kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: А. И. Куприн. "Слон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Аннотация

1) Автор урока:

преподаватель русского языка и методики преподавания русского языка Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

Попова С. В.

2) Описание урока

  • Тема: А. И. Куприн. «Слон»
  • Предметная область: литературное чтение в начальных классах.
  • Участники урока: учащиеся 3 класса
  • Цель: формирование навыка сжатого пересказа.

      Дидактические и методические задачи:

  • Создать условия
  • для формирования необходимого уровня читательской  компетентности;
  • овладения техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • овладения приёмами интерпретации текста (составление монологического высказывания - характеристики героя произведения, полного и сжатого пересказа);
  • формирования умения высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • восприятия литературного произведения как особого вида искусства;
  • знакомства с культурно-историческим наследием, общечеловеческими ценностями.

    Время работы –1  час.

Источники информации:

1. http://www dic.academic.ru;

2. www.wikipedia.org.;

3. Куприн А. И. «Слон».

4. Детская литература. Учебник под ред. Е. О. Путиловой. - М., «Академия», 2008.

5. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Детская книга и детское чтение. - М., «Академия», 1999.

Ход урока

1. Актуализация изученного.

- Сегодня у нас в гостях русский писатель Александр Иванович Куприн (1870-1938), живший на рубеже 19-20 веков, оставивший нам прекрасные и светлые произведения о любви, о природе, о людях и животных, об их взаимоотношениях.

-Что интересного, необыкновенного узнали вы об этом писателе?

-В юности он зачитывался Пушкиным, Лермонтовым, сам пробовал писать; первые пробы писателя – стихи. Как и Лермонтов, был военным, закончил военную гимназию и юнкерскую школу, но, прослужив в армии 4 года, стал профессиональным писателем.

Он много ездил по Руси, был и грузчиком, и рыбаком, пел в хоре, изучал врачебное дело, был актером – много видел, наблюдал, хорошо знал жизнь. Куприн написал много рассказов о животных. Но вот только ли о них его рассказ «Слон»? Перечитаем  отдельные страницы рассказа и постараемся понять, что же главное в нем.

2. Целеполагание.

-Прочитайте. Что представляет эта запись?

Слон.

  1. Маленькая девочка нездорова.
  2. «А можно мне слона»?

а) Игрушка – совсем не то.

б) «Мне бы настоящего».

  1. Отец в зверинце:

а) На представлении.

б) «Можно ли отпустить слона к больной девочке?»

в) «Трудно, но возможно».

  1. В гостях у больной.

а) Ночная дорога.

б) Устроился.

в) Теплая встреча.

  1. «Я здорова»!

-Что такое план? (заголовки частей рассказа; он в сжатой форме передает содержание рассказа).

Давайте ещё раз перечитаем план. Действительно ли это?

- Каким бывает план?

- Какой у нас план: краткий или развернутый, подробный или сжатый. (Подробный, развернутый).

- Для чего нужен план?

-Чему будем учиться на уроке?

3. Этап усвоения и отработки новых знаний. Вторичный синтез.

- Перескажем кратко содержание рассказа. На каждый пункт плана отвечаем 3-4 предложениями.

- Прочитайте название 1 части.

- Кратко передай содержание этой части. Найди, где кончается часть. (Маленькая девочка заболела. Ей становится все хуже. И никто – ни доктора, ни родители не могут ей помочь).

- Читаем 2 пункт плана.

- Кратко скажите, о чем эта часть. (Но однажды малышка оживилась: она обратилась с необычной просьбой: можно ли ей слона. Папа принес ей красивую игрушку. Девочка опять загрустила, её не поняли: нужен был только настоящий слон).

- Теперь вы почувствовали, чем краткий (сжатый) пересказ отличается от полного, подробного? Это нелегкое дело – составить пересказ, тем более сжатый, мы продолжим этому учиться.

- Как вы думаете, какие строки из 1 и 2 части очень важные для понимания рассказа, понимания того необычного, что произошло: в обыкновенном жилом доме оказался слон.

- Что сказано о размере и весе слона? (автор использовал русские меры длины и веса)

Аршин – 071 м.                                     

Пуд – 16,3 кг.

Высота – 3 арш. 4 в. – 2 м.30см.

Длина – 4 арш. – 2м.84 см. около 3 м.

Вес – 1825 кг.600г. около двух тонн!

- Вы представляете такую громадину?! Что заставило родителей пойти на все, лишь бы слон, живой, настоящий оказался у них дома? (болезнь дочери).

- Сколько ей было лет?

- Прочитайте строки, описывающие, насколько серьезной была болезнь девочки.

- Как писатель Куприн показал состояние родителей - отчаяние отца и матери?

- Прочитаем 2 часть по ролям. Как она называется?

- Найдите границы этой части (от слов «Но однажды утром…» - до слов «Извини меня, папа»).

- Как показал автор переживания родителей и настроение девочки?

- Чтение.

- Ответ: оживление девочки сменяется опять равнодушием к жизни, разочарованием, грустью. Надежду родителей сменяет тоска, страх, разочарование от того, что ребенок тает на глазах.

- Прочитайте заголовки 3 части.

- Найдите границы части (от слов «Папа хватает…» - до слов «соглашается хозяин зверинца»).

- Глазками, молча перечитайте эту часть. Приготовьтесь к подробному пересказу.

- Самостоятельное чтение.

- Пересказ.

- Как вы думаете, почему хозяин зверинца согласился? (он понял горе родителей Нади, у него была такая же дочь, и если его Томми мог помочь девочке, да ещё и состоятельные родители могли за это дорогое удовольствие заплатить, почему не помочь?)

- Посмотрите ещё раз на план. Как вы думаете, какая часть самая важная в рассказе  «Слон»?

- Правильно – «Теплая встреча». Её и читают обычно тепло, передавая прекрасное чувство особой доброты, сердечности,  радости.

- Попробуем это показать голосом, читая отрывок (от слов «хозяин слона, немец» - до «…она даже не слышит, как её раздевают»).

- Сравните начало рассказа и его конец. Каким предложением заканчивается? Прочитайте.

- Какими словами скажем о Надином состоянии, настроении: (довольная, веселая, радостная и.т.д.).

- Что же излечило шестилетнюю девочку от тяжелой, угрожающей болезни?

- Правильно. Рассказ недаром называется «Слон». Встреча с необыкновенным животным, которого девочка никогда не видела, оказала на неё воздействие, пробудила в ней интерес к жизни.

4. Итог урока. Рефлексия.

- К каким же выводам о взаимоотношениях животных и людей приходим мы, прочитав рассказ А. И. Куприна?

Животные всегда благотворно влияют на человека. Мы любим наших четвероногих, четверолапых друзей и рядом с ними становимся сильнее, добрее и мягче. От нас они ждут заботы, добра, ласки и теплоты, и человек щедро делится всем этим с ними.

- И другое: у Нади прекрасные мама и папа, готовые ради дочки пожертвовать всем.

Любовь родителей, самоотверженно борющихся за её здоровье, спасает девочку.

Прекрасный русский писатель, ребята, очень хотел, чтобы вы это поняли: рядом с вами самые дорогие для вас люди. Это очень добрый рассказ, рассказ о любви и доброте.

5. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Перечитать рассказ, подготовить краткий пересказ всего произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: А. И. Куприн. "Слон"»

Конспект урока


Аннотация

1) Автор урока:

преподаватель русского языка и методики преподавания русского языка Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»


Попова С. В.


2) Описание урока

  • Тема: А. И. Куприн. «Слон»

  • Предметная область: литературное чтение в начальных классах.

  • Участники урока: учащиеся 3 класса

  • Цель: формирование навыка сжатого пересказа.


Дидактические и методические задачи:

  • Создать условия

  • для формирования необходимого уровня читательской компетентности;

  • овладения техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  • овладения приёмами интерпретации текста (составление монологического высказывания - характеристики героя произведения, полного и сжатого пересказа);

  • формирования умения высказывать и пояснять свою точку зрения;

  • восприятия литературного произведения как особого вида искусства;

  • знакомства с культурно-историческим наследием, общечеловеческими ценностями.

Время работы –1 час.


Источники информации:

1. http://www dic.academic.ru;

2. www.wikipedia.org.;

3. Куприн А. И.. «Слон».

4. Детская литература. Учебник под ред. Е. О. Путиловой. - М., «Академия», 2008.

5. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С.. Детская книга и детское чтение. - М., «Академия», 1999.



Ход урока

1. Актуализация изученного.

- Сегодня у нас в гостях русский писатель Александр Иванович Куприн (1870-1938), живший на рубеже 19-20 веков, оставивший нам прекрасные и светлые произведения о любви, о природе, о людях и животных, об их взаимоотношениях.

-Что интересного, необыкновенного узнали вы об этом писателе?

-В юности он зачитывался Пушкиным, Лермонтовым, сам пробовал писать; первые пробы писателя – стихи. Как и Лермонтов, был военным, закончил военную гимназию и юнкерскую школу, но, прослужив в армии 4 года, стал профессиональным писателем.

Он много ездил по Руси, был и грузчиком, и рыбаком, пел в хоре, изучал врачебное дело, был актером – много видел, наблюдал, хорошо знал жизнь. Куприн написал много рассказов о животных. Но вот только ли о них его рассказ «Слон»? Перечитаем отдельные страницы рассказа и постараемся понять, что же главное в нем.


2. Целеполагание.

-Прочитайте. Что представляет эта запись?

Слон.

  1. Маленькая девочка нездорова.

  2. «А можно мне слона»?

а) Игрушка – совсем не то.

б) «Мне бы настоящего».

  1. Отец в зверинце:

а) На представлении.

б) «Можно ли отпустить слона к больной девочке?»

в) «Трудно, но возможно».

