kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок – исследование «Неизвестное в известном».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Урок – исследование «Неизвестное в известном».  Слово «счастье».

Цели:

  • Повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имен существительных, синтаксический разбор предложений, фонетический и словообразовательный разборы слов.
  • Познакомить с названиями разделов науки о языке, что они изучают; учить распознавать конкретные и отвлеченные существительные.
  • Формировать представление о многозначности слов и их роли в речи.
  • Развивать речь детей, прививать навыки исследовательской работы, расширять кругозор.


Оборудование: 

1.     Карточки с понятиями и названиями разделов науки о языке.

2.     «Толковый словарь русского языка» (авт. Ожегов).

3.     «Словарь фразеологизмов»

4.     «Словообразовательный словарь русского языка» Л.Н.Тихонова. 

5.     Рабочие листы у каждого ребенка.


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок – исследование «Неизвестное в известном». »

Тема: Урок – исследование «Неизвестное и известном».  Слово «счастье».

Цели:

  • Повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имен существительных, синтаксический разбор предложений, фонетический и словообразовательный разборы слов.

  • Познакомить с названиями разделов науки о языке, что они изучают; учить распознавать конкретные и отвлеченные существительные.

  • Формировать представление о многозначности слов и их роли в речи.

  • Развивать речь детей, прививать навыки исследовательской работы, расширять кругозор.


Оборудование: 

    1. Карточки с понятиями и названиями разделов науки о языке.

    2. «Толковый словарь русского языка» (авт. Ожегов).

    3. «Словарь фразеологизмов»

    4. «Словообразовательный словарь русского языка» Л.Н.Тихонова. 

    5. Рабочие листы у каждого ребенка.


Ход урока

I. Организационный момент.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем. 
А счастье всюду. Может быть, оно 
Вот этот сад осенний за сараем 
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем 
Встает, сияет облако. Давно 
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, 
А счастье только знающим дано.

- Сегодняшний урок обещает быть очень интересным и увлекательным, потому что у нас сегодня будет не просто урок, а урок – исследование.

- Как вы думаете, что обозначает слово «исследовать»? (Изучать, узнавать что-то новое). 
- Ребята, а хотите ли вы сегодня на уроке стать исследователями? (Да). 


  1. Постановка темы и цели урока. 

- Тогда отгадайте загадку и попробуйте назвать предмет нашего исследования: 
«Что дано человеку для передачи им своих мыслей, чувств, истины и вдохновения другим людям?» (Слово).

- Правильно, ребята, это слово. 
 А знаете ли вы, что великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что «Слово дороже бриллиантов, жемчуга и злата». Как вы думаете, почему? (Высказывания детей). 
- Итак, ребята, тема нашего исследования - «Слово».

Но слово это не простое, а очень важное и нужное. Посмотрите на доску и составьте из следующих букв анаграммы это поистине волшебное слово. 
Ч С Ь Е С Т А 

- Верно, ребята, это слово «СЧАСТЬЕ». И сегодня мы исследуем его с разных сторон науки о языке. Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык! Как много в нем тайн и неожиданностей! И что нет в нем скучных и ненужных правил, а есть целая жизнь языка. 
- Многие задания сегодня потребуют от вас умения думать, рассуждать, доказывать и, конечно же, отстаивать свою точку зрения. 
- Но чтобы приступить к исследованиям, нам нужно получить разрешение. А для этого сейчас вам нужно назвать по 2 пословицы о счастье и объяснить их. (Дети называют и комментируют свои пословицы). 
- Молодцы, справились с заданием. Всем вручаются карточки – разрешения для исследовательской работы на уроке. (Раздаются карточки-разрешения они же помощницы).

Ты живешь в мире слов. Каждое слово - это маленькое чудо. У слова своя долгая и интересная жизнь. Как человек оно рождается, растет, стареет и умирает. Подружись со словом - и ты откроешь удивительную страну родного языка.

- Раз уж мы выяснили, что у слова, как и у человека, есть семья, родственники и оно проживает целую жизнь, давайте напишем, создадим биографию слова СЧАСТЬЕ.


Мы будем составлять БИОГРАФИЮ СЛОВА по такой схеме:

1. Лексическое значение слова.

2. Этимология слова.

3. Подбор однокоренных слов.

4. Подобрать синонимы и антонимы к слову.

5. Фонетический разбор слова.

6. Орфография слова.

7. Морфологический разбор.

5. Слово "СЧАСТЬЕ" во фразеологических оборотах.


III. Исследования по различным разделам языка.

(На доску прикрепляем карточку Лексика)

Лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка. 

Минимальной единицей речи является слово. Слово имеет внешнюю форму – звуковую оболочку. Однако не всякие звуки будут словом. Вспомните известное стихотворение И.Токмаковой:



А я придумал слово, простое слово «плим»…
Вот прыгает и скачет плим, плим, плим
И ничего не значит – плим, плим, плим.


- «Плим»- это слово? (Нет).

- Почему?
- Не любые звуки, взятые вместе, будут словом. Помимо звуковой оболочки слово должно иметь лексическое значение, т.е. смысл.

- Что же обозначает слово СЧАСТЬЕ или прилагательное от этого слова – СЧАСТЛИВЫЙ? (Ответы детей)

- Вы назвали несколько значений слова СЧАСТЬЕ. Значит, это слово многозначное. Большинство слов в русском языке имеют несколько значений. Способность слова иметь несколько значений, а не одно называется многозначностью, а слово многозначным. В «Толковом словаре русского языка» Ожегова найдите определения слова СЧАСТЬЕ.

(Статья из «Толкового словаря…» Ожегова)

СЧАСТЬЕ, -я, ср. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Счастье созидания. Стремление к счастью. Семейное счастье.

2. Успех, удача. Во всем счастье кому-н. Не бывать бы счастью, да несчастье помогло (поел.). * К счастью или по счастью, вводи, ел. - выражает удовлетворение по поводу чего-н.


СЧАСТЛИВЫЙ, -ая, -ое; счастлив и счастлив. 1. Полный счастья, такой, к-рому благоприятствует удача, успех; выражающий счастье. Счастливая жизнь. Счастливое детство. Если хочешь быть счастливым, будь им (шутл.). Счастлив, как дитя. Счастливое лицо. С. игрок (удачливый).

2. Приносящий счастье, удачу, С. билет. Счастливая рука у кого-н. (говорится о человеке, чьи действия, почин приносят удачу; разг.).

3. Благополучный, удачный. Счастливого пути! и Счастливый путь! (прощальное пожелание отправляющемуся в путь). Счастливая мысль. С.конец повести (благополучная развязка). Счастливо (нареч.) отделаться от чего-н. (удачно избавиться от чего-н. неприятного; разг.).

4. счастливо! Пожелание удачи при прощании (разг.). * Счастливо оставаться (разг.) - прощальное приветствие остающемуся.


- Обычно, раскрывая понятие, мы берем предметную картинку и говорим, например: «Это книга».

- А можно ли изобразить СЧАСТЬЕ? Как?

- Какие слова можно изобразить? (Дерево, ребенка, сапоги и т.д.) Все эти существительные обозначают конкретные предметы, их можно пересчитать. Поэтому их так и назвали – конкретные существительные. К ним можно подставить количественное числительное, например, 2 сапога, 5 тетрадей и т.д.

-А к нашему слову можно подставить числительное и посчитать? Попробуйте.

- Не получается? Так вот такие существительные называются отвлеченными. Они употребляются, как правило, в форме только одного числа – либо множественного, либо единственного.
- Но все-таки мы с вами попробуем с помощью художественных средств изобразить ДОБРОТУ. (Дети рисуют).

- Посмотрите внимательно на рисунки. Большинство из вас выбрали рисование добрых улыбчивых лиц. Почему? (Человек, испытывающий счастье красив и улыбчив.)

  • (На доску прикрепляем карточку Этимология)

Этимология как наука.
Не далеко, не близко,
Не высоко, не низко,
За бумажными горами,
Карандашными лесами
Жила-была этимология!

- Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как рождаются слова? Кем они создаются, и почему они так называются?

- Поиском ответов на эти вопросы занимается этимология.

Этимология в переводе с греческого - наука о значении и происхождении слов.

"Этимон" - истинное, исходное значение слова.

"Логос" - учение, наука.

- Впишите термин "этимология" в свои рабочие листы.

Из этимологического словаря:

Что такое счастье? Русское слово счастье имеет тот же корень что слова часть. Счастье - это выпавшая человеку хорошая доля, часть, благоприятный жребий. В славянской мифологии воплощением счастья выступала Доля. Иногда в фольклоре упоминается и Недоля, которая, наоборот, лишает человека удачи. А что же значит приставка с? На этот вопрос помогает ответить древнеиндийский язык санскрит, который, как и русский, произошел от индоевропейского праязыка. В санскрите есть приставка su - «хороший». Если kavi - «поэт», то su-kavi - «хороший поэт», pati - «супруг», а su-pati - «хороший супруг». Так что структура слова счастье отражает его значение.


  • (На доску прикрепляем карточку Словообразование)


- Следующий раздел науки о языке, куда мы отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово, - это словообразование. Это наука о языке, которая изучает ЧТО? ( образование новых слов ).

- Напомните, из чего могут состоять слова? (Приставка, корень, суффикс, окончание). Без какой части слово не может существовать?
- Какие слова называются родственными или однокоренными?

Проведем соревнование, кто больше придумает родственных слов к данному слову. (Работают самостоятельно, затем через 2 минуты проверяем)

  • И что самое интересное, к каждому значению как бы тянутся слова, близкие по смыслу и противоположные. Попробуем их найти.

-К каждому словосочетанию, записанному на доске, подберите сначала близкие по смыслу, а затем противоположные. 

НА ДОСКЕ:
Счастливый человек 

Счастливый день

Счастливый билет

Счастливый случай


  • (На доску: Фонетика)


- Отправимся дальше. Фонетика – это учение о звуковой стороне языка, наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.

- Посмотрите внимательно на слово СЧАСТЬЕ и скажите, сколько звуков вы слышите?

Сделаем фонетический разбор слова и выясним, кто прав. (Один ученик у доски)

-Какой раздел науки о языке подсказывает нам, как правильно написать слово? Орфография. (На доске карточка)

Посмотрим на слово с точки зрения ОРФОГРАФИИ.

- Что изучает этот раздел науки о языке?
Орфография изучает правила написания слов.


НА ДОСКУ: Морфология 

- Что исследует раздел МОРФОЛОГИЯ? Это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов . Какой частью речи является слово СЧАСТЬЕ? (Существительным)

На доске схема разбора имени существительного.

- Выполните разбор в рабочих листах (У доски 1 ученик).
СЧАСТЬЕ – сущ., предмет.

  1. Н.ф.- (Что?) счастье

  2. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, средний род.

  3. Непостоянные признаки: ед. ч. (употребляется только в форме единственного числа, т.к. это отвлеченное имя существительное)


  • ( На доску: Фразеология)


Фразеологизм – особое сочетание слов. В отличие от свободного словосочетания у фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а все сочетание в целом.

- Обратимся вновь к словарю. Статья «счастье». (Дети читают, объясняют).


СЧАСТЬЕ. 


◊ Считать, почитать за счастье (что-л. делать). — Знаете ли она, что есть человек, который счел бы за счастье сидеть с нею в одной комнате? Гаршин.

◊ Счастье везёт, привалило и т.п. кому-л. (разг.). . — Давно он зарился на моих голубей... а теперь вот счастье неожиданно привалило. В.Беляев.



◊ На счастье (датьприслатьсделать и т.п. ) — чтобы был успех, удача, чтобы повезло кому-л. —[Полина:] Позвольте вам на ручку надеть кольцо, на счастье. А.Н.Толстой. — Черные тараканы, которые бабка нарочно — на счастье — принесла к нам, шуршали на голодной плите. Каверин.


◊ Слепое счастье— Только слепое счастье избавит армию Меншикова от истребления. Станюкович.



~ Попытать, попробовать и т.п. счастья (счастье) — см. попытать.


- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

IV. Итог урока.
- Мы сегодня рассмотрели с вами слово СЧАСТЬЕ с разных точек зрения. С точки зрения каких наук? (Читаем)

- Чему учились на уроке?
- Благодарю за помощь!

- Пока молод ваш ум, давайте учиться любить слово, а значит и родной язык, и родную историю.

- В качестве напутствия позвольте зачитать стихотворение С. Острового:

К словам привыкаешь день ото дня
А они первородного смысла полны… 
И когда я слышу: 
- Извини меня! -
Это значит: 
- Исключи меня из вины! -
У слова цвет своего огня
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу: 
- Обереги меня! -
Это значит: 
- Берегами меня окружи! - 
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу: 
- Защити меня! -
Это значит: 
- Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок – исследование «Неизвестное в известном».

Автор: Колиух Олеся Константиновна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 241940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока-исследования на тему: "Деление с остатком" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-issliedovaniia-na-tiemu-dielieniie-s-ostatkom"
    ["file_id"] => string(6) "119368"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413392132"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Исследование Земли в XX- в н. XXI ст. Современные туристические путешествия как средство открытия Земли каждым человеком."
    ["seo_title"] => string(121) "issliedovaniieziemlivxxvnxxistsovriemiennyieturistichieskiieputieshiestviiakaksriedstvootkrytiiaziemlikazhdymchieloviekom"
    ["file_id"] => string(6) "265796"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450024532"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока обществознания по теме: "Самопознание" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-po-tiemie-samopoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "126923"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415225787"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Развитие учебно-исследовательских навыков на уроках истории "
    ["seo_title"] => string(66) "razvitiie-uchiebno-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "119973"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413562610"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Презентация к уроку физики в 8 классе по теме "Источники света. Прямолинейное распространение света.""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_fiziki_v_8_klassie_po_tiemie_istochniki_svieta_priamolin"
    ["file_id"] => string(6) "441450"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1511989894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства