Урок литературного чтения в 4 классе
В. Гаршин «Лягушка – путешественница»
Цель: познакомить учащихся с произведением В. Гаршина; совершенствовать умения детей в анализе текста сказки; развивать навыки выразительного чтения; учить давать характеристику героям произведения; развивать речь, память, внимание, мышление, сообразительность учащихся; прививать интерес к познанию нового.
Оборудование: иллюстрации к сказке; индивидуальные карточки со стихотворением и скороговоркой; карточки с заданием для работы в группах.
Методы и приёмы: «Предугадывание», «Нарушенная последовательность», «Пресс», «Голосование ногами», «Дискуссия», выбор домашнего задания.
ХОД УРОКА
І Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.
1.Установка на внимание. Хоровое чтение стихотворения Л.Кондрашенко «Тарарам». ( На индивидуальных карточках)
Говорят, что по утрам
В нашем доме - тарарам.
Отодвинули мы стулья,
Заглянули под буфет,
Всё вверх дном перевернули –
Тарарама в доме нет!
Мы искали до упаду,
Но опять сказали нам:
- Эй, друзья, прибрать бы надо,
В вашем доме тарарам.
2.Работа над скороговоркой.
В граде Харькове – град,
Крупен град, как виноград.
Он танцует у оград,
Пританцо-вы-вает. Е. Евтушенко
3.Девиз урока: «На уроке не зевай и друг другу помогай».
4.Определение темы урока. «Предугадывание».
- А сейчас мы с вами должны определить тему урока, а делать это будем так:
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
А наш класс вот снова
Посетила сказка.
Как она зовётся-
Вот она подсказка.
- Прочитайте с доски пословицы, попробуйте сделать предположения, о чём мы будем читать сказку.
А) Чтение пословиц с доски.
Высоко взлетишь, да низко упадёшь.
Смелость города берёт.
Хвастовство само себя наказывает.
- Обговорите это в группах. Время обсуждения – 1 минута.
Б) Презентация работы групп.
В) Чтение ключевых слов: Болото, лягушка, утки, юг.
- О ком будем читать сказку? Сегодня мы познакомимся с новым выражением, которое подходит нашей героине: «возвышенная натура». Как вы понимаете это выражение? (Так говорят о тех, кто как бы возвышается над другими в своих мыслях, чувствах. Они не похожи на окружающих, и только чувствуют окружающий мир.)
- Как вы думаете, что будет главным в нашем произведении? ( Выяснить, что помешало лягушке улететь на юг).
ІІ Изучение нового материала.
1. «Нарушенная последовательность». Работа в группах.
- Я из текста выписала четыре ключевых предложения и нарушила их последовательность. Прочитайте:
1. Лететь ещё далеко, надо покушать.
2. Но вокруг её никого не было.
3. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала.
4. Она болталась таким образом целый день.
Чтение предложений детьми молча, потом учителем вслух.
- Вам необходимо решить, в какой последовательности эти предложения могут быть размещены в тексте. Время обсуждения – 1 минута.
- Время вышло. Результаты работы запишем в сводной таблице на доске. А правильно ли вы определили последовательность, убедитесь в этом при чтении произведения.
2. Презентация работы групп.
3.Подготовка к чтению. Хоровое чтение трудных слов с доски.
Про-ис-шест-ви-е
Вос-хи-ти-тель-но
Бес-по-кой-ство
По-сто-рон-ни-е
О-сма-три-ва-ться
По-бла-го-да-рить
Ос-то-рож-ность
Не-о-бык-но-вен-ный
Бул-тых-ну-лась
4.Чтение сказки учителем и учащимися вслух с остановками.
А) Чтение 1 части до слов «.продолжала нежиться».
- Что узнали из сказки о жизни болотной лягушки?
- Почему ей хотелось квакать, но она этого не сделала?
Б) Чтение 2 части до слов «.прошу извинения за беспокойство».
- Что за прерывистый звук раздался в воздухе?
- Почему утки решили приземлиться на болоте?
- Куда они летели?
-Боялась ли лягушка уток?
- Какой вопрос она задала уткам?
В) Чтение 3 части до слов «.и она шлёпнулась с сучка.».
- Какое желание возникло у уток, когда они её увидели?
- Что узнала лягушка о юге?
- Чего же ей захотелось?
5. Физкультминутка.
Упражнение для осанки:
- А теперь, ребятки, встать,
Руки медленно поднять,
Наклонитесь влево, вправо.
И беритесь вновь за дело.
Г) Чтение 4 части до слов «.нашли хороший, прочный прутик.».
- Что же придумала лягушка?
- Как отреагировали утки на её предложение?
Д) Чтение 5 части до слов е«.и добрые утки обещали ей.».
- Что чувствовала она во время полёта?
- Как утки хвалили лягушку?
- Как реагировала она на похвалы уток?
- Что приводило в ужас лягушку?
- Что придумала лягушка, чтобы видеть всё вокруг?
- Почему лягушке хотелось лететь ближе к земле?
Е) Чтение 6 части до конца.
- Почему лягушка упала?
- А почему она открыла рот?
- Как она объяснила своё появление лягушкам на болоте?
- Какое качество характера её подвело?
6. Проверка понимания прочитанного. «Голосование ногами».
Учитель предлагает детям разделиться и стать в две шеренги:
- Правая шеренга – «я считаю, что утверждение правильное».
- Левая шеренга – «я считаю, что утверждение неправильное».
1. Согласны ли вы, что лягушка сидела в болоте, ловила комаров и мошек, осенью громко квакала вместе со своими подругами.( Нет, лягушки квакают весной).
2. Лягушка знала, что утки не станут её есть, большую и толстую квакушку, но на всякий случай нырнула под воду? (Да)
3.Лягушке захотелось лететь на юг, потому что там всегда тепло. (Нет, там много мошек и комаров).
4.Согласны ли вы, что у лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую её подняли? (Да).
5.Она утверждала, что всё это придумали утки. (Нет. Это я! Это я придумала!).
6. Весной утки вновь вернулись за лягушкой. (Нет, они думали, что квакушка разбилась о землю и очень её жалели).
III Закрепление и осмысление изученного.
1.Словарная работа.
Наслаждалась – испытывала наслаждение от чего-нибудь.
Моросил дождь – накрапывал мелкими каплями.
Лакированная спинка – блестит, будто лаком покрыта.
Восхитительный – замечательный, очаровательный.
Лупоглазая голова – с выпуклыми глазами.
Прочный прутик – крепкий.
Захватило дух – стало трудно дышать.
Присутствие духа – полное самообладание, уверенность в себе.
2.Творческая работа над сказкой.
А) «Дискуссия».
- Как вы думаете, Всеволод Гаршин считает лягушку положительным или отрицательным героем? Разделимся на две группы «ЗА» и «ПРОТИВ». Каждая группа наводит свои аргументы, приводит конкретные доказательства.
Б) Составление характеристики лягушки. Метод «Пресс».
- Составим характеристику лягушки. Из слов на доске выбираем то, которое наиболее точно характеризует героиню и определяем в соответствующий столбик:
Положительные Отрицательные
Находчивая, жизнерадостная, изобретательная, гордая, хвастливая, смелая, любознательная, трусливая, злая, грубая, мечтательная, умная, глупая, несдержанная, смешная, сообразительная, болтливая, решительная, осторожная, жадная.
- Отвечать вы будете по образцу:
Я считаю, что.
Потому, что.
Таким образом.
Например: Я считаю, что лягушка – находчивая, потому что она придумала способ передвижения с утками на юг. Таким образом, лягушка – находчивая.
В) Работа с динамическими наглядными пособиями.
- Рассмотрите иллюстрации и поставьте их в таком порядке, в котором происходит действие сказки.
ІY Итог урока.
Тестирование.
- Почему же не состоялось путешествие лягушки?
А) Лягушки не умеют летать.
Б) Прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным.
В) Из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
- Подберите с доски пословицу к сказке. Объясните свой выбор.
Y Домашнее задание ( на выбор).
- Прочитать и пересказать сказку.
- Придумать и записать в тетрадь другой конец сказки, в которой лягушка не была бы хвастливой.
- Составить устное сочинение – описание лягушки.
- Нарисовать иллюстрацию к сказке.