kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Д.Мамин- Сибиряк рассказ Волки""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока

обучающие:  формирование умения и навыка чтения текста с полным                                                                                                                                 осмыслением; выработка умения  критически оценить и самостоятельно применить новую информацию; закрепить общие учебные умения и навыки самовыражения учащихся;

развивающие: формирование навыка получения и моделирования информации, развитие познавательной самостоятельности;

воспитательные: воспитание нравственного отношения к старым, пожилым людям.

Тип урока урок усвоения новых знаний

Наглядности слайды к теме урока, видео-ролик «Ата-ананы? а?ысы», аудио-запись притчи Л.Толстого  «Старый дед и внучек»

Пед.технологии РКМЧП (стратегии «Ассоциация», «Чтение с остановками», «Эссе») ИКТ

Дополнительная литература Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».

Ход урока

Организационный момент.

Ребята, начнем урок литературного чтения. А читать мы будем с вами рассказ Д.Мамина-Сибиряка «Волки». С творчеством этого русского писателя вы знакомились и раньше например в 6 классе на уроках литературного чтения вы читали сказку «Серая Шейка», во всяком случае мультфильм уж точно смотрели.

Вызов:

       И так «Волки». Как вы думаете, о чем пойдет речь в данном рассказе?

2. Вопрос ученикам:  Какие ассоциации у вас возникают ? (слайды )

Вопрос ученикам: А какие пословицы и поговорки вы знаете о волках?

Волка ноги кормят.

Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит и т.д.

Вопрос ученикам: Вы бы хотели встретиться с волком?

-2-

Осмысление.

Чтение рассказа до остановки (читает учитель)

Волки

Д.Мамин – Сибиряк

      Шли мы с одним крестьянским мальчиком по лесу. Идём, говорим. Вдруг как вскрикнет Сеня:

        - Смотрите, волк!

       В самом деле, совсем близко от нас, в кустах, показалась желтовато – серая голова. Мы остановились. Но серая голова не подвигалась к нам, и я заметил, что глаза смотрели не злобно, а как-то даже испуганно и устало.

       - Смирный, - сказал Сеня. – Сытый, видно: зубов не скалит.

       - Ай, батюшки! – сказал он потом. – Да ведь зубов у него нет! Глядите, пустая пасть!

      Нагнувшись ниже, я увидел, что пасть действительно была пустая. Глаза волка также жалобно глядели на нас.

       - Эге! Старичок, значит, беззубый! То-то он и смирный такой! – сказал я.

        Волк ещё раз пугливо оглянулся на нас и, видя, что мы его не трогаем, побежал прочь. Мы увидели, что он прихрамывает и тяжело передвигает ноги.

         - Как только живёт он? – вымолвил я. – Что ест? Ведь без зубов он никакого зверька добыть не может…

Вопрос ученикам: Как выглядел волк? (дети отвечают сами , также могут цитировать из текста)

желтовато-серая голова, пустая пасть, старичок беззубый,

Вопрос ученикам:  Как ведет себя?

глаза смотрели не злобно,испуганно и устало,смирный,зубов не скалит,

глаза волка жалобно глядели, прихрамывает и тяжело передвигает ноги

Вопрос ученикам:Почему он так ведет себя?

-3-

Вопрос ученикам: Какие слова вам не понятны? (Пасть, зубов не скалит,прочь) можно предложить изобразить.

Вопрос ученикам: Как по-вашему выживает старый волк? Что ест?

Вопрос ученикам: Как вы думаете , что же произойдет с этим старым волком? У него больные ноги и нет зубов? Какая участь ждет его?

Чтение 2-ой части до остановки  (читает учитель)

                                            Вечерело. Мы подходили к лесной сторожке.

         - Зайдите отдохнуть, чайку попить! – крикнул с порога мой знакомый лесник.

         Пока самовар пыхтел в углу, мы разговорились. Рассказали про встречу с волком.

          - Да есть тут такой, -сказал лесник, -  совсем старый. Давно бы погиб, кабы товарищи не кормили.

           Как товарищи? – воскликнули мы с удивлением.

Вопрос ученикам:  Какие товарищи кормят старого волка?

Вопрос ученикам:  Какие слова вам не понятны? (сторожка, кабы)

Чтение 3-ой части до конца   (читает учитель)

- Да своя ж, значит, братия: волки же. Вы не смотрите, что волк – злой зверь, до своих –то они жалостливые. Старик ведь уж дряхлый, давно помирать пора, а жалеют, кормят. Я сам раз видел, право! Обхожу как-то раз лес, а день был жаркий, устал. Вспотел. Лёг на траву отдохнуть, да и заснул. Проснулся, слышу, шорох какой-то. Приподнялся тихонько, гляжу. Старик, волк этот самый, лежит неподалёку. Смотрит жалостно.  А  рядом   молодой  стоит.  Сусликов  каких-то   принёс,   положил   возле   старика  - волка.  Сам  не  есть,  глядит.  «Ешь,  мол,  дедушка.»

        Молодой  волк   отрывает  куски  мяса  и  бросает  старому,   как  волчица  волчонку.   Так   и   накормил   ведь.  Подивился  я  тогда,  но  не  шелохнулся,   пока  старик -  волк  всё   не съел,  а  молодой  не  убежал.

                                                           -4-

 Подивились   и   мы   с  Сеней  доброте   и  заботливости   волков.   А   ведь   как   ругают   люди  волков!  Какими   жестокими   и  злыми  их  считают !      

Вопрос ученикам:  Что нового вы узнали о волках?

Вопрос ученикам:  Как помогают молодые волки выживать старым?

Вопрос ученикам:  Каково отношение рассказчика к тому что они увидели? Процитируйте из текста.

Вопрос ученикам:  Все слова вам понятны?( объяснить значение непонятных слов)

Рефлексия

Вопрос ученикам:  Почему рассказ назван «Волки», а не «Волк»?

Вопрос ученикам:  О чем рассказ?

Вопрос ученикам:  Какую мысль хотел донести автор этого произведения?

                                  (Даже волки заботятся о стариках)

           А как обстоят дела в мире людей? Мы конечно тоже любим своих стариков- бабушек и дедушек , но есть в нашем обществе людей одно место, которое называется «Дом престарелых». Это заведение куда отправляют одиноких или брошенных собственными детьми или родственниками стариков.В Казахстане  более 48  домов престарелых и на сегодняшний день там проживает около 6867 стариков. В нашей области 3  таких дома, где доживают свой век 367 дедушек и бабушек.

Я предлагаю вам посмотреть видео-ролик «Ананы? а?ысы»

Вопрос ученикам:  Какие чувства  вызвал у вас ролик? Запишите их на листочке . Давайте напишем письмо-эссе сыну, который отправил свою мать в дом престарелых.  ( дети пишут письмо и зачитывают)

Вопрос ученикам: Как заботитесь вы о своих бабушках и дедушках? А что им больше всего нужно от вас?

Вопрос ученикам:   Так о чем же рассказ  Д. Мамина –Сибиряка  «Волки»?

( об отношении друг другу ,и заботе о стариках, рассказ о животных , но в назидание людям)

Слово учителя: В конце концов все мы и я,и вы будем старые. ...

-5-

Притча Л.Толстого «Старый дед и внучек»  (аудио –запись)

          Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили,глаза не видели,уши не слышали,зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. сын и невестка перестали его  за стол сажать , а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть ,да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет ,и сказала ,что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.Старик только вздохнул и ничего не сказал.Сидят раз муж с женой и смотрят –сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает.Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю . Когда вы с матушкой старые будете , чтобы вас из этой лоханки кормить»

         Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то , что они так обижали старика ; и стали стех пор саживать его за стол и ухаживать за ним .

                                                 (Л.Н.Толстой, Собр. соч.,т.10,с.24)

Слово учителя.

  Завершение урока :

       Мудрая русская пословица гласит:  «Что посеешь, то пожнешь»  .    На память о сегодняшнем уроке я оставляю вам эти книжки и надеюсь,  что все то, о чем мы с вами говорили сегодня, надолго останется не только в вашей памяти , а самое главное в вашем сердце.В конце этой книжки есть строки , которыми я хочу закончить урок:

Не забывайте люди , что вы люди!

   Не забывайте о соседях ,стариках.

                   Не забывайте одиноких, слабых в будни,

                  Почаще думайте о них, как о долгах!

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Д.Мамин- Сибиряк рассказ Волки"" »

Тема урока Д. Мамин –Сибиряк. Рассказ «Волки».


Цели урока

обучающие: формирование умения и навыка чтения текста с полным осмыслением; выработка умения критически оценить и самостоятельно применить новую информацию; закрепить общие учебные умения и навыки самовыражения учащихся;

развивающие: формирование навыка получения и моделирования информации, развитие познавательной самостоятельности;

воспитательные: воспитание нравственного отношения к старым, пожилым людям.

Тип урока урок усвоения новых знаний

Наглядности слайды к теме урока, видео-ролик «Ата-ананың ақысы», аудио-запись притчи Л.Толстого «Старый дед и внучек»

Пед.технологии РКМЧП (стратегии «Ассоциация», «Чтение с остановками», «Эссе») ИКТ

Дополнительная литература Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».


Ход урока

Организационный момент.

Ребята, начнем урок литературного чтения. А читать мы будем с вами рассказ Д.Мамина-Сибиряка «Волки». С творчеством этого русского писателя вы знакомились и раньше например в 6 классе на уроках литературного чтения вы читали сказку «Серая Шейка», во всяком случае мультфильм уж точно смотрели.


Вызов:

И так «Волки». Как вы думаете, о чем пойдет речь в данном рассказе?

2. Вопрос ученикам: Какие ассоциации у вас возникают ? (слайды )





Вопрос ученикам: А какие пословицы и поговорки вы знаете о волках?

Волка ноги кормят.

Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит и т.д.

Вопрос ученикам: Вы бы хотели встретиться с волком?


-2-

Осмысление.


Чтение рассказа до остановки (читает учитель)



Волки

Д.Мамин – Сибиряк


Шли мы с одним крестьянским мальчиком по лесу. Идём, говорим. Вдруг как вскрикнет Сеня:

- Смотрите, волк!

В самом деле, совсем близко от нас, в кустах, показалась желтовато – серая голова. Мы остановились. Но серая голова не подвигалась к нам, и я заметил, что глаза смотрели не злобно, а как-то даже испуганно и устало.

- Смирный, - сказал Сеня. – Сытый, видно: зубов не скалит.

- Ай, батюшки! – сказал он потом. – Да ведь зубов у него нет! Глядите, пустая пасть!

Нагнувшись ниже, я увидел, что пасть действительно была пустая. Глаза волка также жалобно глядели на нас.

- Эге! Старичок, значит, беззубый! То-то он и смирный такой! – сказал я.

Волк ещё раз пугливо оглянулся на нас и, видя, что мы его не трогаем, побежал прочь. Мы увидели, что он прихрамывает и тяжело передвигает ноги.

- Как только живёт он? – вымолвил я. – Что ест? Ведь без зубов он никакого зверька добыть не может…


Вопрос ученикам: Как выглядел волк? (дети отвечают сами , также могут цитировать из текста)


желтовато-серая голова, пустая пасть, старичок беззубый,


Вопрос ученикам: Как ведет себя?


глаза смотрели не злобно,испуганно и устало,смирный,зубов не скалит,

глаза волка жалобно глядели, прихрамывает и тяжело передвигает ноги



Вопрос ученикам:Почему он так ведет себя?


-3-

Вопрос ученикам: Какие слова вам не понятны? (Пасть, зубов не скалит,прочь) можно предложить изобразить.


Вопрос ученикам: Как по-вашему выживает старый волк? Что ест?


Вопрос ученикам: Как вы думаете , что же произойдет с этим старым волком? У него больные ноги и нет зубов? Какая участь ждет его?


Чтение 2-ой части до остановки (читает учитель)



Вечерело. Мы подходили к лесной сторожке.

- Зайдите отдохнуть, чайку попить! – крикнул с порога мой знакомый лесник.

Пока самовар пыхтел в углу, мы разговорились. Рассказали про встречу с волком.

- Да есть тут такой, -сказал лесник, - совсем старый. Давно бы погиб, кабы товарищи не кормили.

Как товарищи? – воскликнули мы с удивлением.



Вопрос ученикам: Какие товарищи кормят старого волка?

Вопрос ученикам: Какие слова вам не понятны? (сторожка, кабы)



Чтение 3-ой части до конца (читает учитель)


- Да своя ж, значит, братия: волки же. Вы не смотрите, что волк – злой зверь, до своих –то они жалостливые. Старик ведь уж дряхлый, давно помирать пора, а жалеют, кормят. Я сам раз видел, право! Обхожу как-то раз лес, а день был жаркий, устал. Вспотел. Лёг на траву отдохнуть, да и заснул. Проснулся, слышу, шорох какой-то. Приподнялся тихонько, гляжу. Старик, волк этот самый, лежит неподалёку. Смотрит жалостно. А рядом молодой стоит. Сусликов каких-то принёс, положил возле старика - волка. Сам не есть, глядит. «Ешь, мол, дедушка.»

Молодой волк отрывает куски мяса и бросает старому, как волчица волчонку. Так и накормил ведь. Подивился я тогда, но не шелохнулся, пока старик - волк всё не съел, а молодой не убежал.

-4-

Подивились и мы с Сеней доброте и заботливости волков. А ведь как ругают люди волков! Какими жестокими и злыми их считают !


Вопрос ученикам: Что нового вы узнали о волках?


Вопрос ученикам: Как помогают молодые волки выживать старым?


Вопрос ученикам: Каково отношение рассказчика к тому что они увидели? Процитируйте из текста.


Вопрос ученикам: Все слова вам понятны?( объяснить значение непонятных слов)


Рефлексия


Вопрос ученикам: Почему рассказ назван «Волки», а не «Волк»?


Вопрос ученикам: О чем рассказ?


Вопрос ученикам: Какую мысль хотел донести автор этого произведения?


(Даже волки заботятся о стариках)


А как обстоят дела в мире людей? Мы конечно тоже любим своих стариков- бабушек и дедушек , но есть в нашем обществе людей одно место, которое называется «Дом престарелых». Это заведение куда отправляют одиноких или брошенных собственными детьми или родственниками стариков.В Казахстане более 48 домов престарелых и на сегодняшний день там проживает около 6867 стариков. В нашей области 3 таких дома, где доживают свой век 367 дедушек и бабушек.

Я предлагаю вам посмотреть видео-ролик «Ананың ақысы»

Вопрос ученикам: Какие чувства вызвал у вас ролик? Запишите их на листочке . Давайте напишем письмо-эссе сыну, который отправил свою мать в дом престарелых. ( дети пишут письмо и зачитывают)


Вопрос ученикам: Как заботитесь вы о своих бабушках и дедушках? А что им больше всего нужно от вас?


Вопрос ученикам: Так о чем же рассказ Д. Мамина –Сибиряка «Волки»?

( об отношении друг другу ,и заботе о стариках, рассказ о животных , но в назидание людям)


Слово учителя: В конце концов все мы и я,и вы будем старые. ...

-5-

Притча Л.Толстого «Старый дед и внучек» (аудио –запись)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили,глаза не видели,уши не слышали,зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. сын и невестка перестали его за стол сажать , а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть ,да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет ,и сказала ,что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.Старик только вздохнул и ничего не сказал.Сидят раз муж с женой и смотрят –сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает.Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю . Когда вы с матушкой старые будете , чтобы вас из этой лоханки кормить»

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то , что они так обижали старика ; и стали стех пор саживать его за стол и ухаживать за ним .

(Л.Н.Толстой, Собр. соч.,т.10,с.24)


Слово учителя.


Завершение урока :

Мудрая русская пословица гласит: «Что посеешь, то пожнешь» . На память о сегодняшнем уроке я оставляю вам эти книжки и надеюсь, что все то, о чем мы с вами говорили сегодня, надолго останется не только в вашей памяти , а самое главное в вашем сердце.В конце этой книжки есть строки , которыми я хочу закончить урок:


Не забывайте люди , что вы люди!

Не забывайте о соседях ,стариках.

Не забывайте одиноких, слабых в будни,

Почаще думайте о них, как о долгах!















Жамбылская область

Кордайский район

село Кордай




Урок литературного чтения



Тема урока: Д. Мамин –Сибиряк. Рассказ «Волки».









Учитель 1 категории Кулжабаева Шолпан Жамбаевна









Февраль 2015 года


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Д.Мамин- Сибиряк рассказ Волки""

Автор: Кулжабаева Шолпан Жамбаевна

Дата: 14.02.2015

Номер свидетельства: 172905


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства