kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения на тему "В.Гаршин. лягушка - путешественница"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                Урок литературного чтения в 4 классе

             В. Гаршин   «Лягушка – путешественница»

Цель: познакомить учащихся с произведением В. Гаршина; совершенствовать умения детей в анализе текста сказки; развивать навыки выразительного чтения; учить давать характеристику героям произведения; развивать речь, память, внимание, мышление, сообразительность учащихся; прививать  интерес к познанию нового.

Оборудование: иллюстрации к сказке; индивидуальные карточки со стихотворением и скороговоркой; карточки с заданием для работы в группах.

Методы и приёмы: «Предугадывание», «Нарушенная последовательность», «Пресс», «Голосование ногами», «Дискуссия», выбор домашнего задания.

                                                           ХОД  УРОКА

І Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.

1.Установка на внимание. Хоровое чтение стихотворения Л.Кондрашенко «Тарарам». ( На индивидуальных карточках)

Говорят, что по утрам

В нашем доме - тарарам.

Отодвинули мы стулья,

Заглянули под буфет,

Всё вверх дном перевернули –

Тарарама в доме нет!

Мы искали до упаду,

Но опять сказали нам:

- Эй, друзья, прибрать бы надо,

В вашем доме тарарам.

2.Работа над скороговоркой.

В граде Харькове – град,

Крупен град, как виноград.

Он танцует у оград,

Пританцо-вы-вает.                     Е. Евтушенко

3.Девиз урока: «На уроке не зевай и друг другу помогай».

4.Определение темы урока. «Предугадывание».

- А сейчас мы с вами должны определить тему урока, а делать это будем так:

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

А наш класс вот снова

Посетила сказка.

Как она зовётся-

Вот она подсказка.

- Прочитайте с доски пословицы, попробуйте сделать предположения, о чём мы будем читать сказку.

А) Чтение пословиц с доски.

    Высоко взлетишь, да низко упадёшь.

    Смелость города берёт.

    Хвастовство само себя наказывает.

- Обговорите это в группах. Время обсуждения – 1 минута.

Б) Презентация работы групп.

В) Чтение ключевых слов:  Болото, лягушка, утки, юг.

- О ком будем читать сказку? Сегодня мы познакомимся с новым выражением, которое подходит нашей героине: «возвышенная натура». Как вы понимаете это выражение?  (Так говорят о тех, кто как бы возвышается над другими в своих мыслях, чувствах. Они не похожи на окружающих, и только чувствуют окружающий мир.)

- Как вы думаете, что будет главным в нашем произведении? ( Выяснить, что помешало лягушке улететь на юг).

ІІ Изучение нового материала.

1. «Нарушенная последовательность». Работа в группах.

- Я из текста выписала четыре ключевых  предложения и нарушила их последовательность. Прочитайте:

1. Лететь ещё далеко, надо покушать.

2. Но вокруг её никого не было.

3. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала.

4. Она болталась таким образом целый день.

Чтение предложений детьми молча, потом учителем вслух.

- Вам необходимо решить, в какой последовательности эти предложения могут быть размещены в тексте. Время обсуждения – 1 минута.

- Время вышло. Результаты работы запишем в сводной таблице на доске. А правильно ли вы определили последовательность, убедитесь в этом при чтении произведения.

2. Презентация работы групп.

3.Подготовка к чтению. Хоровое чтение трудных слов с доски.

Про-ис-шест-ви-е

Вос-хи-ти-тель-но

Бес-по-кой-ство

По-сто-рон-ни-е

О-сма-три-ва-ться

По-бла-го-да-рить

Ос-то-рож-ность

Не-о-бык-но-вен-ный

Бул-тых-ну-лась

4.Чтение сказки учителем и учащимися вслух с остановками.

А) Чтение 1 части до слов «.продолжала нежиться».

- Что узнали из сказки о жизни болотной лягушки?

- Почему ей хотелось квакать, но она этого не сделала?

Б) Чтение 2 части до слов «.прошу извинения за беспокойство».

- Что за прерывистый звук раздался в воздухе?

- Почему утки решили приземлиться на болоте?

- Куда они летели?

-Боялась ли лягушка уток?

- Какой вопрос она задала уткам?

В) Чтение 3 части до слов «.и она шлёпнулась с сучка.».

- Какое желание возникло у уток, когда они её увидели?

- Что узнала лягушка о юге?

- Чего же ей захотелось?

5. Физкультминутка.

Упражнение для осанки:

- А теперь, ребятки, встать,

Руки медленно поднять,

Наклонитесь влево, вправо.

И беритесь вновь за дело.

Г) Чтение 4 части до слов «.нашли хороший, прочный прутик.».

- Что же придумала лягушка?

- Как отреагировали утки на её предложение?

Д) Чтение 5 части до слов е«.и добрые утки обещали ей.».

- Что чувствовала она во время полёта?

- Как утки хвалили лягушку?

- Как реагировала она на похвалы уток?

- Что приводило в ужас лягушку?

- Что придумала лягушка, чтобы видеть всё вокруг?

- Почему лягушке хотелось лететь ближе к земле?

Е) Чтение 6 части до конца.

- Почему лягушка упала?

- А почему она открыла рот?

- Как она объяснила своё появление лягушкам на болоте?

- Какое качество характера её подвело?

6. Проверка понимания прочитанного. «Голосование ногами».

Учитель предлагает детям разделиться и стать в две шеренги:

  • Правая шеренга – «я считаю, что утверждение правильное».
  • Левая шеренга – «я считаю, что утверждение неправильное».

1. Согласны ли вы, что лягушка сидела в болоте, ловила комаров и мошек, осенью громко квакала вместе со своими подругами.( Нет, лягушки квакают весной).

2. Лягушка знала, что утки не станут её есть, большую и толстую квакушку, но на всякий случай нырнула под воду? (Да)

3.Лягушке захотелось лететь на юг, потому что там всегда тепло. (Нет, там много мошек и комаров).

4.Согласны ли вы, что у лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую её подняли? (Да).

5.Она утверждала, что всё это придумали утки. (Нет. Это я! Это я придумала!).

6. Весной утки вновь вернулись за лягушкой. (Нет, они думали, что квакушка разбилась о землю и очень её жалели).

III Закрепление и осмысление изученного.

1.Словарная работа.

Наслаждалась – испытывала наслаждение от чего-нибудь.

Моросил дождь – накрапывал мелкими каплями.

Лакированная спинка – блестит, будто лаком покрыта.

Восхитительный – замечательный, очаровательный.

Лупоглазая голова – с выпуклыми глазами.

Прочный прутик – крепкий.

Захватило дух – стало трудно дышать.

Присутствие духа – полное самообладание, уверенность в себе.

2.Творческая работа над сказкой.

А) «Дискуссия».

- Как вы думаете, Всеволод Гаршин считает лягушку положительным или отрицательным героем? Разделимся на две группы «ЗА» и «ПРОТИВ». Каждая группа наводит свои аргументы, приводит конкретные доказательства.

Б) Составление характеристики лягушки. Метод «Пресс».

- Составим характеристику лягушки. Из слов на доске выбираем то, которое наиболее точно характеризует героиню и определяем в соответствующий столбик:

                Положительные                                            Отрицательные

Находчивая, жизнерадостная, изобретательная, гордая, хвастливая, смелая, любознательная, трусливая, злая, грубая, мечтательная, умная, глупая, несдержанная, смешная, сообразительная, болтливая, решительная, осторожная, жадная.

- Отвечать вы будете по образцу:

                            Я считаю, что.

                            Потому, что.

                            Таким образом.

Например:  Я считаю, что лягушка – находчивая, потому что она придумала способ передвижения с утками на юг. Таким образом, лягушка – находчивая.

В) Работа с динамическими наглядными пособиями.

- Рассмотрите иллюстрации и поставьте их в таком порядке, в котором происходит действие сказки.

ІY Итог урока.

   Тестирование.

- Почему же не состоялось путешествие лягушки?

А) Лягушки не умеют летать.

Б) Прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным.

В) Из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

- Подберите с доски пословицу к сказке. Объясните свой выбор.

Y Домашнее задание ( на выбор).

  • Прочитать и пересказать сказку.
  • Придумать и записать в тетрадь другой конец сказки, в которой лягушка не была бы хвастливой.
  • Составить устное сочинение – описание лягушки.
  • Нарисовать иллюстрацию к сказке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения на тему "В.Гаршин. лягушка - путешественница"»

Урок литературного чтения в 4 классе

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

Цель: познакомить учащихся с произведением В. Гаршина; совершенствовать

умения детей в анализе текста сказки; развивать навыки выразительного

чтения; учить давать характеристику героям произведения; развивать речь,

память, внимание, мышление, сообразительность учащихся; прививать

интерес к познанию нового.

Оборудование: иллюстрации к сказке; индивидуальные карточки со стихотворением и скороговоркой; карточки с заданием для работы в группах.

Методы и приёмы: «Предугадывание», «Нарушенная последовательность», «Пресс», «Голосование ногами», «Дискуссия», выбор домашнего задания.

ХОД УРОКА


І Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.

1.Установка на внимание. Хоровое чтение стихотворения Л.Кондрашенко «Тарарам». ( На индивидуальных карточках)


Говорят, что по утрам

В нашем доме - тарарам.

Отодвинули мы стулья,

Заглянули под буфет,

Всё вверх дном перевернули –

Тарарама в доме нет!

Мы искали до упаду,

Но опять сказали нам:

- Эй, друзья, прибрать бы надо,

В вашем доме тарарам.


2.Работа над скороговоркой.

В граде Харькове – град,

Крупен град, как виноград.

Он танцует у оград,

Пританцо-вы-вает. Е. Евтушенко


3.Девиз урока: «На уроке не зевай и друг другу помогай».

4.Определение темы урока. «Предугадывание».

- А сейчас мы с вами должны определить тему урока, а делать это будем так:

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

А наш класс вот снова

Посетила сказка.

Как она зовётся-

Вот она подсказка.

- Прочитайте с доски пословицы, попробуйте сделать предположения, о чём мы будем читать сказку.

А) Чтение пословиц с доски.

  • Высоко взлетишь, да низко упадёшь.

  • Смелость города берёт.

  • Хвастовство само себя наказывает.

- Обговорите это в группах. Время обсуждения – 1 минута.

Б) Презентация работы групп.

В) Чтение ключевых слов: Болото, лягушка, утки, юг.

- О ком будем читать сказку? Сегодня мы познакомимся с новым выражением, которое подходит нашей героине: «возвышенная натура». Как вы понимаете это выражение? (Так говорят о тех, кто как бы возвышается над другими в своих мыслях, чувствах. Они не похожи на окружающих, и только чувствуют окружающий мир.)

- Как вы думаете, что будет главным в нашем произведении? ( Выяснить, что помешало лягушке улететь на юг).

ІІ Изучение нового материала.

1. «Нарушенная последовательность». Работа в группах.

- Я из текста выписала четыре ключевых предложения и нарушила их последовательность. Прочитайте:

1. Лететь ещё далеко, надо покушать.

2. Но вокруг её никого не было.

3. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала.

4. Она болталась таким образом целый день.

Чтение предложений детьми молча, потом учителем вслух.

- Вам необходимо решить, в какой последовательности эти предложения могут быть размещены в тексте. Время обсуждения – 1 минута.

- Время вышло. Результаты работы запишем в сводной таблице на доске. А правильно ли вы определили последовательность, убедитесь в этом при чтении произведения.

2. Презентация работы групп.

Номер предложения

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

Контр.

рамка

1






1

2






4

3






2

4






3


3.Подготовка к чтению. Хоровое чтение трудных слов с доски.

Про-ис-шест-ви-е

Вос-хи-ти-тель-но

Бес-по-кой-ство

По-сто-рон-ни-е

О-сма-три-ва-ться

По-бла-го-да-рить

Ос-то-рож-ность

Не-о-бык-но-вен-ный

Бул-тых-ну-лась


4.Чтение сказки учителем и учащимися вслух с остановками.

А) Чтение 1 части до слов «...продолжала нежиться».

- Что узнали из сказки о жизни болотной лягушки?

- Почему ей хотелось квакать, но она этого не сделала?

Б) Чтение 2 части до слов «...прошу извинения за беспокойство».

- Что за прерывистый звук раздался в воздухе?

- Почему утки решили приземлиться на болоте?

- Куда они летели?

-Боялась ли лягушка уток?

- Какой вопрос она задала уткам?

В) Чтение 3 части до слов «...и она шлёпнулась с сучка...».

- Какое желание возникло у уток, когда они её увидели?

- Что узнала лягушка о юге?

- Чего же ей захотелось?

5. Физкультминутка.

Упражнение для осанки:

- А теперь, ребятки, встать,

Руки медленно поднять,

Наклонитесь влево, вправо.

И беритесь вновь за дело.

Г) Чтение 4 части до слов «...нашли хороший, прочный прутик...».

- Что же придумала лягушка?

- Как отреагировали утки на её предложение?

Д) Чтение 5 части до слов е«...и добрые утки обещали ей...».

- Что чувствовала она во время полёта?

- Как утки хвалили лягушку?

- Как реагировала она на похвалы уток?

- Что приводило в ужас лягушку?

- Что придумала лягушка, чтобы видеть всё вокруг?

- Почему лягушке хотелось лететь ближе к земле?


Е) Чтение 6 части до конца.

- Почему лягушка упала?

- А почему она открыла рот?

- Как она объяснила своё появление лягушкам на болоте?

- Какое качество характера её подвело?


6. Проверка понимания прочитанного. «Голосование ногами».

Учитель предлагает детям разделиться и стать в две шеренги:

  • Правая шеренга – «я считаю, что утверждение правильное».

  • Левая шеренга – «я считаю, что утверждение неправильное».


1. Согласны ли вы, что лягушка сидела в болоте, ловила комаров и мошек, осенью громко квакала вместе со своими подругами.( Нет, лягушки квакают весной).

2. Лягушка знала, что утки не станут её есть, большую и толстую квакушку, но на всякий случай нырнула под воду? (Да)

3.Лягушке захотелось лететь на юг , потому что там всегда тепло. (Нет, там много мошек и комаров).

4.Согласны ли вы, что у лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую её подняли? (Да).

5.Она утверждала, что всё это придумали утки. (Нет. Это я! Это я придумала!).

6. Весной утки вновь вернулись за лягушкой. (Нет, они думали, что квакушка разбилась о землю и очень её жалели).


III Закрепление и осмысление изученного.

1.Словарная работа.

Наслаждалась – испытывала наслаждение от чего-нибудь.

Моросил дождь – накрапывал мелкими каплями.

Лакированная спинка – блестит, будто лаком покрыта.

Восхитительный – замечательный, очаровательный.

Лупоглазая голова – с выпуклыми глазами.

Прочный прутик – крепкий.

Захватило дух – стало трудно дышать.

Присутствие духа – полное самообладание, уверенность в себе.


2.Творческая работа над сказкой.

А) «Дискуссия».

- Как вы думаете, Всеволод Гаршин считает лягушку положительным или отрицательным героем? Разделимся на две группы «ЗА» и «ПРОТИВ». Каждая группа наводит свои аргументы, приводит конкретные доказательства.

Б) Составление характеристики лягушки. Метод «Пресс».

- Составим характеристику лягушки. Из слов на доске выбираем то, которое наиболее точно характеризует героиню и определяем в соответствующий столбик:

Положительные Отрицательные


Находчивая, жизнерадостная, изобретательная, гордая, хвастливая, смелая, любознательная, трусливая, злая, грубая, мечтательная, умная, глупая, несдержанная, смешная, сообразительная, болтливая, решительная, осторожная, жадная.


- Отвечать вы будете по образцу:

Я считаю, что...

Потому, что...

Таким образом...

Например: Я считаю, что лягушка – находчивая, потому что она придумала способ передвижения с утками на юг. Таким образом, лягушка – находчивая.


В) Работа с динамическими наглядными пособиями.

- Рассмотрите иллюстрации и поставьте их в таком порядке, в котором происходит действие сказки.


ІY Итог урока.

Тестирование.

- Почему же не состоялось путешествие лягушки?

А) Лягушки не умеют летать.

Б) Прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным.

В) Из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

- Подберите с доски пословицу к сказке. Объясните свой выбор.

Y Домашнее задание ( на выбор).

  • Прочитать и пересказать сказку.

  • Придумать и записать в тетрадь другой конец сказки, в которой лягушка не была бы хвастливой.

  • Составить устное сочинение – описание лягушки.

  • Нарисовать иллюстрацию к сказке.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока литературного чтения на тему "В.Гаршин. лягушка - путешественница"

Автор: Коломенская Татьяна Александровна

Дата: 17.06.2017

Номер свидетельства: 422277


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства