Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Содержание учебного материала соответствует целям урока и помогает разрешить учебные задачи урока. Объём изучаемого материала оптимален для развития у учащихся памяти, внимания, умения слушать учителя и товарищей, высказывать свои мнения.
Считаю, что выбранная структура урока рациональна. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности, осуществляется логический переход от одного этапа к другому. Учебный материал соответствует жизненному опыту учащихся.
На уроке прослеживается логичность подачи материала, доступность, нестандартность. В течение всего урока организована смена видов деятельности учащихся: работа с наглядными средствами, инсценировка, работа в группе. На каждом этапе урока формируются различные универсальные учебные действия.
Тему урока ученики определяют сами, исходя из поставленной проблемной ситуации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
учебник «Окружающий мир» 2 класс под ред. Н.Ф. Виноградовой;
компьютер, мультимедиа-проектор; презентация Microsoft Power Point (приложение 1);
презентация Microsoft Power Point Игра (приложение2);
рисунок леса, совы;
памятки «Правила поведения в лесу»
Раздаточный материал:
карточки разного цвета (у каждого);
рисунки (солнце, облако, туча, лучи солнца)
шаблоны моделей обложки;
Тип урока: объяснение нового материала
1. Организационный момент Все ль готово, все ль в порядке? Проверяйте-ка, ребятки. Учебник, ручка и тетрадь, Карандаш, дневник, линейка. А настроение, каково? Отвечают дети: «Во!» - Отметьте настроение, с которым вы пришли на урок. (Слайд 1) 2. Проверка домашнего задания.
- Проверим домашнее задание. У вас на партах лежат листочки разного цвета. Это задания различной сложности. Выберите себе задание по силам и постарайтесь выполнить его.
Красные карточки – самые сложные.
Желтые - средней сложности.
Зеленые – легкие.
3. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок путешествия. А где мы будем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи
В зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем!
Дети: Лес. (Слайд 3)
Учитель: В тексте загадки звучит приглашение.
- Какое приглашение вы услышали?
Дети: Заходите в лес.
Учитель: Давайте мы воспользуемся этим приглашением и совершим прогулку по лесу. ( слайд4)
Итак, мы путешественники. Наш девиз: «Любить и охранять родную природу».
-Добро пожаловать в волшебное Царство Природы! А живёт здесь мудрая Бабушка Сова. Она охраняет зелёное царство.
4. Сообщение темы урока
Учитель: Бабушка Сова просит вас послушать, пожалуйста, рассказ о том, как дети отдыхали в воскресенье в лесу.
Пришли дети в лес без взрослых. По дороге к большой поляне они слушали громкую музыку. На привале наломали веток, еле разожгли костер. Поиграли, поели. Побросав пакеты и банки, сытые и довольные пошли домой. Огни костра подмигивали на прощание. На поляне нашли маленького ежика, подумав, что его бросила мама, забрали с собой. С охапкой лесных и полевых цветов, отдохнувшие, дети вернулись домой.
- Как вы считаете, правильно ли вели себя дети на природе?
Дети: Нет!
- Чтобы правильно вести себя, что необходимо знать?
Дети: Правила поведения в природе.
- Как вы думаете, для того чтобы не повторить ошибки этих ребят, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Дети: На уроке мы должны вспомнить правила поведения на природе и понять, как и почему надо к ней бережно относиться.
5. Работа над темой
1.Беседа.
Учитель: Что такое лес?
Дети: Это место обитания зверей, птиц, насекомых. (слайд 5)
Учитель: Что получает человек от леса?
Дети: Получает дрова, материал для стройки, для приготовления мебели, собирает ягоды и грибы. Но еще и любуется красотой природы и отдыхает на природе.
2. Правила поведения в природе.
Учитель: Давайте прогуляемся с вами по лесу и послушаем разные звуки.(слайд 6)
Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. ( слайд 7-15)
Учитель: Зайдем с вами на поляну, на ней очень много цветов.
- А можно ли рвать цветы?
Дети: Нет.
Учитель: Какой же знак мы можем с вами повесить на поляне, чтобы дети придя в лес обратили внимание Не рвите цветы! (Слайд 16 ) Прикрепить знак.
Цветы украшают луга и леса…
Но это не только природы краса-
В них пчёлы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять…
Завянут букеты… Погибнут цветы…
И больше не будет такой красоты!
Учитель: Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений. Много их гибнет от рук человека. Все они занесены в Красную книгу. (Показ книги)
-А почему она красная?
Дети: Красный цвет предупреждает нас – стой. Остановись!
Учитель: Слайд( )
Есть цветочки редкие,
Белые и нежные:
Вам кивнут приветливо
Ландыши, подснежники…
Только рвать не надо их –
С ними лес добрей, светлей.
Ведь теперь цветов таких
Очень мало на земле…
Учитель: Продолжаем наше путешествие по лесу. В лесу очень много птиц.
А чем является лес для птиц?
Дети: Домом.
Учитель: Что вы увидели на деревьях?
Дети: Гнёзда.
Учитель: Для чего они нужны?
Дети: Чтобы выводить птенцов.
Учитель: Какой же знак мы можем повесить на дереве, где есть гнёздо?
Дети: нельзя разорять гнёзда птиц.
(Прикрепить знак)
(слайд 18)
Дети запомнить должны и понять:
Гнёзда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.
Учитель: Ребята, а что это у нас под ногами?
Дети: Муравейник
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какую работу делаю в лесу муравьи?
(слайд 19 )
Муравьи – лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны.
Учитель: А что делают ребята с муравейниками?
Дети: Разоряют.
Учитель: Какой повесим знак?
Дети: Нельзя разорять муравейники.
Учитель: Ребята, на лесной полянке можно отдохнуть и нам.
Физминутка
Мы с вами вошли в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(посмотреть вправо, влево)
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Учитель: Продолжаем наше путешествие.
Ребята, а кого мы можем встретить еще в лесу.
Дети: Животных.
Учитель: А если животное вам понравилось, возьмете его домой?
Дети: Нет.
Учитель: (слайд 20)
Для ежиков и белок
Лес – это дом родной.
Они живут там смело
И летом, и зимой:
Находят пропитанье,
Своих детей растят
И уходить из леса
Нисколько не хотят…
Поэтому не стоит…
Их в город забирать
Поверь: они в неволе
Не будут есть и спать…
Учитель: Какой повесим знак?
Дети: Не забирай из леса домой животных. (Прикрепить знак)
Учитель: Следующее правило, для тех кто пришёл в лес Не шуми (слайд 21)
У леса музыка своя…
Её послушайте, друзья!
Вот птичьи трели раздались,
Вот белка скачет вверх и вниз,
А вот кузнечик затрещал,
По ветке дятел застучал…
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать. (Прикрепить знак)
Учитель: А почему нельзя шуметь?
Дети: Можно распугать птиц и животных.
Учитель: Мои помощники приготовили для нас небольшую инсценировку. Вам предлагается посмотреть ее, а затем ответить на вопрос: “Правильно ли поступали дети?”
Инсценировка “У леса”
1 ученик:
Эй, ребята
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
2 ученик:
Мы купались, загорали
Жгли костер, в футбол играли.
3 ученик:
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Все: Отдохнули и ушли!
Учитель: Верно ли вели себя отдыхающие? Как должны были поступить дети?
Дети: Убрать за собой мусор.
Учитель: (слайд 22 )
Вы в поход пришли ребята
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки,
Оставлять их здесь нельзя
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой.
Учитель: Повесим знак?
Дети: Да.
Учитель: Какое ещё правило не знали отдыхающие?
Дети: Нельзя разжигать костёр в лесу (слайд23 )
Без взрослых с огнём развлекаться опасно-
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костёр обернётся серьёзной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнёт полыхать, разбегаться, искриться-
Его потушить невозможно тогда!
Погибнут деревья, и звери, и птицы.
Без взрослых костёр разжигать не годится.
(Вешает знак)
3. Закрепление. Работа по учебнику.
Учитель: Ребята, бабушка сова просит вас рассмотреть рисунки в учебнике. Какие правила не знали ребята.
Ответы детей.
Гимнастика для глаз.
4. Практическая работа. Моделирование обложки.
Учитель: Ребята, бабушка сова хочет сделать книгу, в которую поместит все знаки….!
Дети: Моделируют обложку.
Я назвала книгу….
5. Закрепление.
Учитель: а сейчас бабушка сова приготовила для вас задание. Она хочет узнать, всё ли вы запомнили во время путешествия.
Проверка в парах.
7. Обобщение и вывод.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Какие правила поведения на природе мы вспомнили во время путешествия?
Дети: Ответы детей.
Учитель: Мы с вами говорили о том, что цветы рвать нельзя и в лесу и в поле.
- А как же быть с цветами, которые мы с вами ставим в вазы, которые нам дарят к празднику? (Их специально выращивают в садах и оранжереях)
- Мы с вами тоже приготовили на уроках труда, цветы.
- На память о нашем уроке подарите гостям цветы.
Учитель: А вам на память о путешествии Сова дарит Памятку «Правила поведения в природе».
8. Рефлексия.
Учитель: На партах у вас, ребята, лежат лучики солнца. Если у вас после этого урока возникло хорошее настроение, вам было все понятно и у вас есть желание соблюдать все эти правила вывесите желтые лучики. Если у кого- то есть сомнения по какому- либо из названного мною правила, вывесите оранжевые лучики. (Вывешивают на доске вокруг желтого круга)