  1. В гостях у больной.

а) Ночная дорога.

б) Устроился.

в) Теплая встреча.

  1. «Я здорова»!


-Что такое план? (заголовки частей рассказа; он в сжатой форме передает содержание рассказа).

Давайте ещё раз перечитаем план. Действительно ли это?

- Каким бывает план?

- Какой у нас план: краткий или развернутый, подробный или сжатый. (Подробный, развернутый).

- Для чего нужен план?

-Чему будем учиться на уроке?

3. Этап усвоения и отработки новых знаний. Вторичный синтез.

- Перескажем кратко содержание рассказа. На каждый пункт плана отвечаем 3-4 предложениями.

- Прочитайте название 1 части.

- Кратко передай содержание этой части. Найди, где кончается часть. (Маленькая девочка заболела. Ей становится все хуже. И никто – ни доктора, ни родители не могут ей помочь).

- Читаем 2 пункт плана.

- Кратко скажите, о чем эта часть. (Но однажды малышка оживилась: она обратилась с необычной просьбой: можно ли ей слона. Папа принес ей красивую игрушку. Девочка опять загрустила, её не поняли: нужен был только настоящий слон).

- Теперь вы почувствовали, чем краткий (сжатый) пересказ отличается от полного, подробного? Это нелегкое дело – составить пересказ, тем более сжатый, мы продолжим этому учиться.

- Как вы думаете, какие строки из 1 и 2 части очень важные для понимания рассказа, понимания того необычного, что произошло: в обыкновенном жилом доме оказался слон.

- Что сказано о размере и весе слона? (автор использовал русские меры длины и веса)

Аршин – 071 м.

Пуд – 16,3 кг.

Высота – 3 арш. 4 в. – 2 м.30см.

Длина – 4 арш. – 2м.84 см. около 3 м.

Вес – 1825 кг.600г. около двух тонн!

- Вы представляете такую громадину?! Что заставило родителей пойти на все, лишь бы слон, живой, настоящий оказался у них дома? (болезнь дочери).

- Сколько ей было лет?

- Прочитайте строки, описывающие, насколько серьезной была болезнь девочки.

- Как писатель Куприн показал состояние родителей - отчаяние отца и матери?

- Прочитаем 2 часть по ролям. Как она называется?

- Найдите границы этой части (от слов «Но однажды утром…» - до слов «Извини меня, папа»).

- Как показал автор переживания родителей и настроение девочки?

- Чтение.

- Ответ: оживление девочки сменяется опять равнодушием к жизни, разочарованием, грустью. Надежду родителей сменяет тоска, страх, разочарование от того, что ребенок тает на глазах.

- Прочитайте заголовки 3 части.

- Найдите границы части (от слов «Папа хватает…» - до слов «соглашается хозяин зверинца»).

- Глазками, молча перечитайте эту часть. Приготовьтесь к подробному пересказу.

- Самостоятельное чтение.

- Пересказ.

- Как вы думаете, почему хозяин зверинца согласился? (он понял горе родителей Нади, у него была такая же дочь, и если его Томми мог помочь девочке, да ещё и состоятельные родители могли за это дорогое удовольствие заплатить, почему не помочь?)

- Посмотрите ещё раз на план. Как вы думаете, какая часть самая важная в рассказе «Слон»?

- Правильно – «Теплая встреча». Её и читают обычно тепло, передавая прекрасное чувство особой доброты, сердечности, радости.

- Попробуем это показать голосом, читая отрывок (от слов «хозяин слона, немец» - до «…она даже не слышит, как её раздевают»).

- Сравните начало рассказа и его конец. Каким предложением заканчивается? Прочитайте.

- Какими словами скажем о Надином состоянии, настроении: (довольная, веселая, радостная и.т.д.).

- Что же излечило шестилетнюю девочку от тяжелой, угрожающей болезни?

- Правильно. Рассказ недаром называется «Слон». Встреча с необыкновенным животным, которого девочка никогда не видела, оказала на неё воздействие, пробудила в ней интерес к жизни.

4. Итог урока. Рефлексия.

- К каким же выводам о взаимоотношениях животных и людей приходим мы, прочитав рассказ А. И. Куприна?

Животные всегда благотворно влияют на человека. Мы любим наших четвероногих, четверолапых друзей и рядом с ними становимся сильнее, добрее и мягче. От нас они ждут заботы, добра, ласки и теплоты, и человек щедро делится всем этим с ними.

- И другое: у Нади прекрасные мама и папа, готовые ради дочки пожертвовать всем.

Любовь родителей, самоотверженно борющихся за её здоровье, спасает девочку.

Прекрасный русский писатель, ребята, очень хотел, чтобы вы это поняли: рядом с вами самые дорогие для вас люди. Это очень добрый рассказ, рассказ о любви и доброте.

5. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Перечитать рассказ, подготовить краткий пересказ всего произведения.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: А. И. Куприн. "Слон"

Автор: Попова Светлана Вадимовна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273133


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства