Тема: Урок – исследование «Неизвестное в известном». Слово «счастье».
Цели:
Повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имен существительных, синтаксический разбор предложений, фонетический и словообразовательный разборы слов.
Познакомить с названиями разделов науки о языке, что они изучают; учить распознавать конкретные и отвлеченные существительные.
Формировать представление о многозначности слов и их роли в речи.
Развивать речь детей, прививать навыки исследовательской работы, расширять кругозор.
Оборудование:
1. Карточки с понятиями и названиями разделов науки о языке.
2. «Толковый словарь русского языка» (авт. Ожегов).
3. «Словарь фразеологизмов»
4. «Словообразовательный словарь русского языка» Л.Н.Тихонова.
5. Рабочие листы у каждого ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок – исследование «Неизвестное в известном». »
Тема: Урок – исследование «Неизвестное и известном». Слово «счастье».
Цели:
Повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имен существительных, синтаксический разбор предложений, фонетический и словообразовательный разборы слов.
Познакомить с названиями разделов науки о языке, что они изучают; учить распознавать конкретные и отвлеченные существительные.
Формировать представление о многозначности слов и их роли в речи.
Развивать речь детей, прививать навыки исследовательской работы, расширять кругозор.
Оборудование:
Карточки с понятиями и названиями разделов науки о языке.
«Толковый словарь русского языка» (авт. Ожегов).
«Словарь фразеологизмов»
«Словообразовательный словарь русского языка» Л.Н.Тихонова.
Рабочие листы у каждого ребенка.
Ход урока
I. Организационный момент.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано.
- Сегодняшний урок обещает быть очень интересным и увлекательным, потому что у нас сегодня будет не просто урок, а урок – исследование.
- Как вы думаете, что обозначает слово «исследовать»? (Изучать, узнавать что-то новое). - Ребята, а хотите ли вы сегодня на уроке стать исследователями? (Да).
Постановка темы и цели урока.
- Тогда отгадайте загадку и попробуйте назвать предмет нашего исследования: «Что дано человеку для передачи им своих мыслей, чувств, истины и вдохновения другим людям?» (Слово).
- Правильно, ребята, это слово. А знаете ли вы, что великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что «Слово дороже бриллиантов, жемчуга и злата». Как вы думаете, почему? (Высказывания детей). - Итак, ребята, тема нашего исследования - «Слово».
Но слово это не простое, а очень важное и нужное. Посмотрите на доску и составьте из следующих букв анаграммы это поистине волшебное слово. Ч С Ь Е С Т А
- Верно, ребята, это слово «СЧАСТЬЕ». И сегодня мы исследуем его с разных сторон науки о языке. Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык! Как много в нем тайн и неожиданностей! И что нет в нем скучных и ненужных правил, а есть целая жизнь языка. - Многие задания сегодня потребуют от вас умения думать, рассуждать, доказывать и, конечно же, отстаивать свою точку зрения. - Но чтобы приступить к исследованиям, нам нужно получить разрешение. А для этого сейчас вам нужно назвать по 2 пословицы о счастье и объяснить их. (Дети называют и комментируют свои пословицы). - Молодцы, справились с заданием. Всем вручаются карточки – разрешения для исследовательской работы на уроке. (Раздаются карточки-разрешения они же помощницы).
Ты живешь в мире слов. Каждое слово - это маленькое чудо. У слова своя долгая и интересная жизнь. Как человек оно рождается, растет, стареет и умирает. Подружись со словом - и ты откроешь удивительную страну родного языка.
- Раз уж мы выяснили, что у слова, как и у человека, есть семья, родственники и оно проживает целую жизнь, давайте напишем, создадим биографию слова СЧАСТЬЕ.
Мы будем составлять БИОГРАФИЮ СЛОВА по такой схеме:
1. Лексическое значение слова.
2. Этимология слова.
3. Подбор однокоренных слов.
4. Подобрать синонимы и антонимы к слову.
5. Фонетический разбор слова.
6. Орфография слова.
7. Морфологический разбор.
5. Слово "СЧАСТЬЕ" во фразеологических оборотах.
III. Исследования по различным разделам языка.
(На доску прикрепляем карточкуЛексика)
Лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
Минимальной единицей речи является слово. Слово имеет внешнюю форму – звуковую оболочку. Однако не всякие звуки будут словом. Вспомните известное стихотворение И.Токмаковой:
А я придумал слово, простое слово «плим»… Вот прыгает и скачет плим, плим, плим И ничего не значит – плим, плим, плим.
- «Плим»- это слово? (Нет).
- Почему? - Не любые звуки, взятые вместе, будут словом. Помимо звуковой оболочки слово должно иметь лексическое значение,т.е. смысл.
- Что же обозначает слово СЧАСТЬЕ или прилагательное от этого слова – СЧАСТЛИВЫЙ? (Ответы детей)
- Вы назвали несколько значений слова СЧАСТЬЕ. Значит, это слово многозначное.Большинство слов в русском языке имеют несколько значений. Способность слова иметь несколько значений, а не одно называется многозначностью,а слово многозначным. В «Толковом словаре русского языка» Ожегова найдите определения слова СЧАСТЬЕ.
(Статья из «Толкового словаря…» Ожегова)
СЧАСТЬЕ, -я, ср. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Счастье созидания. Стремление к счастью. Семейное счастье.
2. Успех, удача. Во всем счастье кому-н. Не бывать бы счастью, да несчастье помогло (поел.). * К счастью или по счастью, вводи, ел. - выражает удовлетворение по поводу чего-н.
СЧАСТЛИВЫЙ, -ая, -ое; счастлив и счастлив. 1. Полный счастья, такой, к-рому благоприятствует удача, успех; выражающий счастье. Счастливая жизнь. Счастливое детство. Если хочешь быть счастливым, будь им (шутл.). Счастлив, как дитя. Счастливое лицо. С. игрок (удачливый).
2. Приносящий счастье, удачу, С. билет. Счастливая рука у кого-н. (говорится о человеке, чьи действия, почин приносят удачу; разг.).
3. Благополучный, удачный. Счастливого пути! и Счастливый путь! (прощальное пожелание отправляющемуся в путь). Счастливая мысль. С.конец повести (благополучная развязка). Счастливо (нареч.) отделаться от чего-н. (удачно избавиться от чего-н. неприятного; разг.).
4. счастливо! Пожелание удачи при прощании (разг.). * Счастливо оставаться (разг.) - прощальное приветствие остающемуся.
- Обычно, раскрывая понятие, мы берем предметную картинку и говорим, например: «Это книга».
- А можно ли изобразить СЧАСТЬЕ? Как?
- Какие слова можно изобразить? (Дерево, ребенка, сапоги и т.д.) Все эти существительные обозначают конкретные предметы, их можно пересчитать. Поэтому их так и назвали – конкретные существительные. К ним можно подставить количественное числительное, например, 2 сапога, 5 тетрадей и т.д.
-А к нашему слову можно подставить числительное и посчитать? Попробуйте.
- Не получается? Так вот такие существительные называются отвлеченными. Они употребляются, как правило, в форме только одного числа – либо множественного, либо единственного. - Но все-таки мы с вами попробуем с помощью художественных средств изобразить ДОБРОТУ. (Дети рисуют).
- Посмотрите внимательно на рисунки. Большинство из вас выбрали рисование добрых улыбчивых лиц. Почему? (Человек, испытывающий счастье красив и улыбчив.)
(На доску прикрепляем карточкуЭтимология)
Этимология как наука. Не далеко, не близко, Не высоко, не низко, За бумажными горами, Карандашными лесами Жила-была этимология!
- Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как рождаются слова? Кем они создаются, и почему они так называются?
- Поиском ответов на эти вопросы занимается этимология.
Этимология в переводе с греческого - наука о значении и происхождении слов.
"Этимон" - истинное, исходное значение слова.
"Логос" - учение, наука.
- Впишите термин "этимология" в свои рабочие листы.
Из этимологического словаря:
Что такое счастье? Русское слово счастье имеет тот же корень что слова часть. Счастье - это выпавшая человеку хорошая доля, часть, благоприятный жребий. В славянской мифологии воплощением счастья выступала Доля. Иногда в фольклоре упоминается и Недоля, которая, наоборот, лишает человека удачи. А что же значит приставка с? На этот вопрос помогает ответить древнеиндийский язык санскрит, который, как и русский, произошел от индоевропейского праязыка. В санскрите есть приставка su - «хороший». Если kavi - «поэт», то su-kavi - «хороший поэт», pati - «супруг», а su-pati - «хороший супруг». Так что структура слова счастье отражает его значение.
(На доску прикрепляем карточку Словообразование)
- Следующий раздел науки о языке, куда мы отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово, - это словообразование. Это наука о языке, которая изучает ЧТО? ( образование новых слов ).
- Напомните, из чего могут состоять слова? (Приставка, корень, суффикс, окончание). Без какой части слово не может существовать? - Какие слова называются родственными или однокоренными?
Проведем соревнование, кто больше придумает родственных слов к данному слову. (Работают самостоятельно, затем через 2 минуты проверяем)
И что самое интересное, к каждому значению как бы тянутся слова, близкие по смыслу и противоположные. Попробуем их найти.
-К каждому словосочетанию, записанному на доске, подберите сначала близкие по смыслу, а затем противоположные.
НА ДОСКЕ: Счастливый человек
Счастливый день
Счастливый билет
Счастливый случай
(На доску: Фонетика)
- Отправимся дальше. Фонетика – это учение о звуковой стороне языка, наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.
- Посмотрите внимательно на слово СЧАСТЬЕ и скажите, сколько звуков вы слышите?
Сделаем фонетический разбор слова и выясним, кто прав. (Один ученик у доски)
-Какой раздел науки о языке подсказывает нам, как правильно написать слово? Орфография. (На доске карточка)
Посмотрим на слово с точки зрения ОРФОГРАФИИ.
- Что изучает этот раздел науки о языке? Орфография изучает правила написания слов.
НА ДОСКУ: Морфология
- Что исследует раздел МОРФОЛОГИЯ? Это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов . Какой частью речи является слово СЧАСТЬЕ? (Существительным)
На доске схема разбора имени существительного.
- Выполните разбор в рабочих листах (У доски 1 ученик). СЧАСТЬЕ – сущ., предмет.
Н.ф.- (Что?) счастье
Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, средний род.
Непостоянные признаки: ед. ч. (употребляется только в форме единственного числа, т.к. это отвлеченное имя существительное)
( На доску: Фразеология)
Фразеологизм – особое сочетание слов. В отличие от свободного словосочетания у фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а все сочетание в целом.
- Обратимся вновь к словарю. Статья «счастье». (Дети читают, объясняют).
СЧАСТЬЕ.
◊ Считать, почитать за счастье (что-л.делать). — Знаете ли она, что есть человек, который счел бы за счастье сидеть с нею в одной комнате? Гаршин.
◊ Счастье везёт, привалило и т.п. кому-л. (разг.). . — Давно он зарился на моих голубей... а теперь вот счастье неожиданно привалило. В.Беляев.
◊ На счастье (дать, прислать, сделать и т.п. ) — чтобы был успех, удача, чтобы повезло кому-л. —[Полина:] Позвольте вам на ручку надеть кольцо, на счастье. А.Н.Толстой. — Черные тараканы, которые бабка нарочно — на счастье — принесла к нам, шуршали на голодной плите. Каверин.
◊ Слепое счастье. — Только слепое счастье избавит армию Меншикова от истребления. Станюкович.
~ Попытать, попробовать и т.п. счастья (счастье) — см. попытать.
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
IV. Итог урока. - Мы сегодня рассмотрели с вами слово СЧАСТЬЕ с разных точек зрения. С точки зрения каких наук? (Читаем)
- Чему учились на уроке? - Благодарю за помощь!
- Пока молод ваш ум, давайте учиться любить слово, а значит и родной язык, и родную историю.
- В качестве напутствия позвольте зачитать стихотворение С. Острового:
К словам привыкаешь день ото дня А они первородного смысла полны… И когда я слышу: - Извини меня! - Это значит: - Исключи меня из вины! - У слова цвет своего огня Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: - Обереги меня! - Это значит: - Берегами меня окружи! - У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: - Защити меня! - Это значит: - Спрячь меня за щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь! У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть - Слово тебе сотворит добро.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(217) "Исследование Земли в XX- в н. XXI ст. Современные туристические путешествия как средство открытия Земли каждым человеком."
["seo_title"] => string(121) "issliedovaniieziemlivxxvnxxistsovriemiennyieturistichieskiieputieshiestviiakaksriedstvootkrytiiaziemlikazhdymchieloviekom"
["file_id"] => string(6) "265796"
["category_seo"] => string(10) "geografiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1450024532"
}
}