Конспект урока
Аннотация
1) Автор урока:
преподаватель русского языка и методики преподавания русского языка Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Попова С. В.
2) Описание урока
- Тема: А. И. Куприн. «Слон»
- Предметная область: литературное чтение в начальных классах.
- Участники урока: учащиеся 3 класса
- Цель: формирование навыка сжатого пересказа.
Дидактические и методические задачи:
- Создать условия
- для формирования необходимого уровня читательской компетентности;
- овладения техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладения приёмами интерпретации текста (составление монологического высказывания - характеристики героя произведения, полного и сжатого пересказа);
- формирования умения высказывать и пояснять свою точку зрения;
- восприятия литературного произведения как особого вида искусства;
- знакомства с культурно-историческим наследием, общечеловеческими ценностями.
Время работы –1 час.
Источники информации:
1. http://www dic.academic.ru;
2. www.wikipedia.org.;
3. Куприн А. И. «Слон».
4. Детская литература. Учебник под ред. Е. О. Путиловой. - М., «Академия», 2008.
5. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Детская книга и детское чтение. - М., «Академия», 1999.
Ход урока
1. Актуализация изученного.
- Сегодня у нас в гостях русский писатель Александр Иванович Куприн (1870-1938), живший на рубеже 19-20 веков, оставивший нам прекрасные и светлые произведения о любви, о природе, о людях и животных, об их взаимоотношениях.
-Что интересного, необыкновенного узнали вы об этом писателе?
-В юности он зачитывался Пушкиным, Лермонтовым, сам пробовал писать; первые пробы писателя – стихи. Как и Лермонтов, был военным, закончил военную гимназию и юнкерскую школу, но, прослужив в армии 4 года, стал профессиональным писателем.
Он много ездил по Руси, был и грузчиком, и рыбаком, пел в хоре, изучал врачебное дело, был актером – много видел, наблюдал, хорошо знал жизнь. Куприн написал много рассказов о животных. Но вот только ли о них его рассказ «Слон»? Перечитаем отдельные страницы рассказа и постараемся понять, что же главное в нем.
2. Целеполагание.
-Прочитайте. Что представляет эта запись?
Слон.
- Маленькая девочка нездорова.
- «А можно мне слона»?
а) Игрушка – совсем не то.
б) «Мне бы настоящего».
- Отец в зверинце:
а) На представлении.
б) «Можно ли отпустить слона к больной девочке?»
в) «Трудно, но возможно».
- В гостях у больной.
а) Ночная дорога.
б) Устроился.
в) Теплая встреча.
- «Я здорова»!
-Что такое план? (заголовки частей рассказа; он в сжатой форме передает содержание рассказа).
Давайте ещё раз перечитаем план. Действительно ли это?
- Каким бывает план?
- Какой у нас план: краткий или развернутый, подробный или сжатый. (Подробный, развернутый).
- Для чего нужен план?
-Чему будем учиться на уроке?
3. Этап усвоения и отработки новых знаний. Вторичный синтез.
- Перескажем кратко содержание рассказа. На каждый пункт плана отвечаем 3-4 предложениями.
- Прочитайте название 1 части.
- Кратко передай содержание этой части. Найди, где кончается часть. (Маленькая девочка заболела. Ей становится все хуже. И никто – ни доктора, ни родители не могут ей помочь).
- Читаем 2 пункт плана.
- Кратко скажите, о чем эта часть. (Но однажды малышка оживилась: она обратилась с необычной просьбой: можно ли ей слона. Папа принес ей красивую игрушку. Девочка опять загрустила, её не поняли: нужен был только настоящий слон).
- Теперь вы почувствовали, чем краткий (сжатый) пересказ отличается от полного, подробного? Это нелегкое дело – составить пересказ, тем более сжатый, мы продолжим этому учиться.
- Как вы думаете, какие строки из 1 и 2 части очень важные для понимания рассказа, понимания того необычного, что произошло: в обыкновенном жилом доме оказался слон.
- Что сказано о размере и весе слона? (автор использовал русские меры длины и веса)
Аршин – 071 м.
Пуд – 16,3 кг.
Высота – 3 арш. 4 в. – 2 м.30см.
Длина – 4 арш. – 2м.84 см. около 3 м.
Вес – 1825 кг.600г. около двух тонн!
- Вы представляете такую громадину?! Что заставило родителей пойти на все, лишь бы слон, живой, настоящий оказался у них дома? (болезнь дочери).
- Сколько ей было лет?
- Прочитайте строки, описывающие, насколько серьезной была болезнь девочки.
- Как писатель Куприн показал состояние родителей - отчаяние отца и матери?
- Прочитаем 2 часть по ролям. Как она называется?
- Найдите границы этой части (от слов «Но однажды утром…» - до слов «Извини меня, папа»).
- Как показал автор переживания родителей и настроение девочки?
- Чтение.
- Ответ: оживление девочки сменяется опять равнодушием к жизни, разочарованием, грустью. Надежду родителей сменяет тоска, страх, разочарование от того, что ребенок тает на глазах.
- Прочитайте заголовки 3 части.
- Найдите границы части (от слов «Папа хватает…» - до слов «соглашается хозяин зверинца»).
- Глазками, молча перечитайте эту часть. Приготовьтесь к подробному пересказу.
- Самостоятельное чтение.
- Пересказ.
- Как вы думаете, почему хозяин зверинца согласился? (он понял горе родителей Нади, у него была такая же дочь, и если его Томми мог помочь девочке, да ещё и состоятельные родители могли за это дорогое удовольствие заплатить, почему не помочь?)
- Посмотрите ещё раз на план. Как вы думаете, какая часть самая важная в рассказе «Слон»?
- Правильно – «Теплая встреча». Её и читают обычно тепло, передавая прекрасное чувство особой доброты, сердечности, радости.
- Попробуем это показать голосом, читая отрывок (от слов «хозяин слона, немец» - до «…она даже не слышит, как её раздевают»).
- Сравните начало рассказа и его конец. Каким предложением заканчивается? Прочитайте.
- Какими словами скажем о Надином состоянии, настроении: (довольная, веселая, радостная и.т.д.).
- Что же излечило шестилетнюю девочку от тяжелой, угрожающей болезни?
- Правильно. Рассказ недаром называется «Слон». Встреча с необыкновенным животным, которого девочка никогда не видела, оказала на неё воздействие, пробудила в ней интерес к жизни.
4. Итог урока. Рефлексия.
- К каким же выводам о взаимоотношениях животных и людей приходим мы, прочитав рассказ А. И. Куприна?
Животные всегда благотворно влияют на человека. Мы любим наших четвероногих, четверолапых друзей и рядом с ними становимся сильнее, добрее и мягче. От нас они ждут заботы, добра, ласки и теплоты, и человек щедро делится всем этим с ними.
- И другое: у Нади прекрасные мама и папа, готовые ради дочки пожертвовать всем.
Любовь родителей, самоотверженно борющихся за её здоровье, спасает девочку.
Прекрасный русский писатель, ребята, очень хотел, чтобы вы это поняли: рядом с вами самые дорогие для вас люди. Это очень добрый рассказ, рассказ о любви и доброте.
5. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
Перечитать рассказ, подготовить краткий пересказ всего произведения.