Урок литературного чтения. 2 класс.
Тема: Нанайская сказка «Айога».
Цели урока: 1) познакомить с нанайской сказкой «Айога»;
                       2) воспитывать любовь к матери, к труду;
                       3) развивать навыки выразительного чтения, способность анализировать поступки
                           героев;
                       4) коррекция познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.
Оборудование: учебники 2 класс, пословицы, иллюстрации к сказке, иллюстрация нанайцев.
                                                                   Ход  урока.
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа.
     - На Земле живут люди разных национальностей.
     - Какие национальности людей вы знаете?
     - А знаете ли вы, кто такие нанайцы?
       (Продемонстрировать иллюстрацию нанайцев).
     - На Дальнем Востоке по берегам реки Амура живут нанайцы. Это люди, которые ведут
     бродячий образ жизни, у них нет постоянного места жительства. Это малочисленная нация, их
     всего 10 тыс. человек. У этого народа богатый фольклор, множество разных песен, загадок, пос-
     ловиц, сказок. Многие произведения нанайцев были записаны и теперь у нас есть возможность
     познакомиться с их творчеством.
III. Постановка цели урока.
     - Сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой. Прочитайте её название.
     - Айога – это имя нанайской девочки. О ней я вам сейчас прочитаю.
IV. Изучение нового материала.
      а) Словарная работа.
          Стойбище -  место, где останавливаются люди, которые ведут бродячий, неосёдлый
                                 образ жизни.
      б) Первичное чтение учителем.
          (Читает учитель, дети следят по учебнику).
      в) Первичная проверка понимания.
          - Понравилась сказка?
          - Что понравилось?
          - Как вы относитесь к поведению девочки?
          - Почему она стала такой?
          - Что у Айоги попросила принести мать?
          - Какие причины придумывала Айога, чтобы не пойти?
          - Кто принёс матери воды?
          - Почему мать не дала лепёшку Айоге?
          - Прочитайте, что она ответила дочери?
          - Кому мать отдала лепёшку?
          - Как вы думаете, почему?
          - Как повела себя Айога, когда лепёшка досталась другой девочке? Прочитайте.
          - Что произошло с Айогой? Почему?
          - Жалко вам Айогу или нет? Почему?
          - В чём смысл сказки?
          - К какому виду сказок относится эта сказка? Почему?  (Бытовая сказка).
V. Физкультминутка.
          Мы осанку исправляем,
          Спинки дружно прогибаем.
          Вправо, влево мы нагнулись,
          До носочков дотянулись.
          Руки вверх, назад и вниз
          Улыбайся и садись.
VI. Закрепление изученного материала.
       а) Подготовительная работа.
           - Прочитайте первый раз медленно, затем целыми словами:
                          за – гор – ди – лась  -  загордилась
                          раз – гля – ды – вать  -  разглядывать
                          на – чи – щен – ный  -  начищенный
                          по – ца – ра – паю  -  поцарапаю
                          рас – ка – лён – ном  -  раскалённом
                          рас – сер – ди – лась  -  рассердилась
                          по – ко – ро – бят – ся  -  покоробятся
                          рас – то – пы – ри – ла   -  растопырила
                          прев – ра – ти – лась  -  превратилась
                          бул – тых – ну – лась  -  бултыхнулась
                          красивее  -  ударение ставится на букву и.
       б) Выразительное чтение сказки.
       в) Работа с иллюстрациями.
           - Посмотрите на доску. Правильно ли расположены иллюстрации?  (Нет).
           - Расположите иллюстрации по порядку в соответствии с содержанием сказки.
           - Обратите внимание на национальную одежду. Во что одеты нанайцы?
           - Эта одежда сшита из оленьих шкур и вышита национальным орнаментом. Без тёплой
           меховой одежды здесь холодно.
       г) Пересказ сказки по иллюстрациям.
       д) Работа с пословицами.
           - Какие пословицы на эту тему вы можете вспомнить?
           - На доске записаны пословицы. Подберите те, которые подходят к данной сказке и
           объясните их смысл.
                                   Лениться да гулять – добра не видать.
                                   Видом сокол, а голосом ворона.
                                   Кто скорее помог, тот дважды помог.
                                   Не по виду суди, а по делам гляди.
                                   Одна ложка дёгтя портит бочку мёда. 
VII. Итог урока.  
        - Как вы считаете, что делает человека красивым?
        - Что важнее – внутренние качества человека или внешние?
        - Чему учит сказка?
VIII. Домашнее задание.
         - Перечитать сказку, подготовить пересказ.
 
    
    
    
    
            
                Просмотр содержимого документа
                
                «Урок литературного чтения во 2 классе: Нанайская сказка "Айога" »
            
            
                                                              Урок литературного чтения. 2 класс.
  Тема: Нанайская сказка «Айога». 
  Цели урока: 1) познакомить с нанайской сказкой «Айога»;
  2) воспитывать любовь к матери, к труду;
  3) развивать навыки выразительного чтения, способность анализировать поступки
  героев; 
  4) коррекция познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.
  Оборудование: учебники 2 класс, пословицы, иллюстрации к сказке, иллюстрация нанайцев.
  
 
  Ход урока.
  I. Организационный момент.
  
 
  II. Вводная беседа.
  - На Земле живут люди разных национальностей.
  - Какие национальности людей вы знаете?
  - А знаете ли вы, кто такие нанайцы?
  (Продемонстрировать иллюстрацию нанайцев).
  - На Дальнем Востоке по берегам реки Амура живут нанайцы. Это люди, которые ведут 
  бродячий образ жизни, у них нет постоянного места жительства. Это малочисленная нация, их 
  всего 10 тыс. человек. У этого народа богатый фольклор, множество разных песен, загадок, пос-
  ловиц, сказок. Многие произведения нанайцев были записаны и теперь у нас есть возможность
  познакомиться с их творчеством.
  
 
  III. Постановка цели урока.
  - Сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой. Прочитайте её название.
  - Айога – это имя нанайской девочки. О ней я вам сейчас прочитаю.
  
 
  IV. Изучение нового материала.
  а) Словарная работа.
  Стойбище - место, где останавливаются люди, которые ведут бродячий, неосёдлый
  образ жизни. 
  б) Первичное чтение учителем.
  (Читает учитель, дети следят по учебнику).
  в) Первичная проверка понимания.
  - Понравилась сказка?
  - Что понравилось?
  - Как вы относитесь к поведению девочки?
  - Почему она стала такой?
  - Что у Айоги попросила принести мать?
  - Какие причины придумывала Айога, чтобы не пойти?
  - Кто принёс матери воды?
  - Почему мать не дала лепёшку Айоге?
  - Прочитайте, что она ответила дочери?
  - Кому мать отдала лепёшку?
  - Как вы думаете, почему?
  - Как повела себя Айога, когда лепёшка досталась другой девочке? Прочитайте. 
  - Что произошло с Айогой? Почему?
  - Жалко вам Айогу или нет? Почему?
  - В чём смысл сказки?
  - К какому виду сказок относится эта сказка? Почему? (Бытовая сказка).
  
 
  V. Физкультминутка.
  Мы осанку исправляем,
  Спинки дружно прогибаем.
  Вправо, влево мы нагнулись,
  До носочков дотянулись.
  Руки вверх, назад и вниз
  Улыбайся и садись.
  VI. Закрепление изученного материала.
  а) Подготовительная работа.
  - Прочитайте первый раз медленно, затем целыми словами:
  за – гор – ди – лась - загордилась
  раз – гля – ды – вать - разглядывать
  на – чи – щен – ный - начищенный
  по – ца – ра – паю - поцарапаю
  рас – ка – лён – ном - раскалённом
  рас – сер – ди – лась - рассердилась
  по – ко – ро – бят – ся - покоробятся
  рас – то – пы – ри – ла - растопырила
  прев – ра – ти – лась - превратилась
  бул – тых – ну – лась - бултыхнулась
  
 
  красивее  - ударение ставится на букву и.
  
 
  б) Выразительное чтение сказки. 
  в) Работа с иллюстрациями.
  - Посмотрите на доску. Правильно ли расположены иллюстрации? (Нет).
  - Расположите иллюстрации по порядку в соответствии с содержанием сказки.
  - Обратите внимание на национальную одежду. Во что одеты нанайцы? 
  - Эта одежда сшита из оленьих шкур и вышита национальным орнаментом. Без тёплой
  меховой одежды здесь холодно.
  г) Пересказ сказки по иллюстрациям.
  д) Работа с пословицами.
  - Какие пословицы на эту тему вы можете вспомнить?
  - На доске записаны пословицы. Подберите те, которые подходят к данной сказке и 
  объясните их смысл.
  Лениться да гулять – добра не видать.
  Видом сокол, а голосом ворона.
  Кто скорее помог, тот дважды помог.
  Не по виду суди, а по делам гляди.
  Одна ложка дёгтя портит бочку мёда.  
  
  VII. Итог урока.  
  - Как вы считаете, что делает человека красивым?
  - Что важнее – внутренние качества человека или внешние?
  - Чему учит сказка?
  
 
  VIII. Домашнее задание.
  - Перечитать сказку, подготовить пересказ.