Урок литературного чтения. 2 класс.
Тема: Нанайская сказка «Айога».
Цели урока: 1) познакомить с нанайской сказкой «Айога»;
2) воспитывать любовь к матери, к труду;
3) развивать навыки выразительного чтения, способность анализировать поступки
героев;
4) коррекция познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.
Оборудование: учебники 2 класс, пословицы, иллюстрации к сказке, иллюстрация нанайцев.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа.
- На Земле живут люди разных национальностей.
- Какие национальности людей вы знаете?
- А знаете ли вы, кто такие нанайцы?
(Продемонстрировать иллюстрацию нанайцев).
- На Дальнем Востоке по берегам реки Амура живут нанайцы. Это люди, которые ведут
бродячий образ жизни, у них нет постоянного места жительства. Это малочисленная нация, их
всего 10 тыс. человек. У этого народа богатый фольклор, множество разных песен, загадок, пос-
ловиц, сказок. Многие произведения нанайцев были записаны и теперь у нас есть возможность
познакомиться с их творчеством.
III. Постановка цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой. Прочитайте её название.
- Айога – это имя нанайской девочки. О ней я вам сейчас прочитаю.
IV. Изучение нового материала.
а) Словарная работа.
Стойбище - место, где останавливаются люди, которые ведут бродячий, неосёдлый
образ жизни.
б) Первичное чтение учителем.
(Читает учитель, дети следят по учебнику).
в) Первичная проверка понимания.
- Понравилась сказка?
- Что понравилось?
- Как вы относитесь к поведению девочки?
- Почему она стала такой?
- Что у Айоги попросила принести мать?
- Какие причины придумывала Айога, чтобы не пойти?
- Кто принёс матери воды?
- Почему мать не дала лепёшку Айоге?
- Прочитайте, что она ответила дочери?
- Кому мать отдала лепёшку?
- Как вы думаете, почему?
- Как повела себя Айога, когда лепёшка досталась другой девочке? Прочитайте.
- Что произошло с Айогой? Почему?
- Жалко вам Айогу или нет? Почему?
- В чём смысл сказки?
- К какому виду сказок относится эта сказка? Почему? (Бытовая сказка).
V. Физкультминутка.
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Руки вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.
VI. Закрепление изученного материала.
а) Подготовительная работа.
- Прочитайте первый раз медленно, затем целыми словами:
за – гор – ди – лась - загордилась
раз – гля – ды – вать - разглядывать
на – чи – щен – ный - начищенный
по – ца – ра – паю - поцарапаю
рас – ка – лён – ном - раскалённом
рас – сер – ди – лась - рассердилась
по – ко – ро – бят – ся - покоробятся
рас – то – пы – ри – ла - растопырила
прев – ра – ти – лась - превратилась
бул – тых – ну – лась - бултыхнулась
красивее - ударение ставится на букву и.
б) Выразительное чтение сказки.
в) Работа с иллюстрациями.
- Посмотрите на доску. Правильно ли расположены иллюстрации? (Нет).
- Расположите иллюстрации по порядку в соответствии с содержанием сказки.
- Обратите внимание на национальную одежду. Во что одеты нанайцы?
- Эта одежда сшита из оленьих шкур и вышита национальным орнаментом. Без тёплой
меховой одежды здесь холодно.
г) Пересказ сказки по иллюстрациям.
д) Работа с пословицами.
- Какие пословицы на эту тему вы можете вспомнить?
- На доске записаны пословицы. Подберите те, которые подходят к данной сказке и
объясните их смысл.
Лениться да гулять – добра не видать.
Видом сокол, а голосом ворона.
Кто скорее помог, тот дважды помог.
Не по виду суди, а по делам гляди.
Одна ложка дёгтя портит бочку мёда.
VII. Итог урока.
- Как вы считаете, что делает человека красивым?
- Что важнее – внутренние качества человека или внешние?
- Чему учит сказка?
VIII. Домашнее задание.
- Перечитать сказку, подготовить пересказ.