Организацион-ный момент Мотивирование к учебной деятельности Цель: вхождение учащегося в пространство учебной деятельности | Эмоциональный настрой. Прозвенел и смолк звонок, Вас ждет интересный, полезный урок, Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и свободно дается учение. - Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. | Организует и настраивает детей на совместную работу. | Проверяют готовность рабочего места. Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на работу | Личностные (мотивация учения) Коммуникативные (оформлять свои мысли в устной форме) |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (2 минуты) Цели: - организовать актуализацию знаний; - организовать выполнение учащимися учебного действия; | 1.Подготовка к восприятию. (СЛАЙД 2) Поработайте в парах. На партах у вас лежат карточки с названием произведений и авторы. Соотнесите названия произведений и их авторов. Проверка (Слайд 2) (Слайд 3) Пусть проходят дни, столетья, Тысячелетья пронесутся – Доброта и милосердье Ценностями остаются. Сегодня на уроке на примере нового рассказа мы поведём разговор о том, как добро, понимание, отзывчивость могут сотворить чудо, спасти жизнь. Набирает воду носом, Будто шлангом и насосом. Ставьте зонтиков заслон: Всех сейчас окатит он.(Слон) –Прочитайте, разделив слова на слоги орфографически - Прочитайте с вопросительной интонацией. - Прочитайте с утвердительной интонацией. - А сейчас весело. – Какая же тема урока? - Что вы знаете об этом животном? Сообщение о слоне 1 ученик (Слайд 5)_ Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метра, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне.(Слайд 5) Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом.(Слайд 6) Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами. У слонов есть хобот.(Слайд 7) На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага. – А где вы можете встретиться со слонами? | Организует составление совместного плана действий. Предлагает обсуждение возникновения понятий. Проверка домашнего задания. Учитель выставляет картинку и ИКТ – презентация с изображением слона. | Учимся любить Прогноз погоды, Лето в чайнике, Лучший друг медуз, Заячьи лапы Сопереживать окружающим; научили тому, что любовь и сострадание к живым существам сильнее неприязни Слон Читают слова с разными интонациями Высказывают своё предположение, рассказывают: Это большое животное, имеет хобот … В зоопарке, в заповедниках | Познавательные (выдвижение гипотез) Личностные (интерес к содержанию литературного произведения)Коммуникативные (Оформлять свои мысли в устной форме) |
3.Постановка учебной задачи( 3 минуты) Цели: - сформировать представления детей о писателе | 1. Постановка цели урока Мы много интересного узнали о слонах – Кто написал произведение? Найдите в содержании автора. (Слайд 8) А. Куприн «Слон» – Давайте определим цели нашего урока. Обсудите в парах. Назовите цели урока ( Слайд 9) Знакомство с жизнью и творчеством писателя. (Слайд10 ) Александр Иванович Куприн родился 7сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику шёл второй год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России. Он любил цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и знакомые были удивительными людьми: известный борец, дрессировщик, клоун, певец, писатель. Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. С одним из них мы сегодня познакомимся. | Учитель выставляет портрет писателя Рассказ учителя. | О слоне Да Нет, дети по портрету узнают? 1.Познакомиться с жизнью и творчеством Куприна. 2.Познакомиться с содержанием рассказа “Слон”. 3.Работать над грамотностью, скоростью чтения. | Коммуникативные (Оформлять свои мысли в устной форме) Регулятивные (постановка учебной задачи) Познавательные (Умение ориентироваться в окружающем мире используя жизненный опыт и имеющуюся информацию). |
4.Работа по теме урока(8 мин) Цель: познакомить с произведением Александра Куприна «Слон» | 1. Прогнозирование содержания рассказа. – Перед чтением рассказа я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации к рассказу (Слайд11) “Слон” и попробовать понять, о чем этот рассказ. 2.Зарядка для глаз. (Слайд 12) – Перед чтением рассказа проведём физминутку для глаз. Следите глазками за движением слоника. – Прочитать рассказ мне помогут мои помощники Пивнёва В, Катонова К., Гвоздев С. - Откройте учебник на стр. 151. Какое условное обозначение вы заметили? 3.Чтение первой части рассказа “Слон” учителем и учащимися на стр. 151—154 до слов «Через два часа...». | Чтение первой части рассказа “Слон” учителем и учащимися на стр. 151—154 до слов «Через два часа...». | О слоне (выслушиваются предположения детей). Произведение дано в сокращении, и есть значок «Поиск слова в толковом словаре». Ответы детей Толковый словарь | Личностные (оценивание содержания исходя из социальных и личностных ценностей) Познавательные (поиск и выделение информации, анализ, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений) |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(10 минут) Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи. 6.Физкультминутка (1 мин) 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (8-9 мин) Цели: - организовать постановку цели урока | 1.Беседа по первичному восприятию. – Понравился ли вам рассказ? – Что вы испытывали при чтении текста? – Выберите из предложенных слов те, которые передают ваше настроение в начале произведения.(Слайд 13) - Что вы узнали о девочке? 2. Словарная работа Значение слова зверинец (1 ч) (Слайд 14) Головой кивает слон. Он слонихе шлёт поклон. Вдох глубокий, выдох полный. Разгулялись в море волны. Руки вверх поднять пора, Дружно ловим комара. Опустили руки вниз, В стойку прежнюю вернись. Самостоятельное чтение 1 части (С.151-154) 4.Выборочноечтение -Кто герой рассказа? Что вы узнали о девочке? Зачитайте предложения. - Давно ли больна Надя? Подтвердите словами из текста. Что же посоветовал доктор родителям? Найдите и зачитайте эти строчки. – Найдите на стр. 152 подтверждение тому, что с девочкой что-то не так.. Так чем же больна девочка Надя? - Иными словами, Надина болезнь не физического, а душевного происхождения, что не менее опасно. - Как же помочь Наде? Что бы вы посоветовали родителям? - Когда же произошел переломный момент в состоянии девочки? (Во сне) - Поняли ли родители просьбу Нади? 4. Работа по группам 1 группа: - Прочитайте диалог мамы и Нади по ролям. Как мама реагировала на состояние девочки? 2 группа: - Живой или совсем как живой — есть ли разница? А в чем видит разницу Надя? Найдите и прочитайте, как отреагировала Надя на игрушку слона? 3 группа: - Как Надин папа сначала воспринял просьбу дочери привести настоящего слона? Подтвердите словами из текста. - Подумайте: а может ли живой слон излечить девочку? - Как вы думаете, приведет ли папа живого слона? - Об этом мы прочитаем и узнаем на следующем уроке. | | Выполняют задания. Отвечают на вопросы Поиск слов, которые передают настроение в начале произведения. Высказывают свои предположения и мнения. Выборочное чтение учащимися - Так лежит она целые дни и целые ночи… - Главное – не давайте ей скучать. Исполняйте все её капризы Она больна не физически, а душевно. Ей неинтересно жить. «не отвечает...», «неподвижные, невеселые глаза...», «худеет и слабеет с каждым днем...», «ничего не нужно...», «жару нет, боли нет...», «лежит целые дни и ночи...», «тихая, печальная...», «не спит, дремлет по полчаса...», «сны серые, длинные, скучные...» Во сне Учащиеся работают в группах. Высказывают свои предположения и мнения. Да, может. Да приведёт | Коммуникативные (Оформлять свои мысли в устной форме) Личностное (устойчивое положительное отношение к литературному чтению; интерес к содержанию литературного произведения) Регулятивное ( произвольно строить свою речь с учётом учебной задачи) Познавательные (построение рассуждения, доказательство личной точки зрения) Познавательные (построение рассуждения, доказательство личной точки зрения; проводить сравнения на текстовом материале, делать выводы) Коммуникативные (Учиться работать в парах, группах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им). |
7.Включение в систему знаний и повторение. ( 3-4 минут) Цель: выявить границы применимости нового знания; повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. | Самостоятельная работа в парах - Прочитайте записи на карточках. Восстановите последовательность событий. 5Папа купил большого игрушечного слона 1Надя заболела странной болезнью 3Доктор посоветовал маме исполнять все ее капризы 7Надин папа отправился в….. 4Наде приснился необычный сон 2Девочка ничего не хотела 6К игрушке девочка была равнодушна — У нас получился план. Закончите его. - Надин папа отправился в … | | Восстанавливают последовательность событий. 1.Надя заболела странной болезнью. 2.Девочка ничего не хотела. 3.Доктор посоветовал маме исполнять все ее капризы. 4.Наде приснился необычный сон. 5.Папа купил большого игрушечного слона. 6. К игрушке девочка была равнодушна. 7.Надин папа отправился в … Зверинец | Регулятивные(Уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; определить способы исследования) Познавательные (Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информа-цию, полученную в разных источниках). |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). ( 2 – 4 минуты) Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; | Рефлекция Сегодня я прочитал…. Я выполнил задания… Я почувствовал, что….. Мне захотелось….. –А вы хотите порадовать девочку Надю? Мы можем приготовить корзину с цветами и подарить её Наде. Может это подымет ей настроение. Если вам понравилось работать сегодня на уроке и вы остались довольны своей работой, поставьте в корзинку розовый цветочек, если вы не очень довольны своей работой, то синий. А я хочу оценить работу на уроке моих помощников и ставлю им оценки 5. - Ребята, вы работали дружно, сплоченно, и это помогло вам многое узнать, выполнить правильно задания. Спасибо за урок! | | оценить собственную деятельность на уроке; А.Куприн «Слон» Иметь большое желание чего то добиться. | Коммуниктивное УУД: задание, стимулирующее рефлексию Познавательное УУД: самоконтроль и содержательная самооценка. Коммуникативные (Оформлять свои мысли в устной форме) |