kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно- методическая статья на тему: " Занимательность на уроках математики в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Занимательность на уроках математики в начальных классах

    Л. М. Долгих, Л.Н. Кузнецова  МБОУ СОШ №46 городского округа город Воронеж

           Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в процессе обучения. Приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову, сделать их активными участниками учебного процесса - сложная задача. Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья и для умственного развития ребёнка зубрёжке. Дети должны быть путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданием, творить красоту, радость для людей и находить в этом творении счастье.

         Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Игра вызывает у детей чувство удивления , живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.

          В настоящее время главными задачами  учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу применения полученных знаний на практике,  легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

          Одним из средств развития у учащихся познавательного интереса к содержанию учебного материала является занимательность. В начальных классах на уроках математики используется различный занимательный материал: дидактические игры, задачи в стихах, загадки, задачи – шутки, задачи смекалки, задачи головоломки, ребусы и др. Но, включая в урок, следует помнить, что занимательность материала ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся.

         Практика показала, что занимательный материал может применяться на разных этапах усвоения знаний. Использование его оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой урока, органически сочетается с учебным материалом, соответствует дидактическим целям урока.

         В развитии познавательной активности младших школьников особое место занимают дидактические игры. Это творческая целенаправленная деятельность , в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности , а когда речь идёт о математике – расширяют представления о количественных и пространственных отношениях, приобретают навыки сравнения, , анализа, синтеза при решении задач. Включение в урок математики игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в условии материала.

          Как уже говорилось особенно важно включать дидактические игры в процесс обучения детей 6-7 лет, ибо от того, насколько сумеет учитель заинтересовать предметом с первых дней обучения, зависят успехи в овладении программным материалом в дальнейшем. Уже на первых уроках математики при ознакомлении с порядковыми отношениями , порядковыми значениями чисел можно использовать иллюстрации к сказкам « Терем-теремок», « Рукавичка», « Репка», « Колобок» или иллюстрации под названием « Сказочные герои у нас в гостях». Рассматривая иллюстрации к сказке « Терем-теремок» учащиеся вспоминают содержание сказки, затем отвечают на вопросы:

    - Кто первым пришёл терем-теремок?

    -Кто вторым?

    - Кто пришёл вслед за лягушкой-квакушкой?

    - Кто перед лисичкой-сестричкой и медведем?

    Кто пришёл последним?

    -Сколько всего зверей стало жить в теремке?

     

          При изучении первого десятка одним из трудных вопросов является состав чисел. Здесь можно использовать игры: « Угадай-ка», « Открой форточку», « Эстафета», «Арифметический лабиринт», « Лесенка».

         В игре « Угадай-ка» дети узнают, из каких двух слагаемых состоит , например, число 8. Выигрывает тот , кто назовёт наибольшее число случаев.

         Игра « Эстафета» может быть проведена в виде соревнования по рядам. Например, двум рядам одновременно предлагается записать все случаи состава числа 10. Первый ученик записывает один пример, передаёт задание другому, и. т. д. Выигрывает тот ряд, который быстрее и без ошибок выполнит задание. Результаты игры можно представить в виде таблицы

    10-это есть      9   8    7    6     5    4     3     2    1

  •  

                           1    2    3    4    5    6     7     8     9

           Игра « Арифметический лабиринт» заключается в том, чтобы пройти через двое ворот и набрать в сумме 10 ( 9, 8, 7ит.д.

    Каждую из названных игр можно применять при закреплении состава чисел первого десятка.

           В теме « Нумерация чисел первой сотни» при усвоении порядка следования чисел при счёте , порядковых и количественных отношений между смежными числами используются игры: « Считай дальше с любого числа», « Назови соседей числа», « Кто быстрее сосчитает». Первая из игр поможет избавиться от ошибки, когда ученик называет с переходом через круглые десятки: 67,68, 69, шестьдесят десять.

         Вторая игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числами.

         Игра « Кто быстрее сосчитает» развивает зоркость, внимание. На доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в запутанном порядке числа. Например, от 61 до 90, от 11 до 50 и т. д. ( можно использовать компьютер) . Требуется, как можно быстрее  назвать и указать по порядку все числаот 61 до 90. Можно соревноваться двум командам, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счётчик.

          Учащиеся начальных классов с удовольствием и большим желанием решают задачи , где математическое содержание подаётся в стихотворной форме.

     

    1. У стены стоят кадушки.

    В каждой ровно по лягушке.

    Если было пять кадушек,

    Сколько было в них лягушек?

     

    2. Подарили Пете книжку о ракете.

    Прочитал Петя, подарил Свете.

    Света – Ване, Ваня – Тане,

    Таня – маленькой Марьяне.

    Сколько детей прочитали книгу?

     

    3. Только я в кусты зашла,

    Подосиновик нашла,

    Две лисички, боровик.

    И зелёный моховик.

    У кого ответ готов,

    Сколько я нашла грибов?

     

    4. Мама – белка для детишек.

    Принесла из леса шишек.

    Сразу все не отдала,

    По одной всего дала.

    Старшему – еловую,

    Среднему – сосновую,

    Младшему – кедровую.

    Скажите, детишки,

    Сколько бельчат съели по шишке?

     

    5. Дали каждому обед:

    Собачке – в миске,

    В блюдечке киске,

    Курочке – несушке

    Пшена в черепушке,

    Машеньке – в тарелочке

    Голубой не маленькой.

    Сколько их обедает?

     

    6. Играли ребята в прятки.

    Прятались все:

    Коля – в овсе,

    Оля – за Колей,

    Егорка – за горкой,

    Андрейка – за лейкой,

     

    Тимошка – за кошкой,

    Лена – за сено,

    Светка – за веткой,

    Филипп – за гриб.

    А Барбос пришёл.

    Сразу всех нашёл.

    Сколько детей нашёл пёс?

     

  1. Табличное и внетабличное умножение и деление.

     

       1. Я всего по 3 тюльпана

        В каждый ряд сажаю рано.

        Ярко-красных 7 рядов,

        Светло-желтых – 8.

        Кто ответить мне готов?

        Сколько будет всех цветов?

     

        2.У деда Архипа большая семья.

        Детей всего 8

        И все – сыновья.

        У каждого сына по паре ребят –

        Внучата Архипа

        Их сколько ребят?

     

       3. У мамы-квочки

        8 сынков и 2 дочки.

        Каждому мама купила

        По 2 кусочка мыла,

        Чтоб чистыми были, опрятными,

       Красивыми и аккуратными.

        Сколько кусочков мыла

        Мама детишкам купила?

     

       4. Лебеди у нас в пруду,

        Лебеди у нас в пруду,

        Я поближе подойду:

        9 черных, белых 5.

        Кто успел их сосчитать?

        Говорите поскорей:

        Сколько пар лебедей?

     

       5. Мама детишкам пекла пирожки.

        Каждому ровно досталось по 3.

        Сколько мама испекла пирогов?

        Каждый, наверно, ответить готов?

        Думайте быстрей!

        У мамы дочка и 5 сыновей.

     

       6. Жили-были 3 зайчишки,

        До того были трусишки,

        Что боялись всех в лесу,

        А больше всех саму лису.

        Но зато у тех зайчат

        С морковкой много было гряд.

        Зимы зайчата не боялись –

        Урожаем запасались.

        Зайцы вырвали морковку

        В пучки решили завязать

        И ещё у них осталось

        Две, одна и пять.

        Сколько морковок у каждого зайки

        Если их десять в пучке,

        Сосчитай-ка?

     

      7.  К 2 зайчатам в час обеда

        Прискакали 3 соседа.

        В огороде зайцы сели

        И по 3 морковке съели.

        Кто считать, ребята, ловок?

        Сколько съедено морковок?

     

      8.  3 бельчонка маму-белку

        Ждали около дупла.

        Им на завтрак мама-белка

        9 шишек принесла.

        Разделила на троих

        Сколько каждому из них?

     

       9. Стоит дом в 12 окон

        В каждом окне по 4 девицы,

        У каждой девицы по 7 веретен,

        У каждого веретена разное имя.

        – Отгадайте, что это?

            Система средств активизации познавательной деятельности младших школьников обеспечит организацию учения как мотивированного, так и целенаправленного только тогда, когда он будет возбуждать и развивать внутренние мотивы учения учащихся на всех этапах познания, создавать ситуации удовлетворения учащихся успехами в обучении, способствовать эмоциональному воздействию на школьников, формировать у них способность к деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно- методическая статья на тему: " Занимательность на уроках математики в начальных классах" »

Занимательность на уроках математики в начальных классах

Л. М. Долгих, Л.Н. Кузнецова МБОУ СОШ №46 городского округа город Воронеж

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в процессе обучения. Приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову, сделать их активными участниками учебного процесса - сложная задача. Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья и для умственного развития ребёнка зубрёжке. Дети должны быть путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданием, творить красоту, радость для людей и находить в этом творении счастье.

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Игра вызывает у детей чувство удивления , живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.

В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

Одним из средств развития у учащихся познавательного интереса к содержанию учебного материала является занимательность. В начальных классах на уроках математики используется различный занимательный материал: дидактические игры, задачи в стихах, загадки, задачи – шутки, задачи смекалки, задачи головоломки, ребусы и др. Но, включая в урок, следует помнить, что занимательность материала ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся.

Практика показала, что занимательный материал может применяться на разных этапах усвоения знаний. Использование его оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой урока, органически сочетается с учебным материалом, соответствует дидактическим целям урока.

В развитии познавательной активности младших школьников особое место занимают дидактические игры. Это творческая целенаправленная деятельность , в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности , а когда речь идёт о математике – расширяют представления о количественных и пространственных отношениях, приобретают навыки сравнения, , анализа, синтеза при решении задач. Включение в урок математики игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в условии материала.

Как уже говорилось особенно важно включать дидактические игры в процесс обучения детей 6-7 лет, ибо от того, насколько сумеет учитель заинтересовать предметом с первых дней обучения, зависят успехи в овладении программным материалом в дальнейшем. Уже на первых уроках математики при ознакомлении с порядковыми отношениями , порядковыми значениями чисел можно использовать иллюстрации к сказкам « Терем-теремок», « Рукавичка», « Репка», « Колобок» или иллюстрации под названием « Сказочные герои у нас в гостях». Рассматривая иллюстрации к сказке « Терем-теремок» учащиеся вспоминают содержание сказки, затем отвечают на вопросы:

- Кто первым пришёл терем-теремок?

-Кто вторым?

- Кто пришёл вслед за лягушкой-квакушкой?

- Кто перед лисичкой-сестричкой и медведем?

Кто пришёл последним?

-Сколько всего зверей стало жить в теремке?

При изучении первого десятка одним из трудных вопросов является состав чисел. Здесь можно использовать игры: « Угадай-ка», « Открой форточку», « Эстафета», «Арифметический лабиринт», « Лесенка».

В игре « Угадай-ка» дети узнают, из каких двух слагаемых состоит , например, число 8. Выигрывает тот , кто назовёт наибольшее число случаев.

Игра « Эстафета» может быть проведена в виде соревнования по рядам. Например, двум рядам одновременно предлагается записать все случаи состава числа 10. Первый ученик записывает один пример, передаёт задание другому, и. т. д. Выигрывает тот ряд, который быстрее и без ошибок выполнит задание. Результаты игры можно представить в виде таблицы

10-это есть

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9



Игра « Арифметический лабиринт» заключается в том, чтобы пройти через двое ворот и набрать в сумме 10 ( 9, 8, 7ит.д.

Каждую из названных игр можно применять при закреплении состава чисел первого десятка.

В теме « Нумерация чисел первой сотни» при усвоении порядка следования чисел при счёте , порядковых и количественных отношений между смежными числами используются игры: « Считай дальше с любого числа», « Назови соседей числа», « Кто быстрее сосчитает». Первая из игр поможет избавиться от ошибки, когда ученик называет с переходом через круглые десятки: 67,68, 69, шестьдесят десять.

Вторая игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числами.

Игра « Кто быстрее сосчитает» развивает зоркость, внимание. На доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в запутанном порядке числа. Например, от 61 до 90, от 11 до 50 и т. д. ( можно использовать компьютер) . Требуется, как можно быстрее назвать и указать по порядку все числаот 61 до 90. Можно соревноваться двум командам, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счётчик.

Учащиеся начальных классов с удовольствием и большим желанием решают задачи , где математическое содержание подаётся в стихотворной форме.

1. У стены стоят кадушки.

В каждой ровно по лягушке.

Если было пять кадушек,

Сколько было в них лягушек?



2. Подарили Пете книжку о ракете.

Прочитал Петя, подарил Свете.

Света – Ване, Ваня – Тане,

Таня – маленькой Марьяне.

Сколько детей прочитали книгу?



3. Только я в кусты зашла,

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик.

И зелёный моховик.

У кого ответ готов,

Сколько я нашла грибов?



4. Мама – белка для детишек.

Принесла из леса шишек.

Сразу все не отдала,

По одной всего дала.

Старшему – еловую,

Среднему – сосновую,

Младшему – кедровую.

Скажите, детишки,

Сколько бельчат съели по шишке?



5. Дали каждому обед:

Собачке – в миске,

В блюдечке киске,

Курочке – несушке

Пшена в черепушке,

Машеньке – в тарелочке

Голубой не маленькой.

Сколько их обедает?



6. Играли ребята в прятки.

Прятались все:

Коля – в овсе,

Оля – за Колей,

Егорка – за горкой,

Андрейка – за лейкой,





Тимошка – за кошкой,

Лена – за сено,

Светка – за веткой,

Филипп – за гриб.

А Барбос пришёл.

Сразу всех нашёл.

Сколько детей нашёл пёс?

























Табличное и внетабличное умножение и деление.



1. Я всего по 3 тюльпана

В каждый ряд сажаю рано.

Ярко-красных 7 рядов,

Светло-желтых – 8.

Кто ответить мне готов?

Сколько будет всех цветов?



2.У деда Архипа большая семья.

Детей всего 8

И все – сыновья.

У каждого сына по паре ребят –

Внучата Архипа

Их сколько ребят?



3. У мамы-квочки

8 сынков и 2 дочки.

Каждому мама купила

По 2 кусочка мыла,

Чтоб чистыми были, опрятными,





Красивыми и аккуратными.

Сколько кусочков мыла

Мама детишкам купила?



4. Лебеди у нас в пруду,

Лебеди у нас в пруду,

Я поближе подойду:

9 черных, белых 5.

Кто успел их сосчитать?

Говорите поскорей:

Сколько пар лебедей?



5. Мама детишкам пекла пирожки.

Каждому ровно досталось по 3.

Сколько мама испекла пирогов?

Каждый, наверно, ответить готов?

Думайте быстрей!

У мамы дочка и 5 сыновей.



6. Жили-были 3 зайчишки,

До того были трусишки,

Что боялись всех в лесу,

А больше всех саму лису.

Но зато у тех зайчат

С морковкой много было гряд.

Зимы зайчата не боялись –

Урожаем запасались.

Зайцы вырвали морковку

В пучки решили завязать

И ещё у них осталось

Две, одна и пять.

Сколько морковок у каждого зайки

Если их десять в пучке,

Сосчитай-ка?



7. К 2 зайчатам в час обеда

Прискакали 3 соседа.

В огороде зайцы сели

И по 3 морковке съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?



8. 3 бельчонка маму-белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

9 шишек принесла.

Разделила на троих

Сколько каждому из них?



9. Стоит дом в 12 окон

В каждом окне по 4 девицы,

У каждой девицы по 7 веретен,

У каждого веретена разное имя.

– Отгадайте, что это?











Система средств активизации познавательной деятельности младших школьников обеспечит организацию учения как мотивированного, так и целенаправленного только тогда, когда он будет возбуждать и развивать внутренние мотивы учения учащихся на всех этапах познания, создавать ситуации удовлетворения учащихся успехами в обучении, способствовать эмоциональному воздействию на школьников, формировать у них способность к деятельности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Л.М.Долгих, Л.Н. Кузнецова

Дата: 08.02.2015

Номер свидетельства: 169387

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектно- исследовательской деятельности "
    ["seo_title"] => string(123) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-pri-orghanizatsii-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "212986"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431961685"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства