реальным и сказочным миром. Нередко, таким образом, автор стремится подчеркнуть негативные стороны существующей действительности.

- Что вы узнали об авторе?  

- Как назывался сборник его сказок?     

IV. Целеполагание

-Какой главный вопрос мы задаём при знакомстве с произведением? (понять автора, его точку зрения, его мысли и чувства, понять его отношение к тому, что он рассказал)

Это будет нашей задачей на уроке (раскрыть загадки писателя, понять автора, в чем его особенность)

V. Анализ произведения

  • Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью?

   (Она спасла жизнь  своей дочери. Утка всё время думает о судьбе Серой  Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.)

  • А Селезень? ( Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса её съела, всё равно ей суждено погибнуть зимой.)
  • Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? (Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, не способный ни на какую жертву ради близких.)
  • Слайд №6
  • Какая из позиций ближе каждому из вас?
  • Как объяснить слова автора: «Оказывалось как – то так, что именно он, Селезень, всегда  прав, всегда умён и всегда лучше всех»? ( В этой фразе есть и ирония, и горькая жизненная правда – если не помогать другим, не   болеть душой за других, философствовать о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, - есть возможность выглядеть умным и рассудительным обывателем)
  • Можно ли утверждать, что автор – хороший психолог, то есть человек, который умеет анализировать переживания других людей ? (НЕ важно, что в сказке речь идёт не о людях, переживания персонажей вполне человеческие!)
  • Кого вам больше жалко – старую Утку или Серую Шейку?

Чтение по ролям разговора С.Ш. и Утки.

-Как называет автор С.Ш.? (Бедняжкой).

-Вспомним, что сам Дмитрий Наркисович был очень добрым человеком и заботливым отцом. Докажите словами из текста, что автор очень переживает. («Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от разных случайностей». Автор говорит от имени Утки.)

-Как Вы думаете, изменится ли что-нибудь в этом произведении. Если мы вместо С.Ш. героиню будем звать просто уткой, как зайца и лису?

-Проведём эксперимент. Прочитайте начало 3 части, заменив С.Ш. на слово «утка». 

Вывод. Имя очень значимо и несёт в себе отношение автора к героине. Автор заботится о ней и переживает.

 

Можно ли сказать, что автор – тонкий наблюдатель жизни природы?

(Отметить детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлётом.)

Описание природы (работа в группах)

 - Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки.

1 группа.

- Сравните описание реки и состояние Серой Шейки.

«…и сама река казалась больше…»

Серой Шейке страшно, одиноко, жутко. Большая река и  маленькая Серая Шейка одна. (Приём контраста)

2 группа

- Сравните описание берегов и состояние Серой Шейки.

«…берега оголились…» – она одна. Утки прячутся в случае опасности в прибрежный камыш Серой Шейке негде спрятаться. Получается, она беззащитна.

3 группа

- Сравните описание ветра и состояние Серой Шейки.

«…ветер обрывал листья и  уносил их…»Листья улетают, и так же улетает кто? Улетают  родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.

4 группа

- Сравните описание дождя и состояние Серой Шейки.

«…мелкий осенний дождь…»Дождь плачет. А вместе с ним плачет   Серая Шейка и её мама-утка.

-С какой целью автор так подробно описывает первые признаки зимы? (Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.)

Автор сам подводит итог.

«Вообще, хорошего было мало…»

VI. Физкультминутка

VII. Сильный характер Серой Шейки.

-Какая она, Серая Шейка?

-Найдите отрывки, в которых показано, как менялось настроение С.Ш. с приходом холодов.

 Почему же сама Серая Шейка тоже пришла к мысли о том, что лучше было   бы, если бы Лиса ее съела? Что ей пришлось пережить, чтобы прийти к такому  страшному выводу?

 Найдите отрывки, в которых показывается, как меняется настроение Серой Шейки.

 Так почему же она пришла к такому страшному выводу? (Её пугали одиночество и неизвестность, т.к. никто не мог объяснить, что такое зима)

 

-Как бы могла сложиться судьба С.Ш.?

-Как автор показывает, что С.Ш. придётся трудно? Почему в 3 части он часто обращается к описанию природы? Прочитайте. (Описание природы  - это описание борьбы. Передаёт состояние тревоги. Природа нас готовит к опасности.)

 -Между кем идёт борьба? (Река и холод.) Река днем – бурлит - не замерзает. Ночью - засыпает – замерзает - тишина  несет опасность. Слайд №7

Найдите отрывки, в которых показано, как менялось настроение уточки с   приходом холодов (Отчаяние, огорчение)

Вывод. Серой Шейке нужно бороться за жизнь. Нужно быть стойкой и сильной.

 

Помощь для Серой Шейки.

-Смогла бы С.Ш. одна пережить холода и одиночество? Кто поддерживал её в тяжёлую минуту? (Заяц.)

Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.

-А как вела себя лиса? (Она пользовалась беспомощностью С.Ш.)

Подтекст: ласковые слова Лисы лицемерны. Она говорит одно, а думает другое: «Жаль, что полынья ещё не замёрзла».

Смысл: Лиса проверяет, в каком состоянии полынья и Серая Шейка, ждёт удобного случая.

-Расставьте слова, подходящие  к героям сказки.

Слайд №8

. Какой новый   персонаж появляется в опасную минуту? (Охотник Акинтич.)

Характеристика Акинтича.       

-Найдите в тексте как Акинтич говорит: (работа в паре)

зайцы - …(лукавцы)

утка - …(глупая)

прыгать - …(сигать)

Убежали зайцы -  … (убежала наша шуба)

Лиса ползёт - … (сам воротник к шубе ползёт)

- Охарактеризуйте Акинтича? (работа в группе)

Слова подсказки: добрый, злой, заботливый, шутник, любил животных, равнодушно относился к животным.       

-Почему именно человек спасает С.Ш.? (Люди должны заботиться о тех, кто слабее.)

-Подумайте, почему Дмитрий Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки? (Он оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку) Это и будет ваше домашнее задание.

VIII. Обобщение.  Кроссворд. Ключевое слово «Мужество» Храбрость, присутствие духа в опасности

  • Не теряй веры
  • Будь сильным и мужественным
  • Не плыви по течению
  • Имей активную жизненную позицию.
  • Без борьбы не сдавайся
  • Не теряй воли к жизни.

IX. Итог урока.

Какая была  наша задача на уроке (раскрыть загадки писателя, понять автора, в чем его особенность)

Автор является хорошим психологом, который разбирается в чувствах и переживаниях, тонким наблюдателем природы,  добрым и внимательным человеком. Он хотел, чтобы мы,  прочитав его сказку стали добрее и отзывчивее к тем, кому нужна наша помощь.

Авторская позиция убеждает нас  в том, что даже на краю гибели надо верить и надеяться. Не стоит ждать чудес, но не надо терять мужество.

X. Рефлексия.     Оцените вою работу на уроке:

Активные – синий цвет

Внимательные – желтый цвет

Артистичные – зелёный цвет


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" Анализ произведения.»

Урок литературного чтения (УМК «Перспектива) 3-й класс



Тема урока: Д. Н.Мамин - Сибиряк «Серая Шейка» Анализ произведения.

Цели урока:

  • Познакомить детей с авторской сказкой. Обучать анализу текста сказки, используя различные виды работы над текстом: отвечать на вопросы; уметь формулировать вопросы к тексту; читать по ролям; составлять план пересказа.

  • Развивать речь; навык правильного, плавного, выразительного чтения; умение выражать при чтении свои чувства и отношение к прочитанному.

  • Воспитывать любовь и чувство сострадания к животным; эмоциональную отзывчивость и рефлексию при восприятии художественного произведения.


Планируемые результаты:
  • Развитие этических чувств, нравственной отзывчивости, сопереживания, любви к природе, животным.
  • Овладение навыками смыслового чтения текста, анализа текста, оценки характеров и поступков героев произведения.
  • Готовность слушать собеседника, излагать свою точку зрения.



Оборудование: Учебник Литературного чтения А.Ф. Климанова, презентация к уроку, карточки для групповой работы, кроссворд, цветные сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организация начала урока:

– Начинаем урок литературного чтения.

II. Подготовка к восприятию:

Со сказкой всегда интересно,

Сказки все любят читать.

Сегодня попробуем вместе

Смысл авторской сказки понять.


III. Сообщение темы урока: Слайды №2,3

- Сегодня мы продолжим работу над произведением Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

- К какому литературному жанру его можно отнести? (Сказка)

- К какому виду относится эта сказка? (о животных). - По каким признакам вы определили, что это сказка? Докажите! (Законченность сюжета, фантастический вымысел, занимательность, воспитательная направленность). - В чём отличия авторской сказки от народной? Слайд №4



Народная сказка

Авторская сказка

Нет автора. Автор - народ

Есть автор

Устная форма

Письменная форма

Изменяемый текст

Неизменяемый текст

Нет даты

Есть дата

Небольшая по объему

Больший объём

Неопределенное пространство и время

Пространство и время определено

События более волшебные

События приближены к реальности



1. В отличие от народной, литературная сказка принадлежит конкретному автору и имеет неизменный текст, не бытовавший до публикации в устной форме.

2. Литературной сказке, особенно в прозаической форме, свойственна изобразительность. Автор детально и красочно описывает место действия, облик и характер героев, их переживания. Но всё же, в большей мере автор уделяет внимание необыкновенным, волшебным приключениям, происходящим с героями сказки.

3. Для литературной сказки свойственна чётко выраженная авторская позиция. Читатель сразу понимает, кому из героев автор симпатизирует, кому сопереживает, а к кому относится отрицательно.

4. В литературных сказках автор очень часто проводит параллели между реальным и сказочным миром. Нередко, таким образом, автор стремится подчеркнуть негативные стороны существующей действительности.

- Что вы узнали об авторе?

- Как назывался сборник его сказок?


IV. Целеполагание


-Какой главный вопрос мы задаём при знакомстве с произведением? (понять автора, его точку зрения, его мысли и чувства, понять его отношение к тому, что он рассказал)

Это будет нашей задачей на уроке (раскрыть загадки писателя, понять автора, в чем его особенность)

V. Анализ произведения

  • Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью?

(Она спасла жизнь своей дочери. Утка всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.)

  • А Селезень? ( Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса её съела, всё равно ей суждено погибнуть зимой.)

  • Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? (Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, не способный ни на какую жертву ради близких.)

  • Слайд №6

  • Какая из позиций ближе каждому из вас?

  • Как объяснить слова автора: «Оказывалось как – то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён и всегда лучше всех»? ( В этой фразе есть и ирония, и горькая жизненная правда – если не помогать другим, не болеть душой за других, философствовать о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, - есть возможность выглядеть умным и рассудительным обывателем)

  • Можно ли утверждать, что автор – хороший психолог, то есть человек, который умеет анализировать переживания других людей ? (НЕ важно, что в сказке речь идёт не о людях, переживания персонажей вполне человеческие!)

  • Кого вам больше жалко – старую Утку или Серую Шейку?

Чтение по ролям разговора С.Ш. и Утки.

-Как называет автор С.Ш.? (Бедняжкой).

-Вспомним, что сам Дмитрий Наркисович был очень добрым человеком и заботливым отцом. Докажите словами из текста, что автор очень переживает. («Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от разных случайностей». Автор говорит от имени Утки.)

-Как Вы думаете, изменится ли что-нибудь в этом произведении. Если мы вместо С.Ш. героиню будем звать просто уткой, как зайца и лису?

-Проведём эксперимент. Прочитайте начало 3 части, заменив С.Ш. на слово «утка».

Вывод. Имя очень значимо и несёт в себе отношение автора к героине. Автор заботится о ней и переживает.



Можно ли сказать, что автор – тонкий наблюдатель жизни природы?

(Отметить детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлётом.)

Описание природы (работа в группах)


- Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки.

1 группа.

- Сравните описание реки и состояние Серой Шейки.

«…и сама река казалась больше…»

Серой Шейке страшно, одиноко, жутко. Большая река и маленькая Серая Шейка одна. (Приём контраста)


2 группа

- Сравните описание берегов и состояние Серой Шейки.


«…берега оголились…» – она одна. Утки прячутся в случае опасности в прибрежный камыш Серой Шейке негде спрятаться. Получается, она беззащитна.


3 группа

- Сравните описание ветра и состояние Серой Шейки.

«…ветер обрывал листья и уносил их…»Листья улетают, и так же улетает кто? Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.


4 группа

- Сравните описание дождя и состояние Серой Шейки.

«…мелкий осенний дождь…»Дождь плачет. А вместе с ним плачет Серая Шейка и её мама-утка.


-С какой целью автор так подробно описывает первые признаки зимы? (Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.)

Автор сам подводит итог.

«Вообще, хорошего было мало…»


VI. Физкультминутка


VII. Сильный характер Серой Шейки.

-Какая она, Серая Шейка?

-Найдите отрывки, в которых показано, как менялось настроение С.Ш. с приходом холодов.

Почему же сама Серая Шейка тоже пришла к мысли о том, что лучше было бы, если бы Лиса ее съела? Что ей пришлось пережить, чтобы прийти к такому страшному выводу?

Найдите отрывки, в которых показывается, как меняется настроение Серой Шейки.

Так почему же она пришла к такому страшному выводу? (Её пугали одиночество и неизвестность, т.к. никто не мог объяснить, что такое зима)


-Как бы могла сложиться судьба С.Ш.?

-Как автор показывает, что С.Ш. придётся трудно? Почему в 3 части он часто обращается к описанию природы? Прочитайте. (Описание природы - это описание борьбы. Передаёт состояние тревоги. Природа нас готовит к опасности.)

-Между кем идёт борьба? (Река и холод.) Река днем – бурлит - не замерзает. Ночью - засыпает – замерзает - тишина несет опасность. Слайд №7


Найдите отрывки, в которых показано, как менялось настроение уточки с приходом холодов (Отчаяние, огорчение)

Вывод. Серой Шейке нужно бороться за жизнь. Нужно быть стойкой и сильной.


Помощь для Серой Шейки.

-Смогла бы С.Ш. одна пережить холода и одиночество? Кто поддерживал её в тяжёлую минуту? (Заяц.)

Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.

-А как вела себя лиса? (Она пользовалась беспомощностью С.Ш.)

Подтекст: ласковые слова Лисы лицемерны. Она говорит одно, а думает другое: «Жаль, что полынья ещё не замёрзла».

Смысл: Лиса проверяет, в каком состоянии полынья и Серая Шейка, ждёт удобного случая.


-Расставьте слова, подходящие к героям сказки.

Слайд №8

. Какой новый персонаж появляется в опасную минуту? (Охотник Акинтич.)

Характеристика Акинтича.

-Найдите в тексте как Акинтич говорит: (работа в паре)

зайцы - …(лукавцы)

утка - …(глупая)

прыгать - …(сигать)

Убежали зайцы - … (убежала наша шуба)

Лиса ползёт - … (сам воротник к шубе ползёт)


- Охарактеризуйте Акинтича? (работа в группе)

Слова подсказки: добрый, злой, заботливый, шутник, любил животных, равнодушно относился к животным.

-Почему именно человек спасает С.Ш.? (Люди должны заботиться о тех, кто слабее.)

-Подумайте, почему Дмитрий Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки? (Он оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку) Это и будет ваше домашнее задание.

VIII. Обобщение. Кроссворд. Ключевое слово «Мужество» Храбрость, присутствие духа в опасности


  • Не теряй веры

  • Будь сильным и мужественным

  • Не плыви по течению

  • Имей активную жизненную позицию.

  • Без борьбы не сдавайся

  • Не теряй воли к жизни.

IX. Итог урока.


Какая была наша задача на уроке (раскрыть загадки писателя, понять автора, в чем его особенность)

Автор является хорошим психологом, который разбирается в чувствах и переживаниях, тонким наблюдателем природы, добрым и внимательным человеком. Он хотел, чтобы мы, прочитав его сказку стали добрее и отзывчивее к тем, кому нужна наша помощь.

Авторская позиция убеждает нас в том, что даже на краю гибели надо верить и надеяться. Не стоит ждать чудес, но не надо терять мужество.


X. Рефлексия. Оцените вою работу на уроке:

Активные – синий цвет

Внимательные – желтый цвет

Артистичные – зелёный цвет











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" Анализ произведения.

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312677


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства