kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока литературного чтения "Живая шляпа" Н.Н.Носова

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                       Тема: «Живая шляпа» Н.Н.Носов

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок  открытия нового  знания.

Форма: урок в технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение).

Задачи: учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику  действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания.

     Планируемые результаты:

     Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

      Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

      Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы.

      Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища.

       Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе

      Личностные результаты - умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

      Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

1.Организационный  момент.  Психологический настрой.

-Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Сядьте ровно,

Ножки вместе,

Ручки полочкой на стол.

Начинаем разговор!

- Ребята, а когда уроки проходят интересно?

Дети отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения (Когда интересный материал урока, когда над вопросами можно подумать и самим найти ответ и т.д)

-Вот и я сегодня хочу пожелать, чтобы вам на уроке было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали своим товарищам, получили много полезной и нужной информации.

2.Создание  проблемной ситуации (мотивация).

Организует диалог с обучающимися.

Читает стихотворение, держа в руках шляпу.

(Дети  слушают стихотворение)

Шляпа - лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

-А кто из вас знает, что такое шляпа?

( Высказывают своё мнение).

-А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре.

(Один из обучающихся ищет в словаре толкование слова).

(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)

-Какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

-Давайте поиграем в игру «Чья шляпа?»

Я буду показывать вам шляпы, а вы будете отгадывать кому она принадлежит.

(показывает картинки шляп, после отгадки детьми, показывает хозяина головного убора).

(Дети анализируют и доказывают, чей головной убор).

3.Актуализация знаний.

Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию цели урока

-Произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, написал один замечательный писатель. Имя его вам известно. Мы с ним знакомились на предыдущих уроках.

(Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений  НОСОВ)

-Да, НИКОЛАЙ  НИКОЛАЕВИЧ  НОСОВ

(вывешивается портрет писателя)

-Но прежде вспомним основные моменты из биографии Н.Носова.

(Отвечают на поставленные вопросы).

-Правда ли, что…

-Николай Носов родился в Одессе?

 (Нет, недалеко от  Киева в Украине).

-Отец писателя тоже был писателем?

(Нет, отец был артистом).

-Первый рассказ Николая Носова был написан для дочери?

(Нет, для сына)

-Герои произведений Н.Носова были взрослые?

(Нет, дети, попавшие в смешные ситуации).

-Писатель  был участником Великой Отечественной войны?

 (Да).

-Информацию о любом писателе можно найти только в библиотеке?

(Нет, еще в интернете).

-Как вы думаете, ребята, а какие у этого писателя произведения?

(Смешные, весёлые, юмористические и т.п.)

-Давайте поработаем над кластером. Вам необходимо соотнести названия к автору.

(Отвечают на поставленный вопрос. Дети читают название и соотносят к автору).

 
 

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Почему «Сказка о рыбаке и рыбке» не соотнесли с автором?

(Потому, что эту сказку написал А.С.Пушкин).

4.Сообщение темы, постановка целей урока. Выявление места и причины затруднения.

-Осталось ещё одно название «Живая шляпа».

 (Мы не знаем это произведение).

-Что же нам с ним делать?

(Давайте познакомимся с произведением).

-Давайте. А как вы думаете, почему так назван рассказ? А хотели бы вы об этом узнать?

(Не знаем).

- Вы верите в то, что шляпы бывают живые? Аргументируйте свои высказывания.

 (Нет, потому что…)

-Ребята, по вашему мнению, можно ли по названию данного произведения определить, о чём же пойдет речь?

(Да).

-Какую же задачу мы перед собой поставим?

(Формулируют задачи урока: подумать и объяснить, почему так назван рассказ).

-Откройте тетради и запишите число, классную работу и тему урока.

(Дети записывают):

Число

Классная работа

Н.Носов «Живая шляпа»

5.Открытие новых знаний.

А) стадия осмысления.

-Но прежде, чем мы начнём, знакомится с произведением Н.Носова «Живая шляпа», давайте вспомним значения некоторых слов.

(Отвечают на вопросы, объясняют значения слов).

-Что такое КОЧЕРГА?

 (Инструмент из железа или другого огнестойкого материала, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом (один из обучающихся ищет в словаре толкование слова).

-Кто объяснит значение слова КОМОД?

(Низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей).

-Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

(Ударить).

-А слово ПЛЮХНУТЬ?

(Упасть, тяжело сесть).

-Запишите эти слова в тетради.

(Дети записывают слова).

Учитель заранее делит текст на смысловые части.

(Слушают, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий).

-Ребята. Сейчас мы будем слушать аудиозапись.

Чтение 1 части – до слов «Что-то плюхнулось, упало»

-Как вы думаете, что плюхнулось на пол?

-А кто попробует предположить, что произойдет дальше?

Чтение 2 части - до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

-Что же так испугало ребят?

-Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.

-Тогда что их так напугало?

-Предположите, смогут ли ребята побороть свой страх?

Чтение 3 части - до слов «сейчас я её как тресну клюшкой»

-Чей прогноз оправдался?

-А кто из мальчиков оказался посмелей: Володя или Вадик? Обоснуйте ответ.

-Как поведут себя мальчики дальше?

Чтение 4 части-до слов «шляпа как подскочит кверху».

6. Физ. минутка.

(Дети выполняют задания).

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

-Предположите, чем закончится произведение.

Чтение заключительной части.

-Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?

(Страх).

Б) первичное закрепление.

-Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

(Надо справляться со своим страхом).

-Верно.учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

7.Включение в систему знаний и повторений.

-Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа»

-А теперь поработаем.

(Учащиеся делятся на группы).

-Каждая группа сейчас получит задание.

Будьте внимательны при выполнении работ.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

КОНВЕРТЫ НА СТОЛАХ.

Задание №1( работа в группах)

(Приступают к выполнению заданий).

-расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

- Закончили работу. А сейчас проверим правильность выполнения своих заданий.

(Дети выходят к доске по очереди и вывешивают картинки по порядку).

Задание №2 (работа в парах)

Продолжи.

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ……В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ….ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

У СТРАХА ….ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

-Какая из пословиц подойдёт к произведению. Объясните ответ.

(У страха глаза велики — в состоянии страха, человек склонен к преувеличению опасности или видит её там, где её нет.

Пословица говорится, когда на самом деле опасность не так велика. Пословица учит, бороться со своими страхами и управлять своими мыслями).

8. Самостоятельное чтение рассказа детьми.

-Давайте почитаем текст по цепочке.

(Дети читают по очереди).

-Теперь можем выполнить ещё одно задание.

Задание №3 (работа в парах)

Прочитав авторские слова, вы должны, используя слова для справок, вписать в таблицу, какое чувство испытывали герои.

(Дети сообщаются и вписывают слова).

-Давайте посмотрим, что у вас получилось.

(Дети читают свои записи).

9.Подведение итогов урока.

(Дети отвечают на поставленные вопросы).

-Как называется рассказ, который мы читали?

-Кто написал?

-Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение?

-Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора.

10. Домашнее задание.

-Предлагаю вам дома:

(Дети делают выбор и записывают домашнее задание).

-прочитать текст по ролям

-попробовать его пересказать

-написать отзыв к рассказу.

11. Оценки.

- На оценочных листах поставьте себе оценку.

(Оценивают результаты своей работы).

12.Рефлексия.

Продолжите предложение (на доске).

(Высказывают свои варианты ответов).

Ø Мне было интересно…

Ø Я узнал, что…

Ø Мне захотелось …

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока литературного чтения "Живая шляпа" Н.Н.Носова»

Тема: «Живая шляпа» Н.Н.Носов

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок  открытия нового  знания.

Форма: урок в технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение).

Задачи: учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику  действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания.

     Планируемые результаты:

     Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

      Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

      Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы.

      Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища.

       Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе

      Личностные результаты - умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

      Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Психологический настрой.

-Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Сядьте ровно,

Ножки вместе,

Ручки полочкой на стол.

Начинаем разговор!

- Ребята, а когда уроки проходят интересно?

Дети отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения (Когда интересный материал урока, когда над вопросами можно подумать и самим найти ответ и т.д)

-Вот и я сегодня хочу пожелать, чтобы вам на уроке было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали своим товарищам, получили много полезной и нужной информации.

2.Создание проблемной ситуации (мотивация).

Организует диалог с обучающимися.

Читает стихотворение, держа в руках шляпу.

(Дети слушают стихотворение)

Шляпа - лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

-А кто из вас знает, что такое шляпа?

( Высказывают своё мнение).

-А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре.

(Один из обучающихся ищет в словаре толкование слова).

(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)

-Какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

-Давайте поиграем в игру «Чья шляпа?»

Я буду показывать вам шляпы, а вы будете отгадывать кому она принадлежит.

(показывает картинки шляп, после отгадки детьми, показывает хозяина головного убора).

(Дети анализируют и доказывают, чей головной убор).

3.Актуализация знаний.

Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию цели урока

-Произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, написал один замечательный писатель. Имя его вам известно. Мы с ним знакомились на предыдущих уроках.

(Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений НОСОВ)

-Да, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ

(вывешивается портрет писателя)

-Но прежде вспомним основные моменты из биографии Н.Носова.

(Отвечают на поставленные вопросы).

-Правда ли, что…

-Николай Носов родился в Одессе?

(Нет, недалеко от Киева в Украине).

-Отец писателя тоже был писателем?

(Нет, отец был артистом).

-Первый рассказ Николая Носова был написан для дочери?

(Нет, для сына)

-Герои произведений Н.Носова были взрослые?

(Нет, дети, попавшие в смешные ситуации).

-Писатель был участником Великой Отечественной войны?

(Да).

-Информацию о любом писателе можно найти только в библиотеке?

(Нет, еще в интернете).

-Как вы думаете, ребята, а какие у этого писателя произведения?

(Смешные, весёлые, юмористические и т.п.)

-Давайте поработаем над кластером. Вам необходимо соотнести названия к автору.

(Отвечают на поставленный вопрос. Дети читают название и соотносят к автору).



«Сказка о рыбаке и рыбке»




Почему «Сказка о рыбаке и рыбке» не соотнесли с автором?

(Потому, что эту сказку написал А.С.Пушкин).

4.Сообщение темы, постановка целей урока. Выявление места и причины затруднения.

-Осталось ещё одно название «Живая шляпа».

(Мы не знаем это произведение).

-Что же нам с ним делать?

(Давайте познакомимся с произведением).

-Давайте. А как вы думаете, почему так назван рассказ? А хотели бы вы об этом узнать?

(Не знаем).

- Вы верите в то, что шляпы бывают живые? Аргументируйте свои высказывания.

(Нет, потому что…)

-Ребята, по вашему мнению, можно ли по названию данного произведения определить, о чём же пойдет речь?

(Да).

-Какую же задачу мы перед собой поставим?

(Формулируют задачи урока: подумать и объяснить, почему так назван рассказ).

-Откройте тетради и запишите число, классную работу и тему урока.

(Дети записывают):

Число

Классная работа

Н.Носов «Живая шляпа»

5.Открытие новых знаний.

А) стадия осмысления.

-Но прежде, чем мы начнём, знакомится с произведением Н.Носова «Живая шляпа», давайте вспомним значения некоторых слов.

(Отвечают на вопросы, объясняют значения слов).

-Что такое КОЧЕРГА?

(Инструмент из железа или другого огнестойкого материала, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом (один из обучающихся ищет в словаре толкование слова).

-Кто объяснит значение слова КОМОД?

(Низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей).

-Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

(Ударить).

-А слово ПЛЮХНУТЬ?

(Упасть, тяжело сесть).

-Запишите эти слова в тетради.

(Дети записывают слова).

Учитель заранее делит текст на смысловые части.

(Слушают, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий).

-Ребята. Сейчас мы будем слушать аудиозапись.

Чтение 1 части – до слов «Что-то плюхнулось, упало»

-Как вы думаете, что плюхнулось на пол?

-А кто попробует предположить, что произойдет дальше?

Чтение 2 части - до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

-Что же так испугало ребят?

-Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.

-Тогда что их так напугало?

-Предположите, смогут ли ребята побороть свой страх?


Чтение 3 части - до слов «сейчас я её как тресну клюшкой»

-Чей прогноз оправдался?

-А кто из мальчиков оказался посмелей: Володя или Вадик? Обоснуйте ответ.

-Как поведут себя мальчики дальше?

Чтение 4 части-до слов «шляпа как подскочит кверху».

6. Физ. минутка.

(Дети выполняют задания).

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

-Предположите, чем закончится произведение.

Чтение заключительной части.

-Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?

(Страх).

Б) первичное закрепление.

-Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

(Надо справляться со своим страхом).

-Верно..учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

7.Включение в систему знаний и повторений.

-Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа»

-А теперь поработаем.

(Учащиеся делятся на группы).

-Каждая группа сейчас получит задание.

Будьте внимательны при выполнении работ.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

КОНВЕРТЫ НА СТОЛАХ.

Задание №1( работа в группах)

(Приступают к выполнению заданий).

-расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

- Закончили работу. А сейчас проверим правильность выполнения своих заданий.

(Дети выходят к доске по очереди и вывешивают картинки по порядку).

Задание №2 (работа в парах)

Продолжи.

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ……В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ….ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

У СТРАХА …..ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

-Какая из пословиц подойдёт к произведению. Объясните ответ.

(У страха глаза велики — в состоянии страха, человек склонен к преувеличению опасности или видит её там, где её нет.

Пословица говорится, когда на самом деле опасность не так велика. Пословица учит, бороться со своими страхами и управлять своими мыслями).

8. Самостоятельное чтение рассказа детьми.

-Давайте почитаем текст по цепочке.

(Дети читают по очереди).

-Теперь можем выполнить ещё одно задание.

Задание №3 (работа в парах)

Прочитав авторские слова, вы должны, используя слова для справок, вписать в таблицу, какое чувство испытывали герои.

(Дети сообщаются и вписывают слова).

-Давайте посмотрим, что у вас получилось.

(Дети читают свои записи).

9.Подведение итогов урока.

(Дети отвечают на поставленные вопросы).


-Как называется рассказ, который мы читали?

-Кто написал?

-Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение?

-Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора.

10. Домашнее задание.

-Предлагаю вам дома:

(Дети делают выбор и записывают домашнее задание).

-прочитать текст по ролям

-попробовать его пересказать

-написать отзыв к рассказу.

11. Оценки.

- На оценочных листах поставьте себе оценку.

(Оценивают результаты своей работы).

12.Рефлексия.

Продолжите предложение (на доске).

(Высказывают свои варианты ответов).


 Мне было интересно…

 Я узнал, что…

 Мне захотелось …








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока литературного чтения "Живая шляпа" Н.Н.Носова

Автор: Таймер Ирина Александровна

Дата: 26.03.2019

Номер свидетельства: 504751


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства