kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие учебно-исследовательских навыков на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс обучения – сотрудничество более опытного человека с менее опытным человеком, благодаря которому происходит приобщение к культуре.  Это процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения, ликвидация «интолерантности».

 Необходимо сочетать научную традицию с необычностью и актуальностью вопроса. Решение такой непростой задачи создаёт творческую проблему, прежде всего для учителя, заинтересованность педагога – основа успеха реализации деятельности ученика. Исследование определяется как творческий процесс познания мира, себя и бытия.

Научный подход к процессу исследования требует соблюдения ряда принципов: принцип естественности, принцип осознанности, принцип проблемности, принцип научности, доступности, принцип самодеятельности, принцип наглядности, принцип культуросообразности, преемственности.

 Эти проекты могут быть выполнены как:

  1. Информационно-реферативные творческие работы, написанные на основе нескольких источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.
  2. Проблемно-реферативные работы, предполагают сопоставление данных разных литературных источников, на основе которого даётся собственная трактовка поставленной проблемы.
  3. Экспериментальные работы - описывают научный эксперимент, имеющий   известный результат.
  4. Натуралистические и описательные работы – направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления (работы, выполненные в этом жанре, не имеют научного подхода).

5.  Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной методики, имеющей собственный экспериментальный материал.

     Данная технология применима и на уроках истории и обществознания.

  Это могут быть: семинар (семинар с элементами дискуссии), урок – исследование, проблемный урок, коллоквиумы, лабораторные, сюжетно-ролевые и деловые игры, практические занятия.

Данная педагогическая технология применима во внеурочной учебно-исследовательской деятельности; во внеклассной деятельности краеведческого характера

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие учебно-исследовательских навыков на уроках истории »

«Развитие учебно-исследовательских навыков учащихся на уроках истории и обществознания»

«Развитие учебно-исследовательских навыков учащихся на уроках истории и обществознания»

«Не мыслям надо учить,  а учить мыслить»  И.Кант

«Не мыслям надо учить,

а учить мыслить»

И.Кант

Задача учителя – создать модель по формированию образовательной толерантной среды для учащихся, задать формы и условия исследовательской деятельности, способствующие формированию мотива у ученика. В самой «формуле» сотрудничества заложен принцип равноправия, толерантности Развитие учебно-исследовательских навыков способствует становлению и развитию таких личностных свойств подростков, как миролюбие, готовность к позитивному общению, к диалогу

Задача учителя – создать модель по формированию образовательной толерантной среды для учащихся, задать формы и условия исследовательской деятельности, способствующие формированию мотива у ученика. В самой «формуле» сотрудничества заложен принцип равноправия, толерантности

Развитие учебно-исследовательских навыков способствует становлению и развитию таких личностных свойств подростков, как миролюбие, готовность к позитивному общению, к диалогу

Условия возникновения и становления опыта.  1. Возросшая объективная потребность в социально-зрелой, высоконравственной личности, выделяющейся активной гражданской позицией.  2.Изучение познавательного интереса учащихся к исследовательской деятельности.  3.Изучение источников: А.В.Леонтович «Учебно-исследовательская деятельность школьников», А.Н.Обухов «Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения»,

Условия возникновения и становления опыта. 1. Возросшая объективная потребность в социально-зрелой, высоконравственной личности, выделяющейся активной гражданской позицией. 2.Изучение познавательного интереса учащихся к исследовательской деятельности. 3.Изучение источников: А.В.Леонтович «Учебно-исследовательская деятельность школьников», А.Н.Обухов «Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения», "Исследовательская работа школьников» Ссылка: http://www.issl.dnttm.ru/

4.Наблюдение за совместной работой учащихся в группе (сотрудничество), за проявлением коммуникативных умений. 5.Потребность в вовлечении каждого учащегося в активный познавательный процесс.

6.Необходимость рассматривать события и явления прошлого с позиций историзма, овладев элементами исторического анализа явлений прошлого.  7.Возросшая социальная потребность в воспитании у молодежи способности уважать иную точку зрения, вести цивилизованный диалог с оппонентами, находить убедительные аргументы в научном споре, ставить новые, неожиданные вопросы и стараться давать на них убедительные ответы.  8.Возросшая объективная  потребность в развитии  толерантности и  компетентности у учащихся.  9.Индивидуальный подход  в обучении.

6.Необходимость рассматривать события и явления прошлого с позиций историзма, овладев элементами исторического анализа явлений прошлого. 7.Возросшая социальная потребность в воспитании у молодежи способности уважать иную точку зрения, вести цивилизованный диалог с оппонентами, находить убедительные аргументы в научном споре, ставить новые, неожиданные вопросы и стараться давать на них убедительные ответы. 8.Возросшая объективная

потребность в развитии

толерантности и

компетентности у учащихся. 9.Индивидуальный подход

в обучении.

Сущность опыта .

Сущность

опыта

.

  • Урок – семинар (с элементами дискуссии).
  • Сюжетно-ролевые и деловые игры .
  • Проблемный урок.
  • Практические занятия.
  • Урок – исследование .
Для современной школы наиболее характерны исследовательские проекты :

Для современной школы наиболее характерны исследовательские проекты :

  • Информационно-реферативные творческие работы, написанные на основе нескольких источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.
  • Проблемно-реферативные работы, предполагают сопоставление данных разных литературных источников, на основе которого даётся собственная трактовка поставленной проблемы.
  • Экспериментальные работы - описывают научный эксперимент, имеющий известный результат.
  • Натуралистические и описательные работы – направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления (работы, выполненные в этом жанре, не имеют научного подхода).
  • Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной методики, имеющей собственный экспериментальный материал
Исследовательскую деятельность, как и некоторые другие относят к технологиям XXI века, поскольку она позволяет сформировать у учащихся самостоятельность в принятии решений в новых условиях, адаптироваться к этим новым условиям, развивает основы коммуникативной деятельности косвенно организуя, управляя и корректируя деятельность своих подопечных, учитель также считается участником проекта, о чем должны непосредственно знать учащиеся  открыто участвовать в работе, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников

Исследовательскую деятельность, как и некоторые другие относят к технологиям XXI века, поскольку она позволяет сформировать у учащихся самостоятельность в принятии решений в новых условиях, адаптироваться к этим новым условиям, развивает основы коммуникативной деятельности

косвенно организуя, управляя и корректируя деятельность своих подопечных, учитель также считается участником проекта, о чем должны непосредственно знать учащиеся

открыто участвовать в работе, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников

Работа с мультимедийными программами также оказывает помощь при исследовательской работе

Работа с мультимедийными программами также оказывает помощь при исследовательской работе

Современные технологии мультимедиа в интерактивном режиме расширяет области применения видеофрагментов в учебном процессе

Современные технологии мультимедиа в интерактивном режиме расширяет области применения видеофрагментов в учебном процессе

Семинар-исследование  Подготовительный этап: организационные вопросы опросные листы  проведение опроса подбор литературы Обсуждение темы: актуализация темы,  мотивационная беседа, работа по вопросам семинара.  Заключительный этап  подвести итоги, оценить действия учащихся,  сориентировать на последующую работу

Семинар-исследование

Подготовительный этап:

организационные вопросы

опросные листы

проведение опроса

подбор литературы

Обсуждение темы:

актуализация темы,

мотивационная беседа,

работа по вопросам семинара.

Заключительный этап

подвести итоги, оценить действия учащихся,

сориентировать на последующую работу

Проблемная ситуация  Проблемное задание  Проблемное изложение учителя  Проблемный урок   Выводы  Самостоятельная работа учащихся

Проблемная ситуация

Проблемное задание

Проблемное изложение учителя

Проблемный урок

Выводы

Самостоятельная работа учащихся

Деловые и ролевые игры Цель учебной деловой игры - формирование самостоятельности в поиске знаний, приобретении и развитии общеучебных умений; а также развитие способности выступать перед классом с сообщением или докладом. 2.Этап изучения материалов, исторической ситуации. Консультации и предварительное обсуждение действий участниками игры 1.Этап подготовки класса, участников и экспертов. Консультирование и отбор материала 3.Этап непосредственной игры: имитационного моделирования конкретных условий и динамики явления. Педагог не может вмешиваться в ход игры, исправлять действия ее участников. Допускается корректировка действий участников со стороны ведущего в том случае, если они отклонились от цели игры 4.Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Решающее слово - за экспертами. Участники имеют право отстаивать свою позицию

Деловые и ролевые игры

Цель учебной деловой игры - формирование самостоятельности в поиске знаний, приобретении и развитии общеучебных умений; а также развитие способности выступать перед классом с сообщением или докладом.

2.Этап изучения материалов, исторической ситуации. Консультации и предварительное обсуждение действий участниками игры

1.Этап подготовки класса, участников и экспертов. Консультирование и отбор материала

3.Этап непосредственной игры: имитационного моделирования конкретных условий и динамики явления. Педагог не может вмешиваться в ход игры, исправлять действия ее участников. Допускается корректировка действий участников со стороны ведущего в том случае, если они отклонились от цели игры

4.Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Решающее слово - за экспертами. Участники имеют право отстаивать свою позицию

Область применения: 7класс – урок- исследование «Смутное время», урок-игра «Путешествие по Петербургу», урок-игра «Эпоха Великих географических открытий» 8 класс – урок- исследование «Международные отношения в конце XIX – начале XX вв.». урок-экскурсия «Архитектура и живопись XIX века» урок-игра «Правила общения» 9 класс – урок- исследование «Выборы в демократичном обществе», урок- исследование «Правовое государство», урок-исследование «Кровавое воскресенье – загадка истории?»

Область применения:

7класс –

урок- исследование «Смутное время»,

урок-игра «Путешествие по Петербургу»,

урок-игра «Эпоха Великих географических открытий»

8 класс –

урок- исследование «Международные отношения в конце XIX – начале XX вв.».

урок-экскурсия «Архитектура и живопись XIX века»

урок-игра «Правила общения»

9 класс –

урок- исследование «Выборы в демократичном обществе»,

урок- исследование «Правовое государство»,

урок-исследование «Кровавое воскресенье – загадка истории?»

Область применения: 10 класс – урок-исследование «Первобытное равенство» или миф о «золотом веке», урок-исследование « Восстание под предводительством Е.Пугачева», п роблемный урок «Наука и философия», семинар-исследование «Предпосылки образования государства у славян», 11 класс – урок-суд « Суд над И.В.Сталиным», семинар «Русская культура конца 19- начала 20 веков»; семинар- исследование «Гражданская война и интервенция». урок-исследование «СМИ- четвертая власть» урок-игра «Трудоустройство несовершеннолетних» урок-игра «Нации и межнациональные отношения» урок-суд « Слушается дело о кавказской войне…»

Область применения:

10 класс –

урок-исследование «Первобытное равенство» или миф о «золотом веке»,

урок-исследование « Восстание под предводительством Е.Пугачева»,

п роблемный урок «Наука и философия»,

семинар-исследование «Предпосылки образования государства у славян»,

11 класс –

урок-суд « Суд над И.В.Сталиным»,

семинар «Русская культура конца 19- начала 20 веков»;

семинар- исследование «Гражданская война и интервенция».

урок-исследование «СМИ- четвертая власть»

урок-игра «Трудоустройство несовершеннолетних»

урок-игра «Нации и межнациональные отношения»

урок-суд « Слушается дело о кавказской войне…»

Прочитайте фрагмент из документа, укажите его название и в каком году он был принят. Объясните, на основании чего вы это определили.  «Царь и великий князь Федор Иванович всея Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин…выбежали до нынешнего году за 5 лет…тех беглых крестьян … сыскивати. А по суду и по сыску тех крестьян беглых с женами и с детьми возити их назад, где кто жил…»

Прочитайте фрагмент из документа, укажите его название и в каком году он был принят. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Царь и великий князь Федор Иванович всея Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин…выбежали до нынешнего году за 5 лет…тех беглых крестьян … сыскивати. А по суду и по сыску тех крестьян беглых с женами и с детьми возити их назад, где кто жил…»

Курс

Курс "История Нового времени«7 класс, тема «Повседневная жизнь в Европе XVI-XVII в".

Задание: От первого лица составить рассказ об одном дне европейца XVI-XVII в

Задания по новой истории ( 8 класс ) «Прочитав отрывки из устава армии нового образца и записок современника, обсудите вопрос о целях установленных в этой армии порядков. Выскажите свое мнение о том, способствовали ли существовавшие в армии порядки достижению названных целей. Как вы оцениваете эти порядки: одобряете или осуждаете? Свою оценку обоснуйте».

Задания по новой истории ( 8 класс )

«Прочитав отрывки из устава армии нового образца и записок современника, обсудите вопрос о целях установленных в этой армии порядков. Выскажите свое мнение о том, способствовали ли существовавшие в армии порядки достижению названных целей. Как вы оцениваете эти порядки: одобряете или осуждаете? Свою оценку обоснуйте».

Задания по истории краеведения  (9 класс)   Назовите памятники архитектуры. Что вам известно о истории их происхождения?

Задания по истории краеведения (9 класс) Назовите памятники архитектуры. Что вам известно о истории их происхождения?

Продуктивность.

Продуктивность.

  • Вырабатывать умение самостоятельно оценивать неоднозначные исторические эпохи, явления, деятелей;
  • Размышлять над различными точками зрения;
  • Сравнивать аргументы;
  • Подбирать факты для доказательства собственной позиции.
  • … как эффективное средство развития речи, умения общаться.
  • Формировать не только сознание детей на основе культурно-исторических и духовных ценностей, но и развивать у ребенка активную жизненную позицию.
88% школьников повышается активность. -85% детей утверждают, что на таких уроках им значительнее интереснее, чем на обычных.  Повышать эрудицию учащихся.  Активизировать их познавательный процесс.  Воспитывать толерантную и компетентную личность, через работу в группе. Способствует формированию мировоззрения. решать информационные задачи; организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса; создавать комфортные условия обучения; активизировать мыслительную деятельность школьников; снимать нервную нагрузку (релаксация).
  • 88% школьников повышается активность.
  • -85% детей утверждают, что на таких уроках им значительнее интереснее, чем на обычных.
  • Повышать эрудицию учащихся.
  • Активизировать их познавательный процесс.
  • Воспитывать толерантную и компетентную личность, через работу в группе.
  • Способствует формированию мировоззрения.
  • решать информационные задачи;
  • организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса;
  • создавать комфортные условия обучения;
  • активизировать мыслительную деятельность школьников;
  • снимать нервную нагрузку (релаксация).
Трудоемкость    Трудоемкость учебно-исследовательской деятельности заключается в сборе материала, их обработке, систематизаций, анализе источников.  Конечный итог - защита собственного исследования (если речь идет об участий исследовательской работы в научно-практической конференций или конкурсе исследовательских работ).  Самостоятельный поиск информации по изучаемому вопросу делает ученика самым активным участником образовательной деятельности. Написание исследовательской работы по истории  кропотливый труд: сбор информации из различных источников, затем ее обработка, поиск ответа на поставленные в ходе работы вопросы, возможно рождение собственной теории. Ученик испытывает радость от собственного открытия.  Что же касается применения данной технологии на уроках, то это: ответы на опережающие проблемные вопросы по группам, анализ документов, подготовка сообщения, к семинару, составление презентаций.

Трудоемкость

Трудоемкость учебно-исследовательской деятельности заключается в сборе материала, их обработке, систематизаций, анализе источников.

Конечный итог - защита собственного исследования (если речь идет об участий исследовательской работы в научно-практической конференций или конкурсе исследовательских работ).

Самостоятельный поиск информации по изучаемому вопросу делает ученика самым активным участником образовательной деятельности. Написание исследовательской работы по истории  кропотливый труд: сбор информации из различных источников, затем ее обработка, поиск ответа на поставленные в ходе работы вопросы, возможно рождение собственной теории. Ученик испытывает радость от собственного открытия.

Что же касается применения данной технологии на уроках, то это:

ответы на опережающие проблемные вопросы по группам, анализ документов, подготовка сообщения, к семинару, составление презентаций.

Область внедрения. Учебно-исследовательская деятельность:

Область внедрения.

Учебно-исследовательская деятельность:

  • Урок – семинар (с элементами дискуссии).
  • Урок – исследование.
  • Проблемный урок.
  • Сюжетно-ролевые и деловые игры.
  • Практические занятия.
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность :     а) Внеклассные мероприятия «Путешествие по древнему Египту», «Блокадный Ленинград», Игра-конкурс «Голосует молодежь» Брейн-ринг: «Избирательное право» б) Конкурсные работы: «Человек в истории. Россия XX век.» Ивлентьева Е. «Позавчера и вчера» Клещевский О. «Эхо войны» Сосновскакя К. «Как это было...» в) классные часы: «Здоровье нации в наших руках»  (социологический опрос  «Исследование здорового  образа жизни»)

Внеурочная учебно-исследовательская деятельность :

  • а) Внеклассные мероприятия
  • «Путешествие по древнему Египту»,
  • «Блокадный Ленинград»,
  • Игра-конкурс «Голосует молодежь»
  • Брейн-ринг: «Избирательное право»
  • б) Конкурсные работы: «Человек в истории. Россия XX век.»
  • Ивлентьева Е. «Позавчера и вчера»
  • Клещевский О. «Эхо войны»
  • Сосновскакя К. «Как это было...»
  • в) классные часы:
  • «Здоровье нации в наших руках»

(социологический опрос

«Исследование здорового

образа жизни»)

  • «Терроризм- угроза XXI века»
Участие учащихся в научно-практической конференции :  Клещева Т. «Судьба русского крестьянства» Сатемирова А. «Политическая система современной России» Токсамбаева И. «Общественно-политические события современной России» Ивченко А. «Чеченская трагедия Макарова К. «Имею право на семью» Кишкина Е. «Купеческие усадьбы» Андреев С. «Военная служба: вчера, сегодня, завтра. Какая армия нужна России?» Наушева А. «История зарождения и развития п.Кировский»

Участие учащихся в научно-практической конференции :

Клещева Т. «Судьба русского крестьянства»

Сатемирова А. «Политическая система современной России»

Токсамбаева И. «Общественно-политические события современной России»

Ивченко А. «Чеченская трагедия

Макарова К. «Имею право на семью»

Кишкина Е. «Купеческие усадьбы»

Андреев С. «Военная служба: вчера,

сегодня, завтра. Какая армия нужна России?»

Наушева А. «История зарождения

и развития п.Кировский»

  • Сатемирова А. «Политическая система современной России» Токсамбаева И. «Общественно-политические события современной России» Ивченко А. «Чеченская трагедия Макарова К. «Имею право на семью» Кишкина Е. «Купеческие усадьбы» Андреев С. «Военная служба: вчера, сегодня, завтра. Какая армия нужна России?» Наушева А. «История зарождения и развития п.Кировский»
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  Разработанные мною уроки и внеклассные мероприятия по теме самообразования размещены на сайте АИПКП (АРЦДО) в рубрике хранилища «История. Педагогический  опыт ».  Ссылка : http//www.arcdo.astripk.ru/index.php?option=com content&view=article&id=113:2009-06-01-12-11-14&catid=13:2008-12-01-13-30-38&Itemid=8

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

  • Разработанные мною уроки и внеклассные мероприятия по теме самообразования размещены на сайте АИПКП (АРЦДО) в рубрике хранилища «История. Педагогический опыт ».

Ссылка : http//www.arcdo.astripk.ru/index.php?option=com content&view=article&id=113:2009-06-01-12-11-14&catid=13:2008-12-01-13-30-38&Itemid=8

  • Рост познавательного интереса к предмету;
  • Формирование мировоззрения, расширение кругозора;
  • Развитие умений и навыков аналитического мышления;
  • Дальнейшее вовлечение во внеклассную деятельность, в исследовательскую работу;
  • Воспитание толерантности и компетентности у учащихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие учебно-исследовательских навыков на уроках истории

Автор: Нургалиева Альбина Берковна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119973


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства