Урок литературного чтения .Х. К. Андерсен "Гадкий утёнок". 3-й класс
Цель – познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста.
Вид деятельности – работа с художественным текстом.
Тип урока: Урок изучения нового материала, обучающий читательской деятельности.
Оборудование:
- Учебник: “Литературное чтение”. Ч. 1
- Презентация по сказкам Х.К. Андерсена
- ТСО: эл. магн .доска, компьютер.
- Карточки для групповой работы.
- Мозаика
- Оценочные листы
- Награды звёздочки
- Аппликация гадкого утёнка
- Белые розочки (сделанные ребятами)
Ход урока
- Организационный момент (1 мин.) Создание коллаборативной среды
Упражнение «Гусеница»
Деление на группы (Мозаика).
Учитель. - Начинаем урок литературного чтения. Думаю, что он поставит перед нами серьёзные вопросы, заставит задуматься и просто принесёт радость от общения друг с другом.
Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет
Тихонько сказку расскажи
И в мире добра больше станет!
2. Мотивация учебной деятельности. (1-2 мин.)
Звучит музыка Э.Грига “Пер Гюнт” “Последняя весна”.
- Давным - давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет…эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро чуть вставало солнце и вода в колодце становилась лёгкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока еще маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Ну, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого заката солнца. А сказки росли, росли…пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: “Пора, пора, мой добрый сказочник”! И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О. Дриз)
- Почему так старался сказочник, работая в своём саду?
- Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?
Слайд 2
3. Активизация имеющихся у детей знаний. Проверка домашнего задания. (5 мин.)
- Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется «Жили были сказки»
- В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это…сказки.-Почему вы любите слушать и читать сказки?
-Чем отличается сказка от других произведений?
(главное в сказке - вымысел, фантазия)
на прошлом уроке мы с вами составили кластер
И знаем, что сказки бывают по виду – Бытовые, волшебные и о животных, а по авторству – литературные (авторские) и народные.
А в каких сказках мы не можем ничего изменить или вставить что-то своё?
Вот сегодня мы с вами познакомимся ещё с 1 сказкой Г.Х . Андерсена «Гадкий утёнок»
Как начинаются русские народные сказки? Ну, конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был ...»
У Андерсена все иначе. Интересно, помните ли вы, какие сказки начинаются словами:
1. «Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку...» («Огниво»)
2. «Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?..» («Пастушка и трубочист»)
3. «Ну, начнем! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь!..» («Снежная королева»)
4. «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король...» («Дикие лебеди»
4. Постановка темы и задач урока. (1-2 мин.)
- Хотите познакомиться ещё с одной сказкой Андерсена?
- В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений и животных. Сам писал: “ Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: “Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее. И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории”.
- Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем.
- Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?
Чтение стихотворения учеником
В мире много сказок грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
У. Сегодня мы будем работать над содержанием этой сказки. Но прежде вспомните и расскажите, что вам известно о самом писателе, его жизни, творчестве?
Ученик
С 1967 года – день рождения Х.К.Андерсена, 2 апреля, стал отмечаться еще и как Международный день детской книги.
Ученик
Ханс – Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в городе Оденсе. Отец – сапожник, мать – прачка. В 15 лет с несколькими талерами в кармане он отправился в Копенгаген искать счастья. Он очень хотел стать актером, добился того, чтобы его прослушала знаменитая артистка. Та хохотала до упаду, глядя на него, потому что актера из подростка не могло выйти. Но она была умной и доброй и устроила Андерсена учиться. И Ганс закончил сначала гимназию, а потом университет.
-А какие произведения Х.К. Андерсена вы уже читали?
Наверное, нет в мире человека, который не знает имя замечательного датского сказочника Х.К.Андерсена. «Дюймовочка», «Огниво», «Принцесса на горошине», «Гадкий утенок», «Соловей», «Дикие лебеди» - кто не читал этих «историй»? Волшебный мир Андерсеновских сказок покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью.
5. Подготовка к первичному восприятию произведения.
Приём “Прогнозирование”.
- А что вы уже знаете о лебедях? (Дети рассказывают о них)
Дети обобщают полученную информацию, опираясь на составленный кластер.
- Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? При ответе на поставленный вопрос учитывайте цель нашего урока.
- Дети высказывают свои предположения, завязывается спор:
- Кто же окажется прав? Давайте проверим наши предсказания.
6. Знакомство с произведением. (25 мин.)
1. Антипация по заголовку
Что вам сообщает название произведения?
(Сказ. О животных. , ГЛ. герой_ утёнок, который был некрасив, гадким или таковым казался кому-то, он у всех вызывал отвращение
2.Словарная работа .
Как вы понимаете слово гадкий?
Придумайте синонимы к слову ГАДКИЙ-
(противный, мерзкий, омерзительный, отвратительный, скверный, неприятный…)
Неужели утёнок был именно таким?
3. Установка на эмоциональный настрой.
И так я приглашаю всех в сказку, но хочу предупредить, что сказки Андерсена часто бывают грустными ,герои сказок подвергаются тяжёлым испытаниям, страдают. А что если это именно такая сказка?
4. Комбинированное чт.1 части сказки
1-читает учитель-ученик-учитель
5 проверка восприятия.
Приём Закрытый и открытый вопросы по прочитанному
1гр.-ст 88-91
2гр. Ст.91-93
1) Просмотр мультфильма по сказке Андерсена
2) Приём “Корзина идей”:
(На доске –аппликация гадкого утёнка)
-„Как будут развиваться события дальше?”
-„Чем все закончится?”
(на стрелочках - линиях школьники записывают объяснения своим версиям. Так они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста)
Ответы детей группы № 1 (самооценивание и взаимооценивание)
Ответы детей группы № 2(самооценивание и взаимооценивание)
Физминутка для глаз (1 мин.)
2) Чтение “буксир” (за сильными учениками)
Прием “Чтение с остановками” (способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить варианты развития дальнейших событий, проявить способность к фантазированию. В основе лежат наблюдения за процессом чтения. Используя этот прием, мы с учениками выходим на кульминационный момент произведения, на определение главной мысли произведения).
-так как же встретили утёнка на птичьем дворе? (воспроизведение информации)
Что сказала об утином выводке знатная утка?
- Как жилось утёнку на птичьем дворе?
-Как ко всему этому относилась его мама?
- Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
Физминутка ( 1 мин.)
”
7. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста. (2 мин.)
- Какое настроение сложилось у вас после знакомства с1 частью сказки Г.Х.Андерсена ? Объясните почему?
Образовывались соответственно группы детей. Они готовили ответы на вопросы, используя выборочное чтение, чтение по ролям, выразительное чтение, рассуждения. А затем выступают перед классом).
8. Выявление идеи произведения. (2 мин.)
-Не показалось ли вам, что главные герои в сказках Андерсена - это люди?
-Как называется такой приём в литературе (Олицетворение)
? Можем ли мы считать сказку пищей для ума?
- Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории?
-Предлагаю подумать – а как может повести себя утёнок в такой ситуации?
Работа в группах (ДЕТИ предлагают свои выходы из положения)
-Был ли он агрессивен к обитателям двора?
-Был ли он высокомерен?
-Можно ли обижать тех, кто отличается чем-то от тебя?
(Это мудрая сказка о том, что такое жизнь, что в ней самого ценного.)
-А сейчас посмотрите слады и постарайтесь набрать побольше звёздочек за прочитанные произведения.
Просмотр иллюстраций по сказкам Андерсена
9. Рефлексия. (2 мин.)
Рефлексия В Дании с большой любовью, почтением и уважением относятся к своему великому соотечественнику. На родине Г.К.Андерсена, в городе Оденсе, создан дом-музей писателя. Андерсен стал Почетным гражданином этого города. В центральном парке столицы – напротив городской ратуши установлен памятник великому Сказочнику, а на его могиле всегда лежат живые цветы. Ганс Кристиан Андерсен очень любил цветы, особенно белые розы. Он всегда прикреплял белую розу в петлицу своего сюртука.
У меня сегодня тоже есть белая роза...
Ребята, давайте представим себе, что у нас появилась уникальная возможность поблагодарить великого датского сказочника за его прекрасные произведения.
За что сегодня каждый их нас мог бы сказать «спасибо» Гансу Кристиану Андерсену. Давайте сейчас, вместе с этой белой розой, передадим свою любовь, тепло своих рук и сердец Х.К.Андерсену... Роза вместе со словами благодарности переходит из рук в руки...
Ну а подарком великому сказочнику станут ваши рисунки к сказкам.
10. Итоги урока
(сдаются оценочные листы и учитывая их выставляется суммативная оценка за урок)
11. Домашнее задание.(1 мин.)
На выбор:
1) перечитать сказку, разделить на части и озаглавить их (составить план);
2) составить диафильм к сказке;
3) придумать другую концовку к сказке
-Спасибо вам за урок!