МКОУ « Гимназия №1 имени К.И. Щёлкина»
города Белогорска Республики Крым
Урок литературного чтения по теме "А.И. Куприн "Слон""
Цели урока:- познакомить с рассказом А.И. Куприна « Слон»;
-расширить знания о жизни и творчестве писателя;
-обогатить представление о жизни слонов, возможностях этих животных;
- учить понимать поступки и состояние героев;
Планируемые результаты:
Предметные:
-повышение уровня читательской компетентности;
-развитие умения работать с текстом;
- развитие умение анализировать прочитанное; давать нравственную оценку поступкам героев;
Личностные:
-развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества, уважение к иному мнению;
Метапредметные:
- учиться планировать деятельность на уроке, определять средства для достижения учебной цели;
- развитие умения анализировать свои достижения, находить конструктивный путь в ситуации неуспеха;
-развите умения адекватно использовать языковае средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- понимать значимость использования различных источников информации для максимально успешного решения учебной задачи;
Оборудование: портрет А.И. Куприна, фрагмент фильма « Королевство слонов», выставка книг писателя.
Эпиграф урока
Жизнерадостность – это не только признак здоровья. Но ещё и самое действенное средство, избавляющее от болезней.(С.Смайлс)
Ход урока
- Организационнный момент
Удивитесь Вы сегодня
Не один лишь только раз!
Книги открывают тайны
Для любознательных ребят!
- Введение в тему.
Доскажите словечко
А) Он большой неимоверно-
Больше всех зверей наверно.
Как шар воздушный голова,
А ростом – этажа на два.
Его я в гости приглашу,
И накормлю, и почешу.
Но не войдёт в квартиру он,
Всё потому, что это…(слон)
Учитель: Какие слова из текста загадки позволили Вам так быстро назвать слово- отгадку?
Б) Установление ассоциативных связей
хобот зоопарк цирк
огромный слон Африка
млекопитающее сила ум
Анализ информации
В) Слон - млекопитающее, самое огромное животное суши, обитает в Африке, Индии. Отличается умом, сообразительностью, слонихи - прекрасные мамы, бабушки.
Люди использовали этих животных для переноски тяжестей, в период древней истории - в военных действиях. Слоны радуют нас своими трюками в цирке. Хочется увидеть слона - можно отправиться в наш « Парк львов».
- Просмотр фрагмента фильма
Чтобы ещё раз убедиться в величии этих животных просмотрим фрагмент фильма « Королевство африканского слона», который снимался в Кении.
-Что Вас особенно удивило?
-Почему вы так искренне улыбались?
Учитель: Слоны выносливы, красивы, величественны, сильны, очень заботятся о своих детях. А умеют ли слоны лечить? Выскажите свои предположения.
- Формулировка темы урока, определение задач.
Учитель : - Как можно узнать о таком необычном умении?
(Прочитать в учебнике, использовать энциклопедии.)
Учитель: И действительно такой материал в учебнике есть. И самое неожиданное, что произведение о слонах написал автор « Ю-ю». Кто же это?/А.И.Куприн/
- Сообщение об А.И. Куприне.
1ученик. Александр Иванович Куприн родился в маленьком русском городке Наровчате в Пензенской области. Своего отца Саша не помнил, так как он умер от холеры через год после рождения сына. Мальчика воспитывала мама- Любовь Алексеевна. Она была твёрдого характера, умела стойко принимать удары судьбы.
2 ученик. Любовь Алексеевна с Сашей переехали в Москву, где и прошло детство писателя. Он был отдан в Московский Разумовский сиротский пансион, где господствовала жёсткая дисциплина. Потом Саша поступил в Кадетский корпус. Закончив его, стал получать образование в Александровском военном училище, где готовили пехотных офицеров.
3 ученик. В училище Саша стал писать. Потом служил, странствовал, перепробовал множество профессий. К.И. Чуковский попросил Куприна написать что- нибудь для детей. На эту просьбу писатель откликнулся только в 1917 году.
Для детского журнала он написал « Скворцы», « Ю-ю»,
« Изумруд», «Белый пудель».
4 ученик. Писатель несколько лет жил в Париже. Во время эмиграции в 1921 году в Париже у него вышел сборник
« Рассказы для детей».
Учитель:А теперь перейдём к произведению, с которым мы познакомимся сегодня. Откройте учебник и прочитайте его название. /«Слон»/
- Знакомство с содержанием первой части (до с.31; последним звучит предложение: Подумайте только6 ведь меня всю жизнь будет мучить мысль, что я не исполнил её последнего , самого последнего желания!...))
Читает учитель, хорошо читающие ученики.
Примечание: Нужно карандашом отметить незнакомые слова, выражения.
Физкультминутка « Головой качает слон»
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Головою три кивка
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
- Первичный анализ.
- Какие у Вас впечатления?
-Чем Вы обеспокоены?
-Случалось ли Вам слышать о подобном случае?
-Можно ли по содержанию определить, что действие происходит давно, более 100 лет назад?
- Какой жанр изучаемого нами произведения? Приведите доказательства.
- Можно ли предположить, что произойдёт дальше?
8. Работа в группах
Задание: Сформулировать 5 вопросов по содержанию: 1 группа-с.25-26, 2 группа- с.27-28, 3 группа- с.29-31.
- Рефлексия
- Кому был посвящён урок?
- Почему Куприн назвал свой рассказ «Слон»?
- Перечислите по порядку самые главные события?/Болезнь девочки, папа приносит игрушечного слона, мечта о живом слоне, папа отправляется в зверинец, разговор с немцем).
- Какое бы завершение рассказа Вас порадовало? Почему?
10. Подведение итогов
-Чем Вам понравился урок?
- Расскажите о своём вкладе в успех урока?
- Подарите « смайлик» тому, кто Вас порадовал больше остальных.
-Познакомившись с содержанием рассказа, можете ли Вы сказать, что поняли Вы, как Важно использовать все средства ,и даже самые невероятные, для помощи больному?
Почему именно такой эпиграф мы выбрали к уроку?
- Предположите, какое домашнее задание будет необходимо выполнить?
11. Домашнее задание.
Дочитать рассказ до конца, подготовить по 3 вопроса товарищам.