Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности: рефлексия опыта.
Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности: рефлексия опыта.
«Одной из истин моей педагогической веры
является безграничная вера в воспитательную силу книги.
Школа – это, прежде всего книга…
Книга – это могучее оружие, без неё я был бы немым или косноязычным;
я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать
и что я говорю…»
В.А. Сухомлинский
Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Снижение интереса к чтению сегодня общемировая тенденция. Она обусловлена глобализацией средств массовой информации и интенсивным развитием индустрии развлечений, которые вытесняют чтение как престижный источник социально значимой информации. Данные процессы неизбежно ведут к деградации общества. Актуальность проблемы подтверждается и реакцией Российского книжного союза, которым в 2007 году была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения».[1]
Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-этического воспитания.[1]
Сегодня более подробно хочется остановиться именно на начальной школе, ведь данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным, осознанным. Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё». Итак, мотивом чтения в начальной школе должны стать и закрепиться интерес и потребность.[3]
Таким образом, первый шаг на пути приобщения младших школьников к чтению наступает уже в дошкольном возрасте, затем и в 1 классе, когда дети ещё не овладели самим навыком чтения. Этот шаг заключается в слушании литературных произведений, которые читает ему взрослый. Именно чтение детям вслух, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения.
Второй шаг, на сложном, в настоящее время пути приобщения ребёнка к книге должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово. Учителя нашей школы помогают освоить данный навык играя в такие игры как «Волшебный мешочек», когда закрытыми глазами, на ощупь необходимо узнать букву, сделанную из проволоки или таких игр как «Замаскированная буква», «Буквоешка потрудился» и другие, учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают:
•умение правильно прочитывать слова;
• понимать смысл текста;
• выразительно читать;
• выдерживать оптимальный темп чтения.
Далее для совершенствования данных навыков и отслеживания их развития у ребёнка каждую учебную четверть наши педагоги устраивают соревнования «Лучшее чтение вслух», где дети состязаются как в скорости чтения так и в выразительности, правильности, осознанности читаемого. Результаты заносятся в таблицу или индивидуальные графики. Каждому ребёнку хочется стать лучшим, а для этого приходится много читать.
Ещё один фактор, влияющий на мотивацию и приобщение младшего школьника к книге – организация самого процесса учения на уроках литературного чтения. Среди прочих задач этих уроков - формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу . В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают технологии деятельностного метода: информационно-коммуникативные, проблемно-диалоговые, игровые и другие.
Первое, чем должен овладеть учитель, начиная урок, это обозначением темы и задач так, чтобы уже в первые минуты заинтересовать, приобщить к работе.
К примеру, возьмём фрагмент урока по сказке К.Д. Ушинского «Два плуга». На доске записывается ряд повторяющихся букв, среди которых размещаются буквы слова, которое несёт воспитательное значение всего урока: М Т А З Б Р У М А Д З . Детям предлагается мысленно исключить буквы , которые встречаются более одного раза и прочитать тему урока .Всем становится ясно – разговор пойдёт о труде. Начало урока может быть и другим – главное сформировать устойчивое желание работать дальше. После формулирования темы урока, анализа пословиц о труде, которые дети самостоятельно могут найти дома, предлагаем посмотреть на обложку книги Ушинского «Два плуга» (это нам помогает сделать учебник, построенный и проиллюстрированный специальным образом). Посмотрев на обложку книги, прочитав название и имя автора, беседуем с детьми:
- Как может быть связана тема урока и эта книга?
- Как вы думаете, в книге пойдёт о древних временах или о современных?
- Почему вы так думаете?
- о чём мы можем узнать из рассказа?
Таким образом, идёт прогнозирование, предвосхищение школьниками содержания изучаемого произведения. Затем мотивируем чтение: « Прочитаем и проверим, о том ли что мы себе представили, повествует писатель».
Предположение о чём текст позволяет появиться « самокоманде» на чтение. Предвосхищение в общих чертах сюжета или темы рекомендуемого для изучения произведения является также условием включения механизма самоконтроля, так как целью чтения в этом случае становится проверка собственной версии сюжета.
А вот приём, обеспечивающий развитие осознанности читаемого на уровне не только фактов, но и смысла (т.е. иметь свои суждения; выражать эмоциональные отношения; представлять мысленно героев, события; уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески). Этот приём - многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новыми задачами. В этом случае ребёнок открывает в произведении что-то новое, чего не заметили при первом чтении.
После такой работы дети могут придумывать или изменять прочитанное: рассказ в сказку и наоборот; можно дать задание - придумать продолжение истории; пересказывать от лица героев, найти и прочитать к следующему уроку другие книги о труде.
А вот интересный, на наш взгляд, способ проверки прочитанных детьми на уроках и во внеклассное время книг, также приобщающий учащихся к осознанной и активной читательской деятельности. Этот способ – кроссворды. Чтобы разгадать кроссворд, надо очень внимательно читать литературные произведения и дочитывать их. С нетерпением ждут дети итогов этой работы. Разгадавшие кроссворд без ошибок, получают звание «Лучший книгочей».
Читательскую самостоятельность младших школьников учителя побуждают и ставшей уже традиционной в нашей школе «Неделей литературного чтения». Во время проведения такой недели, для детей предлагаются конкурсы, соревнования. «Книжные доктора» (ремонт книг); «Лучший рисунок по прочитанному произведению»; Конкурс чтецов «Мои любимые стихи», организуются экскурсии в библиотеку посёлка и библиотечные уроки с участием не только школьного библиотекаря, а и работников поселковых библиотек. Кроме этого одной из активных форм приобщения к чтению, к книге являются литературные игры, олимпиады, викторины, инсценировки, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает. В процессе литературных игр развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется их кругозор. Литературные игры – это игры, являющиеся по форме занимательными, оживлёнными и даже весёлыми, но в то же время очень содержательными. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги.
На протяжении нескольких лет в районе стали организовываться научно-практические конференции для учащихся начальной школы, что так же приводит к стимулированию активной, осознанной, самостоятельной читательской деятельности школьников младших классов.
Не смотря на многие проблемы, учителя стараются заинтересовать книгой, приобщить к чтению, учат извлекать пользу из читаемого, но нежелание детей читать, к сожалению остаётся. Причину ищем и в родителях учащихся. Можно предположить, что современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если родные предпочитают книге телевизор и компьютер. Учим родителей ориентироваться в детской литературе, составляем списки книг, соответствующих возрасту, повышаем педагогическую культуру мам и пап. Рекомендуем создавать личные библиотеки для детей с 1-го класса, постоянно пополняя их. Вот, что по этому вопросу говорят психологи: «если дети вовремя не получают необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще перестают читать».
В заключение хочется сказать, мы, очень надеемся, на то, что чтение и книга всегда будут актуальны, ведь они отражают опыт человека, его интеллект, чувства, творческий процесс, духовное состояние и в то же время углубляют, обогащают и развивают этот опыт, дают возможность человеку испытать эстетическое наслаждение в процессе чтения, подтвердить или опровергнуть свои мысли, совершить для себя открытие самого и окружающего мира.
Просмотр содержимого документа
«Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности: рефлексия опыта. »
Бочкарникова Е.В.
учитель начальных классов
МОУ «КСОШ №1»
Межрайонная конференция библиотекарей и работников образования
2013 год
Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности: рефлексия опыта.
«Одной из истин моей педагогической веры
является безграничная вера в воспитательную силу книги.
Школа – это, прежде всего книга…
Книга – это могучее оружие, без неё я был бы немым или косноязычным;
я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать
и что я говорю…»
В.А. Сухомлинский
Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Снижение интереса к чтению сегодня общемировая тенденция. Она обусловлена глобализацией средств массовой информации и интенсивным развитием индустрии развлечений, которые вытесняют чтение как престижный источник социально значимой информации. Данные процессы неизбежно ведут к деградации общества. Актуальность проблемы подтверждается и реакцией Российского книжного союза, которым в 2007 году была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения».[1]
Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-этического воспитания.[1]
Сегодня более подробно хочется остановиться именно на начальной школе, ведь данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным, осознанным. Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё». Итак, мотивом чтения в начальной школе должны стать и закрепиться интерес и потребность.[3]
Таким образом, первый шаг на пути приобщения младших школьников к чтению наступает уже в дошкольном возрасте, затем и в 1 классе, когда дети ещё не овладели самим навыком чтения. Этот шаг заключается в слушании литературных произведений, которые читает ему взрослый. Именно чтение детям вслух, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения.
Второй шаг, на сложном, в настоящее время пути приобщения ребёнка к книге должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово. Учителя нашей школы помогают освоить данный навык играя в такие игры как «Волшебный мешочек», когда закрытыми глазами, на ощупь необходимо узнать букву, сделанную из проволоки или таких игр как «Замаскированная буква», «Буквоешка потрудился» и другие, учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают:
•умение правильно прочитывать слова;
• понимать смысл текста;
• выразительно читать;
• выдерживать оптимальный темп чтения.
Далее для совершенствования данных навыков и отслеживания их развития у ребёнка каждую учебную четверть наши педагоги устраивают соревнования «Лучшее чтение вслух», где дети состязаются как в скорости чтения так и в выразительности, правильности, осознанности читаемого. Результаты заносятся в таблицу или индивидуальные графики. Каждому ребёнку хочется стать лучшим, а для этого приходится много читать.
Ещё один фактор, влияющий на мотивацию и приобщение младшего школьника к книге – организация самого процесса учения на уроках литературного чтения. Среди прочих задач этих уроков - формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу . В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают технологии деятельностного метода: информационно-коммуникативные, проблемно-диалоговые, игровые и другие.
Первое, чем должен овладеть учитель, начиная урок, это обозначением темы и задач так, чтобы уже в первые минуты заинтересовать, приобщить к работе.
К примеру, возьмём фрагмент урока по сказке К.Д. Ушинского «Два плуга». На доске записывается ряд повторяющихся букв, среди которых размещаются буквы слова, которое несёт воспитательное значение всего урока: М Т А З Б Р У М А Д З . Детям предлагается мысленно исключить буквы , которые встречаются более одного раза и прочитать тему урока .Всем становится ясно – разговор пойдёт о труде. Начало урока может быть и другим – главное сформировать устойчивое желание работать дальше. После формулирования темы урока, анализа пословиц о труде, которые дети самостоятельно могут найти дома, предлагаем посмотреть на обложку книги Ушинского «Два плуга» (это нам помогает сделать учебник, построенный и проиллюстрированный специальным образом). Посмотрев на обложку книги, прочитав название и имя автора, беседуем с детьми:
- Как может быть связана тема урока и эта книга?
- Как вы думаете, в книге пойдёт о древних временах или о современных?
- Почему вы так думаете?
- о чём мы можем узнать из рассказа?
Таким образом, идёт прогнозирование, предвосхищение школьниками содержания изучаемого произведения. Затем мотивируем чтение: « Прочитаем и проверим, о том ли что мы себе представили, повествует писатель».
Предположение о чём текст позволяет появиться « самокоманде» на чтение. Предвосхищение в общих чертах сюжета или темы рекомендуемого для изучения произведения является также условием включения механизма самоконтроля, так как целью чтения в этом случае становится проверка собственной версии сюжета.
А вот приём, обеспечивающий развитие осознанности читаемого на уровне не только фактов, но и смысла (т.е. иметь свои суждения; выражать эмоциональные отношения; представлять мысленно героев, события; уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески). Этот приём - многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новыми задачами. В этом случае ребёнок открывает в произведении что-то новое, чего не заметили при первом чтении.
После такой работы дети могут придумывать или изменять прочитанное: рассказ в сказку и наоборот; можно дать задание - придумать продолжение истории; пересказывать от лица героев, найти и прочитать к следующему уроку другие книги о труде.
А вот интересный, на наш взгляд, способ проверки прочитанных детьми на уроках и во внеклассное время книг, также приобщающий учащихся к осознанной и активной читательской деятельности. Этот способ – кроссворды. Чтобы разгадать кроссворд, надо очень внимательно читать литературные произведения и дочитывать их. С нетерпением ждут дети итогов этой работы. Разгадавшие кроссворд без ошибок, получают звание «Лучший книгочей».
Читательскую самостоятельность младших школьников учителя побуждают и ставшей уже традиционной в нашей школе «Неделей литературного чтения». Во время проведения такой недели, для детей предлагаются конкурсы, соревнования. «Книжные доктора» (ремонт книг); «Лучший рисунок по прочитанному произведению»; Конкурс чтецов «Мои любимые стихи», организуются экскурсии в библиотеку посёлка и библиотечные уроки с участием не только школьного библиотекаря, а и работников поселковых библиотек. Кроме этого одной из активных форм приобщения к чтению, к книге являются литературные игры, олимпиады, викторины, инсценировки, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает. В процессе литературных игр развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется их кругозор. Литературные игры – это игры, являющиеся по форме занимательными, оживлёнными и даже весёлыми, но в то же время очень содержательными. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги.
На протяжении нескольких лет в районе стали организовываться научно-практические конференции для учащихся начальной школы, что так же приводит к стимулированию активной, осознанной, самостоятельной читательской деятельности школьников младших классов.
Не смотря на многие проблемы, учителя стараются заинтересовать книгой, приобщить к чтению, учат извлекать пользу из читаемого, но нежелание детей читать, к сожалению остаётся. Причину ищем и в родителях учащихся. Можно предположить, что современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если родные предпочитают книге телевизор и компьютер. Учим родителей ориентироваться в детской литературе, составляем списки книг, соответствующих возрасту, повышаем педагогическую культуру мам и пап. Рекомендуем создавать личные библиотеки для детей с 1-го класса, постоянно пополняя их. Вот, что по этому вопросу говорят психологи: «если дети вовремя не получают необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще перестают читать».
В заключение хочется сказать, мы, очень надеемся, на то, что чтение и книга всегда будут актуальны, ведь они отражают опыт человека, его интеллект, чувства, творческий процесс, духовное состояние и в то же время углубляют, обогащают и развивают этот опыт, дают возможность человеку испытать эстетическое наслаждение в процессе чтения, подтвердить или опровергнуть свои мысли, совершить для себя открытие самого и окружающего мира.