Урок литературного чтения в 4 классе по теме А.И.Куприн "Барбос и Жулька"
Цель : создать условия для первичного знакомства с произведением, обеспечить целостное восприятие текста.
Задачи: - познакомить учеников с рассказом А.И.Куприна
«Барбос и Жулька» - учить читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения - развивать словарный запас детей, развивать умение составлять сравнительную характеристику персонажей - воспитывать доброе, внимательное отношение к животным
1. Организация класса.
Цель: проверить обучающихся к началу урока, создать настрой на урок. Всё готово к уроку? Садитесь. Повернулись друг к другу, улыбнулись, пожелали удачи.
Чтение стихотворения учителем.
На свете множество собак-
И на цепи и просто так:
Собак служебных - пограничных,
Дворовых «шариков» обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из-под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок,
И ни на что уже не годных-
Бродячих псов всегда голодных.
Учитель: Как вы думаете, о ком пойдёт речь сегодня на уроке? Кто будет героями нашего урока? (ответы детей)
Учитель: Тема нашего урока А.И. Куприн « Барбос и Жулька».
О каком жанре будем говорить? Что такое рассказ?
Работа по теме урока. Немного об авторе.
1-й ученик: Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии - Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника в 1870 году 7 сентября. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, затем в военное училище.
2 ученик: Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолёте и едва не погиб, когда самолет начал неожиданно падать.
3 ученик: Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов, суфлёром. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных. Много написал рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.
Вывод: Что интересного узнали о Куприне? О ком он написал много рассказов? (о животных)
Учитель: Как вы думаете, кого называют друзьями? Какими качествами должны обладать друзья? (заслушиваются ответы детей)
Поработав над текстом, мы должны ответить на следующие ключевые вопросы, озвучьте их.
Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?
Могут ли дружить животные так же как люди?
Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?
Знакомство с текстом
Чтение рассказа учителем и детьми попеременное. Знакомимся с текстом вместе, читая поочерёдно, но с карандашом в руке. Отмечаем непонятные слова.
Беседа по первичному восприятию.
Понравился ли вам рассказ? Какие чувства вызвал у вас рассказ? Что поразило, удивило в этом рассказе? Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? Карточки-схемы «Эмоции» радостно грустно равнодушно.
Чтение по смысловым частям, построение композиции.
Ребята, встретились вам непонятные слова? Познакомимся с их значением Репяхами - репейник Сталактитов- сосульки, наросты, свисающие с потолка пещер. Искони- издавна. Лицемерные- неискренние. Карьер- самый быстрый конный бег. Триумфальном- победном Фестон- один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавески. (хором читают слова)
Я нашла для себя некоторые словосочетания, значение которых мне непонятно. Поработав в группах, объясните мне значение этих словосочетаний.
Работа в группе
«УШИ НОСИЛИ НА СЕБЕ СЛЕДЫ БОЕВЫХ СХВАТОК»
« НЕЗАВИСИМЫЙ ХАРАКТЕР»
«ДЕЛИКАТНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ»
« СПРАВЕДЛИВЫЙ ГНЕВ»
«ПАНИЧЕСКИЙ УЖАС»
«ПОДЗАДОРИВАЯ ДРУГ ДРУГА»
« ПРИСЛУГА КАЗАЛАСЬ ТРОНУТОЙ»
Проверка
Работа с текстом
Начинаем работать с текстом. В любом рассказе есть композиция (построение). Из каких частей состоит композиция? (ответы детей)
Работаем над композицией рассказа.
Композиция рассказа состоит из ВСТУПЛЕНИЕ, ЗАВЯЗКА, КУЛЬМИНАЦИЯ, РАЗВЯЗКА, ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Я предлагаю вам карточку-план. Но в этом плане нет порядка. Работая над композицией, вы мне поможете его навести.
У вас есть карточка №1 прочитайте задание. Начнём со вступления.
Карточка №1.
Появление бешеной собаки.
Прощание собак.
Описание Барбоса.
Описание Жульки.
Дружба собак.
Смерть Жульки.
Характер собак.
Подвиг Жульки.
Болезнь Жульки.
Выберите пункты плана, которые входят во вступление.
Вступление.
1. Описание Барбоса.
2. Описание Жульки.
3. Дружба собак.
Кто у нас главные герои рассказа?
Прочитайте как выглядел Барбос (выборочное чтение).
С чем сравнивает автор шерсть Барбоса?
А его уши?
Прочитайте как выглядела Жулька.
Сравните описание внешности Жульки и Барбоса.
А теперь послушайте вопрос, над которым надо подумать.
Почему описание Жульки занимает 1 предложение.
А описание Барбоса целый абзац? (автор настраивает читателей на необычность Барбоса и заурядность Жульки).
Эти две собаки отличаются только внешностью? (ответы детей)
Предлагаю выбрать черты характера, относящиеся к Жульке.
Работа по карточке…
Вывод: Внешность и характеры различны. Что связывало таких разных собак? ДРУЖБА (Чтение ХОРОМ).
Почему Куприн вначале рассказывает о разной внешности собак, а затем снова большое внимание уделяет описанию разности характеров?
К какому выводу он нас подталкивает?
Переключаю внимание на план. Найдите пункты плана для завязки.
Завязка.
Появление бешеной собаки.
Найдите эпизод завязки (зачитывают).
Кто однажды ворвался во двор?
И как вёл себя?
Рассказ о бешенстве.
Теперь вы знаете, чем опасно это заболевание.
Вот почему даже Барбос боялся бешеной собаки.
Мы подошли к кульминации рассказа.
Кульминация (напряженный момент) - чтение этого момента Как?(буксиром)
Вывод: маленькая Жулька совершила необычный поступок.
Развязка. Выберите пункты плана, соответствующие развязке. Болезнь Жульки. Прощание собак.
-Как автор описывает болезнь собаки? Чем болела? Бешенством? В чем это проявилось? Изменило ли поведение бешеной собаки Жульку? Кто хочет поспорить и найти предложения доказательства? В паре друг другу.
Чувствовал ли Барбос себя виноватым? В чем это проявлялось? Найдите и перескажите своими словами.
Заканчивая работу над композицией найдём заключение.
Заключение. Смерть Жульки.
Прочитаем последний абзац. Что же произошло? Как все узнали о смерти Жульки? Что у нас получилось? (план) Где можем использовать? (при подготовке пересказа).
Творческая работа. А может быть кто-то хотел изменить заключение. Предложите.
Итог: Вернёмся к ключевым вопросам и ответим на них.
(отвечают на ключевые вопросы)
Домашнее задание: перечитать рассказ