Цели урока:
образовательные – ввести понятие источников света, виды источников света;
воспитательные – показать значение опытных фактов; продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке.
развивающие – продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту изучаемые явления, развитие интеллектуальных способностей школьников.
Тип и вид урока: «открытие» нового знания (урок-исследование).
Методы обучения: эвристический метод, исследовательский, объяснительно-репродуктивный.
Приборы и материалы:
мультимедийное оборудование,
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Все готовы к уроку. Настроение хорошее. Улыбнитесь друг другу. Начинаем наше занятие.
2. Повторение темы: Электромагнитные явления
- Между проводниками с током возникают силы взаимодействия, которые называются.. силами
- Магнитная стрелка имеет два полюса: …
- Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током, то есть вокруг.. электрических зарядов
- Вокруг неподвижных электрических зарядов существует только. поле
- Вокруг движущихся зарядов существует.. поле
- Самый большой магнит…
- Из каких материалов можно изготовить магнитную стрелку? (Дерево, фарфор, медь, железо, стекло, сталь)
- Южный магнитный полюс притягивается к.. полюсу, но отталкивается от..
- Особый вид материи, отличающийся от вещества и существующий вокруг намагниченных тел называется.. полем
3. Изучение нового материала:
Слайд - Посмотрите, ребята, что изображено на слайде. (ученики перечисляют изображенные предметы)
- А как одним словом можно назвать все это перечисленное. (источники света)
- И сегодня тема нашего урока Слайд ИСТОЧНИКИ СВЕТА. ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ СВЕТА.(впишите ее в рабочие листы) сегодня на уроке мы с вами Слайд
Узнаем что является источником света и каковы его разновидности;
изучим закон прямолинейного распространения света;
расширим свой кругозор.
- А какие источники света вам известны?
- Наблюдали ли вы светящиеся в темноте тела?
Вы знаете, что предметы хорошо видны днем и не видны ночью. Для того чтобы их увидеть ночью, необходимо включить электрическую лампу. Таким образом, предметы видны при освещении их светом. Слайд
- А как вы думаете, что же такое источник света?(ответы детей)
- Источник света – Слайд это тело, от которого исходит свет. (впишите в рабочие листы).
А давайте разберемся, какие же существуют источники света. Слайд К какой категории их можно отнести.
Одни из них – тепловые – Слайд излучают свет потому, что имеют высокую температуру. К таким источникам света относятся Солнце, звезды, пламя свечи, горящего дерева или газа, поток лавы, извергающийся из вулкана, нить электрической лампочки и др. Слайд Тела начинают излучать свет при температуре около 8000С. Посмотрите в учебник на стр 160 во 2 пункте 2 абзац указаны температуры некоторых тепловых источников света. Давайте зачитаем.
Другую группу составляют люминесцирующие Слайд источники света. Это тела которые сами излучают свет, но при этом остаются холодными. Излучение света такими источниками не зависит от их температуры. Это: гнилушки, светлячки, некоторые морские животные, люминесцентные и газосветные лампы, экран телевизора и монитор компьютера.
Таким образом, тепловые и люминесцирующие источники сами излучают свет.
А какие примеры источников отраженного света можете вспомнить вы?(ответы детей) Слайд
Солнце, а также рассмотренные источники отраженного света Слайд создают естественное освещение. Но эти источники не могут обеспечить потребности человека в свете.
Поэтому еще первобытные люди применяли для освещения искусственные источники света. Слайд. До середины 19 века такими источниками являлись горящий факел, пламя лучины, свечи, керосиновые лампы. Эти источники имели малую мощность и были неудобными в обращении.
В 70-х гг. 19 века в России были изобретены электрические лампы. Слайд Русский электротехник Александр Николаевич Лодыгин сконструировал лампу накаливания, похожую на современные лампы. Он укрепил между двумя медными проводниками угольный стержень и поместил его внутрь стеклянного баллона, из которого был откачан воздух. При прохождении электрического тока по стержню он раскалялся и начинал светиться. Впоследствии угольный стержень был заменен вольфрамовой нитью. Современный вид лампе Слайд накаливания включая вольфрамовую нить и патрон, придал американский изобретатель Томас Эдисон.
А какие лампы накаливания вы видели в использовании? (ответы детей)
Какие же лампы наиболее экономичнее. (Светодиодные и лампы дневного света).
(Физкультминутка) Закройте глаза. Представьте лист белой бумаги и мысленно напишите на нем тушью свое имя. В конце поставьте точку. Забудьте о буквах, точка раскачивается из стороны в сторону и медленно растворяется.
Наблюдали ли вы солнечные лучи? Каким образом? Слайд
Выясним, как распространяется свет. Почему мы не видим предметы, находящиеся за углом здания, за деревом, за другим препятствием? Почему мы не видим источник света, если перед ним поставить непрозрачный предмет?
Свет распространяется вдоль прямой линии, т.е. прямолинейно.
Таким образом можно сделать вывод, что свет распространяется прямолинейно. Запишите этот закон в свои рабочие листы. Это верно для однородной среды, состоящей из одного и того же вещества. Если свет падает, например, из воздуха в воду, то на границе раздела этих сред он изменит направление распространения.
Теперь понятно, почему за непрозрачным предметом, поставленным перед электрической лампой, темно: свет не проникает за него.
Тот факт, что свет распространяется прямолинейно, был установлен еще в древности. Слайд Об этом писал основатель геометрии Евклид за 300 лет до нашей эры. Закон прямолинейного распространения света является одним из первых законов природы, открытых учеными на основе результатов наблюдений.
Явление прямолинейного распространения света широко используется на практике. А как, вы узнаете прочитав дополнительно.
Итак, как ж на практике применяется закон распространения света? (ответы детей) Слайд
4. Решение задач:
№1 Сколько времени понадобиться световому излучению, чтобы дойти от Солнца до Земли, если расстояние между ними 150 ∙106 км, а скорость света 3∙108 м/с? (500 с)
№2 Определите длину тени от человека, рост которого 160 см., если длина тени от метровой линейки равна 1,5 метра?
5. Обобщение: Значение света в познании окружающего мира велико. Благодаря органу зрения человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой, может работать и отдыхать. От того, как освещаются предметы, зависит продуктивность труда. Без достаточного освещения растения не могут нормально развиваться. Значение закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека. Сегодня мы познакомились с различными источниками света и законом прямолинейного распространения света. Слайд Закончить наш урока я хочу словами «Ученье – свет, а неученье тьма»
6. Домашнее задание: Слайд
§62, упр.29 №3, задание 12 №3 - по желанию задание
До свидания.
Интересные факты:
Интересно спасает жизнь морской червь. Когда краб перекусывает его, задняя часть червя ярко вспыхивает. Краб устремляется к ней, пострадавший червь прячется, и через некоторое время на месте отсутствующей части вырастает новая.
В Бразилии и Уругвае водятся красновато-коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной “лампочкой” на голове.
Известны случаи, когда эти природные светильники- обитатели джунглей – спасали жизнь людей: во время испано-американской войны врачи оперировали раненых при свете светлячков, насыпанных в бутылку.
В XVIII веке на побережье кубы высадились англичане, а ночью увидели в лесу мирады огней. Они подумали, что островитян слишком много и отступили, а на самом деле это были светлячки.
Направление на север в северном полушарии определяют, встав в полдень спиной к Солнцу. Тень, отброшенная человеком, словно стрелка, укажет на север. В южном полушарии тень покажет на юг.
Гамбургский алхимик Бранд всю жизнь искал секрет получения “философского камня”, который превращал бы все в золото. Однажды он налил в сосуд мочу и стал ее подогревать. Когда жидкость испарилась, на дне остался черный осадок. Бранд решил проколить его на огне. На стенках сосуда стало накапливаться белое вещество, похожее на воск. Оно светилось! Алхимик думал, что осуществил свою мечту. На самом деле он получил ранее неизвестный химический элемент – фосфор.(несущий свет).