Конспект урока литературного чтения "Не бойся сказки..." предназначен для учащихся 4 класса, обучающихся по программе "Система развивающего обучения Л.В. Занкова". Урок разработан по сказке А,С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". К уроку прилагается презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Не бойся сказки..." »
Демьян Елена Борисовна Урок литературного чтения «Не бойся сказки...» 4 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
4 КЛАСС
ТЕМА: «НЕ БОЙСЯ СКАЗКИ...»
Выполнила: учитель начальных классов
Демьян Елена Борисовна
НОВОМОСКОВСК
«Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет».
Валентин Берестов.
(Урок литературного чтения по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 4 класс).
Тип урока: Обобщающий урок.
Цели и задачи урока:
- создать условия для рассмотрения взаимосвязи литературной сказки А.С.Пушкина с волшебной русской народной сказкой, сказкой братьев Гримм «Белоснежка»;
- создать условия для развития навыков выразительного чтения;
- создать условия для развития навыков монологической речи.
Оборудование:
- тексты сказок:
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
братья Гримм «Белоснежка»;
русская народная сказка «Морозко»;
- таблицы для сравнительного анализа;
- рисунки детей, иллюстрации к сказкам;
- портрет А.С.Пушкина;
- иллюстрации Л. Присекиной;
- выставка книг.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся
в чудесную сказочную страну, а путеводной звездой станут слова:
Сказка ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок.
Вспомните, кто произнес эту фразу?
Дети: А.С.Пушкин.
2. Актуализация знаний детей
Учитель: Мне хочется прочитать вам стихотворение
В.Берестова «Михайловское»:
Когда, пройдя над крутизной отвесной,
Поэт достиг вершины неизвестной,
Что на вершине этой он найдет?
То, что давным – давно нашел народ.
Что же нашел народ? Свои чувства, мысли, мечты люди воплощали в сказках. Няня, Арина Родионовна, рассказывала Александру Сергеевичу народные предания, которыми он восхищался. Вспомните, как А.С.Пушкин отзывался о сказках?
Дети: А.С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!»
Учитель: По своему настроению, идейной направленности сказка А.С.Пушкина очень близка, народным сказкам. Как и в народных сказках в произведении А.С.Пушкина волшебное соединяется с реальностью, ирония с лиричностью. События, герои изображаются так, как изображались бы в сказках народных. Вспомните, какими признаками отличается народная волшебная сказка?
Дети:
- троекратные повторы: три сестры, три задания…;
- место действия: подземное царство, королевство…;
- различные превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных…;
А.С. Пушкин с детства полюбил народные сказки, песни, пословицы: всю жизнь он собирал, записывал, изучал их. Уже прославленным поэтом ему пришлось прожить два года в Псковском имении отца – селе Михайловском. Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной и, как в детстве, с увлечением слушал сказки. Жизнь родного народа, нянины сказки, рассказы бабушки – все это глубоко запало в память и душу великого русского поэта и стало источником собственного творчества.
А.С. Пушкин воспользовался, работая над «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях», не только своими фольклорными записями, сборниками произведений устного народного творчества, но и гриммовскими сказками. Давно замечено сходство сказочных сюжетов разных народов. Много таких параллелей можно было бы найти и в сказках из сборника братьев Гримм.
А.С. Пушкин один из первых понял международный характер и значение фольклора. И он с особенным интересом останавливался на сюжетах, которые ему были известны по русским и по западным источникам: « Салтан», «Мертвая царевна». А.С. Пушкин разделял точку зрения братьев Гримм, считавших, что поэзия сказок «… происходит из того вечного источника, который покрывает росой всё живое …»
2 ученик: Тема моего выступления: «Пушкин и русский народный язык».
Трудно найти человека, который не знал сказки А.С. Пушкина. Они входят в детский мир, навсегда остаются в нашем сознании, даже когда мы вырастаем. А.С. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его сказках льётся свободно и радостно, как будто звучит весенняя капель, которая падает в быстро бегущий ручеёк. Мне запомнился следующий фрагмент:
И царевна к ним сошла,
Честь хозяевам отдала,
В поясе низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась;
Что-де в гости к нам зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали; …
Богатыри поняли, кто перед ними, когда царевна заговорила! Правильная речь - вот истинное украшение!
Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще.
Сопоставительный анализ
Учитель: Дети, давайте вспомним, какие волшебные сказки вам известны? Остановимся на трёх позициях: русские народные сказки, сказки братьев Гримм, сказки А.С. Пушкина.
1
2
3
«Царевна-лягушка»
«Морозко»
«Василиса Прекрасная»
«Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»
«Белоснежка»
«Золушка»
«Стоптанные башмаки»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о царе Салтане…»
«Сказка о мёртвой царевне…»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о попе и работнике его Балде»
Учитель : Что общего в сказках «Морозко», «Белоснежка», «Сказка о мертвой царевне…»?
Давайте заполним таблицу
1
2
3
Герои: мачеха, падчерица.
События: мачеха изоняет падчерицу из дома; падчерица находит приют в лесу, Морозко избавляет от гибели и щедро награждает
Герои: мать, мачеха, жених, семеро друзей.
События: падчерицу мачеха изгоняет из дом; падчерица находит приют в лесу, трижды пытается мачеха её убить, выручают друзья, а затем принц оживляет
1.Герои: мать, мачеха, жених, семеро богатырей.
2.События: по приказу мачехи падчерицу должны убить, падчерица находит приют в лесу, мачеха узнает об обмане, убивает падчерицу, чудесное возвращение к жизни
Учитель: Какие герои есть во всех трёх сказках?
Дети: Мачеха, падчерица
Учитель: Какие события похожи?
Дети: Падчерица изгоняется из дома, находит приют в лесу, избавление от смерти, счастливый конец сказки.
Учитель: А есть ли разница в данных сказках (события, герои)?
Учитель: Как вы думаете, пересказал А.С. Пушкин сказку братьям Гримм, используя при этом русские народные сказки, или создал свою авторскую сказку?
Дети: В сказке А.С. Пушкина отразился богатый и красочный мир народной фантазии, зазвучал во всей красоте народный язык. Однако А.С. Пушкин создал свою авторскую сказку. Выразил собственные идеалы, мысли, представления.
Учитель: Создавая сказки, А.С. Пушкин стремился передать все события, характеры героев с точки зрения народа. Нравственный пафос сказки: истинная красота – в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея выражается в столкновении царевны с царицей – мачехой, в борьбе двух начал жизни – добра и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Именно эти чувства и сближают пушкинскую сказку с народными сказками.
Давайте послушаем небольшие стихотворение
Ученик: Валентин Берестов
Зло без добра не сделает и шагу,
Хотя бы потому,
Что вечно выдавать себя за благо
Приходится ему.
Добру, пожалуй, больше повезло –
Не нужно выдавать себя за зло!
Анализ образа главной героини
Учитель: В каких русских народных сказках встречаются мачеха и падчерица?
Дети: «Хаврошечка» и «Морозко»
Учитель: Какой в них изображается падчерица?
Дети: Скромная, трудолюбивая, ласковая девушка.
Учитель: Какой мы видим молодую царевну в сказке А.С. Пушкина?
Дети: Скромная, трудолюбивая, красивая.
Учитель: Какой мы видим царицу?
Дети: Злая, жестокая, ленивая, красивая.
Учитель: Давайте посмотрим, как об этих героинях говорится в сказке.
Царица
Царевна
1.Внешность
2.Характер
3.Поступок
4.Конец сказки
1.Правду молвить,молодица,
Уж впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
2.Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива
3.Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
4.Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив
К двери прямо побежала
И царевну повстречала…
Тут её тоска взяла,
И царица умерла.
1.Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая.
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела…
2.Нраву кроткого такого
3.«Постой,
Бабушка, постой немножко, -
Ей кричит она в окошко, Пригрожу сама я псу
И кой – что тебе снесу.»
4.Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
Учитель: Мы видим, как А.С. Пушкин продолжает народные традиции, дополняя и углубляя их.
Изображены два характера, противопоставленные друг другу. Их взаимодействие – причина развития сказочных событий. Однако в пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка. Вспомните, как автор называет царевну?
Учитель: В отличие от царицы царевна окружена любовью.
О ней «тужит бедный царь», королевич Елисей отправляется на её поиски, искренне полюбили её семь богатырей. А.С. Пушкин создал неповторимый индивидуальный характер.
4.Этап информации учащихся о домашнем задании, инструкция по его выполнению:
Приготовьтесь рассказать о царевне, используя цитаты из текста;
Составьте кроссворд по сказке А.С. Пушкина;
Нарисуйте иллюстрацию к любимому фрагменту сказки А.С. Пушкина.
5.Итог урока
Учитель: Сегодня мы с вами определяли, чем сказка А.С. Пушкина похожа на русские народные волшебные сказки, а также сказки братьев Гримм.
Понравился ли вам урок?
Выступления детей
Учитель: Спасибо всем. Урок окончен.
Использованная литература:
1.ПушкинА.С. Полное собрание сочинений в 10 томах. Издательство «Наука»,1977
2.Сказки братьев Гримм. Ростов-на-Дону. Издательство «Проф. - Пресс»,1999
3.Народные русские сказки из сборника А.Н. Афанасьева. Издательство «Художественная литература»,1977
4.Уроки в начальной школе: Поурочные разработки. Пособие для учителя. ВАКО,2006